- Технические характеристики
- Двигатель
- Ходовая трактора
- Особенности трансмиссии
- Муфта сцепления
- Коробка передач
- Рулевое управление
- Тормоза
- Передний и задний ведущие мосты
- Валы отбора мощности
- Гидронавесная система
- Тяговые и сцепные устройства трактора
- Кабина трактора
- Основные модификации и аналоги
- Технические особенности трактора МТЗ-3022
- Устройство двигателя
- Трактор Беларус-3022
- Навесное оборудование
- Трактор Беларус-3022 ДЦ (МТЗ-3022 ДЦ)
- Характеристики трансмиссии трактора МТЗ-3022
- МТЗ-3022. Комплектация и оснащение
- Достоинства, недостатки
- Техническое обслуживание
- Устройство системы охлаждения двигателя трактора МТЗ
- Гидравлика
- Сдвоенные колеса
- Область применения трактора МТЗ-3022
- Ходовая часть и габариты
Технические характеристики
Трактор имеет классическую полурамную конструкцию остова с четырьмя пневматическими колёсами. Серийному выпуску МТЗ 3022 предшествовали промежуточные модели МТЗ 2522В, 2522 ДВ, 2822 ДВ, 3022 ДВ. На сегодня эволюция данного трактора преобразовалась в серийный выпуск модификаций МТЗ 3022 В и 3022ДЦ1. Основное отличие модификаций заключается в оснащении разными силовыми агрегатами. МТЗ 3022ДЦ1 оснащён дизелем DEUTZ модели BF06M1013FC, 3022В отечественным двигателем ММЗ Д-262 S2.

Двигатель
Оба силовых агрегата имеют схожие характеристики. Дизеля оснащены турбонаддувом и системой предварительного охлаждения всасываемого воздуха — интеркулером, впрыск топлива осуществляется непосредственно камеру сгорания . Система пуска – электростартерная на 24 В. Для облегчения пуска дизель оснащён свечами накаливания в каждом отдельном цилиндре. Топливная система дизеля состоит из шести форсунок впрыска, шести отдельных насосов высокого давления и общего подкачивающего топливного насоса. Очистка топлива осуществляется фильтрами грубой и тонкой очистки.

Дизель DEUTZ МТЗ 3022ДЦ1
Характеристики | BF06M1013FC | Д-262 S2 |
| Тип дизеля | Рядный 6-ти цилиндровый | Рядный 6-ти цилиндровый |
| Мощность кВт/л.с | 223/303 | 220/300 |
| Номинальная частота вращения коленчатого вала об/мин | 2300 | 2100 |
| Рабочий объём, л | 7,15 | 7,98 |
| Максимальный крутящий момент, Н/м | 1300 | 1320 |
| Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности г/кВт | 248 | 248 |
| Коэффициент запаса крутящего момента,% | 30 | 25 |
| Ёмкость топливного бака, л | 500 | 500 |

Дизель Д-262 S2 МТЗ 3022В
Ходовая трактора
МТЗ 3022 имеет полноприводную формулу 4Х4 с управляемыми передними колёсами. Для снижения давления на почву при выполнении полевых работ возможно сдваивание колёс с помощью специальных механизмов.

