МТЗ 1221 топливная: состав, марки узлов, параметры регулировки

Содержание
  1. Схема и состав топливной системы
  2. Топливный бак
  3. Фильтры топлива
  4. Топливный насос высокого давления
  5. Распыляющие форсунки
  6. Органы управления подачей топлива
  7. Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
  8. МТЗ 1221 Установка ТНВД
  9. Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива ТНВД Д-260
  10. Алгоритм установки угла
  11. Регулировка Топливного Насоса МТЗ-1221
  12. Параметры регулировки топливной системы
  13. Настройка ТНВД
  14. Параметры настройки угла опережения впрыска
  15. Система питания двигателя Д-260
  16. Рабочие регулировки и техническое обслуживание ТНВД дизеля Д-260
  17. Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива ТНВД Д-260
  18. Система питания топливом дизельного двигателя Д-260
  19. Топливный насос высокого давления ТНВД Д-260
  20. Турбокомпрессор дизельного двигателя Д-260

Схема и состав топливной системы

Топливная трактора является частью системы питания двигателя, в которую кроме ниже описанных узлов входят: воздушный фильтр; устройство предпускового подогрева воздуха (электофакельный нагреватель или свечи накала); предварительный охладитель нагнетаемого в цилиндры воздуха (интеркуллер); турбокомпрессор для нагнетания под давлением воздуха в цилиндры; выхлопная труба, с предусмотренной конструкцией в системе питания, узла каталитической нейтрализации недогоревшего топлива в выхлопах.

схема системы питания мтз 1221

Схема системы питания МТЗ 1221

Топливная система состоит:

  • рычажно-тяговых механизмов управления
  • части низкого давления, куда входят топливный бак, фильтры грубой и тонкой очистки
  • часть высокого давления с ТНВД, соответствующие трубопроводы высокого давления и распыляющие форсунки

Топливный бак

Ёмкость традиционно размещена под кабиной, с объёмом заправки 135 литров.  На тракторах МТЗ 1221 с гидроподъёмником, в виду отсутствия гидроцилиндра под кабиной гидроцилиндра подъёма задней навески, (где подъём осуществляется гидроцилиндрами в составе гидроподъёмника, размещённого на задней стенке корпуса заднего моста), устанавливается бак с единым объёмом. Данный бак также устанавливают на трактора МТЗ 82П, 900, 920, 950, 952, 1025. (каталожный номер 1221-1101510, длина 980 мм , ширина 830 мм, высота 380 мм).

бак МТЗ 1221

Топливный бак МТЗ 1221 каталожный номер 1221-1101510

На ранних версиях Беларус 1221 с гидроцилиндром подъёма задней навески под кабиной установлен стандартный сдвоенный бак 85-1101020 с общей ёмкостью 130 литров, устанавливаемый на трактора МТЗ 82.1, 80.1. Для увеличения запаса топлива трактор может быть дооборудован дополнительным баком с правым боковым размещением объёмом от 100 до 160 литров.

Дополнительный топливный бак на МТЗ 1221

Дополнительный топливный бак на МТЗ 1221

Фильтры топлива

Топливный фильтр-отстойник грубой очистки выполняет функцию удаления взвешенных в диз. топливе крупных механических частиц и отделения попавшей воды. Узел запитан трубопроводом низкого давления, идущим от бака, и выходным штуцером направляет очищенное топливо к фильтру тонкой очистки. Грубый фильтр оборудован фильтрующей сеткой и колбой-отстойником, через кран которого, в нижней его части, периодически через каждые 125 часов работ сливается отстой топлива. Узел своей конструкцией абсолютно одинаков с узлами, устанавливаемыми на дизеля других моделей тракторов Беларус.

фильтр грубой очистки топлива МТЗ

Фильтр грубой очистки топлива

Топливный фильтр тонкой очистки обеспечивает отделение от топлива мелкодисперсных загрязнений. Узел оборудован сменными бумажным фильтрующим элементом под каталожным номером 240-1117030, который используется в топливных системах основного модельного ряда тракторов МТЗ. Выходящий трубопровод узла соединён с запитывающим штуцером ТНВД дизеля. На трактора 1221 устанавливают фильтры как однокамерные, так и двухкамерные с двумя сменными бумажными фильтрующими элементами.

Фильтр тонкой очистки топлива МТЗ 1221

Фильтр тонкой очистки топлива МТЗ 1221

Промывку обоих топливных фильтров тонкой и грубой очистки, а также замену бумажного фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки осуществляется через каждые 1000 часов.

