Рулевое управление КРАЗ-6510, 65055

Рулевое управление КРАЗ-6510, 65055 предназначено для обеспечения необходимого направления движения автомобиля (рис.4).

Рулевое управление КРАЗ-6510, 65055

Рис. 4. Рулевое управление автомобилей КРАЗ-6510, 65101, 65055

1 — механизм рулевой с распределительным устройством; 2 — шланг сливной; 3 — шланг, питающий к насосу; 4 — бачок масляный; 5 — кронштейн масляного бачка; 6 — кронштейн рулевой колонки; 7 — колесо рулевое; 8 — установка переключателей указателей поворота; 9 — вал рулевого управление с колонкой; 10 — вал карданный рулевого управления; 11 — шланг от насоса; 12, 17 — шланги силового цилиндра; 13 — болт приводной; 14 — наконечник; 15 — палец; 16 — кронштейн крепления силового цилиндра; 18 — цилиндр силовой; 19 — тяга продольная рулевая; 20 — сошка; 21 — кронштейн крепления рулевого меха­низма

К рулевому управлению относятся:

рулевой механизм 1 с встроенным распределителем, вал 9 рулевого управления с колонкой и рулевым колесом 7, карданный вал 10, рулевые тяги — продольная 19 и рулевой трапеции, гидравлический цилиндр 18, масляный насос, бачок 4, трубопроводы и шланги.

Масляный насос размещается на двигателе, а тяга рулевой трапеции на передней оси (на рисунке условно не показаны).

Рулевое управление КРАЗ-6510, 65055

Рис. 5. Рулевой механизм (редуктор) автомобилей КРАЗ-6510, 65055

1 — сферические подшипники; 2 — винт; 3 — картер; 4 — гайка-рейка; 5 — шарики; 6 — распределитель; 7 — входной вал рулевого механизма; 8 — зубчатый сектор; 9 — регулировочные прокладки; 10 — нижняя крышка; 11 — отверстия; 12 — экс­центрические вкладыши; 13 — металлокерамические втулки; 14 — штифты; 15, 19 — крышки (задняя и передняя); 16 — пробка; 17 — прижим; 18 — упорное кольцо; 20 — манжета; 21 — гайка

Рулевой механизм состоит из винта 2 (рис.5) и шариковой гайки-рейки 4, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 8.

Полукруглые резьбовые канавки на винте и гайке-рейке образуют спиральный канал, который заполняется при сборке гидроусилителя шариками высокой точности.

Комплектность деталей, принятую при заводской сборке (винт, гайка-рейка/шарики), нарушать не допускается.

Распределитель гидроусилителя руля — золотникового типа, встроен в рулевой механизм.

В корпусе распределителя ГУР КРАЗ-6510, 65101, 65055 имеется три кольцевые расточки.

Средняя расточка соединена с каналом для подвода рабочей жидкости от насоса, а крайние — с каналом для отвода жидкости на слив.

Рулевое управление КРАЗ-6510, 65055

Рис. 6. Распределитель рулевого механизма КРАЗ-6510, 65055

1 — картер рулевого механизма; 2, 13 — подшипники; 3 — гайка; 5, 21 — уплотнительные кольца; 6 — корпус распределителя; 7 — обратный клапан; 8 — шарик; 9 — крышка распределителя; 10 — болт; 4, 11 — упорные подшипники; 12 — втулка; 14 — регулировочные прокладки; 15 — манжета; 16 — стопорное кольцо; 17 -защитное кольцо; 18 — входной вал; 19, 27 — штифты; 20 — торсион; 22 — крышка манжеты; 23 — болт; 24 — регулировочная прокладка; 25 — реактивные плунжеры; 26 — золотник; 28 — винт; А — канал для отвода рабочей жидкости на слив; В — канал для подвода рабочей жидкости от насоса; К, Е — каналы для подвода (отвода) рабочей жидкости к полостям силового цилиндра; С, F, D — кольцевые расточки; М, N — сверления для соединения полостей упорных подшипников со сливом

В трех реактивных камерах корпуса размещены плунжеры 25 (см. рис.6), которые могут в нем свободно перемещаться.

Разборку гидроусилителя ГУР КРАЗ-65055 выполнять в следующем порядке:

Слить из картера рулевого механизма масло.

Отвернуть болты 10 (рис.6) крепления распределителя к картеру 1 гидроусилителя.

