С помощью пневмосистемы грейдера ДЗ-98 обеспечивается привод колесных тормозов и управление защелкой рычага подвески тяговой рамы.
Источником сжатого воздуха на автогрейдере является компрессор 3 (рис.42).
Рис.42. Схема пневмосистемы ДЗ-98
1,16- тормозные пневмоцилиндры заднего моста, среднего моста; 2- всасывающий коллектор двигателя: 3- компрессор; 4- предохранитель против замерзания; 5- поршень-защелка; 6,13- датчики сигнализации давления контуров; 7- ресивер; 8- клапан одинарный; 9- регулятор давления; 10-клапан двойной; 11- указатель давления; 12- малый ресивер; 14- краник слива конденсата; 15-пневмораспределитель; 17- датчик включения тормозов среднего моста; 18- двухмагистральный клапан контура I; 19- двух магистра льны и клапан контура II; 20- тормозной кран; 21- датчик включения тормозов заднего моста; R4, R5 резисторы; Н1, Н2- лампы сигнального табло; НЗ,Н4- стоп-сигналы; а- движение воздуха; б- торможение; с- аварийное
торможение
Сжатый воздух от компрессора поступает в предохранитель против замерзания 4, включение которого при температуре ниже плюс 5 °С обеспечивает насыщение сжатого воздуха пневмосистемы парами спирта и предотвращает замерзание конденсата.
Затем сжатый воздух поступает в регулятор давления 9, который автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в пневмоприводе.
После регулятора давления через двойной защитный клапан 10 воздух поступает в раздельные контуры привода тормозов ДЗ-98.
Из ресивера 7 через одинарный защитный клапан 8 осуществляется отбор сжатого воздуха для поршень — защелки 5 рычага подвески тяговой рамы.
При давлении сжатого воздуха менее 0,55 МПа (5,5 кгс/см2) клапан отключает магистраль защелки.
Пневмопривод тормозов автогрейдера ДЗ-98
На автогрейдере ДЗ-98 установлены рабочий и аварийный приводы тормозов, каждый из которых состоит из двух независимых контуров.
Контур I рабочего привода тормозов среднего моста состоит из малого ресивера 12 с краником слива конденсата в левом лонжероне рамы, нижней секции двухсекционного тормозного крана 20, двухмагистрального клапана 18 и тормозных цилиндров 16.
При падении давления в контуре до 0,45…0,5 МПа (4,5…5 кгс/см2) срабатывает датчик 13, включая в кабине сигнальную лампочку (Н1) данного контура на сигнальном табло.
При срабатывании тормозов включаются фонари «стоп-сигнала» (Н4, НЗ).
Контур II рабочего привода тормозов заднего моста состоит из ресивера, расположенного в продольной трубе рамы автогрейдера, верхней секции тормозного крана 20, двухмагистрального клапана 19 и тормозных цилиндров 1.
В ресивере установлены два краника слива конденсата.
При падении давления в ресивере до 0,45…0,5 МПа (4,5…5 кгс/см2) срабатывает датчик 6, включая в кабине сигнальную лампочку (Н2) данного контура на сигнальном табло.
Аварийный привод тормозов предназначен для остановки в случае отказа рабочего привода тормозов.
Состав контуров аварийного и рабочего приводов аналогичен за исключением того, что в аварийный привод вместо тормозного крана 20 входит пневмораспределитель 15 с ручным управлением.
Расторможенное состояние грейдера ДЗ-98
Перед началом движения автогрейдера ДЗ-98 необходимо заполнить пневмосистему сжатым воздухом. Наполнение ресиверов контролируется по сигнальным лампам.
Лампы должны погаснуть при достижении давления 0,5 МПа (5 кгс/см2), после чего можно начинать движение.
Дальнейшее заполнение системы контролируется по манометру. При достижении давления 0,69…0,735 МПа (6,9…7,35 кгс/см2) включается регулятор давления, и наполнение системы прекращается.
