ТНВД МТЗ-80, 82

Содержание
  1. Устройство ТНВД для МТЗ — 80, 82
  2. Замена масляного насоса: можно ли поставить другую модель
  3. Система смазки двигателя Д 240 — центрифуга, масляный насос и обслуживание
  4. » Двигатель Д-240 » Система смазки двигателя Д 240 — центрифуга, масляный насос и обслуживание
  5. Сфера применения устройств
  6. Насос масляный МТЗ: характеристики, устройство, схемы, сколько зубов на шестерне привода
  7. Принцип работы УТН — 5
  8. ТНВД трактора МТЗ: Устройство, регулировка, советы
  9. Общее устройство дизеля Д-243 трактора МТЗ-82
  10. Главные механизмы дизеля
  11. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ Д-240
  12. Составные элементы дизельного мотора
  13. Цилиндровый блок
  14. Головка дизельного механизма
  15. Проверка (регулировка) топливного насоса
  16. Теоретические рекомендации
  17. Смена масла
  18. Надежность, проблемы и ремонт ММЗ Д-243
  19. Модификации Д-243 и их отличия
  20. Устройство масляного насоса на МТЗ для двигателей Д-240, 243, 245 и модификаций: схема, характеристики
  21. Масляный насос для Д-240
  22. Схема масляного насоса МТЗ-80/82
  23. Масляный насос для Д-245
  24. Масляный насос Д-260 и модификаций

Устройство ТНВД для МТЗ — 80, 82

УТН — 5, как называется топливный насос для белорусской марки тракторов, изготавливается из прочного сплава алюминия и выпускается в двух возможных вариантах установки — левом и правом, в зависимости от конструктивных особенностей крепления фланца. По всему корпусу он разделён на две полостные части специальной перегородкой, где в нижней полости находится вал с приводом насоса, а в верхней отдельные секции этого насоса.

Полное детальное устройство топливного насоса высокого давления двигателя Д-240 вы можете прочитать далее

ТНВД МТЗ-80, 82

Топливный насос с регулятором:

1 — нажимной штуцер; 2 — зажимы; 3 — пружина; 4 — нагнетательный клапан; 5 — седло клапана; 6 — прокладка; 7 — втулка плунжера; 8 — плунжер; 9 — пробка; 10 — зубчатый венец; 11 — поворотная втулка; 12 — крышка регулятора; 13 — тяга рейки; 14 — рычаг пружины; 15 — пружина регулятора; 16 — пружина обогатителя; 17 — основной рычаг; 18 — корпус корректора; 19 — шток корректора; 20 — винт регулировочный; 21 -промежуточный рычаг; 22 — болт номинала; 23 — болт; 24 — корпус регулятора; 25 — ось груза; 26 — пята; 27 — муфта; 28 — ось пяты; 29 — ось рычага; 30 — грузы регулятора; 31 — упорные шарикоподшипники; 32 — спускная пробка; 33 — ступица грузов; 34 — сухарь амортизатора; 35 — шайба; 36 — стакан подшипника; 37 — маслоотражатель; 38 — рычаг управления; 39 — кулачковый вал; 40 — заглушка; 41 — эксцентрик привода подкачивающего насоса; 42 — фланец для крепления подкачивающего насоса; 43 — регулировочная шайба; 44 — плита крепления; 45 — корпус насоса; 46 — маслоподводящее отверстие; 47 — гайка валика; 48 — шлицевая втулка; 49 — установочный фланец; 50 — толкатель с роликом; 51 — регулировочный болт толкателя; 52 — тарелка пружины (нижняя); 53 — пружина плунжера; 54 — тарелка пружины; 55 — зубчатая рейка; 56 — болт для спуска воздуха; 57 — канал для отвода топлива; 58 — перепускная трубка; 59 — корпус перепускного клапана; 60 — пробка; 61 — шарик-клапан; 62 — отверстие для подвода топлива; 63 — канал для подвода топлива; 64 — отсечное отверстие; 65 — впускное отверстие втулки плунжера; 66 — штифт; 67 — крышка люка; 68 — регулировочный винт; 69 — прокладка; 70 — заливная пробка; 71 — регулировочный винт; 72 — пружина корректора; 73 — стяжной винт.

Здесь же, вы можете увидеть всю топливную систему белорусского трактора целиком:

ТНВД МТЗ-80, 82

Система питания дизеля (схема):

1 — глушитель; 2 — воздухоочиститель; 3 — фильтр грубой очистки воздуха; 4 — впускной коллектор; 5 — электрофакельный подогреватель; 6 — топливный бачок электрофакельного подогревателя; 7 — дренажная трубка; 8 — трубка высокого давления; 9 — заливная горловина; 10 — топливные баки; 11 — сливной кран; 12 — трубка топлива; 13 — фильтр грубой очистки топлива; 14 — фильтр тонкой очистки топлива; 15 — трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу; 16 — трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу; 17 — регулятор топливного насоса; 18 — топливная трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 19 — подкачивающий насос; 20 — перепускная трубка; 21 — топливный насос; 22 — форсунка; 23 — выхлопной коллектор; 24 — нижний фильтрующий элемент; 25 — средний фильтрующий элемент; 26 — верхний фильтрующий элемент.