Повернуть корпус 6 распределителя ГУР так, чтобы отверстия в нем не совпадали с отверстиями в картере 1 рулевого механизма и, заворачивая два специальных болта в картер 1, снять распределитель.

Рекомендуется перед снятием распределителя нанести метки взаимного расположения картера 1 (см. рис.6) рулевого механизма, корпуса 6 распределителя и его крышки 9.

Отделить крышку 9 распределителя гидроусилителя рулевого управления в сборе с валом 18 от корпуса 6 распределителя.

Рекомендуется перед снятием крышки 9 нанести метки взаимного расположения паза на втулке 12, в который производится кернение буртика гайки 3, относительно вала 18.

Отвернуть болты 23 крепления крышки 22 манжеты и снимите крышку в сборе.

Снять стопорное кольцо 16 и выпрессовать из крышки манжету 1 и защитное кольцо 2.

Извлечь из крышки 9 вал 18 в сборе с подшипниками 13. Спрессовать с вала 18 подшипники 13.

Отвернуть гайку 3, снять упорный подшипник 4 и вынуть из корпуса 6 втулку 12 в сборе с регулировочными прокладками 24, упорным подшипником 11. и золотником 26. Снять с втулки 12 золотник 26, подшипник 11 и прокладки 24.

Извлечь из корпуса 6 распределителя ГУР КРАЗ-6510, 65101, 65055 реактивные плунжеры 25 и вывернуть обратный клапан 7.

Выбить штифт 19 из вала 18 и зачистить круговые пазы под него на валу и торсионе 20.

Переместить поворотом винта 2 (см. рис.5) гайку-рейку 4 в одно из крайних положений.

Отвернуть болты крепления крышек 15 и 19, снять заднюю крышку 15 и переднюю крышку 19 в сборе с манжетой 20. Выпрессовать из крышки 15 манжету 20.

Извлечь из картера 3 эксцентрические вкладыши 12 в сборе с металло-керамическими втулками 13, упорное кольцо 18 и зубчатый сектор 8. Выпрессовать из вкладышей 12 (см. рис.5) металлокерамические втулки 13.

Отвернуть болты крепления нижней крышки 10, снять крышку в сборе с наружной обоймой сферического подшипника 1. Извлечь из картера винт 2 с гайкой-рейкой 4.

Спрессовать с винта 2 внутренние обоймы сферических подшипников 1.

При ремонте гидроусилителя КРАЗ-6510, 65101, 65055 не рекомендуется разбирать узел винт с гайкой-рейкой в сборе.

Но в тех случаях, когда имеются зазоры в этом сопряжении, превышающие допустимые, а также риски и задиры на рабочих поверхностях, целесообразно разобрать узел и замерить детали для определения их пригодности для использования в другой размерной группе.

Выпрессовать из картера 3 крышку 10 с наружной обоймой сферического подшипника 1

Сборка рулевого механизма автомобиля КРАЗ-6510, 65055

Все детали тщательно промыть, обезжирить и продуть сжатым воздухом.

Сборка гидроусилителя должна производиться в условиях, исключающих попадание пыли и грязи на детали.

Сборку рулевого механизма КРАЗ-6510, 65101, 65055 проводить в следующем порядке:

Запрессовать с помощью оправки в крышку 10 наружную обойму сферического подшипника 1.

Установить во внутреннюю полость винта 28 (см. рис.5) торсион 20, совместить их отверстия и запрессовать штифт 27.

Напрессовать, на шейки винта 2 внутренние обоймы сферических подшипников 1.

Установить винт 2 с гайкой-рейкой 4 и подшипниками 1 в картер 3 гидроусилителя.

Установить крышку 10 в картере рулевого механизма до упора наружной обоймы в ролики подшипника, предварительно установив между крышкой и картером регулировочные прокладки 9.

С помощью прокладок 9 отрегулировать натяг подшипников 1.

Момент, необходимый для проворачивания винта 2 (во всем диапазоне перемещения — до упора гайки-рейки 4 в картер 3), должен находиться в пределах 0,9 — 1,5 Нм.

Определение момента проворачивания повторите несколько раз с предварительным поворотом винта в гайке-рейке на один оборот.

Установить гайку-рейку 4 вращением винта 2 в среднее положение.

Установить сектор 8 с упорными кольцами 18 в картер рулевого редуктора так, чтобы средний зуб сектора попал в среднюю впадину гайки-рейки 4.

