Регулировка рулевого механизма Краз-255, 250
В процессе эксплуатации детали рулевого механизма и рулевого привода изнашиваются, что является причиной возникновения чрезмерных зазоров в рулевом управлении.
Наличие этих зазоров вызывает неустойчивость движения автомобиля, ухудшает управление им и снижает безопасность движения.
Прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма (редуктора) Краз-255, 250, следует проверить состояние крепления картера рулевого механизма, посадку ведущего рычага на валу сектора рулевого механизма, крепление поворотных рычагов, состояние шарнирных соединений продольных и поперечных рулевых тяг.
Рис 21. Механизм включения усилителя рулевого управления Краз-250, 255
1 — рулевой механизм; 2 — кронштейн; 3 — тяга; 4 — пружина сопротивления; 5 — втулка; 6 — кольцевая гайка, 7 — коромысло воздухораспределителя; 8 — установочный болт; 9 — регулировочный винт; 10 — контргайка; 11, 12, 13 и 15 — гайки; 14 — крышка; 16 — ведущий рычаг; 17 — хомут тяги привода; 18 — рычаг управления; 19 — палец ведущего рычага; 20 — воздухораспределитель: 21 — тяга привода воздухораспределителя; 22 — продольная рулевая тяга
Особое внимание нужно обратить на целостность пружины 4 (рис. 21) сопротивления, так как в случае ее ослабления или поломки люфт рулевого колеса резко увеличивается.
Если подтягивание креплений и регулировка шарнирных соединений рулевого привода не привели к уменьшению свободного хода рулевого колеса, а его величина превышает 25°, проверить и отрегулировать рулевой механизм.
При проверке и регулировке рулевого редуктора Краз-255, 256 строго руководствоваться такой последовательностью:
— сначала проверить и отрегулировать осевой люфт рулевого вала в подшипниках, а затем зацепление червяка с сектором.
Подшипники рулевого вала нужно регулировать в следующем порядке:
— Отъединить продольную рулевую тягу 22 от рычага 18 управления.
— Снять ведущий рычаг 16 и рычаг 18 управления, предварительно отвернув гайку 15 их крепления и отъединив тягу 21 на коромысле 7 воздухораспределителя усилителя рулевого управления.
— Слить масло из картера рулевого механизма.
— Снять рулевой механизм с автомобиля.
Рис. 22. Рулевой механизм Краз-250
1 — нижняя крышка; 2, 15— сальники; 3, 8 и 16 — подшипники; 4— червяк; 5 — сектор; 6, 17 — распорные втулки; 7 — картер руля, 9 — регулировочные прокладки; 10 — стопорная шайба; 11— верхняя крышка; 12 — провод звукового сигнала; 13 — рулевая колонка; 14 — рулевой вал; 18 — штифт; 19 — упорная шайба; 20 — боковая крышка
Ослабить гайки крепления нижней крышки 1 (рис. 22) картера рулевого механизма и отвести крышку от картера (это необходимо для того, чтобы уменьшить нажим сальника 2 на червяк).
Снять боковую крышку 20 и вывести сектор 5 из зацепления с червяком 4.
Отогнуть стопорную шайбу 10 верхней крышки и отвернуть крышку 11.
Удалить из-под крышки часть регулировочных прокладок 9, затянуть крышку до отказа и проверить затяжку подшипников рулевого вала динамометром.
Вал должен вращаться от усилия 0,3—0,9 кг/см, приложенного к ободу рулевого колеса по касательной.
По окончании регулировки отогнуть край стопорной шайбы на грань верхней крышки 11 (при этом усик шайбы должен войти в паз горловины картера) и затянуть гайки крепления нижней крышки 1.
Ввести в зацепление с червяком сектор по меткам, нанесенным на червяке и секторе, поставить на место боковую крышку и закрепить болтами.
Боковой зазор в зацеплении сектора с червяком проверяют перемещением вала сектора в осевом направлении.
При обнаружении заметного люфта в рулевом редукторе Краз-255, 250 зацепление отрегулировать в следующем порядке:
— Отвернуть болты боковой крышки 20 и осторожно, чтобы не повредить прокладку, снять крышку.
— Снять упорную бронзовую шайбу 19 и заменить ее новой шайбой большей толщины, подобранной и пришлифованной по месту.
— При правильно отрегулированном зацеплении осевой зазор вала сектора должен быть не более 0,03 мм при среднем положении сектора и 0,25—0,60 мм для крайних положений сектора.
— При этом разность осевых зазоров в зацеплении сектора в крайних положениях не должна превышать 0,2 мм.
Правильность регулировки осевого зазора на собранном рулевом механизме можно проверить по величине углового перемещения вала сектора.
Угловое перемещение вала сектора, измеренное индикатором по ведущему рычагу на радиусе 200 мм, должно быть в пределах 0,00— 0,07 мм для среднего положения сектора и в пределах 0,6—1,4 мм для крайних положений.
