Автомобили Краз-6510, Краз-65101, 65055 оборудованы рабочей тормозной системой, действующей на все колеса, стояночной тормозной системой, действующей на трансмиссию и вспомогательным (моторным) тормозом, установленным в системе выпуска отработавших газов.
Рабочие тормоза предназначены для снижения скорости движущегося автомобиля до его полной остановки.
Рабочие тормоза барабанно-колодочные. В отторможенном состоянии колодки стягиваются пружинами, вследствие чего они всегда прижаты к разжимному кулаку через ролики, а при торможении раздвигаются кулаком и прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана.
Стояночная тормозная система предназначена для затормаживания автомобиля на месте при остановках и на стоянке.
Вспомогательный (моторный) тормоз Краз-6510, 65055 — дроссельного типа, компрессионный, выхлопной с пневматическим приводом. Предназначен для торможения автомобиля неработающим двигателем, когда подача топлива выключена.
Действие тормоза основано на создании противодавления в выпускном газопроводе двигателя путем перекрытия его проходного сечения заслонкой.
Привод рабочих тормозов пневматический, раздельного типа. Сжатый воздух подается в тормозные камеры и с помощью штоков, регулировочных рычагов и разжимных кулаков прижимает тормозные колодки к барабанам с усилием, пропорциональным давлению, подводимого к тормозной камере сжатого воздуха.
На передней оси установлены тормозные камеры, а на среднем и заднем мостах установлены пневмопружинные тормозные камеры.
При торможении сжатый воздух от секции тормозного крана подводится к регулятору тормозных сил и, в зависимости от степени загруженности автомобиля, происходит торможение колес задней тележки с различной степенью интенсивности.
Пневматическое оборудование автомобиля КрАЗ-6510 приведено на рис.39, автомобиля КрАЗ-65101 — на рис.40.
С левой стороны под кабиной на кронштейнах установлены три ресивера 35: верхний — ресивер контура потребителей; средний — ресивер рабочих тормозов заднего моста; нижний — ресивер рабочих тормозов переднего и среднего мостов.
В пневматическом приводе тормозной системы установлены три ресивера (рис.41) емкостью по 40 л каждый. Ресиверы предназначены для создания запаса сжатого воздуха, нагнетаемого компрессором.
Рис. 41. Ресиверы автомобилей Краз-6510, Краз-65101, 65055
1 — болт; 2 — шайба; 3 — шайба; 4 — гайка; 5 — подкладка; 6 — кронштейн; 7 — палец; 8 — кронштейн; 9 — шплинт; 10 — кольцо; 11 — шайба; 12 — гайка; 13 -угольник разобщительного крана; 14 — кран разобщительный; 15 — штуцер; 16 — клапан двухмагистральный; 17 — заглушка; 18 — ресивер; 19 — клапан защитный четырехконтурный; 20 — штуцер; 21 — клапан слива конденсата; 22 — тяга; 23 — подкладка; 24 — хомут; 25 — упор хомута; 26 — гайка
Клапан слива конденсата установлен на каждом ресивере. Для слива конденсата необходимо слегка нажать на шток и отвести его в любую сторону.
Из верхнего ресивера конденсат сливается с помощью проволочной тяги.
Снятие ресиверов с автомобиля Краз-6510, Краз-65101, 65055 производить в такой последовательности:
— отсоединить все воздухопроводы от ресиверов;
— отсоединить провода от датчиков снижения давления; отсоединить трубки к двухстрелочному манометру; отвернуть гайки 26 от хомутов 24; снять шплинт 9 и удалить палец 7;
— снять хомуты 24, пометить расположение ресиверов (верхние и нижние);
— снять ресиверы.
Осмотреть поверхность ресиверов, поврежденную поверхность зачистить, загрунтовать и окрасить поверхность ресиверов противокоррозионной краской. Повреждения резьбы не допускаются.
Сборку и установку ресиверов на автомобиль производить в порядке, обратном разборке.
Ресиверы контуров рабочих тормозов ведущих мостов имеют выводы на двухстрелочный манометр 9, расположенный в кабине на щитке приборов. Он служит для визуального контроля величины давления сжатого воздуха в ресиверах рабочих тормозов.