В верхней полостной точке УТН — 5 двигателей Д-240 расположены два продольных канала, образующих собой каре, один конец которого к фильтру тонкой очистки топлива, а другой, соответственно, к самой подкачке в насосе, где в штуцере вмонтирован пропускной клапан.

Замена масляного насоса: можно ли поставить другую модель

Масляный насос трактора МТЗ 80, особенно если речь идет о старых Беларусах с Д-240, может не справляться с нагрузкой, поэтому у многих трактористов возникает вопрос, возможна ли замена насоса на другую модель? Например, при установке насоса с шестернями привода с меньшим числом зубьев получился бы прирост по оборотам.

Замена масляного насоса совсем не обязательно должна выполняться на агрегат той же модели. Обычно есть смысл для Д-240 (а иногда и более поздних версий Д-241, Д-242, Д-243 и т.д.) ставить более мощный масляный насос от Д-245.

ТНВД МТЗ-80, 82

Чтобы при замене потребовались минимальные переделки, нужно менять одновременно насос и шестерню коленвала.

Все остальные габариты будут идентичными, поэтому с подсоединением маслозаборника и трубок проблем не возникнет.

Для успешной замены масляного насоса МТЗ, если вы хотите заменить его на аналогичный, нужно:

  • уточнить модификацию движка и посмотреть каталожный номер;
  • посмотреть, сколько зубьев на шестерне привода;
  • выбрать запчасти с такими же каталожными номерами (обязательно нужно уточнить число зубов на шестерне привода, иначе детали не встанут).

Для замены маслонасоса на другую версию нужно:

  • выбрать масляный насос для МТЗ с подходящими характеристиками;
  • уточнить, сколько зубьев на шестерне привода;
  • если число зубов совпадает с количеством зубьев на шестерне коленвала, то можно взять только насос, в противном случае для успешной замены надо заказать и шестерню вала, подходящую к нему.

Система смазки двигателя Д 240 — центрифуга, масляный насос и обслуживание

» Двигатель Д-240 » Система смазки двигателя Д 240 — центрифуга, масляный насос и обслуживание

На двигателе Д-240 реализована комбинированная система смазки. Исходя из условий работы деталей, масло поступает к трущимся поверхностям (шатунные и коренные шейки коленвала, опорные шейки распредвала, втулки шестерни топливного насоса и промежуточной шестерни) под давлением, но пульсирующим потоком (механизм клапанов) или путем разбрызгивания. В систему смазки двигателя входят: полнопоточный центробежный масляный фильтр (центрифуга), масляный насос с маслоприемником и масляный радиатор. Также к системе смазки относятся соединительная арматура, маслопроводы, предохранительные клапаны, контрольные приборы и другие. Часть компонентов дизеля (пускач, помпа, топливный насос) имеют собственную автономную схему смазки. Для смазки двигателя трактора МТЗ-82 применяется моторное масло: зимой — марки М8Г2, летом — М10Г2. Масло необходимо менять каждые 480 часов работы двигателя.

Сфера применения устройств

Мотор прост в эксплуатации, неприхотлив, не доставляет трудностей в обслуживании. За счет универсальности и преимуществ двигатели получили широкое применение. В настоящее время они устанавливаются в следующие виды машин:

Подобная модификация имеет ту же сферу применения, что прочие разновидности данного дизельного двигателя.

Насос масляный МТЗ: характеристики, устройство, схемы, сколько зубов на шестерне привода

Чтобы двигатели тракторов МТЗ не выходили из строя из-за высокого трения деталей, на Белорусах используется продуманная система смазки. Ее ключевым компонентом является масляный насос, который осуществляет принудительную подачу масла к трущимся деталям мотора. Система смазывания обеспечивает смазывание подвижных элементов коленвала, распределительного вала, шестерен топливного насоса и промежутки.

Масляный насос на тракторе МТЗ подает техническую жидкость под давлением путем промывания (клапаны) или разбрызгивания. О его характеристиках и устройстве, схеме и основных компонентах, а также о том, как проверить, снять и заменить, поговорим далее в статье.

Принцип работы УТН — 5

К корпусу топливного насоса снаружи прикреплён насос подкачки, крепёжная плита с фланцем и регулятор, а к каждому из штуцеров подключён топливопровод высокого давления, через которые к форсунке и подаётся необходимое горючее. Привод насоса осуществляется шестерёнкой коленвала, которая соединяется с промежуточной шестерёнкой и шестерёнкой самого насоса.