Топливный насос высокого давления

На самых ранних версиях МТЗ 1221 устанавливались топливный двухсекционный насос распределительного типа (пучкового типа) марки 26.111003-10, где каждая секция из двух обеспечивала давлением по три форсунки (диаметр плунжера 10 мм, ход плунжера 8 мм). Давления начала впрыска форсунки в системе с данным насосом настраивалось в пределах 17,5 -18,2 мПа. В последствии производитель перешел на комплектацию двигателей МТЗ 1221 рядными ТНВД, которые показали высокую техническую живучесть с обеспечением более высоких рабочих характеристик.

топливный насос мтз1221 распределительного типа

На сегодня двигатели данного трактора комплектуются рядными шестисекционными ТНВД чешской марки «Моторпал» PP6M10P1f-3492 или российской «ЯЗДА» 363.1111003-40.03 (363.1111005-40.02), где каждая отдельная секция работает на одну форсунку (диаметр плунжера 10, ход плунжера 12 мм). Также в комплектации тракторов встречаются ранее производимые рядные насосы Ногинского Завода Топливной Аппаратуры (НЗТА) по маркой 627.1111005.00. Все насосы оборудованы ручной подкачивающей помпой поршневого типа для заполнения системы топливом и удаления воздуха.

тнвд мтз 1221
ТНВД ЯЗДА 363.1111005-40.02

Все вышеуказанные узлы имеют схожую конструкцию, обеспечивают механическую корректировку подачи топлива во всех режимах работы дизеля с автоматическим обогащением и пневматическим противодымным корректированием.

топливный насос мтз 1221
ТНВД PP6M10P1f-3492 Моторпал

Мембранный датчик пневмокорректора насоса реагирует на работу двигателя путём воздействия давления воздуха во всасывающем коллекторе и давления масла в масляной магистрали дизеля. Коррекция осуществляется тягой, связанной одним концом с мембраной корректора, а другим — с рейкой насоса, изменяющей количество подаваемого секциями топлива к форсункам.

Распыляющие форсунки

На дизель Д-260 в соответствии с количеством рабочих цилиндров установлены шесть форсунок впрыска топлива закрытого типа ФДМ-22. Стандартно двигатель комплектуется форсунками марки 171-1112010-01 с пятью дырчатыми распылителями марки «171-01» (диаметр иглы 6 мм, диаметр сопловых отверстий 0,32 мм) производства Алтайского Завода Прецизионных Изделий (АЗПИ).

форсунка мтз 1221
форсунка 171-1112010-01

Органы управления подачей топлива

Управление подачей топлива осуществляется ручным рычагом для установки фиксированных технологических оборотов двигателя, ножную педаль используют для управления подачей в транспортном режиме работ. Тросовый тип привода в механизме управления обеспечивает установку стабильных оборотов дизеля, за счёт исключения влияющих зазоров в шарнирных сочленениях тяг привода на стабильность подачи топлива.

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

МТЗ 1221 Установка ТНВД

Для промывки ОФЭ погрузите его в моющий раствор на 0,5 часа, а затем интенсивно прополощите в этом растворе в течение 15 мин.

Окончательный момент затяжки Нм. В действительности, причин возникновения подобной неприятной ситуации более чем достаточно, к примеру: образование воздушных затычек в самых разных узловых участках топливной системы, либо чрезмерное изнашивание некоторых составляющих ТНВД, либо, как вариант, неисправности форсунок, некомпетентно выполненный монтаж топливного насоса или же его неправильная сборка; Работа трактора сопровождается очень значительным выходом дыма.

Для установки раннего более начала нагнетания необходимо уменьшить пакета толщину регулировочных шайб, а для более увеличивать — позднего.

В результате жестковатая работа двигателя на холостом ходу в поле, тем не менее, уменьшение расхода топлива, увеличение тяги, значительное уменьшение дымности. Толщина регулировочных шайб должна быть одинакова с обеих сторон корпуса секции. Специальные — топливные шланги среднего по размеру диаметра.

Качество распыла проверяйте резким нажатием на рычаг стенда. Горючее попадает по штуцеру к фильтру, заполняя пространство в виде кольца в корпусе, а после, сквозь отверстия распределителя подается во внутреннее пространство стакана. Снимите форсунки с дизеля и проверьте их на стенде. Зафиксируйте регулировочный винт, затянув контровочную гайку, и наверните на форсунку колпак.

Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива ТНВД Д-260

Если штифт находится в диапазоне делений ” Изменение толщины шайбы на 0,1 мм соответствует поворота углу кулачкового вала. Со на Во избежание поломок трубок высокого давления от вибрации двигателя закрепить их зажимами. Медленно нажимая на рычаг стенда и наблюдая за стрелкой манометра определите давление начала подъема иглы форсунки МТЗ

Форсунка считается исправной, она если распыливает топливо в виде тумана из пяти всех отверстий распылителя, без отдельно капель вылетающих, сплошных струй и сгущений. Медленно нажимая на рычаг стенда и наблюдая за стрелкой манометра определите давление начала подъема иглы форсунки МТЗ

После чего необходимо собрать фильтр в обратном порядке. Смажьте прокладку моторным маслом.

 
Замена масла в топливном насосе нового трактора МТЗ 82.1

Алгоритм установки угла

Промыть внутреннюю полость фильтра и крышку. Медленно рычаг на нажимая стенда и наблюдая за стрелкой манометра давление определите начала подъема иглы форсунки МТЗ.
В двигателе стоит секционник. Медленно нажимая на рычаг стенда и наблюдая за стрелкой манометра определите давление начала подъема иглы форсунки МТЗ

Реальный расход горючего вычисляют, исходя из наблюдений за агрегатом.

Очистка фильтра грубой очистки топлива двигателя МТЗ Беларус Промойте фильтр грубой очистки топлива, выполнив следующие операции: – Перекройте кран топливного бака. Замените фторопластовую прокладки прокладку-экрана.

После прогрева дизеля произведите дозатяжку болтов крепления форсунки моментом

Новые распылители перед установкой в форсунку двигателя Д расконсервируйте путем промывки в бензине или подогретом дизельном топливе. После всех этих действий лючок можно поставить на место.

Регулировка клапанов мтз 1221 двигатель Д-260

Регулировка Топливного Насоса МТЗ-1221

В связи с тем, что спрос на топливные насосы высокого давления 32 группы производства Ногинского завода топливной аппаратуры не высок, а Минский моторный завод их на свои двигатели Д не ставит, НЗТА временно их производство приостановил. В случае плохого распыла топлива произведите очистку распылителя от нагара, для чего разберите форсунку.

Горючее попадает по штуцеру к фильтру, заполняя пространство в виде кольца в корпусе, а после, сквозь отверстия распределителя подается во внутреннее пространство стакана. Для замены фильтрующего элемента необходимо: Закрыть краник топливного бака. При помощи пружины, основное назначение которой передавать давление на штангу, игла распылителя притягивается вплотную к коническому основанию распылителя. Далее топливо подается в топливный насос, сгоняющий топливо под высоким давлением в форсунки. Изменение толщины шайбы на 0,1 мм соответствует углу поворота кулачкового вала. Установить трубки высокого давления, не отсоединяя от форсунок. Зафиксируйте регулировочный винт, затянув контровочную гайку, и наверните на форсунку колпак. Выделяют два вида топливных очистителей на тракторах МТЗ: фильтр грубой очистки, К составным частям фильтра грубой очистки можно отнести следующие элементы: корпус и успокоитель, стакан с фильтрующим элементом, распределитель. Залить через пробку на крышке регулятора мл моторного масла и запустить двигатель. В данной ситуации главной причиной может выступать целый ряд причин: попадание масла напрямую в камеру сжигания топлива, что может быть спровоцировано как его избытком в поддоне картера, так и износом поршневой системы, неполное сгорание топлива, проблемы с начальной подачей солярки в насосе. МТЗ 1221 Установка ТНВД

Параметры регулировки топливной системы

Для обеспечения максимально эффективного сгорания топлива в цилиндрах и создания допустимых термодинамических рабочих условий двигателю, при которых силовой агрегат выдает расчётную мощность и КПД топливная система дизеля строго настраивается в соответствии с параметрами, указанными в технической документации к трактору или мотору.

Настройка ТНВД

Настройка узла осуществляется специалистами топливщиками на специализированных стендах с учетом всех режимов работы дизеля и одновременной настойкой равномерности подачи топлива к каждой отдельной форсунке. Полную наладку осуществляют после ремонта, либо замены деталей плунжерных секций насоса или всережимного регулятора, а также проверку работы ТНВД проводят через 2000 часов наработки дизеля.