При проверке осевого зазора необходимо следить за тем, чтобы ведущий рычаг рулевого механизма был надежно закреплен на шлицевом конце вала сектора.
Правильность регулировки рулевого механизма в целом (подшипников вала и зацепления рабочей пары) может быть проверена динамометром по величине усилия, необходимого для проворачивания рулевого колеса.
Это усилие не должно превышать 2,8 кг/см.
Ремонт рулевого механизма автомобиля Краз-250, 255
Рулевой механизм снимают в следующей последовательности:
Установить колеса автомобиля в положение, соответствующее движению по прямой. Завернуть установочный болт, отъединить и снять тягу привода коромысла воздухораспределителя.
Снять кнопку и контакты звукового сигнала в рулевом колесе, отъединить и вынуть провод из рулевой колонки.
Отвернуть гайку крепления рулевого колеса и снять рулевое колесо.
Снять с рулевой колонки переключатель указателей поворота.
Слить масло из рулевого механизма.
Отвернуть гайки и снять крышку дополнительного кронштейна картера рулевого механизма. Отвернуть болты и снять дополнительный кронштейн.
Отвернуть гайки крепления рулевого механизма (редуктора) к продольной балке и снять его с автомобиля.
Разборка рулевого механизма Краз-255, 250
Снятый рулевой механизм очистить от грязи, промыть в дизельном топливе и разобрать в следующей последовательности:
Рис. 23. Рулевой механизм (редуктор) Краз-255,256
1 — боковая крышка картера; 2 — прокладка; 3—упорная шайба; 4 — сектор; картер; 6, 9, 14, 19 — подшипники; 7 — червяк; 3 и 22 — распорные втулки; 10— регулировочные прокладки; 11 — замковая шайба; 12— верхняя крышка рулевой колонки; 13 — рулевой вал; 15— разжимная обойма; 16— пружина; 17 — кронштейн картера рулевого механизма; 18—крышка; 20— сальник; 21 — упорная шайба; 23 — нижняя крышка картера; 24 и 25 —- упорные штифты
Вынуть из рулевого вала 13 (рис. 23) шпонку и спрессовать шариковый подшипник 14 верхней опоры вала.
Отвернуть болты и снять боковую крышку 1 с прокладкой 2 и упорной шайбой 3. Вынуть сектор 4.
Отвернуть и снять верхнюю крышку 12 вместе с регулировочными прокладками 10 и колонкой.
Выпрессовать наружное кольцо верхнего подшипника 9 вала руля из картера рулевого механизма и вынуть вал 13 месте с внутренними обоймами подшипников 9 и 6, червяком 7 и распорной втулкой 8.
Снять с вала 13 стопорное кольцо и спрессовать внутренние кольца подшипников 6 и 9, червяк 7 и распорную втулку 8.
Выпрессовать из картера наружное кольцо нижнего подшипника 6 рулевого вала, игольчатые подшипники 19 вала сектора, распорную втулку 22, упорную шайбу 21 и сальник 20.
Тщательно промыть детали в дизельном топливе и проверить их состояние.
Возможные неисправности рулевого механизма Краз-255, 250 и способы их устранения
Износ отверстий под наружные кольца верхнего и нижнего подшипников рулевого вала и под игольчатые подшипники вала сектора;
Износ упорного штифта 24 (см. рис.23).
Износ штифта определяется замером расстояния от опорной поверхности штифта до плоскости разъема картера.
Это расстояние должно быть не более 78,2 мм. В случае его большего значения, упорный штифт заменить новым, а указанный выше размер установить в пределах 77,90—78,15 мм;
Трещины, не проходящие через посадочные места подшипников, можно заваривать газовой сваркой с предварительным общим подогревом картера.
При обнаружении трещин, проходящих через посадочные места подшипников, картер заменяют;
Износ подшипников проверяют калибром (диаметр 45,1+0,002 мм).
Подшипники пригодны к дальнейшей эксплуатации, если иглы не имеют одностороннего износа и калибр не проходит в отверстие подшипника или проходит со значительным усилием.
Рулевой вал Краз-250, Краз-256 может иметь износ шеек под внутренние кольца подшипников.
У сектора может быть:
— износ зубьев, который проверяют контрольным шариком диаметром 7,12 + 0,002 мм.
При замере износа контрольный шарик закладывают между зубьями, при этом по шарику от нижнего торца сектора должен быть не менее 25,7 мм во впадинах среднего зуба и 25,75 мм во впадинах крайних зубьев;
— износ шеек вала сектора под игольчатыми подшипниками и под сальником;
— износ регулировочной шайбы между торцами крышки картера к сектором.
У червяка рулевого вала может быть износ зубьев по толщине.