Если в насосе когда-либо производился ремонт, то после каждой разборки/сборки необходимо точно выверять угол соединений шестерёнок, ибо при неверном наклоне сбой в работе неизбежен. Градус угла наклона всегда должен соответствовать 22°30″ и проверяться, конечно, желательно мотористами, а не самостоятельно.

ТНВД трактора МТЗ: Устройство, регулировка, советы

ТНВД МТЗ-80, 82

Особенности устройства ТНВД МТЗ-80, 82. Детальные схемы и полезные рекомендации.

Состоящая из двух баков для топлива, двух фильтров (грубой и тонкой) очистки, топливного насоса высокого давления (ТНВД) топливная система этой марки тракторов достаточно проста и стандартна для большинства как дизельных, так и бензиновых двигателей. Рассматривая ТНВД МТЗ – 80 на схеме далее и зная подробное устройство со всеми составляющими деталями, можно практически не сомневаться в возможности самостоятельного ремонта этой техники. В топливном насосе трактора МТЗ – 80, 82 и его поздних модификациях всего более 70 деталей.

Общее устройство дизеля Д-243 трактора МТЗ-82

Дизельный двигатель (дизель) Д-243 — это основной вид ДВС, применяемого на тракторе МТЗ-82. Дизелем называется поршневой двигатель, который вырабатывает механическую энергию при сгорании топливовоздушной смеси, образующейся внутри его цилиндров.

Самовоспламенение топлива, впрыскиваемого в камеры сгорания цилиндров дизеля в мелко распыленном виде, происходит вследствие окисления и нагрева его капель при их контакте с нагревшимся в результате сжатия воздухом.

Устройство и принцип действия дизеля Д-243, его механизмов и функции систем

ТНВД МТЗ-80, 82

Рис.1. Принципиальная схема дизельного двигателя Д-243

Поршень 1 цилиндров (рис.1), представляющий собой перевернутый вверх дном стакан, с помощью поршневого пальца шарнирно соединен с верхней головкой шатуна 2, нижняя головка которого надета на шатунную шейку кривошипа 3.

Опорные (коренные) шейки кривошипа вращаются в подшипниках, размещенных в поперечных перегородках верхней половины картера 5 блока цилиндров МТЗ-82.

При вращении кривошипа вокруг своей продольной оси поршень совершает возвратно-поступательное движение в цилиндре 6, выполняющего для него роль направляющей поверхности. Нижней половиной картера является поддон 4, служащий резервуаром для смазочного материала (масла).

В многоцилиндровом дизеле его кривошипы объединены в единую деталь — коленчатый вал, а цилиндры — в блок цилиндров. Для повышения жесткостей блока цилиндров Д-243 и картера их обычно выполняют в виде единой литой детали — блок-картера.

Сверху блок-картер накрыт общей для всех цилиндров или индивидуальными для каждого цилиндра головками 7, в которых расположены органы газораспределения дизеля.

Детали ГРМ дизельного двигателя трактора МТЗ-82 обеспечивают впуск в цилиндр прошедшего через очиститель 10, через впускную трубу 8 и открытый впускной клапан 9 воздуха, а также выпуск из цилиндра в атмосферу продуктов сгорания топлива через открытый выпускной клапан 12 и трубу 13. Движениями клапанов управляют кулачки 11, выполненные за одно целое с распределительным валом или валами.

В головке цилиндра дизеля Д-243 через форсунку 14 производится впрыскивание мелко распыленного топлива в воздух, который заполнил камеру сгорания, расположенную в днище поршня.

Образующиеся при сгорании впрыснутого топлива газы резко повышают давление в цилиндре, вызывая опускание поршня и вращение кривошипа (коленчатого вала), которое передается трансмиссии и ходовой части трактора.

Совершаемая газами работа и, следовательно, мощность дизельного двигателя могут изменяться в зависимости от количества впрыскиваемого и сгорающего в его цилиндрах топлива.

Однако такое изменение должно быть пропорционально изменению количества находящегося в цилиндрах воздуха, иначе сгорание топлива будет неполным и в отработавших газах появятся токсичные вещества (оксид углерода, несгоревшие углеводороды и др.), а также твердые частицы — сажа.

Дизель Д-243 имеет два механизма: кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения (ГРМ).

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) создает вращательное движение вала, от которого крутящий момент передается потребителям.

Неподвижными деталями являются КШМ МТЗ-82:

— блок-картер в сборе с крышками и вкладышами коренных подшипников коленчатого вала;

— прикрепленные к блок-картеру общая (или индивидуальные) головка цилиндров, масляный поддон, картер маховика, крышка привода механизма газораспределения.