Параметрзначение
Моторпал PP6M10P1f-3492

дизель Д-260.2

ЯЗДА 363.1111005-40.02
Цикловая подача топлива по магистралям высокого давления  при пуске дизеля на частоте 100 об/мин  в мм³/циклНе менее 150Не менее 140
Номинальная частота вращения кулачкового вала ТНВД об/мин1050+/-101050+/-10
Средняя цикловая подача при номинально частоте вращения мм³/цикл80+/-270+/-2
Неравномерность подачи топлива по секциям при номинальной частоте вращения, %Не более 6Не более 6
Частота вращения начала действия регулятора об/ мин1080+/-101075+/-10
Полное отключение подачи топлива регулятором при частоте вращения об/минНе более 1170Не более 1150
Средняя цикловая подача топлива при частоте вращения об/мин в мм³/цикл:

800+/-10

500+/-10

 

83+/-2,5

70+/-3,5

 

80…86

72…79

Давление начала срабатывания пневмокорректора /и конца срабатывания мПа 

0,005…0,01

0,025…0,03

 

0,01…0,02/

0,02…0,03

Цикловая подача при частоте вращения 500 об/мин и отсутствии давления наддува мм³/цикл55…64,566…74

 

Параметры настройки угла опережения впрыска

Согласно регламента обслуживания трактора проверку и настройку угла опережения впрыска осуществляют через каждые 2000 часов наработки трактора. Правильная настройка момента впрыска обеспечивает должное смесеобразования в пик такта сжатия работающего цилиндра и оптимальные условия для воспламенения и полного сгорания топлива.

Марка дизеляЗначение угла опережения впрыска
Д-260.2 с  ЯЗДА 363-4020+/-1°
Д-260. 2S c  ЯЗДА 363-4015+/-1°
Д-260.2 и Д260.2S c  Моторпал PP6M10P1f16+/-1°
Д-260.2S2 с ЯЗДА 363-40.02Т6+/-0,5°

 

Система питания двигателя Д-260

Система питания дизельного двигателя Д-260, в соответствии с рис.1, состоит из топливного насоса, форсунок, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, турбокомпрессора, топливных фильтров грубой и тонкой очистки, а также топливного бака, устанавливаемого на тракторе МТЗ-1221.

МТЗ 1221 топливная: состав, марки узлов, параметры регулировки

Рис.1- Схема системы питания дизеля Д-260

Топливный насос ТНВД Д-260

На дизели Д-260 устанавливается рядный топливный насос высокого давления ТНВД 363.1111005-40 производства ОАО «ЯЗДА» г. Ярославль. Топливный насос высокого давления ТНВД-363 двигателя Д-260 имеет шесть секций и предназначен для подачи в цилиндры дизеля в определенные моменты времени строго дозированных порций топлива под высоким давлением.

ТНВД 363 двигателя Д-260 тракторов МТЗ-1221 приводится в действие от коленчатого вала через распределительные шестерни дизеля и полумуфту привода, установленную на кулачковом валу. При установке топливного насоса на дизель необходимо в соответствии с рисунком 2 установить полумуфту привода 5 в расточки шестерни привода топливного насоса 6, установить шайбы с гайками 2 и затянуть гайки моментом 70. 80 Нм.

МТЗ 1221 топливная: состав, марки узлов, параметры регулировки

1 – крышка люка; 2 – гайка; 3 – шпилька; 4 – гайка специальная; 5 – полумуфта привода; 6 – шестерня привода топливного насоса

Проверить установочный угол опережения впрыска топлива и при необходимости произвести регулировку. Топливный насос высокого давления ТНВД 363 (рисунок 3) имеет два рычага: — рычаг управления 29, с упором максимального и минимального холостого хода; — рычаг останова 22, отключающий подачу топлива в крайнем положении (при вращении по часовой стрелке).

С ТНВД Д-260 в одном агрегате объединены топливоподкачивающий насос 16 и регулятор частоты вращения с корректором по наддуву 30.Топливоподкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления, предназначен для подачи топлива из топливного бака к топливному насосу и приводится в действие эксцентриком кулачкового вала.

МТЗ 1221 топливная: состав, марки узлов, параметры регулировки

Рис.3 – Топливный насос высокого давления ТНВД-363 двигателя Д-260

Для удаления воздуха из системы питания на топливоподкачивающем насосе Д-260 установлен насос ручной прокачки поршневого типа. Для обеспечения надежного запуска двигателя в регуляторе предусмотрено пусковое устройство, которое обеспечивает увеличенную подачу топлива во время пуска двигателя. В головке топливного насоса установлен перепускной клапан 34, который служит для создания необходимого давления (0,12…0,19 МПа) в каналах низкого давления ТНВД-363.