Все три ресивера оборудованы датчиками аварийного давления воздуха 19, соединенными электропроводами с контрольными лампами сигнализации падения давления.
При падении давления в ресиверах Краз-6510, Краз-65101, 65055 ниже 0,45 МПа (4,5 кгс/см2) загораются контрольные лампочки на панели приборов.
От компрессора 13, через влагомаслоотделитель с регулятором давления 15 и противозамерзатель 41, сжатый воздух, очищенный от капель влаги и масла, поступает в ресивер контура потребителей.
Из ресивера контура потребителей через четырехконтурный защитный клапан 47 воздух подается в ресиверы контуров рабочих тормозов.
Четырехконтурный защитный клапан прекращает подачу воздуха и изолирует от других тот из контуров, в котором резко снижается давление воздуха вследствие обрыва трубопровода или другой неисправности.
От ресивера контура потребителей сжатый воздух поступает на питание пневмоцилиндра привода выключения сцепления и других потребителей.
Рис. 39. Схема пневматического оборудования автомобиля КрАЗ-6510
1- клапан двухмагистральный; 2- пневмоклапан включения вспомогательной тормозной системы; 3- цилиндр включения заслонки вспомогательной тормозной системы; 4- электропневмоклапан; 5- блок развода воздуха; 6- пневмокамера включения блокировки межосевого дифференциала; 7- пневмокамера включения коробки отбора мощности; 8- клапан контрольного вывода; 9- камера тормозная задняя; 10- тройник; 11- цилиндр выключения сцепления; 12- кран тормозной двухсекционный; 13- клапан защитный одинарный; 14, 27, 28- ресиверы; 15- датчик сигнализации снижения давления воздуха; 16- цилиндр останова двигателя; 17- противозамерзатель; 18- влагомаслоотделитель с регулятором давления; 19- компрессор; 20- камера тормозная передняя; 21- датчик сигнала торможения; 22- манометр; 23, 24- краны разобщительные; 25- клапан слива конденсата; 26- штуцер; 29- клапан ускорительный; 30-тройник
Рис. 40. Схема пневматического оборудования автомобиля КрАЗ-65101
1- камера тормозная передняя; 2- клапан контрольного вывода; 3- манометр двухстрелочный; 4- компрессор; 5-водоотделитель; 6- противозамерзатель; 7-ресивер; 8- кран разобщительный; 9- клапан двухмагистральный; 10- датчик снижения давления; 11- клапан слива конденсата; 12- кран тормозной; 13 -клапан четырёхконтурный;14- блок электроклапанов; 15- цилиндр выключения сцепления; 16- клапан; 17- кран тормозной обратного действия; 18- клапан привода прицепа; 19- ускорительный клапан; 20- камера тормозная задняя; 21- датчик сигнала торможения; 22- цилиндр останова двигателя; 23 -цилиндр вспомогательной тормозной системы; 24- пневмоклапан; 25,26- соединительные головки
Рабочая тормозная система автомобилей Краз-6510, 65055
Управление рабочей тормозной системой осуществляется двухсекционным тормозным краном. Привод тормозного крана показан на рис.42.
Рис. 42. Педаль тормозная и привод управления двухсекционным тормозным краном Краз-6510, 65055
1 — болт; 2 — гайка; 3 — шайба; 4 — болт; 5 — кольцо; 6 — гайка; 7 — шплинт; 8 — основание педали; 9 — болт; 10 — шайба; 11 — гайка; 12 — шайба защитная; 13 — ось защелки; 14 — защелка; 15 — шайба; 16 — гайка; 17 — кронштейн; 18 — кронштейн педали в сборе; 19 — втулка; 20 — педаль; 21 — педаль тормозная в сборе; 22 -подушка; 23 — рычаг; 24 — шпонка; 25 — валик; 26 — пружина; 27 — угольник; 28 — болт; 29 — гайка; 30 — шайба; 31 — болт; 32 — заглушка; 33 — шайба; 34 — кольцо; 35 — кран тормозной в сборе; 36 — кронштейн; 37 — палец; 38 — шплинт; 39 — вилка; 40 — планка; 41 — тяга в сборе; 42 — тяга; 43 — гайка
Устройство двухсекционного тормозного крана дано на рис.43. Сжатый воздух от ресивера контура рабочих тормозов переднего и среднего мостов подводится к выводу в верхней секции тормозного крана.
