Задний и средний мост автогрейдера ДЗ-98
Задний и средний мосты автогрейдера являются взаимозаменяемыми.
Рис 8. Задний мост ДЗ-98
1- ступица; 3- уплотнительное кольцо; 4- крышка корпуса подшипника; 5- подшипник; 6-корпус бортового редуктора; 7- стакан; 8- корпус; 9,11- пробка заправочного отверстия бортового редуктора, тормоза; 10- сапун; 12- крышка подшипника ступицы; 13- корпус тормоза; 14- нажимной диск тормоза; 15- поршень; 16- штуцер; 17- кронштейн крепления реактивной штанги; 18 регулировочные прокладки; 19- фланец главной передачи; 20,31,35- крышки подшипников; 21- маслоотражательная шайба; 22- вал-шестерня главной передачи; 23- кронштейн; 24- шестерня; 25- пробка заливной горловины главной передачи; 26,38- пневмоцилиндр тормоза; 27- стопорное кольцо; 28- шайба; 29-корпус сальника; 30- полуось; 32- контрольная пробка; 33-балка; 34- шлицевая втулка; 36- корпус сальника; 37- манжета; 39- пружина; 40- диски с наружным зацеплением; 41- тормозные диски с внутренним зацеплением; 42- ведущая втулка;43-фланец; 44-шестерня с внутренним зацеплением; 45- вал-шестерня; 46- втулка; 47-шаровой палец;48- сливная пробка: 49- палец
Мост ДЗ-98 (рис.8) представляет собой стальную балку, в средней части которой крепится кронштейн 23 главной передачи с установленными на нем коническими шестернями с круговым зубом, а к фланцам крепятся бортовые редукторы.
Полуоси 30 заднего моста грейдера полностью разгруженного типа соединяют главную передачу с бортовыми редукторами.
Бортовой редуктор заднего моста представляет собой цилиндрическую передачу с внутренним зацеплением.
Малая ведущая шестерня 45 каждого бортового редуктора посредством ведущей втулки 42 и фланца 43 соединена с соответствующей полуосью.
В каждый бортовой редуктор заднего моста вмонтирован колесный многодисковый тормоз с пневматическим приводом.
Диски тормоза находятся в масляной ванне.
Мосты крепятся к двум балансирам при помощи шаровых 47 и цилиндрических 49 пальцев.
Такое крепление обеспечивает установку мостов.
Регулировку зацепления конической пары главной передачи автогрейдера ДЗ-98 проводить в следующей последовательности:
Сначала достигается правильная установка шестерни 24 относительно кронштейна 23.
Вершина зуба на наибольшем диаметре шестерни должна отстоять относительно края посадочного отверстия под стакан малой шестерни на 25,7 мм.
Одновременно с этим обеспечивается необходимый зазор в конических подшипниках 5 (в пределах 0,05-0,08 мм).
После этого в собранном узле малой шестерни 22 замерить размер от вершины зуба на наибольшем диаметре до привалочной плоскости стакана.
Из указанного размера необходимо вычесть 40,3 мм и произвести набор регулировочных прокладок 18 на толщину, равную полученной разности.
Правильность регулировки главной пары проверить на пятно контакта по краске или по шуму при работе.
Шум при правильной работе шестерен должен быть низким, монотонным, без резкого скрежета и ударов.
Температура узла при работе под нагрузкой не должна превышать 60 °С (проверить на ощупь, при этом рука должна выдерживать длительное прикосновение).
Необходимо помнить, что правильность зацепления конической пары сохраняется лишь при сохранении их начального положения.
Поэтому при вынужденных разборках главной передачи редуктора мостов ДЗ-98 в первую очередь необходимо запомнить расположение шестерен (количество прокладок с каждой стороны), чтобы обеспечивать точно такую же их установку при новой сборке.
Какая-либо подрегулировка расположения шестерен (с целью уменьшения бокового зазора между зубьями, который при износе шестерен, естественно, увеличивается) запрещается.
Выше описанную регулировку проводить только при новой паре конических шестерен.
Выбраковочным размером шестерен при износе является боковой зазор между зубьями — при их правильном зацеплении – 2,5 мм.
Шестерни могут заменяться во всех мостах только попарно.
Карданные передачи автогрейдера ДЗ-98
Карданная передача (рис.9) передает крутящий момент от раздаточного редуктора к заднему и среднему мостам.
