Трансмиссия автогрейдера ДЗ-98
Трансмиссия ДЗ-98 (рис.14) служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автогрейдера и позволяет изменить значение и направление этого момента, а также отсоединить двигатель от ведущих колес.
Рис.14. Трансмиссия грейдера ДЗ-98
1- вилка включения III передачи; 2- вилка включения I и II передач; 3- тормозок; 4- муфта включения; 5- картер сцепления; 6- сцепление; 7- корпус редуктора привода гидронасосов; 8- внутренняя полумуфта; 9- резиновый палец; 10- стопорное кольцо; 11- наружная полумуфта; 12- промежуточная шестерня редуктора привода гидронасосов; 13- шестерня приводов гидронасосов; 14- шестерня привода компрессора; 15- корпус раздаточного редуктора; 16- первичный вал раздаточного редуктора; 17- барабан стояночного тормоза; 18- фланец привода заднего моста; 19- фланец привода среднего моста; 20- вилка муфты включения мультипликатора; 21- вилка включения переднего моста; 22- выходной вал коробки передач; 23- фланец привода переднего моста; 24- промежуточный вал коробки передач; 25- муфта включения реверса; 26- вал реверса коробки передач; 27- дистанционное кольцо; 28- шестерня постоянного зацепления; 29- первичный вал коробки передач; 30- трубка подвода масла к подшипникам первичного вала коробки передач; 31- внутренняя муфта; 32- наружная муфта; 33- шкив привода компрессора; 34- насос НМШ-25; 35- насос НШ-50; 36- Насос НШ-71Л; 37- магнитная сливная коробка.
Кроме этого, трансмиссия служит для отбора мощности на привод гидронасосов.
Трансмиссия состоит из следующих механизмов:
— Редуктора привода гидронасосов;
— Сцепления;
— Коробки передач;
— Редуктора раздаточного;
— Стояночного тормоза;
— Карданной передачи привода переднего моста;
— Карданной передачи привода заднего и среднего мостов.
Редуктор привода гидронасосов, сцепление, коробка передач, раздаточный редуктор и стояночный тормоз представляют собой единый блок, называемый в дальнейшем блоком трансмиссии ДЗ-98.
Блок трансмиссии грейдера ДЗ-98 посредством центрирующего пояска, имеющегося на картере редуктора привода гидронасосов, соединяется с картером маховика двигателя.
Дополнительной центровки не требуется.
Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии осуществляется через специальную упругую муфту, состоящую из наружной полумуфты, двенадцати резиновых пальцев, пружинных колец и внутренней полумуфты.
Смазка блока — комбинированная. Принципиальная схема смазки приведена на рис.15.
Рис.15. Схема смазки блока трансмиссии
1- насос НМШ-25; 2- редуктор привода гидронасосов; 3- крестовина; 4- коробка передач; 5- раздаточный редуктор; 6- сцепление.
Заправка масла в коробку передач 4 и раздаточный редуктор 5 производится через горловину, расположенную сверху слева по ходу автогрейдера на корпусе коробки передач, а в редуктор 2 привода гидронасосов — через горловину, расположенную сверху корпуса.
Масло из картера коробки передач через соединительные окна переливается в емкость раздаточного редуктора.
Соединительные окна расположены таким образом, что они обеспечивают определенный уровень масла в коробке передач, в раздаточном редукторе и редукторе привода гидронасосов.
Проверка уровня масла в блоке трансмиссии производится через контрольную пробку раздаточного редуктора.
Это единственная контрольная пробка уровня смазки в блоке трансмиссии.
Масляные ванны в картерах редуктора ДЗ-98 привода гидронасосов, коробки передач и раздаточного редуктора служат для смазки деталей этих механизмов посредством разбрызгивания масла при вращении шестерен.
Для смазки ответственных деталей, доступ масла в которые простым разбрызгиванием затруднен, предусмотрена принудительная смазка.
