Сцепление грейдера ДЗ-98 (рис.19) служит для плавного отсоединения и соединения коленчатого вала двигателя с трансмиссией.
Рис.19. Сцепление ДЗ-98
1- картер сцепления; 2- муфта включения; 3- палец; 4- кольцо; 5- рычаг; 6- болт; 7- муфта карданного вала; 8- призма; 9- цапфа; 10- нажимной ведущий диск; 11- барабан; 12- ведомый диск; 13- ведущий диск; 14- диск цапфы; 15- пружина; 16- термоизоляционная прокладка; 17- внутренняя пружина; 18- наружная пружина; 19- стакан; 20- фланец; 21- шаровая опора; 22- отжимной болт; 23- ползун; 24- гайка; 25- карданный вал; 26- фланец коробки передач; 27- тормозок; 28- хомут муфты включения; 29- прокладка; 30- крышка; 31- гайка корончатая.
Это необходимо при переключении передач и остановке автогрейдера.
Кроме того, сцепление грейдера предохраняет детали трансмиссии от перегрузки.
Сцепление ДЗ-98 — сухое двухдисковое постоянно замкнутое. Ведущей частью сцепления служит диск 14 цапфы редуктора привода гидронасосов, а также диск 13 и диск 10, являющийся одновременно нажимным.
Диски 13 и 10 имеют каждый по три ровно расположенных паза, которыми они подвижно в осевом направлении соединены с диском редуктора привода гидронасосов через специальные сухари.
Между ведущими дисками установлены ведомые диски 12 (рис.19) сцепления, имеющие зубчатые венцы, посредством которых они соединяются с барабаном 11, имеющим наружные зубья.
Барабан установлен на двух шарикоподшипниках, которые, в свою очередь, установлены на цапфе 9 редуктора привода гидронасосов.
Барабан имеет внутренние зубья, которыми он соединяется с муфтой 7 карданного вала, последняя — с карданным валом 25.
Карданный вал имеет зубчатый венец, которым он соединяется с фланцем 26 коробки передач.
На этом же фланце установлен тормозок 27, имеющий внутренние зубья.
Пакет сжимается пружинами 17 и 18, упирающимися с одной стороны в стаканы, с другой — в гнездо диска 10 через термоизоляционные прокладки 16.
Стаканы вставлены в отверстия, имеющиеся на фланце 20, который крепится болтами к диску редуктора привода гидронасосов.
На фланце установлена муфта выключения 2.
Муфта сцепления автогрейдера ДЗ-98 состоит из ползуна 23, одного шарикоподшипника, гайки 24, крепящей подшипник на ползуне.
Наружные обоймы подшипника установлены в корпусе и закрыты крышкой.
Корпус посредством винтов соединен с хомутом 28, который одним концом упирается во втулку, закрепленную в крышке.
Таким образом, часть деталей муфты выключения сцепления не вращается, а другая часть вращается вместе с фланцем 20.
На фланце шарнирно установлены три рычага 5, нижние концы которых через закаленное кольцо упираются в ползун 23 муфты выключения.
Нажимной диск 10 имеет три отверстия, в которые вставлены болты 6, посредством которых нажимной диск отжимается от ведомого диска.
На болтах установлены призмы 8, конусная часть которых входит во впадины на рычагах 5.
Призмы упираются в корончатые гайки, навернутые на болты 6.
Действие сцепления ДЗ-98 осуществляется следующим образом:
Крутящий момент от двигателя передается на диск редуктора привода гидронасосов и от него через сухари диска на сжатый пакет дисков сцепления;
Ведомые диски сцепления передают крутящий момент на зубчатый барабан и через муфт у карданного вала и карданный вал к первичному валу коробки передач;
При выключении сцепления муфта выключения отодвигается в сторону тормозка.
Происходит нажатие на концы рычагов 5, которые через призмы и гайки воздействуют на болты 6 и оттягивают нажимной диск 10.
Ведомые диски получают возможность свободно проворачиваться относительно ведущих дисков. Передача крутящего момента прекращается;
В сцеплении грейдера для затормаживания ведомого вала при переключении передач имеется специальный тормозок 27, которым необходимо правильно пользоваться.
При переключении передач с низшей на высшую для выравнивания линейных скоростей шестерен на ведущем и ведомых валах необходимо затормозить ведущий вал коробки передач.
При этом следует плавно выжать педаль сцепления до тех пор, пока не почувствуется возрастание усилия на педали, выключить передачу, затем дожать педаль сцепления до конца (при этом происходит притормаживание первичного вала коробки передач) и включить высшую передачу;
При переключении передач с высшей на низшую действие тормозка сказывается отрицательно.