МТЗ-3022 со спаренными передними и задними колёсами
| Длина трактора с балластом и ПНУ, мм | 6100 |
| Высота по кабине, мм | 3150 |
| База трактора, мм | 3010 |
| Ширина, мм | 2630 |
| Колея по передним колёсам, мм | 1830,1950 |
| Колея по задним колёсам, мм | 1795-2135, 2240-2500 |
| Агротехнический просвет, мм | 500 |
| Минимальный радиус разворота, м | 5,5 |
| Масса трактора, кг | 11500 |
| Максимальная масса буксируемого груза, кг | 40000 |
| Максимальный угол подъёма без прицепа,° | 20 |
| Максимальный угол подъёма с прицепом, ° | 12 |
| Максимальная глубина преодолеваемого брода, м | 0,8 |
| Шины передние | 540/65R30 |
| Шины задние | 580/70R42 |
Особенности трансмиссии
Трансмиссия имеет отдельную гидросистему обеспечивающую давлением масла для включения гидроподжимных муфт КПП, заднего и переднего ВОМ, переднего ведущего моста и блокировки дифференциала заднего моста. А также система обеспечивает смазку под давлением подшипников КПП, приводов насосов гидронавеснойсистемы трактора, насоса гидросистемы коробки, приводов заднего и переднего ВОМ. Управление подачей давления на гидроподжимные муфты КПП, ПВМ и блокировки заднего моста осуществляется отдельным электрогидрораспределителем гидросистемы трансмиссии.
Муфта сцепления
Сцепление — сухое, постоянно замкнутое, двухдисковое с металлокерамическими фрикционными накладками. Привод управления муфты – гидростатический с гидроусилителем. Подача давления жидкости для работы усилителя осуществляется от гидросистемы трансмиссии трактора. Управление муфтой может осуществляться как в прямом, так и в реверсном режимах.
Коробка передач
КПП— ступенчатая, механическая, четырёхдиапазонная с шестернями постоянного зацепления со встроенным ходоуменьшителем. Коробка имеет механическое переключение диапазонов зубчатыми муфтами и переключение передач в нутрии диапазона — электрогидровлическое фрикционными, гидроуправляемыми муфтами. Управление переключением передач осуществляется джойстиком и кнопкой подтормаживания коробки на рычаге переключения диапазонов с помощью встроенного электронного блока КЭСУ, и системы электрогидрораспределителей. Компоновка узла обеспечивает 24 передач переднего и 12 заднего хода. С учётом включения в работу ходоуменьшителя дополнительно трактор получает 12 замедленных передач переднего и 12 – заднего хода.
| Диапазон переднего хода | Передача и скорость движения км/ч |
| I | 1- 2,4 |
| 2- 2,9 | |
| 3- 3,6 | |
| 4- 4,4 | |
| 5- 5,5 | |
| 6- 6,5 | |
| II | 1- 6,8 |
| 2- 7,0 | |
| 3- 8,7 | |
| 4- 10,5 | |
| 5- 12,9 | |
| 6- 15,6 | |
| III | 1- 7,7 |
| 2- 9,4 | |
| 3- 11,6 | |
| 4- 14,0 | |
| 5- 17,2 | |
| 6- 20,9 | |
| IV | 1- 15,6 |
| 2- 19,0 | |
| 3- 23,3 | |
| 4- 28,3 | |
| 5- 34,6 | |
| 6- 39,6 | |
| I — c ходоуменьшителем | 1- 0,4 |
| 2- 0,5 | |
| 3- 0,6 | |
| 4- 0,7 | |
| 5- 0,9 | |
| 6- 1 | |
| II-с ходоуменьшителем | 1- 0,9 |
| 2- 1,1 | |
| 3- 1,4 | |
| 4- 1,7 | |
| 5- 2,1 | |
| 6- 2,5 |

Управление переключением КПП МТЗ 3022
| Диапазоны заднего хода | Передача и скорость движения км/ч |
| I | 1- 2,7 |
| 2- 3,2 | |
| 3- 4,0 | |
| 4- 4,8 | |
| 5- 5,9 | |
| 6- 7,2 | |
| II | 1- 7,6 |
| 2- 9,3 | |
| 3- 11,4 | |
| 4- 13,9 | |
| 5- 17,0 | |
| 6- 20,6 | |
| I – с ходоуменьшителем | 1- 0,4 |
| 2- 0,5 | |
| 3- 0,6 | |
| 4- 0,7 | |
| 5- 0,8 | |
| 6- 1,0 | |
| II — с ходоуменьшителем | 1- 1,0 |
| 2- 1,3 | |
| 3- 1,5 | |
| 4- 1,9 | |
| 5- 2,3 | |
| 6- 2,8 |
Рулевое управление
Система управления – гидрообъёмное. Насос, создающий давление, шестерёнчатый правого вращения. Насос дозатор героторного типа с открытым центром без реакции на рулевом колесе. Механизм поворота оснащён двумя гидроцилиндрами двухстороннего действия – Ц 63Х250.