Износ зубьев проверяют при помощи двух контрольных роликов диаметром 7,2±0,002 мм.
Размер по роликам при закладывании их между зубьями в диаметральной плоскости должен быть не менее 62,9 мм. Выкрашивание цементационного слоя не допускается.
Боковая крышка картера рулевого редуктора может иметь:
— износ упорного штифта 25 (см. рис.23).
Износ определяют замером высоты выступающей части штифта над плоскостью крышки. Выступание штифта над плоскостью крышки должно быть в пределах 0,65—0,85 мм;
— допускаются сколы, охватывающие не более одного отверстия под болты. Трещины в крышке не допускаются.
Сборка рулевого механизма Краз-255, 250
Рулевой механизм необходимо собирать в следующем порядке:
Напрессовать на рулевой вал 13 внутреннее кольцо верхнего подшипника 9, распорную втулку 8, червяк 7 до упора, внутреннее кольцо нижнего подшипника 6 и установить стопорное кольцо.
Запрессовать в картер наружное кольцо нижнего подшипники б и игольчатые подшипники 19, установив между ними распорную втулку 22.
Узлы подшипников должны свободно вращаться и не выпадать из гнезд.
Подсобранный рулевой вал 13 установить в картер и запрессовать наружное кольцо верхнего подшипника 9.
Установить регулировочные прокладки 10 и замковую шайбу 11 усиком во впадину картера, завернуть крышку 12 вместе с рулевой колонкой в сборе.
Отрегулировать затяжку подшипников рулевого вала. Осевой люфт подшипников вала не допускается.
После регулировки подшипников край замковой шайбы 11 отогнуть на грань верхней крышки.
Ввести сектор 4 в зацепление с червяком 7 по меткам на червяке и секторе.
Перед установкой сектора зубья червяка и сектора смазать трансмиссионным маслом. Рекомендуется червяк и сектор устанавливать комплектно.
Установить упорную шайбу 3, прокладку 2, боковую крышку 1 картера и затянуть болты ее крепления.
Перед установкой крышки проверить зазор между ниткой червяка и упорным штифтом 24. Зазор должен быть 0,15—0,55 мм.
Зазор между торцом сектора и упорным штифтом 25 должен быть 0,37—0,67 мм.
Отрегулировать зацепление червяка c. сектором и проверить, правильно ли отрегулирован рулевой механизм в целом.
Запрессовать в рулевой механизм сальник 20, предварительно вставив упорную шайбу 21, верхний шариковый подшипник вала;
установить уплотнительное кольцо вала, прокладку и нижнюю крышку 23 картера.
Установить сектор в среднее положение по меткам на торце вала и картера. По меткам установить на вал сектора ведущий рычаг и рычаг управления и закрепить их гайкой.
Установить и закрепить рулевой механизм, подсоединить продольную рулевую тягу и тягу привода воздухораспределителя, установить и закрепить рулевое колесо и собрать контактную группу звукового сигнала.
Заполнить картер рулевого механизма смазкой.
Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) Краз-250, 255
Гидроусилитель рулевого управления Краз-255, 256 снимают в следующей последовательности:
Рис.24. Установка ГУР Краз-250, 256
а — установка двуплечего рычага на игольчатом подшипнике; б — установка двуплечего рычага на втулке; в — ось кронштейна под игольчатый подшипник;
1 — кожух штока; 2 — кронштейн усилителя; 3 — палец крепления усилителя; 4 — усилитель; 5 — вилка штока; 6 — палец вилки; 7 — кронштейн двуплечего рычага; 8 — двуплечий рычаг; 9—продольная рулевая тяга
Отъединить от цилиндра ГУР Краз-250, 256 воздухопроводы.
Отъединить вилку 5 (рис. 24) штока от двуплечего рычага 8.
Отвернуть болты и снять кожух 1 штока.
Переместить шток вправо до упора поршня в переднюю крышку цилиндра гидроусилителя, расшплинтовать и вынуть пальцы 3, снять усилитель.
Отъединить продольную рулевую тягу 9, отвернуть гайку крепления двуплечего рычага 8 и снять рычаг.
Порядок разборки гидроусилителя руля Краз-256, 255
Рис. 25. Усилитель рулевого управления ГУР Краз-250, 255
1-кожух штока; 2 задняя крышка цилиндра; 3— манжета поршня; 4 — поршень; 5 — шток; 6 — цилиндр; 7 — манжета крышки; 8 — передняя крышка цилиндра; 9 — чехол; 10 — вилка штока
Снять чехол 9 (рис. 25). Выпрессовать штифт, отвернуть вилку 10 и контргайку вилки.
Снять заднюю крышку 2 с манжетой в сборе. Вынуть поршень 4 со штоком 5 в сборе.
Снять переднюю крышку 8 с манжетой в сборе.
После разборки ГУР его детали промыть в чистом дизельном топливе и проверить их состояние.