Эти детали образуют остов (корпус) дизеля, к которому крепятся его вспомогательные агрегаты, а также кронштейны, через которые он опирается на раму трактора.

К подвижным деталям КШМ Д-243 относятся:

— поршень в сборе с компрессионными и маслосъемными кольцами, поршневым пальцем и деталями его фиксации (поршневая группа);

— шатун в сборе с втулкой-подшипником поршневого пальца, крышкой его кривошипной головки, болтами ее крепления к телу шатуна, вкладышами шатунного подшипника (шатунная группа);

— коленчатый вал в сборе с противовесами, гасителем его крутильных колебаний, маховиком, ведущими деталями привода механизма газораспределения и вспомогательных агрегатов (кривошипная группа).

Механизм газораспределения (ГРМ) дизельного двигателя МТЗ-82 обеспечивает своевременные впуск атмосферного воздуха в цилиндры дизеля и выпуск из них отработавших газов.

ГРМ Д-243 включает в себя ведомые детали его привода, распределительный вал с кулачками привода клапанов, толкатели, штанги и коромысла с их осями и стойками осей, клапаны с пружинами и деталями их фиксации.

Системы дизеля Д-243 трактора МТЗ-82 выполняют следующие основные функции:

— Система питания воздухом обеспечивает впуск в цилиндры дизеля очищенного воздуха непосредственно из атмосферы, или после сжатия его в компрессоре, или после охладителя.

Эта система включает воздухоочиститель, индикатор запыленности очищенного в нем воздуха, компрессор агрегата наддува, охладитель наддувочного воздуха, воздушные трубопроводы.

— Система питания топливом (топливная система) дизельного двигателя Д-243 обеспечивает хранение на тракторе запаса топлива, его фильтрацию, дозирование в зависимости от режима работы дизеля, впрыскивание в цилиндры по заданному закону в мелко распыленном виде и в наивыгоднейшие моменты времени.

Система включает топливный бак, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, подкачивающий насос, насос высокого давления, регулятор частоты вращения дизеля, корректоры цикловой подачи топлива, трубопроводы высокого и низкого давления, форсунки.

— Система выпуска отработавших газов дизеля МТЗ-82 обеспечивает выпуск из цилиндров продуктов сгорания топлива либо непосредственно в атмосферу, либо через турбину агрегата наддува.

— Система охлаждения двигателя обеспечивает наивыгоднейшее тепловое состояние дизеля в зависимости от режима его работы и температуры окружающей среды путем регулируемой отдачи охлаждающему агенту части количества теплоты, выделившейся при сгорании топлива и трении подвижных деталей.

Агентами охлаждения являются специальные жидкости или атмосферный воздух. Система охлаждения трактора МТЗ-82 включает следующие компоненты: жидкостные рубашки охлаждения цилиндров и их головок, насос, вентилятор, радиатор, соединительные трубы или шланги;

— Система смазки дизеля Д-243 обеспечивает снижение потерь мощности дизеля на преодоление трения между его движущимися деталями и отвод теплоты трения путем создания между ними слоя смазочного материала.

Система включает резервуар масла (поддон), насос с маслоприемником, фильтры грубой и тонкой очистки масла, его охладитель, предохранительные и перепускные клапаны, заливную горловину, сливную пробку, измеритель уровня масла в резервуаре, трубопроводы и соединительные шланги.

— Система вентиляции картера дизельного двигателя обеспечивает поддержание в заданных пределах давления газов, прорвавшихся в картер через компрессионные поршневые кольца, путем их отсоса в находящуюся под разрежением зону впускного тракта дизеля. Эта зона находится в трубопроводе после воздухоочистителя.

Технические характеристики и параметры дизельного двигателя Д-243 трактора МТЗ-82

Тип — Четырехтактный дизель, без турбонаддува

Способ смесеобразования — Непосредственный впрыск топлива

Порядок работы цилиндров — 1 — 3 — 4 — 2

Рабочий объем цилиндров, л — 4,75

Допустимый продольный и поперечный наклон работающего дизеля, не более, град. — 20

— номинальная, кВт — 59,6
— эксплуатационная, кВт — 57,4

Допуск на номинальную и эксплуатационную мощность, кВт +3,7

Номинальная частота вращения, мин — 2200

Максимальная частота вращения холостого хода, ограничиваемая регулятором, не более, мин — 2380

Минимальная устойчивая частота вращения холостого хода, не более, мин — 600

Степень сжатия (расчетная) — 16

Направление вращения коленчатого вала дизеля — Правое (по часовой стрелке)

Максимальный крутящий момент, Нм — 298

Частота вращения при максимальном значении крутящего момента, не менее, мин — 1600

Удельный расход топлива на режиме номинальной мощности, г/кВтч — 226,0

Удельный расход топлива на режиме эксплуатационной мощности, г/кВтч — 235

Общий расход масла с учетом замены за весь гарантийный срок работы, не более, % к расходу топлива — 1,1

Давление масла в главной магистрали системы смазки дизеля при температуре 85-95°С, МПа

— при номинальной частоте вращения — 0,25 — 0,35
— при минимальной частоте вращения холостого хода, не менее — 0,08

Масса дизеля сухого с вентилятором, генератором, воздухоочистителем, без муфты сцепления, кг — 430/490

Пусковое устройство: стартер — 24.3708 / пусковой двигатель — П-10УД.

