Сервомеханизм сцепления грейдера ДЗ-98

Сервомеханизм сцепления автогрейдера ДЗ-98 (рис.30) служит для снижения усилия на педали при управлении сцеплением, т.е. его установка улучшает условия работы машиниста.

Сервомеханизм сцепления грейдера ДЗ-98

Рис.30. Сервомеханизм сцепления ДЗ-98

1- рычаг; 2- корпус; 3- поршень; 4- пружина; 5- уплотнительное кольцо; 6- клапан; 7- крышка корпуса сервомеханизма; 8- втулка клапана; 9- поджимное кольцо манжеты; 10- стержень клапана; 11- пружина клапана; 12- шток; 13- пробка штока; 14- стопорное кольцо; 15- пыльник; 16- манжета; 17- крышка
пыльника; 18- ограничительная пластина; 19- регулировочная прокладка; 20- шарик; 21- пробка, закрывающая отверстие для замера давления в рабочей полости сервомеханизма; 22- золотник; 23- пробка каналов золотника; 24- ролик нажимного рычага; 25- валик; 26,30- втулки; 27- упорное кольцо; 28- манжета; 29- шаровая гайка; 31- тяга; 32- пробка; I- подвод; II- слив.

Сервомеханизм состоит из корпуса 2, прикрепленного к привалочной плоскости картера сцепления справа по ходу грейдера.

В корпусе установлен подвижно поршень 3 в цилиндрическое отверстие которого установлена пружина 4.

Вторым концом пружина упирается в клапан 6, установленный подвижно во втулке крышки 7.

Клапан в верхней части имеет цилиндрическую направляющую, на которую установлен шток 12.

Пружина одной стороной упирается в заплечики клапана 6, другой — в шток 12.

Шток сервомеханизма сцепления автогрейдера ДЗ-98 удерживается в исходном положении кольцом 14, установленным в выточку клапана 6. В отверстие клапана вставлена пружина 11.

Верхним концом пружина упирается в пробку 13, ввернутую в шток, нижним концом — в стержень 10. Шарик 20 является перепускным клапаном.

Крышка 7, в которую устанавливается втулка, прикреплена к корпусу в верхней части болтом.

Уплотнение штока 12 осуществляется манжетой 16 и пыльником 15. Под торец пружины 11 подложены регулировочные прокладки 19.

Этими прокладками устанавливается размер 3,6 ±0,1 мм. Замер производится, когда пробка 13 не ввернута.

Корпус сервомеханизма имеет сквозное цилиндрическое отверстие, в которое вставлен золотник 22.

Золотник сервомеханизма сцепления предназначен для деления потока масла, поступающего от насоса, на два потока, питающих гидросистему двух независимо работающих механизмов (сервомеханизма и рулевого механизма).

Один из потоков поступает в надпоршневое пространство сервомеханизма, другой — по специальному штуцеру к распределителю рулевого механизма грейдера ДЗ-98.

Отверстие в корпусе золотника закрыто пробками 23. Поршень 3 опирается на ролик 24, установленный на оси рычага 1.

Рычаг 1 жестко закреплен на валике 25. На конце валика 25 на шпонке жестко закрепляется рычаг, который шарнирно через специальный палец соединен с тягой 31.

На резьбовую часть тяги навернута шаровая гайка 29 и контргайка. Своей сферой гайка заходит в сферическое гнездо хомута сцепления.

Конструкция сервомеханизма обеспечивает выключение сцепления с небольшим усилием.

В случае отказа гидросистемы или при неработающем двигателе усилие на педали достигает 700 Н (70 кгс).

При работе автогрейдера, когда сцепление включено, шток 12 сервомеханизма находится в исходном положении (крайнее верхнее положение).

Рабочая жидкость от насоса НШ-50 через золотник поступает в надпоршневое пространство сервомеханизма, а затем по сквозным отверстиям поршня 3 в нижнюю полость и оттуда по трубопроводу сливается в бак.

При этом разность давлений в этих полостях незначительная, поэтому поршень 3 находится в исходном положении.

При нажатии на педаль сцепления усилие через систему рычагов и тяг передается на шток 12 и клапан 6, которые одновременно перемещаются вниз, причем конусная часть клапана 6 стремится перекрыть сквозные отверстия поршня 3, т.е. разобщить надпоршневую и нижнюю полости, что ведет к возрастанию давления рабочей жидкости в надпоршневой полости.