Воздух сбрасывается в атмосферу. Ресиверы заполнены сжатым воздухом под номинальным давлением.
От ресиверов сжатый воздух подведен к секциям тормозного крана и пневмораспределителю.
Торможение автогрейдера ДЗ-98
Торможение автогрейдера с помощью рабочего привода осуществляется нажатием на педаль тормоза.
Усилие, прикладываемое машинистом к педали, передается через систему рычагов к тормозному крану.
При этом сжатый воздух, подведенный из ресивера 7 к верхней секции тормозного крана, поступает в колесные тормоза заднего моста.
Одновременно из малого ресивера 12 через нижнюю секцию тормозного крана сжатый воздух поступает к колесным тормозам среднего моста.
Рис 8. Задний мост ДЗ-98
1- ступица; 3- уплотнительное кольцо; 4- крышка корпуса подшипника; 5- подшипник; 6-корпус бортового редуктора; 7- стакан; 8- корпус; 9,11- пробка заправочного отверстия бортового редуктора, тормоза; 10- сапун; 12- крышка подшипника ступицы; 13- корпус тормоза; 14- нажимной диск тормоза; 15- поршень; 16- штуцер; 17- кронштейн крепления реактивной штанги; 18 регулировочные прокладки; 19- фланец главной передачи; 20,31,35- крышки подшипников; 21- маслоотражательная шайба; 22- вал-шестерня главной передачи; 23- кронштейн; 24- шестерня; 25- пробка заливной горловины главной передачи; 26,38- пневмоцилиндр тормоза; 27- стопорное кольцо; 28- шайба; 29- корпус сальника; 30- полуось; 32- контрольная пробка; 33-балка; 34- шлицевая втулка; 36- корпус сальника; 37- манжета; 39- пружина; 40- диски с наружным зацеплением; 41- тормозные диски с внутренним зацеплением; 42- ведущая втулка;43-фланец;44-шестерня с внутренним зацеплением; 45- вал-шестерня; 46- втулка; 47-шаровой палец;48- сливная пробка: 49- палец
При подаче воздуха в пневмоцилиндр 38 (рис.8) поршень 15, преодолевая усилие пружин 39, сжимает пакет тормозных дисков.
При этом масло из промежутков между дисками вытесняется обратно в картер по канавкам в дисках.
Торцевые поверхности тормозных дисков, установленных на шлицах ведущей втулки вступают в контакт с поверхностями дисков 40, которые с помощью шлицев соединяются с корпусом 13 тормоза.
За счет трения этих дисков создается тормозной момент.
При растормаживании машинист отпускает педаль тормоза. В тормозном кране обе секции соединяются с атмосферой.
Сжатый воздух из колесных тормозов автогрейдера ДЗ-98 через тормозной кран выходит в атмосферу.
При снятии давления воздуха в пневмоцилиндре нажимной диск 14 под действием пружин 39 возвращается в исходное положение.
При этом пакет дисков от давления освобождается, диски размыкаются и происходит растормаживание.
Таким образом, при торможении одновременно работают два контура: контур I привода тормозов среднего моста и контур II привода тормозов заднего моста.
При повреждении одного из контуров другой остается работоспособным.
Аварийное торможение грейдера ДЗ-98
Аварийный привод тормозов ДЗ-98 используется в случае отказа тормозного крана или привода тормозного крана.
Для аварийного торможения необходимо перевести размещенную слева от сиденья машиниста рукоятку пневмораспределителя 15 (рис.42) в заднее положение.
При этом сжатый воздух из ресиверов 7 и 12 через пневмораспределитель 15 поступает к двухмагистральным клапанам 18 и 19 и далее к пневмоцилиндрам колесных тормозов заднего и среднего мостов.
При повреждении одного из контуров другой остается работоспособным.
При растормаживании машинист отпускает рукоятку пневмораспределителя, она возвращается в исходное положение, при этом тормозные пневмоцилиндры через пневмораспределитель соединяется с атмосферой, происходит растормаживание.