Главные механизмы дизеля

Двигатель газель бизнес (умз 4216) устройство, грм, технические характеристики

Для обеспечения нормальной работы двигателя Д-243 необходимы два элемента.

Кривошипно-шатунный механизм мотора включает в себя следующие детали:

ТНВД МТЗ-80, 82
Кривошипно-шатунный механизм Д-243

  • Коленвал. Производится из стали, уплотняется манжетами с обеих сторон. На вал крепятся приводы масляного насоса, шкив генератора и другие детали.
  • Поршни. Изготавливаются из алюминия. На поршнях располагаются канавки, в которые монтируются 3 компрессионных кольца и 1 маслосъемное.
  • Шатуны. Стальные детали, на головке которых имеется запрессованная втулка и каналы для попадания масла в поршни.
  • Коренные и шатунные подшипники. Для дизеля Д-243 подбираются вкладыши с двумя разными размерами.
  • Маховик. Чугунный элемент, который закрепляется на фланце коленчатого вала.

Механизм газораспределения состоит из следующих деталей:

  • Распределительный вал. Устанавливается на коленвале, имеет 3 втулки, выполняющие функции подшипников.
  • Толкатели. Стальные элементы с рабочей частью, выполненной из отбеленного чугуна.
  • Штанги. Взаимодействуют с толкателями. При их производстве используются стальные стержни.
  • Коромысла клапанов. В механизме газораспределения дизельного мотора они раскачиваются на оси и фиксируются на цилиндрах 4 шпильками.
  • Выпускные и впускные клапаны. Выполнены из жаропрочной стали, закрываются при помощи пружин.
  • Уплотнительные манжеты. Предотвращают попадание масла в выхлопной коллектор и цилиндры.

ТНВД МТЗ-80, 82
Схема газораспределительного механизма двигателя Д-245

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ Д-240

На двигателе Д-240 трактора МТЗ-80, применена комбинированная одноконтурная система смазки. Насос 2 (рис. 1) засасывает масло через маслозаборник 1 и нагнетает в полнопоточную активно-реактивную (бессопловую) центрифугу 4. Дальше масло через радиатор 5 или минуя его поступает в магистраль блок-картера к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала. От коренных подшипников по сверлениям в щеках оно подводится к шатунным. От шейки распределительного вала масло пульсирующим потоком поступает во внутреннюю полость оси коромысел, а через отверстия в ней — к втулкам коромысел. По имеющимся в коромыслах каналах масло поступает к сферическим поверхностям штанг толкателей.

Гильзы цилиндров, поршни, толкатели, кулачки распределительного вала, зубья шестерен и другие детали двигателя Д-240 трактора МТЗ-80 смазываются маслом, вытекающим из зазоров подшипников.

Масляный насос (рис. ниже) одноступенчатый, шестеренного типа, установлен на крышке первого коренного подшипника коленчатого вала и приводится во вращение от коленчатого вала дизеля. Основные части насоса: корпус 2, крышка 5, шестерня 6 привода и ведущая шестерня 9, укрепленные на валу , и ведомая шестерня 4, расположенная на пальце 3.

ТНВД МТЗ-80, 82

При вращении шестерен 9 и 4 в зоне всасывания создается разрежение, благодаря которому масло через маслозаборник поступает в насос. Попадая между зубьями шестерен, масло нагнетается в магистраль, а из нее подается к трущимся деталям.

Глубина расточек под шестерни в корпусе, ширина шестерен и их расположение выполняются с большой точностью. Для герметичности внутренней полости масляного насоса привалочные плоскости корпуса и крышки шлифуют. Чтобы создать соосность подшипников, крышка соединяется с корпусом при помощи двух контрольных штифтов, отверстия для которых обрабатываются совместно. Поэтому перестановка крышки с одного насоса на другой недопустима. Подача насоса 36 л/мин при частоте вращения 2320 об/мин и развиваемом насосом давлении 0,70. 0,75 МПа (7,0. 7,5 кгс/см2).

ТНВД МТЗ-80, 82

Масляный фильтр (рис. ниже) предназначен для очистки масла, циркулирующего в смазочной системе. На дизеле установлен центробежный фильтр с бессопловым гидравлическим приводом.