Подача масла осуществляется насосом 1, всасывающая магистраль которого присоединена к заборнику, ввернутому в картер раздаточного редуктора, а нагнетающая магистраль присоединена к крестовине 3.
Крестовина прикреплена к крышке коробки передач в передней части.
Один трубопровод от крестовины присоединен к заливной горловине редуктора привода насосов, а два к крышкам, закрывающим концы валов коробки передач.
От маслопровода, идущего к редуктору привода гидронасосов, отведен маслопровод для смазки верхнего подшипника раздаточного редуктора.
Редуктор привода гидронасосов автогрейдера ДЗ-98
Редуктор привода гидронасосов грейдера ДЗ-98 (рис.16) предназначен для обеспечения привода компрессора, насосов гидросистемы автогрейдера и соединения вала двигателя с валом сцепления.
Рис.16. Редуктор привода гидронасосов грейдера ДЗ-98
1- Насос НШ-71Л; 2- уплотнительное кольцо; 3- насос НШ-50; 4- втулка; 5- шлицевая наружная муфта; 6- шлицевая внутренняя муфта; 7- стопорное кольцо; 8- маслоотражательная шайба; 9- шайба; 10- крышка; 11- шпонка; 12- полумуфта; 13- крышка подшипника; 14- заливная горловина; 15- подшипник; 16- ведущая шестерня; 17- корпус редуктора; 18- люк; 19- сухарь; 20- диск цапфы; 21- цапфа; 22- манжета; 23- промежуточная шестерня; 24- кронштейн компрессора; 25- специальный болт для регулировки натяжения ремня компрессора; 26- гайка; 27- шестерня приводов гидронасосов; 28- вал; 29- шестерня привода компрессора; 30- насос НМШ-25; 31- центрирующий штифт; 32- сливная пробка; 33- дистанционное кольцо; 34- шкив привода компрессора.
Редуктор состоит из двух корпусов, шестерен 16, 23, 27, 29, которые вращают валы шестеренчатых насосов и шестерни привода компрессора.
Насос НШ-71Л левого вращения предназначен для привода отвала и дополнительных рабочих органов.
Насос НШ-50 служит для привода сервомеханизма управления сцеплением и рулевого управления.
Насос НМШ-25 предназначен для смазки блока трансмиссии.
Раздаточный редуктор автогрейдера ДЗ-98
Раздаточный редуктор (рис.17) крепится в нижней части картера коробки передач и предназначен для передачи крутящего момента к среднему и заднему мостам автогрейдера.
Рис.17. Раздаточный редуктор автогрейдера ДЗ-98
1- корпус редуктора; 2- стакан; 3,6,9,21- шестерни; 4- верхний вал; 5- роликовый подшипник; 7-шпонка; 8,20- промежуточные валы; 10- штуцер отвода масла; 11- регулировочные прокладки; 12- фланец кардана; 13,1/,22,24- крышки корпусов подшипников; 14- манжета; 15- втулка; 16-нижнии вал; 18- кольцо; 19- тормозной барабан; 23- крышка корпуса редуктора
Привод на мостах осуществляется через карданные валы, присоединенные к фланцам 12 раздаточного редуктора, установленным на нижнем валу 16.
Раздаточный редуктор состоит из корпуса 1 и крышки 23 совместно обработанных друг с другом.
Корпус и крышка, уплотненные прокладкой, имеют четыре цилиндрических отверстия, в которые установлены подшипники и валы редуктора.
Верхний вал 4 смонтирован на роликовых подшипниках 5 и имеет зубчатый венец для соединения его через зубчатые муфты с выходным валом коробки передач.
На верхнем промежуточном валу 20, вращающемся на роликовых подшипниках 5, установлен тормозной барабан 19.
Нижний вал 16 вращается на конических роликовых подшипниках, установленных в крышках 13.
Для регулировки конических подшипников применяются регулировочные прокладки 11.
На шлицах и шпонках валов установлены две пары шестерен 3,21,6 и 9, расположенных в ряд и находящихся в постоянном зацеплении друг с другом.