Избыточное топливо, подаваемое топливоподкачивающим насосом, через перепускной клапан поступает на слив в бак. При неработающем двигателе перепускной клапан обеспечивает герметичность полости низкого давления ТНВД, что является необходимым условием для надежного пуска двигателя. Детали топливного насоса смазываются маслом от системы смазки дизеля.

Фильтр тонкой очистки топлива служит для окончательной очистки топлива и имеет сменный бумажный элемент. Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя. Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра расположена специальная пробка.

Воздух под действием разрежения, создаваемого турбокомпрессором дизеля Д-260, проходя через воздухоочиститель, очищается от пыли и поступает в нагнетательную часть турбокомпрессора, откуда под давлением подается в цилиндры дизеля. Для контроля за степенью засоренности фильтр-патронов и определения необходимости проведения технического обслуживания воздухоочистителя на впусном тракте дизеля должен быть установлен датчик сигнализатора засоренности воздушного фильтра. Воздухоочиститель и датчик сигнализатора засоренности устанавливает потребитель.

Турбокомпрессор двигателя Д-260

На дизеле Д-260 тракторов МТЗ-1221 установлен турбокомпрессор, использующий энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры дизеля. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров дизеля под давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают колесо турбины с валом, на другом конце которого колесо турбокомпрессора через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в цилиндры дизеля.

Турбокомпрессор Д-260 выполнен по схеме (рис.4): радиальная центростремительная турбина и центробежный одноступенчатый компрессор при консольном расположении колес относительно опор.

МТЗ 1221 топливная: состав, марки узлов, параметры регулировки

Частота вращения вала турбокомпрессора Д-260, подача и давление нагнетаемого воздуха зависят от режима работы дизеля. Корпус турбины 2 турбокомпрессора отлит из высокопрочного чугуна. Проточная часть турбины для прохода отработавших газов образована корпусом и колесом турбины. Корпус компрессора 11 отлит из алюминиевого сплава, его проточная часть образована корпусом и колесом компрессора. Корпуса турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников 14, отлитому из высокопрочного чугуна.

Колесо турбины 1 турбокомпрессора двигателя Д-260 отлито из жаропрочного сплава и приварено к валу. Колесо компрессора 6 отлито из алюминиевого сплава и крепится на валу специальной гайкой. Вал вращается в радиальном подшипнике, выполненном в виде плавающей невращающейся моновтулки 3. Моновтулка фиксируется в корпусе подшипников фиксатором. Осевое перемещение вала воспринимает упорный подшипник 12.

Подшипники турбокомпрессора Д-260, которые устанавливаются на тракторы МТЗ-1221, смазываются и охлаждаются маслом, поступающим по трубопроводу от масляного фильтра. Как в радиальном, так и в упорном подшипниках дополнительно осуществляется центробежная очистка масла. Из турбокомпрессора масло сливается в картер дизеля. Со стороны компрессора и турбины установлены газомасляные уплотнения, в качестве которых используются пружинные уплотнительные кольца 8 и 15, установленные в канавках вала. Со стороны компрессора для повышения эффективности установлен маслоотражатель, а со стороны турбины – экран.

Рабочие регулировки и техническое обслуживание ТНВД дизеля Д-260

В процессе эксплуатации топливного насоса высокого давления ТНВД двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 при износе основных деталей нарушаются его регулировочные параметры.
Смазка насоса централизованная от системы смазки дизеля через специальное маслоподводящее отверстие. Необходимо следить, чтобы подвод и слив масла из насоса были в исправном состоянии.

Для снижения износов прецизионных деталей не допускается работа насоса без фильтрующего элемента или с засоренным фильтром тонкой очистки топлива. Также не допускается работа с топливом, имеющим повышенное содержание воды.

При необходимости, а также при техническом обслуживании дизеля через 2000ч необходимо снять ТНВД Д-260 трактора МТЗ-1221 с дизеля и проверить его на стенде на соответствие техническим требованиям.

Для испытания должна быть предусмотрена система подвода сжатого воздуха к корректору по наддуву с устройством, позволяющим плавно изменять давление от 0 до 0,1 МПа.

Проверка и регулировка геометрического начала нагнетания ТНВД Д-260

Геометрическое начало нагнетания (ГНН) секциями топливного насоса двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 определяется методом пролива при вращении кулачкового вала по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода ТНВД, который состоит в следующем:

— рейка топливного насоса устанавливается в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;

— топливо под давлением 0,15…0,2 МПа при заглушенном выходном отверстии перепускного клапана подается в систему низкого давления ТНВД (при этом из штуцеров насоса течет топливо);

— кулачковый вал насоса медленно прокручивается по часовой стрелке (при этом плунжер в определяемой секции должен перемещаться вверх);

— за начало нагнетания принимается момент окончания струйного истечения топлива из штуцера насоса, который фиксируется по лимбу регулировочного стенда.