Рулевое управление МТЗ 3022
Особенностью системы является возможность управления трактора в реверсивном режиме. Для этого в состав ГОРУ включён дополнительный реверсивный насос-дозатор. Переключение подачи жидкости к насосу дозатора «прямого хода» или дозатору «реверсного хода» осуществляют краном в магистрали подачи давления, который находится между кабиной и двигателем на правой стойке крепления капота. Рулевое колесо регулируется во высоте и углу наклона. Высота положения изменяется бесступенчато в пределах 100 мм , угол наклона устанавливается в четырёх положениях от 25° до 40° с шагом в 5°.

Кран переключения рулевого управления в реверсный режим
Тормоза
Рабочие тормоза многодисковые работающие в масле размещены на ведущих солнечных шестернях бортовых редукторов. Управление рабочими тормозами – гидростатическое и сблокировано с пневмоприводом управления тормозами прицепа. Стояночный тормоз совмещён с рабочими тормозами, с автономным ручным управлением.
Передний и задний ведущие мосты
Задний мост — с конической парой шестерён с винтовыми зубьями главной передачи, дифференциал закрытого типа с четырьмя сателлитами, блокировка осуществляется гидроподжимной фрикционной муфтой с электрогидравлическим управлением, конечные передачи планетарного типа с двухвенцовыми сателлитами и плавающими коронными шестернями. А также конструкция заднего моста обеспечивает привод ПВМ, отдельных насосов основной гидросистемы и гидросистемы трансмиссии.
Блокировка оснащена электронной системой управления и работает в автоматическом и принудительном режимах. Автоматический режим работает при нажатии соответствующей кнопки управления при условии прямого положения управляемых колёс. При повороте колёс больше 13° или превышении скорости движения выше 16 км/ч, а также при нажатии на педаль либо обе педали тормоза блокировка автоматически выключается. Принудительный режим включается кратковременно удержанием соответствующей кнопки управления при любом положении управляемых колёс.
Передний мост – соосного типа с главной передачей из пары конических шестерён с винтовыми зубьями, с конечными передачами планетарного типа, дифференциал — самоблокирующийся повышенного трения. Блокировка включается только при осуществлении работ с повышенными тяговыми нагрузками – пахоте, культивации. Привод ПВМ встроен в задний мост в виде редуктора с гидроподжимной, многодисковой, фрикционной муфтой. Управление мостом электрогидравлическое.
Валы отбора мощности
Задний ВОМ трактора – независимый, двухскоростной, с вращением по часовой стрелке со стороны торца шлицевого хвостовика. Гидромеханическая система управления обеспечивает плавный пуск. ВОМ имеет два режима работы – основной и экономичный. Скорости вращения 1000 и 1450 об/мин с максимальной выдаваемой мощностью 182 кВт. Привод задний ВОМ получает от двигателя через валы соединённые шлицевыми втулками проходящими через корпуса КПП и заднего моста. Сам узел установлен в расточках корпуса моста и представляет собой двухскоростной шестерёнчатый редуктор с гидроупровляемыми фрикционом включения и тормозом. На трактор установлен хвостовик ВОМ 3 с 20 шлицами Ø 45 мм ГОСТ 3480.
Кроме этого, в комплект ЗИП входит набор сменных хвостовиков:
- ВОМ1С на 8 шлицов Ø 38 мм ГОСТ 3480
- ВОМ 1 на 6 шлицов Ø 35 мм ИСО 500
- ВОМ 2 на 21 шлиц Ø 35 мм ГОСТ 3480 и ИСО 500
- ВОМ 4 на 20 шлицов Ø 55 мм ГОСТ 3480
- ВОМ 4С на 8 шлицов Ø 54 мм ГОСТ 1139
Управление задним ВОМ осуществляется отдельным гидрораспределителем встроенным в гидросистему трансмиссии.
Передний ВОМ — односкоростной, независимый с вращением по часовой стрелке с торца хвостовика на 21 шлиц ГОСТ 3480. Скорость вращения вала 1000 об/мин с максимальной мощностью 60 кВт. Отдельный редуктор ПВОМ получает привод от коленвала двигателя через сдвоенный шарнир, промежуточный редуктор и карданный вал. Включение осуществляется гидроцилиндром, связанным своим штоком с поводком, управляющим через поворотный валик ленточными тормозами основного редуктора ПВОМ.
Гидронавесная система
Универсальная с электрогидравлическим управлением на базе аксиально-плунжерного насоса. Система обеспечивает высотное, силовое, позиционное и смешанное регулирование глубины обработки почвы. Интегральный блок гидравлики состоит из четырёхсекционного распределителя с джойстиковым электрогидравлическим управлением и электронной системой программирования функций и регулирования подачи рабочей жидкости отдельно на каждой из четырёх пар рабочих гидровыводов.