В корпус 79 центрифуги ввернута ось 15, на которой вращается ротор, состоящий из остова 8, внутреннего стакана 77, нижней крышки 12 и верхней крышки 13. Крышка 12 крепится на остове 8 гайкой и уплотняется резиновым кольцом 14. Шайба 2 и гайка 4, установленные на верхнем резьбовом конце оси 15, ограничивают осевое перемещение ротора. Сверху ротор закрыт колпаком 7, который закреплен гайкой 3 с шайбой 2. Внутри оси проходит маслоотводящая трубка.

От масляного насоса масло по каналу в блоке цилиндров, а затем по кольцевому каналу и отверстиям в оси ротора поступает в насадок 10, который закреплен на оси штифтом. Через щели в насадке масло подается в тангенциальном направлении, приобретает вращательное движение и через отверстия в остове ротора попадает во внутренний стакан 77. Отражательный буртик крышки ротора направляет масло вверх. Под действием центробежных сил продукты сгорания и разложения масла и износа деталей отлагаются на внутренних стенках ротора. Очищенное масло с большой скоростью через тангенциальное отверстие в верхней части выбрасывается во внутреннею проточку корпуса ротора в зоне выходных радиальных отверстий (7) оси ротора. При этом возникает реактивная сила, которая вращает ротор. Затем масло через отверстия в оси ротора и трубку (9) поступает в главную масляную магистраль.

Редукционный (нерегулируемый) клапан

17 служит для перепуска холодного масла в магистраль, минуя масляный радиатор. Усилие пружины клапана меньше сопротивления радиатора потоку холодного масла, поэтому, если оно холодное, клапан открывается, и масло поступает в магистраль.

Масляный радиатор

предназначен для охлаждения масла, температура которого может значительно увеличиваться при длительной работе дизеля с полной нагрузкой, особенно в условиях высоких температур окружающей среды. Проходя по многочисленным трубкам радиатора, масло охлаждается встречным потоком воздуха на 10-15°С и поступает в дизель.

ТНВД МТЗ-80, 82

Комплектующие детали и компоненты масляного радиатора двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80

  • 0 — 70-1405100 Маслопровод в сборе
  • 1 — 70-1405089 Штуцер
  • 2 — А40/50-4616339 Шайба
  • 3 — 70-1405120 Маслопровод
  • 4 — ХС-21-П29 Хомутик
  • 5 — 70-1405013 Шланг
  • 6 — 70-3407146 Планка
  • 7 — 70-3506027 Втулка
  • 8 — 70-3407144 Планка
  • 9 — Болт М8-6gх35.88.35.019 ГОСТ 7796-70
  • 10 — Шайба 8Н ГОСТ 6402-70
  • 11 — 70-1405109 Маслопровод
  • 12 — Болт М8-6gх45.88.35.019 ГОСТ 7796-70
  • 13 — Шайба 8 ГОСТ 11371-78
  • 14 — Гайка М8.6Н.019 ГОСТ 5915-70
  • 15 — 70-1405117 Маслопровод
  • 16 — 70-1405011 Трубка
  • 17 — 70-1405112 Хомутик
  • 18 — 70-1405230 Фильтр
  • 19 — 70У-1405010 Радиатор
  • 20 — 70-1405110 Маслопровод
  • 21 — 40-4607038-А Шайба
  • 22 — 40-4607032 Болт
  • 23 — 70-1405120 Маслопровод

Составные элементы дизельного мотора

Конструкция Д-243 обладает традиционным оснащением. Основа представлена блоком цилиндров, изготовленных из чугуна. Из этого же материала производится головка блока и элементы системы газораспределения.

Цилиндровый блок

Конструкция двигателя Д-243

Конструкция двигателя Д-243

Представляет собой основу конструкции устройства. Производится из чугуна и имеет 4 отверстия для фиксации цилиндров. Установка производится при помощи гильз, которые закрепляются в верхнем посадочном поясе. Нижняя часть элементов монтируется специальными резиновыми кольцами. Между блоком цилиндров и гильзой остается свободное пространство, в котором перемещается охлаждающая жидкость.

В блоке есть каналы для подачи смазки к подшипникам. С внешней стороны устройства имеются плоскости, предназначенные для фиксации различных приспособлений: водяной помпы, фильтров и прочих.

Головка дизельного механизма

Является цельным элементом дизельного двигателя Д-243, отливается из чугуна. Деталь обеспечивает полноценное функционирование топливной и газораспределительной системы. В головке имеются каналы, обеспечивающие приток свежего воздуха и удаление отработанных газов. Перекрываются отверстия специальными клапанами.

В верхней части располагаются коромысла, колпак, закрывающий клапаны, и всасывающий коллектор. Рядом с ТНВД находятся форсунки. С противоположной стороны – выхлопной коллектор.