При нажатии на педаль привода рабочего тормоза, рычаг 1 поворачивается на оси и роликом перемещает тарелку уравновешивающего элемента 3 вниз, сжимая уравновешивающий элемент и перемещая верхний поршень 4 вниз.
Перемещаясь, поршень закрывает выпускное отверстие верхнего клапана 6 и соединяет полости А и С. Воздух из полости С поступает к выводу из полости А верхней секции тормозного крана и далее к тормозным камерам переднего моста и через ускорительный клапан и двухмагистральный перепускной клапан 23 к тормозным камерам среднего моста.
Рис. 43. Двухсекционный тормозной кран Краз-6510, 65055
1 — рычаг привода; 2 — верхний корпус; 3 — уравновешивающий элемент; 4 -верхний поршень; 5 — пружина; 6 — верхний клапан; 7 — пружина; 8 — большой поршень; 9 — малый поршень; 10 — пружина; 11 — нижний клапан; 12 — пружина; 13 — нижний корпус; 14 — выпускное отверстие; а — исходное положение; b — положение при рабочем торможении
Поступивший в полость А сжатый воздух давит снизу на верхний поршень 4, сжимая уравновешивающий элемент 3. Как только давление воздуха на поршень 4 снизу уравновесит усилие, передаваемое на элемент 3 от рычага 1, клапан 6 закрывается, прекратив доступ воздуха из полости С в полость А.
В полости А, магистрали рабочих тормозов и тормозных камерах Краз-6510, Краз-65101, 65055 установится давление воздуха, пропорциональное усилию нажатия на педаль. Таким образом осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана.
Одновременно сжатый воздух через отверстие в выводе из полости А проходит в надпоршневое пространство большого поршня 8 нижней секции тормозного крана и перемещает его вниз, воздействуя на малый поршень 9, который своим седлом сначала закрывает выпускное отверстие клапана, разобщая полость В с атмосферой, а затем открывает нижний клапан 11.
Сжатый воздух, подводимый к выводу из полости от ресивера контура рабочих тормозов заднего моста, через открытый клапан 11 поступает к выводу из полости В и далее к рабочим тормозным камерам заднего моста.
Как только давление сжатого воздуха, поступившего в полость пространство между поршнями 8 и 9, уравновешивает силу, действующую на поршень 8 сверху, клапан 11 закрывается.
Размеры поршней 8 и 9 и усилие пружины 10 подобраны таким образом, что давление в выводах из полостей А и В в зависимости от усилия на рычаге 1 привода практически одинаково.
При отказе в работе верхней секции тормозного крана нижняя секция будет управляться механически через шпильку верхнего поршня 4 и толкатель малого поршня 9.
При отпускании педали рабочего тормоза поршни 4, 8 и 9 клапаны 6 и 11 под действием упругих элементов возвращаются в исходное положение.
Полости воздушных ресиверов (выводы из полостей С и D) разъединяются от полостей контуров рабочих тормозов (выводы из полостей А и В) и последние сообщаются с атмосферой через выпускное отверстие 14. Происходит растормаживание автомобиля.
Одновременно, при торможении, от обоих контуров рабочего тормоза воздух поступает к выводам клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, осуществляя рабочее торможение прицепа (полуприцепа).
Тормозные механизмы Краз-6510, 65055
Тормозные механизмы барабанного типа с двумя тормозными колодками и прикрепленными к ним фрикционными накладками.
Тормозные колодки Краз-6510, Краз-65101, 65055 установлены на эксцентричных осях, позволяющих сцентрировать колодки но внутренней поверхности барабанов.
При торможении колодки прижимаются к тормозному барабану разжимным кулаком, при растормаживании отводятся стяжными пружинами. Передние тормозные механизмы показаны на рис.44, задние тормозные механизмы — рис.45.