Блок джойсиков управления секциями гидрораспределителя
Пульт управления навесным устройством выведен на общую боковую панель управления трактора. Для работы с передним навесным оборудованием имеется пара, выведенная на переднюю навеску, которая присоединяются к любой паре выводов задней навески быстросоединяемыми муфтами. Управление осуществляется аналогичным дублируемым интегральным пультом на боковой панели управления без кнопок настройки смешанного регулирования. Для обеспечения работы гидромоторов спереди и сзади трактора имеется свободный слив в гидросистему.

Пульт управления задней навеской МТЗ 3022
Заднее навесное трёхточечное устройство НУ 3-й категории ГОСТ 1077 по ИСО 730, оснащено двумя гидроцилиндрами Ц110Х250. Передняя трёхточечная навеска категории 2 ГОСТ 1077 по ИСО 730 оборудована двумя цилиндрами Ц90Х250.

Схема подключения гидровыводов распределителя к потребителям задней и передней навески
Тяговые и сцепные устройства трактора
- ТСУ-3К крюк с амортизатором для агрегатирования с прицепными и полуприцепными устройствами
- ТСУ-2В вилка и ТСУ 1М-01 – тяговый брус для соединения трактора с прицепными машинами.
- Возможное оснащение трактора прицепными устройствами производства фирмы Walterscheid
- Вилки автоматы КU2000/ 329NB33 или KU5410/329-33 со сферическим пальцем для соединения прицепных машин.
- Соединительное приспособление «Питон» PB5329NNB33 для соединения с машинами имеющими дышло с соединительной петлёй.
- Шаровые соединительные устройства KI8329NB33, KB8329NB33 для соединения с машинами имеющими на конце дышла сферическое гнездо.
Кабина трактора
Одноместная кабина с жёстким каркасом и сферическими тонированными стёклами имеет высокий уровень термошумопылевиброизоляции и соответствует категории 2 по ЕN 15695-1: 2009. Для обеспечения микроклимата рабочего места кабина оснащена системой вентиляции и отопления, системой кондиционирования воздуха. Подрессоренное кресло водителя регулируется по весу и росту. А также кабина стандартно оборудована дополнительным сидением, зеркалами заднего вида, стеклоомывателями переднего и заднего стёкол, противосолнечным козырьком, осветительным плафоном и местом под радиоприёмник.
Основные модификации и аналоги
Модификации данной модели трактора:
- 3022 ДЦ-1. Техника предназначена для выполнения различных сельскохозяйственных работ, предпосевной обработки почвы, посева в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов, коммунальных служб в составе высокопроизводительных уборочных комплексов, в транспортном производстве У данной модели мощность двигателя составляет 303 л. с., установлена гидромеханическая коробка передач. Все производимые выбросы отвечают экологическим стандартам Stage II.
- 3022 ДВ. Отличие заключается в том, что у этой версии трактора установлен реверсивный пост управления, который увеличивает срок эксплуатации транспортного средства при больших нагрузках. Также в комплекте 6-цилиндровый двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением надувочного воздуха и механическая, ступенчатая с шестернями постоянного зацепления коробка передач. Тормоза у техники дисковые, пневматические. Количество передних передач равно 36, а задних — 24. Максимальная скорость — 40 км/ч.