Рис.9. Карданная передача автогрейдера ДЗ-98
1- блок трансмиссии; 2- основная рама; 5- карданный вал; 4- промежуточный вал; 5- головка основной рамы; 6- промежуточная опора; 7- фланец-вилка; 8- скользящая вилка; 9- шайба; 10-крестовина кардана; 11- игольчатый подшипник; 12 — шайбы; 13- подшипник; 14- корпус промежуточной опоры; 15- вал; 16- упорное кольцо; 17- манжета; 18- крышка; 19- фланец; 20-втулка; 21- стопорная пластина; 22- крышка подшипника; 23- вилка кардана; 24- уплотнительное кольцо; 25- обойма; 26- корпус подшипника промежуточного вала; 27- установочное кольцо
Смазка шарниров и телескопического шлицевого вала осуществляется через пресс-масленки.
При значительных радиальных зазорах в подшипниках крестовин они заменяются комплектно с крестовинами.
Разрозненная замена подшипников недопустима.
Карданная передача привода переднего моста имеет карданные и промежуточные валы.
Для обеспечения равномерного вращения всех карданных валов автогрейдера ДЗ-98 необходимо, чтобы вилки карданных валов находились в одной плоскости.
Несоблюдение этого условия приведет к неравномерному вращению его фланцев-вилок при каждом обороте вала, а это вызовет преждевременный выход из строя как карданного вала, так и тех узлов, которые он соединяет.
Передний мост грейдера ДЗ-98
Передний мост (рис.10) является ведущим и управляемым.
Рис.10. Передний мост автогрейдера ДЗ-98
1- ступица; 2- уплотнительное кольцо; 4- подшипник; 5- корпус бортового редуктора; 6- вкладыш; 7- вал-шестерня; 8,24,38,41- крышки подшипников; 9,29- кронштейны крепления поперечной тяги; 10- вилка кардана; 11- игольчатый подшипник; 12- крестовина кардана; 13- поворотный кронштейн; 14,39,43- корпуса подшипников; 15,32- корпуса сальников; 16- манжета; 17,30- пальцы; 18- полуось; 19- корпус манжеты; 20- стопорный винт; 21- регулировочные прокладки; 22,33- стаканы; 23- фланец; 25- маслоотражательная шайба; 26- вал-шестерня; 27- втулка; 28- кронштейн главной передачи; 31- упорный подшипник; 34- контрольная пробка; 35- крышка; 36- балка; 37- коническая шестерня; 40- промежуточное звено; 42- прокладка; 44- сливная пробка; 45- втулка; 46- сливная пробка; 47,49- пробки заправочных отверстий; 48- сапун.
Все основные его детали аналогичны деталям заднего и среднего мостов, за исключением элементов, обеспечивающих поворот колес и крепление к основной раме.
Литая балка переднего моста имеет на концах приваренные литые головки.
В середине балки вдоль продольной оси автогрейдера закреплены два пальца, расположенные на одной оси.
На этих пальцах передний мост грейдера может поворачиваться относительно основной рамы в поперечной плоскости. Полуоси полностью разгруженного типа.
На концах полуосей крепятся вилки двойного карданного шарнира, благодаря которому осуществляется передача крутящего момента к бортовому редуктору ДЗ-98, имеющему поворот в горизонтальной плоскости.
Бортовые редукторы аналогичны устанавливаемым на задних мостах и отличаются только отсутствием колесных тормозов и возможностью поворота относительно балки моста в горизонтальной плоскости.
Они соединены между собой поперечной тягой рулевого управления, с помощью которой регулируется схождение передних колес.
Колесные тормоза автогрейдера ДЗ-98
В каждом бортовом редукторе заднего и среднего мостов смонтирован колесный дисковый тормоз с пневматическим управлением.
Основные детали тормоза — это ведущие диски 41 (рис.8), ведомые диски 40, нажимной диск 14, пневмоцилиндр 38, поршень 15.
Подвод воздуха в пневмоцилиндры тормозов грейдера ДЗ-98 осуществляется через тормозной кран, управляемый педалью, или через пневмораспределитель при помощи рукоятки аварийного привода тормозов.
Каких-либо регулировок в процессе эксплуатации проводить в колесных тормозах не требуется.
Техническое обслуживание заключается лишь в соблюдении требований по своевременной замене масла и промывке дисков.
