- Конструкция и виды
- Разница фильтров грубой и тонкой очистки
- Фильтры тонкой очистки: нужны ли
- Особенности системы фильтрации для различных видов двигателей
- Системы очистки для бензиновых двигателей
- Системы очистки для дизельных двигателей
- Фильтр грубой очистки топлива для дизельных ДВС
- Устройство и принцип действия
- Порядок обслуживания и замены
Конструкция и виды
В общей конструкции автомобиля топливный фильтр может располагаться:
- в топливном баке;
- под днищем автомобиля;
- в подкапотном пространстве.

Конструкция топливных фильтров грубой и тонкой очистки
Современные системы очистки топлива имеют от 2 до 4 ступеней. Сначала топливо проходит фильтр грубой очистки топлива, который удаляет крупные фракции, видимые невооруженным глазом. Далее оно попадает в фильтр тонкой очистки топлива, где удаляются микрочастицы, представляющие наибольшую опасность из-за своих абразивных свойств.
Конструкция топливных фильтров следующая:
- Сетчатые элементы.
- Герметичный и термостойкий корпус. Он может быть прозрачным, что позволяет понять, когда менять топливный фильтр. Корпус может изготавливаться из стали или полимеров, что определяется уровнем давления в системе.
- Входной и выходной штуцеры. В некоторых конструкциях может быть предусмотрен дополнительный штуцер (редукционный клапан) для сброса топлива в случае повышенного давления в системе.
По количеству раз использования топливные фильтры делятся на следующие типы:
- Разборные (многоразовые) – фильтрующие элементы изготавливаются из латуни или керамики. Такие конструкции при загрязнении просто промываются.
- Неразборные (одноразовые) – фильтрующие элементы изготавливаются из ткани или крепированной бумаги. Этот тип применяется для тонкой очистки.
Разница фильтров грубой и тонкой очистки
Существует всего два фильтра в топливной системе, ведь основных этапов очистки топлива всего два. Устройства эти: грубой и тонкой фильтрации.
По принципу работы они похожи, да и внешне напоминают друг друга. Во многом фильтры схожи и по своей конструкции. Изначально топливо, конечно же, попадает в фильтр грубой очистки, а потом – в фильтр тонкой очистки. Таким образом, достигается оптимальная очистка жидкости. Возможно использовать и дополнительные элементы, например, дополнительный фильтр грубой очистки.
Устройства различаются по ряду параметров. Каждое имеет свои характерные особенности. Грубая очистка производится от частиц 0,1 миллиметра и более. Тонкая очистка не пропускает частицы размером 0,015 миллиметров и более. В итоге достигается желаемый результат фильтрации.
Различаются эти два фильтра не только размерами пропускаемых частиц. У них есть ещё и разница в местоположении. Для корректной работы топливной системы оба устройства должны быть исправны и качественны, потому не стоит экономить на этих деталях.

На картинке выше – устройство тонкой очистки. Внешне весьма похоже на устройство для грубой фильтрации, не правда ли?
Фильтры тонкой очистки: нужны ли
Более мелкие частички, менее 60 мкм, незаметные глазу, но представляют также серьёзную опасность; для очищения горючего от мельчайших загрязнений используются фильтры тонкой очистки.

Многие автолюбители полагаются на защитные «сеточки», расположенные в баке, карбюраторе, бензонасосе. Стандартные сеточки хорошо справляются с задерживанием частиц в 100 мкм. Полезно производить более глубокое очищение топлива, ведь даже столь мелкие загрязнения опасны для мотора, приводят к поломкам, некачественной работе, недостаточной эффективности агрегата. Ремонт же вышедшего из строя агрегата обойдётся дорого. Советуем поставить дополнительно фильтр-отстойник тонкой очистки, порог задерживаемых засоряющих частичек составляет 15 мкм.
Особенности системы фильтрации для различных видов двигателей
Фильтры могут иметь целый ряд отличий в зависимости от используемого топлива. Так для бензиновых двигателей требуется отфильтровывать частицы размером не более 10-15 мкм. Для очистки дизельного топлива важно не только улавливание мелких частиц, но и защита от попадания воды.
Системы очистки для бензиновых двигателей

Топливный насос с фильтром
Фильтры грубой очистки бензиновых двигателей как правило разборные и представляют собой корпус с сеткой внутри, которая может иметь ячейки различного диаметра. Они устанавливаются в следующих местах:
- на горловине – самые крупные ячейки;
- в корпусе погружного топливного насоса (топливозаборника) – ячейки среднего размера.
Принцип работы топливного фильтра грубой очистки состоит в следующем:
- Топливо из бака проходит через сетку.
- Сетка улавливает крупные частицы, пропуская на выход только очищенный бензин.
Фильтры тонкой очистки в инжекторной системе устанавливаются в топливном баке или рядом с ним. Фильтрующий элемент располагается в корпусе и может быть уложен «звездой» или «спиралью». Спиральная укладка позволяет увеличить срок эксплуатации и обеспечивает более высокую степень очистки. Отличие от работы системы грубой очистки заключается в том, что используемые шторки удерживают более мелкие частицы.
Системы очистки для дизельных двигателей
Система фильтрации дизельного топлива, как правило, состоит из нескольких этапов:
- Начальная очистка непосредственно в баке. Выполняется установкой сетки на выходе.
- Отстойник (сепаратор).
- Фильтры грубой очистки дизельного топлива.
- Тонкая очистка.