Аналогом данного транспортного средства является трактор John Deere.

Технические особенности трактора МТЗ-3022
Трактор 3022 применяется в разных сферах человеческой деятельности: он может осуществлять погрузку-разгрузку, транспортировку грузов, буксировку тяжелых прицепов, а также промышленные и дорожно-строительные задачи.
Устройство двигателя
Изначально трактор МТЗ-3022 оснащали дизельным двигателем «S40E 8.7 LTA», объемом 8,7 л, американского производства. Силовой агрегат отличался производительными характеристиками, однако из-за дороговизны от него решили отказаться.
Хорошей альтернативой ему послужил шестицилиндровый мотор немецкой марки «Deutz BF06M1013FC», который укомплектован промежуточным охладителем наддувочного воздуха. Двигатель соответствует сертификату экологического стандарта «Stage II», поэтому имеет сниженный уровень выброса вредных веществ.
Агрегат обладает такими техническими характеристиками:

Схема двигателя DEUTZ BF06M1013FC
- рабочий объем – 7,1 л;
- мощность – 300 лошадиных сил, или 223 кВт;
- максимальное значение крутящего момента – 1300 Нм;
- частота вращения коленчатого вала – 2300 об/минуту;
- объем топливных баков – 500 л;
- емкость масляного бака – 70 л;
- удельный расход горючего – 249 г/кВт в час;
- дорожный просвет – 450 мм.
Мотор создан по новейшим технологиям. Он оснащен аккумуляторной системой подачи топлива с электронным впрыском. В этом процессе большую роль играют электрогидравлические форсунки.
Трактор Беларус-3022
Энергонасыщенный сельскохозяйственый колесный Трактор БЕЛАРУС-3022ДЦ.1 с дизелем BF06M1013FC (DEUTZ) мощностью 303 л.с., сертифицированным по II -ой ступени Директивы 2000/25/ЕС, тягового класса 5,0 с колесной формулой 4х4.
Предназначен для выполнения различных сельскохо-зяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями, на транспорте, с погрузочно-разгрузочными средствами, уборочными комплексами, а также для привода стационарных сельскохозяйственных машин.
Помимо самого трактора вы можите ознакомиться с комплектами колес для различных культур, таких как кукуруза, свекла, подсолнечник и картофель.
Предназначен для длительной работы в режиме реверса и отличается наличием реверсивного поста управления, который включает в себя дополнительную рулевую колонку, дублированные управление сцеплением, тормозами, подачей топлива, а также специальное поворотное сидение для работы, как на прямом ходу, так и на реверсе. Используется на пахоте на повышенных скоростях, глубоком рыхлении и культивации, предпосевной обработке почвы, посеве зерновых и других культур в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов, выполнении пропашных работ в широких междурядьях, уборочных работах в составе высокопроизводительных уборочных комплексов по заготовке кормов, уборке зерновых культур, транспортных и погрузочных работах. Установка ходоуменьшителя позволяет использовать трактор на дорожно-строительных, мелиоративных и землеройных работах, что значительно увеличивает годовую занятость трактора и экономическую эффективность его использования. Широкий диапазон балластирования с помощью монтажа балласта и заполнения колес жидкостью, возможность установки колес нескольких типоразмеров, в том числе сдваивания колес позволяет использовать трактор на почвах различной несущей способности. Трактор может использоваться на возделывании пропашных и овощных культур, нарезке гребней и гряд. Гидронавесная система — универсальная, с джойстиковым управлением, на базе аксиально-плунжерного регулируемого насоса , обеспечивающая силовое, позиционное и смешанное регулирование глубины обработки почвы, имеющая пятисекционный распределитель с электрогидравлическим управлением и возможностью программирования функций гидросистемы (EHS), электрогидравлическим регулятором управления передним (ПНУ) и задним (ЗНУ) навесными устройствами.
Характеристики и описание:
| Общие данные | |
| Масса конструкционная, кг | 10485 |
| Масса в состоянии отгрузки с завода, кг | 10785 |
| Масса эксплуатационная, кг | 11500 |
| Масса максимально допустимая (полная), кг | 18000 |
| База, мм | 3010 |
| Габаритные размеры: длина, мм | 6100 |
| Габаритные размеры: ширина, мм | 2630 |
| Габаритные размеры: высота, мм | 3160 |
| Колея по передним колесам (min), мм | 1830 |