Предварительный ход плунжера от начала его движения вверх до геометрического начала нагнетания (ГНН) в первой секции насоса должен быть 5,45-0,05мм.

Регулировка начала нагнетания ТНВД Д-260 производится дополнительной установкой или снятием специальных регулировочных шайб, расположенных между фланцами секции и корпусом.

Толщина регулировочных шайб должна быть одинакова с обеих сторон корпуса секции. Изменение толщины шайбы на 0,1 мм соответствует углу поворота кулачкового вала.

Для установки более раннего начала нагнетания необходимо уменьшить толщину пакета регулировочных шайб, а для более позднего – увеличивать. Давление открытия нагнетательных клапанов должно соответствовать 0,04…0,075 МПа.

Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива ТНВД Д-260

При затрудненном пуске дизеля, дымном выпуске, а также при замене и установке топливного насоса после регулировки на стенде или ремонта обязательно проверьте установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле.

Проверку топливного насоса Д-260 МТЗ-1221 производите в следующей последовательности:

Для топливных насосов высокого давления ТНВД-363

— установите поршень первого цилиндра на такте сжатия за 30-400 до положения требуемого установочного угла опережения впрыска по шкале на корпусе демпфера;

— установите рычаг останова и рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;

— отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо неё подсоедините контрольное приспособление, представляющее собой отрезок трубки высокого давления длиной 50. 70 мм с нажимной гайкой на одном конце и вторым концом, отогнутым в сторону на 900;

— заполните топливный насос топливом, удалите воздух из системы низкого давления и создайте избыточное давление насосом ручной прокачки до появления сплошной струи топлива из трубки контрольного приспособления;

— медленно вращая коленчатый вал дизеля Д-260 по часовой стрелке и поддерживая избыточное давление в головке насоса (подкачивающим насосом), следите за истечением топлива из контрольного приспособления. В момент прекращения истечения топлива (допускается каплепадение до 1 капли за 10 секунд) вращение коленчатого вала прекратить;

— определите положение градуированной шкалы на корпусе демпфера относительно установочного штифта, закрепленного на крышке распределения.

Если штифт находится в диапазоне делений «19. 21» на градуированной шкале, то угол начала подачи топлива установлен правильно ,т.е. поршень первого цилиндра установлен в положение, соответствующее 19. 21 до ВМТ.

Если штифт не находится в указанном диапазоне, произведите регулировку, для чего проделайте следующее:

— вращая коленчатый вал, совместите деление «20» на градуированной шкале корпуса демпфера с установочным штифтом;

— отпустите на 1. 1,5 оборота гайки крепления шестерни привода топливного насоса к полумуфте привода;

— при помощи ключа поверните за гайку валик топливного насоса против часовой стрелки до упора шпилек в край паза шестерни привода топливного насоса;

— создайте избыточное давление в головке топливного насоса ТНВД-363 дизеля Д-260 до появления сплошной струи топлива из трубки контрольного приспособления;

— поворачивая вал насоса по часовой стрелке и поддерживая избыточное давление, следите за истечением топлива из контрольного приспособления;

— в момент прекращения истечения топлива прекратите вращение вала и зафиксируйте его, зажав гайки крепления шестерни привода к полумуфте привода:

Произведите повторную проверку момента начала подачи топлива. Отсоедините контрольное приспособление и установите на место трубку высокого давления и крышку люка.

Проверка форсунок двигателя Д-260 на давление начала впрыска и качество распыла топлива

Проверку форсунок Д-260 производите через каждые 2000 часов работы дизеля. Снимите форсунки с дизеля и проверьте их на стенде. Качество распыла проверяйте резким нажатием на рычаг стенда.

Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива ТНВД Д-260

При затрудненном пуске дизеля, дымном выпуске, а также при замене и установке топливного насоса после регулировки на стенде или ремонта обязательно проверьте установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле. Проверку топливного насоса Д-260 МТЗ-1221 производите в следующей последовательности:
Для топливных насосов высокого давления ТНВД-363 • установите поршень первого цилиндра на такте сжатия за 30-400 до положения требуемого установочного угла опережения впрыска по шкале на корпусе демпфера; • установите рычаг останова и рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива; • отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо неё подсоедините контрольное приспособление, представляющее собой отрезок трубки высокого давления длиной 50…70 мм с нажимной гайкой на одном конце и вторым концом, отогнутым в сторону на 900; • заполните топливный насос топливом, удалите воздух из системы низкого давления и создайте избыточное давление насосом ручной прокачки до появления сплошной струи топлива из трубки контрольного приспособления; • медленно вращая коленчатый вал дизеля Д-260 по часовой стрелке и поддерживая избыточное давление в головке насоса (подкачивающим насосом), следите за истечением топлива из контрольного приспособления. В момент прекращения истечения топлива (допускается каплепадение до 1 капли за 10 секунд) вращение коленчатого вала прекратить; • определите положение градуированной шкалы на корпусе демпфера относительно установочного штифта, закрепленного на крышке распределения. Если штифт находится в диапазоне делений «19…21» на градуированной шкале, то угол начала подачи топлива установлен правильно ,т.е. поршень первого цилиндра установлен в положение, соответствующее 19…21 до ВМТ.
Если штифт не находится в указанном диапазоне, произведите регулировку, для чего проделайте следующее:
• вращая коленчатый вал, совместите деление «20» на градуированной шкале корпуса демпфера с установочным штифтом; • снимите крышку люка; • отпустите на 1…1,5 оборота гайки крепления шестерни привода топливного насоса к полумуфте привода; • при помощи ключа поверните за гайку валик топливного насоса против часовой стрелки до упора шпилек в край паза шестерни привода топливного насоса; • создайте избыточное давление в головке топливного насоса ТНВД-363 дизеля Д-260 до появления сплошной струи топлива из трубки контрольного приспособления; • поворачивая вал насоса по часовой стрелке и поддерживая избыточное давление, следите за истечением топлива из контрольного приспособления; • в момент прекращения истечения топлива прекратите вращение вала и зафиксируйте его, зажав гайки крепления шестерни привода к полумуфте привода: Произведите повторную проверку момента начала подачи топлива. Отсоедините контрольное приспособление и установите на место трубку высокого давления и крышку люка.

Система питания топливом дизельного двигателя Д-260

Система питания (топливная система) дизельного двигателя Д-260, в соответствии с рис.1, состоит из топливного насоса, форсунок, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, турбокомпрессора, топливных фильтров грубой и тонкой очистки, а также топливного бака, устанавливаемого на погрузчиках Амкодор, тракторах МТЗ, автобусах МАЗ.

Топливный насос высокого давления ТНВД Д-260

На дизели Д-260 устанавливается рядный топливный насос высокого давления ТНВД 363.1111005-40 производства ОАО «ЯЗДА» г. Ярославль.

Топливный насос высокого давления ТНВД-363 имеет шесть секций и предназначен для подачи в цилиндры дизеля в определенные моменты времени строго дозированных порций топлива под высоким давлением.

Он приводится в действие от коленчатого вала через распределительные шестерни дизеля и полумуфту привода, установленную на кулачковом валу.

При установке топливного насоса на дизель необходимо в соответствии с рисунком установить полумуфту привода в расточки шестерни привода топливного насоса, установить шайбы с гайками 2 и затянуть гайки моментом 70…80 Нм

Проверить установочный угол опережения впрыска топлива и при необходимости произвести регулировку. Топливный насос высокого давления ТНВД 363имеет два рычага:

— рычаг управления , с упором максимального и минимального холостого хода; — рычаг останова, отключающий подачу топлива в крайнем положении (при вращении по часовой стрелке).

С ТНВД Д-260 в одном агрегате объединены топливоподкачивающий насос и регулятор частоты вращения с корректором по наддуву.Топливоподкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления, предназначен для подачи топлива из топливного бака к топливному насосу и приводится в действие эксцентриком кулачкового вала.

Для удаления воздуха из системы питания на топливоподкачивающем насосе установлен насос ручной прокачки поршневого типа. Для обеспечения надежного запуска двигателя в регуляторе предусмотрено пусковое устройство, которое обеспечивает увеличенную подачу топлива во время пуска двигателя.

В головке топливного насоса установлен перепускной клапан 34, который служит для создания необходимого давления (0,12…0,19 МПа) в каналах низкого давления ТНВД-363. Избыточное топливо, подаваемое топливоподкачивающим насосом, через перепускной клапан поступает на слив в бак. При неработающем двигателе перепускной клапан обеспечивает герметичность полости низкого давления насоса, что является необходимым условием для надежного пуска двигателя. Детали топливного насоса смазываются маслом от системы смазки дизеля.