Проверка (регулировка) топливного насоса

ТНВД МТЗ-80, 82

Прежде, чем осуществить проверку, необходимо убедиться в плотности запирающего конуса клапана нагнетания и в достаточном давлении насосной секции, находящейся в верхней полости.

Вращая коленчатый вал, нужно сдвигать регулятор до тех пор, пока стрелка на манометре не остановится на цифре 15 МПа. Двигатель после этого останавливают и отключают подачу горючего регуляторным рычагом. При падении давления на манометре менее, чем за 10 секунд, клапан соответствует исправности и дальнейшему использованию.

Чтобы отрегулировать точный угол начала поступления горючего вам потребуется вкручивать/выкручивать специальный регулировочный болт. При откручивании болта угол будет увеличиваться, а при обратном вкручивании, соответственно, уменьшаться. Обратите внимание, что один виток (оборот) вкручивания/раскручивания регулирует скорость оборотов двигателя приблизительно на 30-50 оборотов. При раскрутке болта производительность и пропускная способность насоса пропорционально уменьшается, а при закрутке, наоборот, увеличивается.

Теоретические рекомендации

Вы можете логически вычислить, что при увеличении подачи горючего в мотор увеличивается и его крутящий момент, который, естественно, повышает номинальную мощность двигателя Д-240. К тому же, до пределов своих возможностей повышается и скоростной режим работы.

Замена масла в насосе УТН — 5 необходима только после разборки и ремонта, а в повседневной эксплуатации трактора не нужна. Заливка дизельного масла должна производиться через картер ТНВД в объёме 150-200 мл.

 

Смена масла

Замена масла и масляного фильтра проводится достаточно характерно для всех моделей силовых агрегатов ММЗ с маркировкой Д. Сам процесс особо не отличается от других дизельных моторов. Рассмотрим, основные аспекты проведения ТО.

  1. Откручиваем сливную пробку на поддоне картера. Не стоит забывать устанавливать тару, куда будет сливать жидкость.
  2. После того, как масло сбежало, необходимо закрутить сливную пробку.
  3. Меняем тонкий и грубый фильтр очистки масла.
  4. Заливаем новую смазочную жидкость двигателя.
  5. После прогрева, необходимо проверить уровень смазки в движке. При необходимости залить недостающее количество.

ТНВД МТЗ-80, 82

Головка блока цилиндров Д243

Надежность, проблемы и ремонт ММЗ Д-243

Производство дизеля Д243 на заводе в Минске было начато в 1974 году, и это был рядный 4-х цилиндровый мотор. Здесь применен чугунный блок цилиндров с мокрыми гильзами из чугуна, внутри этого блока стоит стальной коленвал с ходом поршня 125 мм, с коренными шейками 75.25 мм и с шатунными шейками 68.25 мм. Шатуны стальные длинной 230 мм, поршни алюминиевые диаметром 110 мм с поршневыми пальцами диаметром 38 мм. Это обеспечивает рабочий объем 4.75 литра.Давление масла на ММЗ Д-243 должно находиться в диапазоне 2.5-3.5 кгс/см2.

Сверху блока установлена чугунная головка с 2-мя клапанами на цилиндр. Диаметр впускных клапанов 48 мм, а выпускных 42 мм, толщина ножки — 11 мм. Это нижневальный мотор, соответственно, распредвал находится в блоке и приводит клапана в движение через толкатели, штанги и коромысла. Каждые 500 часов работы нужно проверять и регулировать клапаны. Зазоры клапанов следующие: впуск и выпуск — 0.25 мм. Порядок регулировки клапанов совпадает с порядком работы — 1-3-4-2.

Для этих моторов идет топливный насос 4УТНИ. На основе 243-го был создан известнейший турбодизель Д-245.

Модификации Д-243 и их отличия

1. Д-243 — обычная версия мощностью 81 л.с. 2. Д-243Л — такой же Д-243, но с другим выпускным коллектором. 3. Д-243.1 — мотор мощностью 83 л.с. 3. Д-243.2 — версия для шахтных автомобилей мощностью 60 л.с.

Устройство масляного насоса на МТЗ для двигателей Д-240, 243, 245 и модификаций: схема, характеристики

ТНВД МТЗ-80, 82

Поскольку масляный насос на МТЗ используется для смазки мотора, подбирать его необходимо по характеристикам и геометрии двигателя. На Белорусы устанавливаются движки Д-240 и Д-245, а также их всевозможные модификации. Поэтому в характеристиках всегда должно быть обозначено, для какой версии двигателя он предназначен.

Масляный насос для Д-240

ТНВД МТЗ-80, 82

Он шестеренчатого типа, т.е. НШ, одноступенчатый. Агрегат приводится во вращение от коленвала, он устанавливается на крышке первого коренного подшипника.

Насос двигателя НШ состоит из:

  • корпуса;
  • крышки;
  • ведущей и приводной шестерен;
  • вала;
  • пальца;
  • ведомой шестерни.