| Колея по передним колесам (max), мм | 1950 |
| Колея по задним колесам (min), мм | 1795 |
| Колея по задним колесам (max), мм | 2735 |
| Наименьший радиус поворота, м | 5 |
| Дорожный просвет, мм | 450 |
| Размеры шин передних колес | 540/65R30 |
| Размеры шин задних колес | 580/70R42 |
| Удельное давление на грунт, кПа | 160 |
| Емкость топливного бака, л | 500 |
| Скорость движения: транспортная, км/ч max | 39 |
| Скорость движения: рабочая, км/ч max | 19 |
| Грузоподъемность, кг | 10000 |
| Двигатель | |
| Марка | Deutz |
| Модель | BF06M1013FC |
| Тип | 4-х тактный, дизельный с турбонаддувом |
| Число цилиндров | 6 |
| Диаметр цилиндра, мм | 108 |
| Ход поршня, мм | 130 |
| Рабочий объем, л | 7,146 |
| Номинальная частота вращения, об/мин | 2300 |
| Мощность номинальная, кВт (л. с.) | 222,8(303) |
| Максимальный крутящий момент, Н.м | 1300 |
| Коэффициент запаса крутящего момента, % | 30 |
| Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт.ч | 248 |
| Электрооборудование | |
| Мощность генератора номинальная, кВт | 2 |
| Номинальное напряжение электропотребителей бортовой электросети, В | 12 |
| Номинальное напряжение системы электропуска, В | 24 |
| Трансмиссия | |
| Муфта сцепления | Сухая, двухдисковая |
| Передний мост | |
| Тип моста | Цельная балка |
| Тип колесного редуктора | Планетарный |
| Тип дифференциала | Самоблокирующийся |
| Привод ПВМ | Карданный вал |
| Управление ПВМ | Электро-гидравлическое с тремя режимами работы |
| Задний мост | |
| Тип колесного редуктора | Планетарный |
| Тип дифференциала | Конический с четырьмя сателлитами |
| Тормоза | |
| Рабочие | Дисковые, работающие в масле |
| Рабочие на задние колеса | Дисковые, работающие в масле |
| Стояночные на задние колеса | Дисковые, работающие в масле |
| Пневмопривод управления тормозами прицепов | + |
| Кабина | |
| Реверсивный пост управления | + |
| Дополнительное сиденье | + |
| Отопитель | + |
| Кондиционер | + |
| Вал отбора мощности | |
| Задний ВОМ | + |
| -задний ВОМ независимый I (при номинальной частоте двигателя), об/мин | 1000 |
| -задний ВОМ независимый II (при номинальной частоте двигателя), об/мин | 1450 |
| Передний ВОМ | + |
| -передний ВОМ независимый II (при номинальной частоте двигателя), об/мин | 1000 |
| Максимальный передаваемый передним ВОМ крутящий момент, Н.м | 585 |
| Рулевое управление | |
| Тип | Гидрообъемное |
| Тип механизма поворота | Два гидроцилиндра и рулевая тяга |
| Гидронавесная система (ГНС) | |
| ГНС задняя | + |
| -тип задней ГНС | Раздельно-агрегатная |
| -количество гидровыводов задней ГНС | 6 |
| ГНС передняя | + |
| -грузоподъемность на оси шарниров нижних тяг передней ГНС, кгс | 5000 |
| -количество гидровыводов передней ГНС | 2 |
| Гидросистема | |
| Тип насоса | Аксиально-поршневой, регулируемый |
| Рабочий объем насоса, см3/об | 45 |
| Максимальное давление, МПа | 20 |
| Производительность насоса, л/мин | 100 |
| Емкость гидросистемы, л | 90 |
| Ходовая система | |
| Колесная формула | 4К4 |
Навесное оборудование
Беларус МТЗ-3022 можно использовать со следующим дополнительным оборудованием:
- Отвал бульдозерный навесного типа ОБН-1. Он используется при малообъемных планировочных работах, расчистке дорожного покрытия и территории от снега и мусора, других видах действий с сыпучими материалами. Привод подъема осуществляется от гидросистемы транспортного средства.
- Ковш 1М3 ПФУ. Такое устройство используется во время погрузочных работ и транспортировки сыпучих и малосыпучих материалов. Габариты данного оборудования равны 2,03х0,95х1,07 м, а масса составляет 250 кг.
- Отвал гидроприводного типа. Его задействуют при выполнении работ по расчистке дорог от снега и строительного мусора. Такой отвал можно установить только на стрелу трактора.
- Вилы для рулонов ПФУ. Используются для подбора, транспортировки и укладки рулонов сена или соломы в скирду. Диаметр и длина крупной пики составляют 56 и 1185 мм, а малой — 30 и 730 мм.
- Грабли — ворошилки колесного типа ГВВ-6М. Данное оборудование необходимо, чтобы сгребать траву из прокосов в валок и ворошить ее. Рекомендуется использовать их на среднеурожайных и высокоурожайных сеяных и естественных сенокосах с ровным рельефом или уклоном не более 5°.