В корпусе раздаточного редуктора автогрейдера ДЗ-98 имеется сквозное отверстие, совмещенное с отверстием в картере коробки передач.
По этому отверстию излишки масла из картера коробки передач стекают в раздаточный редуктор.
Уровень масла в раздаточном редукторе контролируется через отверстие, закрываемое контрольной пробкой.
В крышку 23 вставлен заборник, соединенный с трубопроводом всасывающего патрубка насоса НМШ-25.
В ту же крышку ввернут штуцер 10, соединенный со шлангом, по которому перетекает масло из редуктора привода гидронасосов.
Слив масла из редуктора осуществляется через сливное отверстие, закрываемое магнитной пробкой.
Стояночный тормоз автогрейдера ДЗ-98
Стояночный тормоз (рис.18) ленточного типа установлен на корпусе раздаточного редуктора. Барабан тормоза смонтирован на валу этого редуктора.
Рис.18. Стояночный тормоз грейдера ДЗ-98
1- тормозная лента с фрикционными накладками; 2- скоба тормозной ленты; 3,8- пружины; 4-установочный винт; 5- стопорная пластина; б- болт крепления стопорной пластины; 7.9.15- кронштейны крепления тормозного механизма; 10- стопорный болт; 11- гайка и контргайка регулировочного болта; 12- шайба; 13.19- рычаги; 14- разжимная пружина; 16- компенсирующая вилка; 17-двуплечий рычаг; 18- палец; 20- регулировочный болт; 21- зубчатый сектор; 22- рычаг тормоза; 23- кнопка фиксатора; 24- промежуточная тяга; 25- валик; 26- блок трансмиссии; 27- тормозной барабан; 28- заклепка
Тормоз предназначен для затормаживания во время стоянки или в аварийных случаях при движении.
Пользоваться им при движении не рекомендуется, т.к. он воздействует непосредственно на детали трансмиссии.
При затяжке рычага 22, расположенного в кабине автогрейдера, усилие через систему тяг и рычагов передается на рычаг 19, который, поворачиваясь вокруг пальца 18, тянет вверх рычаги 13, связанные с кронштейнами тормозной ленты 1, благодаря чему происходит выбор зазора между барабаном и лентой, таким образом, происходит торможение вращающегося барабана трансмиссии и, следовательно, автогрейдера.
При опущенном рычаге тормоза благодаря пружинам 8 между тормозной лентой и барабаном устанавливается зазор.
Пружина 8 предназначена для оттяжки ленты от барабана для обеспечения равномерного зазора между тормозной лентой и барабаном, так как лента под действием собственного веса при отсутствии пружины ложилась бы на барабан, что приводило бы к нагреву при работе.
Ход рычага тормоза до полного затормаживания должен соответствовать четырем-пяти зубьям на секторе рычага (определяется по числу щелчков при повороте рычага).
При увеличении хода рычага до семи-восьми щелчков тормоз следует отрегулировать.
Регулировку тормоза ДЗ-98 следует производить при полностью отпущенном рычаге в следующем порядке:
Отвернуть болт 6 и снять стопорную пластину 5;
Отвернуть установочный винт 4, поместить щуп толщиной 1 мм между барабаном и тормозной лентой и зажать щуп указанным винтом так, чтобы его можно было передвигать усилием 19,6-29,4 Н (2-3 кгс).
После этого вынуть щуп, установить стопорную пластину и завернуть винт;
Отвернуть контргайки 11 регулировочных болтов 20, поместив щупы толщиной 1 мм между барабаном и верхним и нижним концами ленты и зажать их, как указано выше.
После этого затянуть контргайки и вынуть щупы.
После регулировки тормоза необходимо проверить эффективность его действия.
Наряду с этим проверяется и отсутствие нагрева.
После обкатки автогрейдера в течение 10… 15 мин, при которой стояночный тормоз не использовался, при приложении руки к поверхности тормоза не должно ощущаться заметного нагрева.