Устройство масляного насоса МТЗ 82 следующее. При вращении шестеренок в зоне всасывания создается пониженное давление. За счет разряжения в этой области моторное масло втягивается в маслозаборник. Внутри оно попадает на зубцы шестерен и таким образом перемещается к трубопроводу. По трубкам жидкость подается к трущимся элементам движка.

Шестерни выточены с высокой точностью, как и корпус. Идеальная геометрия обеспечивает равномерный поток технической жидкости. Точность размеров и подгонки деталей настолько важна, что не допускается даже переставлять крышки с двух масляных насосов МТЗ одной модели.

ТНВД МТЗ-80, 82

Характеристики масляного насоса Д-240 (Д-242, Д-243) следующие:

  • пропускная способность 36 л/мин при 2320 об;
  • рабочее давление 0,70-0,75 МПа (7-7,5 кгс/см2).

Схема масляного насоса МТЗ-80/82

Устройство масляного насоса МТЗ для двигателя Д-240 и его различных модификаций изображено на следующей схеме.

ТНВД МТЗ-80, 82

1. маслозаборник;6. шестерня привода;
2. корпус;7. штифт;
3. палец ведомой шестерни;8. вал;
4. ведомая шестерня;9. ведущая шестерня;
5. крышка;10. патрубок

Масляный насос для Д-245

На тракторы МТЗ-100, 102 устанавливается масляный насос для Д-245. Это так же агрегат НШ, т.е. шестеренного типа. Во вращение он приводится коленвалом и монтируется на крышке 1-го коренного подшипника.

ТНВД МТЗ-80, 82

1. маслозаборник;6. шестерня привода;
2. корпус;7. штифт;
3. палец ведомой шестерни;8. вал;
4. ведомая шестерня;9. ведущая шестерня;
5. крышка;10. патрубок

Шестерня привода масляного насоса МТЗ находится на валу (8). Штифт (7) фиксирует ее и не дает смещаться, оставляя возможность только вращаться в одной плоскости. Также на валу стоит ведущая шестерня, а ведомая находится с ней в зацеплении.

Масло в насос Д-245 поступает из картера через маслозаборник. Там жидкость проходит через фильтр, посредством которого удаляются механические включения и загрязнения. Смазка поступает в пространство между зубьями шестеренок маслонасоса. При их вращении жидкость вытесняется далее в магистраль, а затем – подается к трущимся деталям мотора.

Масляный насос Д-260 и модификаций

ТНВД МТЗ-80, 82

Насос масляный для ММЗ Д-260 шестеренного типа, односекционный. Во вращение он приводится от коленвала двигателя, как и в предыдущих случаях. В целом устройство помпы МТЗ 1221, 1523 аналогично рассмотренным выше моделям, различаются только характеристики и габариты.

Насос масляный МТЗ 1221 имеет перепускной клапан. Его рабочие характеристики: 0,7-0,75 МПа.

Если на входе давление увеличивается и становится больше рабочего, техжидкость напрямую подается в полость всасывания. Диапазон давления выставляется на стенде, для регулировки используются соответствующие шайбы.

ТНВД МТЗ-80, 82

Масляный насос двигателя МТЗ 1221, 1523 для Д-260 всасывает жидкость через маслоприемник из картера. Далее часть масла проходит через полнопоточный фильтр – и затем впрыскивается к элементам мотора, а другая часть пропускается через центробежный фильтр и после очистки снова поступает в картер.

Если трактор запускается на холодную, фильтр не пропускает вязкое масло. В этом случае срабатывает перепускной клапан: он открывается, и техжидкость напрямую подается в маслопровод. В норме перепускной клапан срабатывает, когда показатели превышают 0,13-0,17 МПа. Отрегулировать его нельзя.

Для поддержания рабочего давления в магистрали на уровне 0,28-0,45 МПа в маслонасосе МТЗ 1221/1523 устанавливается предохранительный клапан. Он срабатывает при превышении рабочего давления в маслопроводе: излишки сливаются напрямую в картер.

Менять моторное масло для двигателей Д-260 рекомендуется каждые 250 моточасов.

Источники

  • https://mtz-80.ru/dvigatel/toplivniy-nasos-mtz-80-2019
  • https://remnabor.net/shema-sistemy-smazki-dvigatelya-d-243
  • https://school21nv.ru/shema-smazki-toplivnogo-nasosa-mtz-80/
  • https://SpecTorg.su/na-pole/maslyanyj-nasos-dvigatelya-d-240.html
  • https://pricepy-spb.ru/remont-i-tehservis/d-243-tehnicheskie-harakteristiki.html
  • https://DamskyKlub.ru/avto-2/toplivnyj-nasos-d-243.html

Оцените статью
Грузовые автомобили и спецтехника