Рис. 44. Механизмы тормоза передних колес Краз-6510, 65055
1 — палец; 2 — шплинт 4×25; 3 — колодка без накладки; 4 — кулак разжимной (левый, правый); 5 — звено пружин; 6 — пружина; 7 — кольцо 040-044-25-2-3; 8 — втулка; 9 — ось; 10 — ролик в сборе с втулкой; 11 — тормозной механизм правый в сборе; 12 — тормозной механизм левый в сборе; 13 — прокладка; 14 — заклепка; 15 — накладка; 16 — маслоотражатель; 17 — шайба 8; 18 — болт М8х12; 19 -кольцо 032-035-19-2-3; 20 — пластина; 21 — шайба 10; 22 — болт М 10×20; 23 -кронштейн левый; 24 — кронштейн правый; 25 — колодка с накладкой; 26 -суппорт в сборе; 27 — болт М14х35; 28 — шайба 14; 29 — щит тормоза; 30 — сапун; 31 — масленка; 32 — заглушка резиновая; 33 — болт M10x16; 34 — уплотнитель; 35 — гайка М16х1,5; 36 — шайба 16; 37 — болт; 38 — пружина; 39 — полумуфта подвижная; 40 — пробка-фиксатор; 41 — червяк; 42 — ось червяка; 43 -пробка КГ 1/8″; 44 — винт М5х10; 45 — рейка-толкатель; 46 — втулка; 47 — прокладка; 48 — стопор; 49 — рычаг; 50 — корпус; 51 — кольцо; 52 — колесо червячное; 53 — кольцо; 54 — крышка; 55 — поводок; 56 — кольцо; 57 — крышка
Рис. 45. Механизмы тормоза задних колес Краз-6510, 65055
1 — кулак правый; 2 — кулак левый; 3 — ролик; 4 — колодка в сборе; 5 — стопор ролика; 6 — заклепка; 7 — накладка; 8 — колодка; 9 — шплинт; 10 — палец; 11 — гайка Ml 6×1,5; 12 — шайба 16; 13 — болт Ml 6×1,5×60; 14 — звено; 15-пружина; 16 — суппорт; 17 — кольцо В32; 18 — шайба; 19 — ось колодок; 20 — диск защитный нижний; 21 — диск защитный верхний; 22 — шайба 10; 23 — болт M10x30; 24 — болт Ml6x1,5×45; 25 — кронштейн левый; 26 — кронштейн правый; 27 -прокладка; 28 — кольцо; 29 — масленка; 30 — шайба 14; 31 — шайба 14; 32 — болт Ml4x35; 33 — труба; 34 — втулка; 36 — шайба; 37 — заглушка резиновая; 38 — шайба 8; 41 — пластина; 42 — ось червяка; 43 — заглушка; 44 — втулка; 45 — рычаг регулировочный в сборе; 46 — корпус; 47 — заклепка 5×45; 48 — червяк; 49 — крышка; 50 — колесо червячное; 51 — болт M10x20; 52 — шайба; 53 — прокладка; 54 — крышка; 55 — корпус; 56 — кольцо 045-050-30-2-2; 57 — рычаг регулировочный в сборе; 58 — рейка-толкатель; 59 — винт М5х10; 60 — пробка КГ 1/8″; 61 — кольцо 010-014-25-2-2; 62 — червяк; 63 — пробка-фиксатор; 64 —
червяк; 65 — полумуфта неподвижная; 66 — пружина; 67 — полумуфта подвижная
Детали тормозных механизмов после разборки должны быть очищены от грязи и продуктов износа, после чего проверено их техническое состояние и произведен ремонт.
Тормозной барабан Краз-6510, Краз-65101, 65055
В случае неравномерного износа барабана и наличия кольцевых выработок, его внутреннюю поверхность расточите под один из ближайших ремонтных размеров.
Тормозные колодки Краз-6510, Краз-65101, 65055 в сборе с накладками
Фрикционные накладки замените, если расстояние от поверхности накладки до головки заклепки составляет менее 0,5 мм.
Колодки тормоза с фрикционными накладками собирайте попарно и обрабатывайте по наружному диаметру в соответствии с размером внутреннего диаметра устанавливаемого тормозного барабана.
Разжимной кулак
Допускается износ шеек разжимного кулака до диаметра 37,75 мм, втулок разжимного кулака — до диаметра 38,10 мм.
При износе этих поверхностей свыше указанных, шейки наварите и обработайте под номинальный размер 38 мм, а втулки замените новыми.
Допускается уменьшение толщины зуба шлицев до размера 5,86 мм.