Ремонт рулевого гидроусилителя в основном заключается в замене изношенных деталей.
В практике соединение двуплечего рычага 8 (см. рис. 24) с кронштейном 7 часто переделывают, устанавливая взамен стальных втулок подшипники качения.
Однако такую замену можно рекомендовать только в том случае, если сечения кронштейна и рычага не ослабляются, что очень важно для обеспечения безопасности движения.
С этой целью наиболее правильным решением будет установка малогабаритных игольчатых подшипников, позволяющих без значительных переделок резко повысить надежность и долговечность соединения двуплечего рычага с кронштейном, не ослабляя эти детали.
Сборка гидроусилителя руля Краз-255, 256
В процессе сборки усилителя руля все трущиеся поверхности смазать смазкой.
ГУР Краз-250, 255 собирают в следующей последовательности:
Собрать поршень 4 (см. рис. 25) с манжетами 3.
Пружины манжет должны равномерно разжимать рабочие кромки.
Выступание пружин за шайбы манжет не допускается.
Установить поршень в сборе с манжетами в цилиндр 6.
Поршень должен свободно перемещаться по всей длине цилиндра.
Установить переднюю 8 и заднюю 2 крышки так, чтобы лыски на фланцах крышек совпали с лысками на фланцах цилиндра.
Манжету 7 передней крышки собирают и закрепляют на крышке после установки ее на шток поршня.
Навернуть вилку 10 на шток 5 до совпадения отверстий под штифт (в вилке и штоке), вставить штифт и законтрить вилку контргайкой, которую предварительно навертывают на шток.
Установить чехол 9 и закрепить его вязальной проволокой в канавке вилки и задней крышки.
Проверить перемещение поршня в собранном цилиндре.
Поршень должен свободно перемещаться в обоих направлениях от усилия руки.
Проверенный после сборки усилитель рулевого управления установить на автомобиль в последовательности, обратной его снятию.
Регулировка следящей системы ГУР Краз-250, 255
Регулировка следящей системы рулевого управления Краз-256, 255 в основном сводится к установлению правильной затяжки пружины 4 сопротивления (см. рис. 23) и регулировке работы воздухораспределителя 20.
Пружина сопротивления должна быть сжата до усилия 65 кг/см, что обеспечивает включение усилителя в действие при усилии на рулевом колесе 10 —11 кг.
В процессе эксплуатации возможна усадка или поломка пружины сопротивления.
Это приводит к резкому увеличению свободного хода рулевого колеса, при котором эксплуатация недопустима.
Сжатие пружины сопротивления регулировать в следующей последовательности.
Расшплинтовать гайку 11 тяги 3 и кольцевую гайку 6, отвернуть гайку 11 и снять втулку 5.
Для замены пружины вывернуть кольцевую гайку.
Вращением кольцевой гайки сжать пружину сопротивления до требуемого усилия и проверить момент включения усилителя по величине усилия, приложенного к рулевому колесу.
Поставить на место втулку 5 и завернуть гайку 11 так, чтобы тяга 3 имела возможность некоторого поперечного перемещения, но без осевого зазора.
Снова проверить усилие на рулевом колесе, необходимое для включения усилителя, после чего зашплинтовать гайки 6 и 11.
При неправильной работе воздухораспределителя надо проверить качество клапанов и отсутствие заедания штока поршня.
Рис. 26. Воздухораспределитель рулевого управления Краз-255, 250
1 — корпус клапана; 2 — пружина клапана; 3 — клапан; 4— шток-поршень; 5 — пружина штока; 6 — манжета штока; 7 — корпус: 8—крышка корпуса; 9 — защитный колпак; 10 — регулировочный винт; 11— контргайка; 12 — коромысло; 13 — установочный болт; 14 — кронштейн воздухораспределителя; А — полость, соединенная с воздушными баллонами; В — полость, соединенная с цилиндром усилителя
В случае необходимости работу воздухораспределителя надо отрегулировать в следующем порядке:
Завернуть установочный болт 13 (рис. 26) так, чтобы коромысло не вращалось на своей оси.
Отъединить от коромысла тягу 21 (см. рис. 1).
Подвести в полость А (см. рис. 26) воздух под давлением 4—7 кг/см.
Ослабить контргайку 11 и вращением регулировочного винта 10 перемещать шток-поршень 4 до соприкосновения с клапаном 3, пока воздух не начнет поступать из полости А в полость Б.
Вывернуть регулировочный винт 10 на 2,5±0,25 оборота и в таком положении законтрить контргайкой 11.
Аналогичные операции провести со вторым цилиндром.
Соединить коромысло 12 с тягой.
Вывернуть установочный болт 13 так, чтобы он не мешал свободному качанию коромысла и законтрить контргайкой.
После регулировки следящей системы обязательно проверить работу гидроусилителя руля во время движения автомобиля.