Также есть возможность установки ходоуменьшителя, косилок, боронировочных агрегатов, пресс-подборщика, культиваторов, фронтального оборудования и т. д.
Трактор Беларус-3022 ДЦ (МТЗ-3022 ДЦ)
Сельскохозяйственный энергонасыщенный колесный Трактор Беларус-3022 ДЦ с дизелем BF06M1013FC (DEUTZ) мощностью 303 л.с., сертифицированным по II -ой ступени Директивы 2000/25/ЕС, тягового класса 5,0 с колесной формулой 4х4. Предназначен для выполнения различных сельскохо-зяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями, на транспорте, с погрузочно-разгрузочными средствами, уборочными комплексами, а также для привода стационарных сельскохозяйственных машин. Предназначен для длительной работы в режиме реверса и отличается наличием реверсивного поста управления, который включает в себя дополнительную рулевую колонку, дублированные управление сцеплением, тормозами, подачей топлива, а также специальное поворотное сидение для работы, как на прямом ходу, так и на реверсе.Используется на пахоте на повышенных скоростях, глубоком рыхлении и культивации, предпосевной обработке почвы, посеве зерновых и других культур в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов, выполнении пропашных работ в широких междурядьях, уборочных работах в составе высокопроизводительных уборочных комплексов по заготовке кормов, уборке зерновых культур, транспортных и погрузочных работах. Установка ходоуменьшителя позволяет использоватьтрактор на дорожно-строительных, мелиоративных и землеройных работах, что значительно увеличивает годовую занятость трактора и экономическую эффективность его использования. Трактор может использоваться на возделывании пропашных и овощных культур, нарезке гребней и гряд. Гидронавесная система – универсальная, с джойстиковым управлением, на базе аксиально-плунжерного регулируемого насоса , обеспечивающая силовое, позиционное и смешанное регулирование глубины обработки почвы, имеющая пятисекционный распределитель с электрогидравлическим управлением и возможностью программирования функций гидросистемы (EHS), электрогидравлическим регулятором управления передним (ПНУ) и задним (ЗНУ) навесными устройствами.
Двигатель
| Тип | Дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха |
| Модель | BF06M1013FC (DEUTZ) |
| Мощность номинальная, кВт (л. с.) | 223(303) |
| Номинальная частота вращения коленчатого вала, об./мин. | 2300 |
| Число цилиндров, шт. | 6 |
| Максимальный крутящий момент, Н-м | 1300 |
| Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт.ч | 248 |
| Коэффициент запаса крутящего момента, % | 30 |
| Емкость топливных баков, л | 500 |
Трансмиссия
| Муфта сцепления | сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая, |