Установить на вал сектора 8 с обеих сторон вкладыши 12, предварительно запрессовав в них металлокерамические втулки 13.

Риски на торцах вкладышей 12 должны находиться со стороны, противоположной гайке-рейке 4.

Для регулировки зубчатого зацепления в рулевом редукторе КРАЗ-6510, 65055 повернуть эксцентрические вкладыши 12 по часовой стрелке на один и тот же угол (если смотреть со стороны вала сектора 8 настолько, чтобы устранить зазор в зубчатом зацеплении.

Установить крышки 15 и 19 таким образом, чтобы штифты 14 вошли в отверстия во вкладышах 12, а резьбовые отверстия в картере 3 под крепление крышек совпали с отверстиями крышек.

При незначительном несовпадении отверстий в крышках и картере повернуть вкладыши 12 в ту или другую сторону до совпадения отверстий, обратив при этом внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении.

Штифты 14 расположить друг против друга на одной линии (см. рис.5).

После регулировки и установки крышек 15 и 19 момент, необходимый для проворачивания винта 2 (без распределителя) в среднем положении, должен находиться в пределах 2,4 — 3,5 Нм (0,24 — 0,35 кг/см).

Установить в корпус 6 (см. рис.6) распределителя механизма рулевого управления реактивные плунжеры 25 и ввернуть обратный клапан 7.

Установить на втулку 12 регулировочные прокладки 24, упорный подшипник 11 и золотник 26, установить втулку в корпус 6 распределителя.

Установить на втулку 12 упорный подшипник 4 и наверните гайку 3. Раскернить буртик гайки 3 в паз втулки 12.

3апрессовать в крышку 22 манжету 15, защитное кольцо 17, а на шейки входного вала 18 подшипники 13, установить стопорное кольцо 16.

Установить входной вал 18 в сборе в крышку 9 распределителя рулевого механизма, затем крышку 22 в сборе, предварительно установив между крышками регулировочные прокладки 14.

Закрепить крышку 22 болтами 23.

Установить крышку 9 в сборе с валом 18 в корпус 6 распределителя по меткам, нанесенным при разборке, вворачивая винтовую часть входного вала во втулку 12.

Совместить отверстия в крышке 9 и корпусе 6 распределителя ГУР КРАЗ-6510, 65055, вставить и затянуть болты 10.

Установить распределитель 6 (см. рис.5) в картер 3 рулевого механизма по меткам, нанесенным при разборке.

При этом круговые пазы в торсионе 20 (см. рис.6) и на входном валу 18 должны совпадать.

Установить штифт 19 и застопорить его кернением в торец вала 18. Штифт должен заходить в отверстия с небольшим натягом.

При замене деталей распределителя или картера гидроусилителя (кроме крышки 22, манжеты 15 и кольца 17 после сборки производить установку золотника 26 в нейтральное положение.

Для этого сделать следующее:

— установить гидроусилителя КРАЗ на стенд, оборудованный насосом и манометром;

— застопорить вал сектора и заглушить пробками каналы К и Е для соединения с полостями цилиндра; канал В соединить с насосом, а канал А со сливом;

— при работающем насосе поворотом вала 18 найти положение, при котором давление в системе будет минимальным.

Завернуть болт в радиальное отверстие вала 18 и застопорить торсион 20 относительно вала.

При застопоренном торсионе 20 золотник 26 должен возвращаться в нейтральное положение при снятии момента с вала 18;

— при несовпадении круговых пазов под штифт 19 на торсионе 20 и валу 18 следует просверлить отверстие на больший диаметр и установить новый штифт 19.

Момент, необходимый для проворачивания винта рулевого механизма в сборе с распределителем в среднем положении гайки-рейки, должен быть в пределах 2,7 — 4,1 Нм (0,27 — 0,41 кг/см).

Устанавливать гидроусилитель руля необходимо следующим образом:

Залить масло в картер гидроусилителя.

Закрепить рулевой механизм  на кронштейне.

Поворотом входного вала 18 (см. рис.6) совместить метку на торце вала зубчатого сектора с меткой на сошке, надеть сошку на шлицы вала сектора и закрепить ее.

Подсоединить вилку карданного вала 10 (рис.4) к входному валу 18 (см. рис.5), предварительно установив шпонку, и завернуть в вилку стяжной болт.

Подсоединить шланги 11 (см. рис.4), 12 и трубки к распределителю.

Оцените статью
Грузовые автомобили и спецтехника
Добавить комментарий