Стояночная тормозная система автомобилей Краз-6510, 65055
Стояночная тормозная система Краз-6510, Краз-65101, 65055 предназначена для затормаживания при остановке и на стоянке.
Стояночная тормозная система (рис.46) трансмиссионного типа. Тормозной механизм барабанного типа с двумя тормозными колодками с механическим приводом.
Тормозной механизм установлен на выходном валу раздаточной коробки и имеет привод на мосты задней тележки (средний и задний мосты).
Снятие тормозного барабана 69 осуществляется в такой последовательности:
— снять карданный вал от раздаточной коробки к среднему мосту;
— снять тормозной барабан 69;
Рис. 46. Управление стояночной тормозной системой Краз-6510, 65055
1 — шплинт; 2 — палец; 3 — шпонка; 4 — вал; 5 — рычаг; 6 — вилка; 7 — тяга в сборе; 8 — гайка; 9 — тяга; 10 — гайка; 11 — шайба; 12 — болт; 13 — кольцо; 14 — втулка малая; 15 — рычаг; 16 — ось собачки; 17 — болт; 18 — болт; 19 — удлинитель рычага; 20 — гайка; 21 — рукоятка; 22 — рычаг; 23 — тяга собачки; 24 — пружина; 25- штифт; 26 — головка тяги; 27 — рычаг в сборе; 28 — гайка; 29 — шайба; 30 — рычаг выключателя; 31 — шплинт; 32 — собачка; 33 — сектор; 34 — пластина рычага; 35 — шпонка; 36 — болт; 37 — шайба; 38 — тяга; 39 — вилка; 40 — тяга в сборе; 41 — рычаг; 42 — болт; 43 — болт регулировочный; 44 — тяга в сборе; 45 — рычаг с втулками; 46 — шайба; 47 — суппорт в сборе; 48 — суппорт; 49 — втулка большая; 50 — болт; 51 — болт; 52 — шайба; 53 — гайка; 54 — кронштейн с втулками; 55 — кронштейн; 56 — кронштейн с рычагами; 57 — болт; 58 — опора рычага; 59 -шплинт; 60 — винт; 61 — сухарь колодки; 62 — болт; 63 — шайба ограничительная; 64 — кулак; 65 — накладка колодки; 66 — заклепка; 67 — колодка в сборе; 68 — колодка; 69 — барабан; 70 — шплинт; 71 — палец; 72 — пружина; 73 — кольцо стопорное; 74 — шайба; 75 — ось; 76 — шайба; 77 — гайка; 78 — диск защитный
Проверить состояние тормозных накладок 65. При износе накладок срубить заклепки и установить новые накладки.
Разборка тормозных колодок Краз-6510, Краз-65101, 65055 осуществляется в следующей последовательности:
— отвернуть болт 42;
— вытащить палец 2 с вилки тяги 44;
— снять регулировочный рычаг 41;
— снять кулак 64;
— снять пружины 72;
— снять тормозные колодки.
Снятие пальца 75 производится в следующей последовательности:
— отвернуть гайку 77;
— снять стопорное кольцо 73;
— вынуть палец 75 из суппорта 48.
Проверить, вымыть и очистить детали стояночной тормозной системы. Проверить размеры и состояние деталей. Номинальный диаметр вала 4 — 25 мм, номинальный диаметр втулки 14-25 мм.
Сборку осуществлять в порядке, обратном разборке. Отрегулировать зазор между тормозным барабаном и колодками в соответствии с требованием.
Вспомогательная система тормоза автомобилей Краз-6510, , 65055
Управление вспомогательной тормозной системой осуществляется с помощью пневмоклапана, установленного в кабине.
При нажатии на педаль клапана сжатый воздух из ресивера потребителей через пневмоклапан поступает в цилиндр включения заслонки, поворачивает ее, создавая дополнительное сопротивление выхлопу.
Одновременно воздух попадает в силовой пневмоцилиндр, поворачивает скобу механизма останова двигателя, расположенную на регуляторе частоты вращения и прекращает подачу топлива к форсункам.
При отпущенной педали сжатый воздух через клапан выходит в атмосферу, под действием возвратных пружин скоба механизма останова двигателя и заслонка в выхлопной трубе возвращается в исходное положение.