Под действием разности давлений, возникшей в надпоршневой и нижней полостях, поршень 3 начинает перемещаться вниз и, воздействуя на ролик 24, заставляет поворачиваться рычаг 1 на определенный угол.

Рычаг жестко связан с рычагом, который в свою очередь посредством тяги и шаровой гайки воздействует на хомут муфты выключения сцепления, заставляя его перемещаться вместе с муфтой выключения, которая через отжимные рычаги размыкает пакет дисков сцепления.

В момент размыкания дисков давление в надпоршневой полости сервомеханизма ДЗ-98 достигает 1,6 МПа (16 кгс/см2).

При дальнейшем нажатии на педаль сцепления, когда нужно затормозить ведомый вал сцепления, происходит перемещение штока 12 относительно клапана 6.

Пружины сжимаются, действуют на клапан 6, что ведет к резкому возрастанию давления в надпоршневой полости до 3,8 МПа (38 кгс/см2) и, следовательно, к возрастанию усилия на выжимном хомуте и торможению ведомого вала сцепления с помощью тормозка.

При давлении в надпоршневой полости выше 3,8 МПа (38 кгс/см2) отжимается шарик 20 и рабочая жидкость перепускается на слив через отверстия втулки крышки 7.

При снятии ноги с педали сцепления шток 12 и клапан 6 под действием пружин 11 и 4 возвращаются в исходное положение, освобождая сквозные отверстия в поршне 3, в результате чего давление в надпоршневой и нижней полостях выравнивается.

Так же в исходное положение под действием усилия пружин сцепления возвращается рычажная система.

Регулировка сцепления ДЗ-98 совместно с сервомеханизмом

Сервомеханизм с пробкой

Снять шторки под кабиной и люки на картере сцепления;

Расшплинтовать и отвернуть корончатые гайки;

Отвернуть шаровую гайку 29 на тяге 31 и установить между диском муфты выключения и диском тормозка проставку толщиной 21+1 мм;

Отвернуть пробку 32 на корпусе сервомеханизма, установить между поршнем 3 и роликом 24 проставку толщиной 2+1 мм;

Перемещая проставку между поршнем 3 и роликом 24, одновременно завертывать шаровую гайку 29 до тех пор, пока поршень 3 не упрется в клапан 6 (в этот момент резко возрастает усилие, требуемое для перемещения проставки);

Законтрить шаровую гайку 29 контргайкой;

Вращением гаек установить равномерный зазор в пределах 0…0,2 мм между муфтой и рычагами, после чего зашплинтовать гайки на болтах;

Снять проставку толщиной 2+1 мм, завернуть пробку в корпус сервомеханизма.

После снятия проставки между поршнем 3 и клапаном 6 будет зазор 2…3 мм, что обеспечит свободный слив рабочей жидкости из надпоршневой полости;

Снять проставку толщиной 21+1 мм

Сервомеханизм грейдера ДЗ-98 без пробки со штоком

Снять шторки под кабиной и люки на картере сцепления;

Расшплинтовать и отвернуть корончатые гайки;

Отвернуть шаровую гайку 29 на тяге 31 и установить между диском муфты выключения и диском тормозка проставку толщиной 21+1 мм;

Шаровой гайкой 29 отрегулировать свободный ход штока сервомеханизма (утопание штока при нажатии на педаль).

Разность замеров высоты штока в свободном состоянии и высоты штока, нажатого до упора, должна равняться 14 +1 мм;

Законтрить шаровую гайку 29 контргайкой;

Вращением гаек установить равномерный зазор в пределах 0…0,2 мм между муфтой и рычагами, после чего зашплинтовать гайки на болтах;

Снять проставку толщиной 21+1 мм

Проверить давление масла на сливе из сервомеханизма. Давление масла не должно превышать 0,1 МПа (1кгс/см2).

По мере износа дисков трения сцепления необходимо своевременно производить в выше указанном порядке повторную регулировку сцепления совместно с сервомеханизмом.

Оцените статью
Грузовые автомобили и спецтехника
Добавить комментарий