Колеса и шины автогрейдера ДЗ-98
Рис.11. Колесо автогрейдера ДЗ-98
1- вентиль; 2- обод; 3- замочное кольцо; 4- посадочное кольцо; 5- бортовое кольцо; 6- шина
Колесо для пневматической шины (рис.11) состоит из обода 2, колец бортовых 5, кольца посадочного 4, кольца замочного 3.
Удержание бортов шины на ободе колеса обеспечивается за счет бортовых, посадочного и замочного колец.
Подвеска задних мостов автогрейдера ДЗ-98
Подвеска заднего моста состоит из двух балансиров 1 (рис. 12), сваренных из листов, с шаровыми опорами, в которые входят шары мостов.
Рис.12. Подвеска заднего моста грейдера ДЗ-98
1- балансир; 2- кронштейн крепления балансира к стойке рамы автогрейдера; 3- шаровой палец; 4- реактивная штанга; 5- регулировочная гайка; 6- центрирующий штифт; 7- распорная штанга; 8- упор; 9- крышка шаровой опоры балансира; 10- регулировочные прокладки; 11- корпус сальника; 12- ось балансиров; 13- крышка оси балансиров; 14- гайка; 15- стопорная шайба; 16- упорная шайба с фиксатором; 17- втулка; 18- неподвижная втулка; 19- уплотнитель; 20- шайба; 21- коническая пружина; 22- прокладка; 23- обойма; 24- задний мост; 25- установочный палец заднего моста; 26- шаровая опора
Оба балансира подвески заднего моста связаны между собой общей осью 12. Для удержания оси балансира от поворота служит распорная штанга 7.
При качании балансиры подвески заднего моста упираются в опоры на раме автогрейдера. Для удержания моста в нужном положении установлены две реактивные штанги 4 с шаровыми соединениями.
Один конец штанги соединяется с мостом, другой — с рамой автогрейдера.
Балансирная подвеска мостов ДЗ-98 позволяет автогрейдеру приспосабливаться к неровностям поверхности и обеспечивает повышение качества выполняемых работ.
Кронштейны 2 балансиров крепятся к стойкам рамы болтами и центрирующими штифтами.
При появлении люфтов в шаровых соединениях реактивных штанг необходимо устранить их, затягивая регулировочные гайки 5 до отказа, а затем — отпуская настолько, чтобы их можно было законтрить.
Устранение люфта в шаровой опоре крепления мостов достигается изменением числа прокладок под крышкой.
Смазку в подшипниках и шаровых опорах проводить через пресс-масленки.
Рама автогрейдера ДЗ-98
Рама (рис.13) сварной конструкции, состоит из головки, основной трубы и задней части.
Рис.13. Рама ДЗ-98
1- ящик аккумуляторных батарей; 2,8- краны слива конденсата из ресивера; 3- левый лонжерон; 4- гидробак; 5-кронштейн механизма выноса тяговой рамы; 6- крюк; 7- головка рамы; 9- труба рамы; 10- кронштейн подвески карданного вала; 11- кронштейн фильтра гидросистемы; 12- правый лонжерон; 13- кронштейн подвески мостов; I- головка рамы грейдера для кирковщика; II- головка рамы для дополнительного оборудования (кроме кирковщика)
На головке рамы грейдера крепятся передний мост и дополнительное рабочее оборудование.
Механизм подвески различных видов дополнительного рабочего оборудования имеет одинаковую конструкцию кроме подвески кирковщика.
Поэтому головка рамы с кирковщиком отличается от головки рамы других комплектаций автогрейдера.
На головке рамы расположена также и шаровая опора тяговой рамы. На основной трубе рамы приварены кронштейны валов привода переднего моста.
Внутренняя полость трубы служит воздушным ресивером пневматической системы.
Задняя часть рамы состоит из двух лонжеронов коробчатой формы.
В передней части к лонжеронам приваривается поперечная труба рамы, внутренняя полость которой служит одновременно баком гидросистемы автогрейдера.
С одного торца бака устанавливается фильтр, с другого — масломерная линейка и заливная горловина.
В левом лонжероне расположен второй (малый) ресивер пневмосистемы.
В передней и задней частях рамы приварены грузоподъемные крюки, при помощи которых (с обязательным применением распорной рамки) осуществляется погрузка и разгрузка автогрейдера.