Фильтр-отстойник
Топливный фильтр-отстойник позволяет отделить воду. Конструктивно такие системы имеют специальный клапан в нижней части корпуса, предназначенный для сброса воды. Они работают по следующему принципу:
- Топливо подается в корпус через распределитель.
- Дизтопливо стекает вниз в успокоитель для осаживания воды (она тяжелее) в топливном фильтре и крупных фракции примесей.
- Топливо подается вверх, проходя через сетку, в которой также происходит очистка.
- Топливо отводится и подается дальше в систему.
Для улучшения работы в устройство топливного фильтра дизельного двигателя может быть установлен специальный датчик воды.
Особенностью дизтоплива также является чувствительность к температурным перепадам. При пониженной температуре происходит кристаллизация парафина, который забивает всю систему. Для устранения этого явления топливный фильтр для дизельного двигателя может иметь в своей конструкции подогреватель. Он может быть установлен на топливной системе. Помимо этого подогреватель может быть заменен использованием в качестве фильтрующего элемента токопроводящей бумаги.
Чтобы определить, где находится фильтр тонкой очистки в дизельной системе, необходимо найти топливный насос и установить местоположение по выходящему от него трубопроводу. Конструктивно он не отличается от бензиновых фильтров тонкой очистки.
— Фильтр на ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ БИГ. Имеет пластиковой корпус. Высота составляет 201,5 миллиметров, а нужный диметр 51/42 миллиметров.
— фильтр УРАЛ, КАМАЗ в сборе ЛААЗ. Высота составляет 0,15 миллиметров, весит он 2,75 килограмма. Ширина изделия 0,15 метров, а длина – 0,2 метра.
— фильтр КАМАЗ PreLine420 в сборе СМ. Фильтр весит 2,23 килограмма, его высота 0,12 метров. Длина составляет 0,34 метра, а ширина – 0,14 метров.

Фильтр грубой очистки топлива для дизельных ДВС

На дизельных силовых агрегатах роль фильтра грубой очистки чаще всего выполняет отстойник (сепаратор). Примеси, попадая в такой очиститель, оседают на дне специального стакана. Помимо твердых частиц, сепаратор отделяет от дизтоплива влагу.
При низких температурах в ДТ образуются парафины. Избавиться от них помогает фильтр-сепаратор с подогревом.
Устройство и принцип действия
В состав сепаратора входят нижеперечисленные элементы:
- корпус;
- крышка корпусной части;
- фильтроэлемент. Он расположен на втулке в стакане, соединенном с корпусом, и состоит из алюминиевых пластинок;
- втулка, вкрученная в корпусную часть;
- распределитель;
- паронитовый уплотнитель, расположенный между корпусом очистителя и стаканом;
- успокоитель, который находится в нижней части фильтра.
Дизтопливо через отверстия распределителя подается в корпус детали. После этого горючее стекает в успокоитель, где задерживается влага, а также самые крупные твердые механические частицы. Затем топливо проходит вверх к фильтрующей сетке, которая задерживает более мелкие примеси. Очищенное ДТ через топливоотвод поступает в силовой агрегат.
Порядок обслуживания и замены
Топливный фильтр грубой очистки для дизельных моторов одноразовым не является. При скоплении грязи в отстойнике, если деталь не выработала установленного ресурса, производится ее обслуживание. Фильтр снимают с транспортного средства, разбирают и сливают скопившуюся в стакане воду с грязью. После этого деталь промывают и устанавливают на место.
Периодичность замены фильтра грубой очистки топлива устанавливается производителем. Обычно этот интервал составляет 30 тыс. км для дизелей и 60 тыс. км для бензиновых моторов. Этот срок зависит также от качества горючего – если в используемом топливе содержится большое количество примесей, очиститель следует менять чаще.
- https://TechAutoPort.ru/dvigatel/toplivnaya-sistema/toplivnyi-filtr.html
- http://AvtoShef.com/filtr-gruboy-ochistki-dizelnogo-top/
- https://365cars.ru/remont/filtryi-tonkoy-i-gruboy-ochistki-topliva.html
- https://difa-avk.ru/statyi/filtry-gruboy-ochistki/