Для того чтобы не происходило торможения первичного вала коробки передач, необходимо при выключении сцепления педаль отжимать не до конца, а до того момента, пока не почувствуется резкое возрастание усилия на педаль.
При этом сцепление выключается, а тормозок в работу еще не вступает;
Для более четкого переключения с высшей передачи на низшую следует ведомый вал сцепления «разогнать» перегазовкой.
Для этого надо выключить сцепление и рычаг механизма переключения передач поставить в нейтральное положение, отпустить педаль сцепления, увеличить обороты двигателя, вновь выжать педаль сцепления и перевести рычаг механизма переключения передач на низшую передачу.
Особенности разборки сцепления грейдера ДЗ-98
Сцепление ДЗ-98 с выжимным хомутом вынимается из своего картера при снятии редуктора привода гидронасосов вместе с ним.
Перед отсоединением корпуса редуктора привода гидронасосов от картера сцепления необходимо снять крышку 32 (рис.19), отсоединить шланг и освободить тягу сервомеханизма от выжимного хомута.
Прежде чем отвернуть все болты крепления фланца, необходимо вместо трех болтов, крепящих фланец, завернуть три шпильки М 12×143, расположенных равномерно по окружности.
Навернув до упора на шпильки гайки, вывернуть остальные болты крепления фланца и после этого постепенно и равномерно отворачивать гайки шпилек.
В противном случае при отворачивании последних болтов под действием сжатых пружин может произойти обрыв болтов, что может привести к несчастному случаю.
Регулировка сцепления заключается в установке равномерного зазора 0…0,2 мм между рычагами 5 и муфтой 2, а также зазора 21 мм между тормозком 27 и муфтой 2.
Регулировка этих размеров производится совместно с регулировкой сервомеханизма.
Механизм управления сцеплением автогрейдера ДЗ-98
Механизм управления сцеплением (рис.20) служит для управления сцеплением через сервомеханизм, а также для привода блокирующего устройства вилок переключения передач.
Рис.20. Механизм управления сцеплением автогрейдера ДЗ-98
1- сервомеханизм сцепления; 2- шток сервомеханизма; 3- ролик; 4- ось ролика; 5- нажимной рычаг; 6,8- кронштейны; 7- вал; 9,17- рычаги; 10,13- тяги; 11- двуплечий рычаг; 12- возвратная пружина; 14- регулировочный болт; 15- педаль; 16- корпус; 18- шпонка; 19- валик; 20- сферический подшипник.
Основные детали механизма управления сцеплением грейдера ДЗ-98
На полике кабины установлен корпус 16 в котором на валике 19 при помощи шпонки закреплена педаль 15 сцепления.
На валике 19 закреплен рычаг 17, который шарнирно соединен с тягой 13.
Тяга же в свою очередь, соединена с двуплечим рычагом 11.
Двуплечий рычаг механизма управления сцеплением верхним концом соединен с тягой 10, которая соединена с рычагом 9, закрепленном на валу 7, поворачивающимся в двух сферических подшипниках 20, установленных в кронштейнах 6 и 8.
На другом конце вала закреплен рычаг 5 с роликом 3, сидящим на оси 4.
При нажатии на педаль 15 через системы тяг и рычагов происходит нажатие на шток сервомеханизма, который и выключает сцепление.
Когда педаль возвращается в исходное положение действием пружины 12, системы тяг и рычагов также возвращаются в исходное положение.
Шток сервомеханизма занимает исходное положение. Сцепление при этом включается.
Регулировка механизма управления сцеплением автогрейдера ДЗ-98
Установить рычаг 11 по имеющимся меткам на рычаге и кронштейне, что соответствует запертому положению фиксаторов коробки передач.
При нажатии на педаль сцепления фиксаторы должны быть разблокированы, т.е. валик вилки может передвигаться в осевом направлении.
В случае нарушения регулировки блокировки переключение передач затрудняется или становится невозможным;
Установить зазор между роликом и поверхностью штока сервомеханизма в пределах 0,3…0,7 мм (при отпущенной педали сцепления).
Данный зазор необходим для создания свободного хода педали и предупреждения случаев поджима штока, при которых происходит частичное выключение сцепления.
Регулировка механизма управления сцеплением осуществляется изменением длины тяг 10 и 13 (рис.20).
После регулировки тяг проверить положение рычага 11. Это необходимо для четкой работы блокировки валиков переключения передач.