Форсунка Д-260 — Для впрыскивания топлива в цилиндры дизеля применяется форсунка с пятидырчатым распылителем закрытого типа. Она обеспечивает необходимый равномерный распыл топлива под большим давлением.

С целью повышения надежности распылителя и стабильности его пара-метров на дизеле под форсунку установлена прокладка-экран. Прокладка-экран состоит из стальной обоймы и прокладки из фторопласта. Фторопластовая прокладка разрезная с Г-образным сечением.

Фильтр грубой очистки топлива двигателя — Для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды служит фильтр грубой очистки. Он состоит из корпуса, рассеивателя, отражателя с сеткой, стакана с успокоителем.

Фильтр тонкой очистки топлива служит для окончательной очистки топлива и имеет сменный бумажный элемент. Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей.

В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя. Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра расположена специальная пробка.

Для очистки всасываемого в цилиндры воздуха служит воздухоочиститель двигателя Д-260 ММЗ погрузчиков Амкодор, тракторов МТЗ, автобусов МАЗ сухого типа с применением в качестве фильтрующего элемента бумажных фильтр-патронов, изготовленных из специального высокопористого картона.

Воздухоочиститель имеет три ступени очистки. Первой ступенью очистки служит моноциклон, второй и третьей — основной и контрольный бумажные фильтр-патроны.

Воздух под действием разрежения, создаваемого турбокомпрессором дизеля Д-260, проходя через воздухоочиститель, очищается от пыли и поступает в нагнетательную часть турбокомпрессора, откуда под давлением подается в цилиндры дизеля.

Для контроля за степенью засоренности фильтр-патронов и определения необходимости проведения технического обслуживания воздухоочистителя на впусном тракте дизеля должен быть установлен датчик сигнализатора засоренности воздушного фильтра. Воздухоочиститель и датчик сигнализатора засоренности устанавливает потребитель.

Турбокомпрессор дизельного двигателя Д-260

На дизеле установлен турбокомпрессор, использующий энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры дизеля. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров дизеля под давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины. зы вращают колесо турбины с валом, на другом конце которого колесо турбокомпрессора через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в цилиндры дизеля.

Турбокомпрессор Д-260 выполнен по схеме: радиальная центростремительная турбина и центробежный одноступенчатый компрессор при консольном расположении колес относительно опор.

Частота вращения вала турбокомпрессора, подача и давление нагнетаемого воздуха зависят от режима работы дизеля. Корпус турбины турбокомпрессора отлит из высокопрочного чугуна.

Проточная часть турбины для прохода отработавших газов образована корпусом и колесом турбины. Корпус компрессора отлит из алюминиевого сплава, его проточная часть образована корпусом и колесом компрессора. Корпуса турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников, отлитому из высокопрочного чугуна.

Колесо турбины турбокомпрессора отлито из жаропрочного сплава и приварено к валу. Колесо компрессора отлито из алюминиевого сплава и крепится на валу специальной гайкой.

Вал вращается в радиальном подшипнике, выполненном в виде плавающей невращающейся моновтулки. Моновтулка фиксируется в корпусе подшипников фиксатором. Осевое перемещение вала воспринимает упорный подшипник.

Подшипники турбокомпрессора, которые устанавливаются на погрузчики Амкодор, тракторы МТЗ, автобусы МАЗ, смазываются и охлаждаются маслом, поступающим по трубопроводу от масляного фильтра. Как в радиальном, так и в упорном подшипниках дополнительно осуществляется центробежная очистка масла.

Из турбокомпрессора масло сливается в картер дизеля. Со стороны компрессора и турбины установлены газомасляные уплотнения, в качестве которых используются пружинные уплотнительные кольца, установленные в канавках вала. Со стороны компрессора для повышения эффективности установлен маслоотражатель, а со стороны турбины – экран.

Источники

  • https://vseomtz.ru/ustroystvo-i-obslujevanie/mtz-1221-toplivnaya
  • https://1svoimi-rukami.ru/voprosy/regulirovka-tnvd-motorpal-d-260-svoimi-rukami.html
  • https://test-engine.ru/avtobrendy/ustanovka-zazhiganiya-d-260.html
  • https://remnabor.net/tnvd-motorpal-d-260-ustroystvo-shema
  • https://VmyatynNet.ru/remont-i-servis/ustanovka-tnvd-na-dvigatel-d-260.html

Оцените статью
Грузовые автомобили и спецтехника