| Коробка передач | гидромеханическая, ступенчатая |
| Число передач: вперед/назад | 24/12; 36/24 с ходоуменьшителем |
| Скорость движения, км/ч: вперед назад | 0,37-40,0 0,43-19,39 |
| Задний ВОМ: | независимый, двухскоростной, с гидромеханической системой управления |
| независимый 1, об./мин. | 1000 |
| независимый II, обУмин. | 1450 |
| максимальная мощность, кВт | 182,2 |
| Передний ВОМ, об./мин. | 1000 |
| максимальная мощность, кВт | 60 |
Размеры и масса
| Длина с ПНУ и ЗНУ в транспортном положении, мм | 6100 |
| Ширина, мм | 2630 |
| Высота, мм | 3150 |
| Колесная база, мм | 3010 |
| Колея, мм: | |
| по передним колесам | 1830 и 1950 |
| по задним колесам | 1795 — 2135 |
| (спаренные) | (2395 — 2735) |
| Дорожный просвет, мм: | |
| под передним мостом | 450 |
| под задним мостом | 450 |
| Наименьший радиус поворота, м | 5,5 |
| Максимальная эксплуатационная масса, кг | 20000 |
| Масса эксплуатационная, кг | 11500 |
| Размеры шин: | |
| передних колес | 540/65R30 |
Гидронавесная система
| Грузоподъемность на оси шарниров задних нижних тяг, кг | 10000 |
| Грузоподъемность на оси шарниров передних нижних тяг, кг | 5000 |
| Максимальное давление, МПа | 20 |
| Производительность насоса, л/мин. | 0-100 |
| Емкость гидросистемы, л | 100 |
Характеристики трансмиссии трактора МТЗ-3022
Трактор Беларус МТЗ-3022 имеет гидромеханическую 24-скоростную коробку переключения передач с шестернями постоянного зацепления. Трансмиссионный блок с дополнительным рычагом управления позволяет трактору передвигаться вперед на 36 передачах, и назад — с применением 24 режимов. При этом 6 передач переключаются под нагрузкой. На тракторе установлена фрикционная сухая двухдисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа, с механическим приводом выключения.

Управление коробкой передач трактора МТЗ-3022
Рулевое управление на основе гидрообъемной системы позволяет машине легко изменять направление и ехать вперед со скоростью 39,5 км/час, назад – 19,39 км/час.
Передний ведущий мост балочного типа необходим для передачи крутящего момента к управляемым передним колесам. Он оборудован главной передачей, дифференциалом с автоматической блокировкой и колесными редукторами. Благодаря такому строению техника лишена возможности пробуксовывать.
Трактор МТЗ-3022 укомплектован многодисковыми рабочими тормозами с масляным охлаждением и гидростатическим приводом. Они соединены с автономным стояночным тормозом.
Электрооборудование сельхозмашины зависит от генератора переменного тока мощностью 2000 Вт.
МТЗ-3022. Комплектация и оснащение
| Модель | Трактор МТЗ 3022ДВ | Трактор МТЗ 3022ДЦ |
| Длина мм. | 6100 | 6100 |
| Ширина мм. | 2630 | 2630 |
| Высота мм. | 3150 | 3150 |
| Колесная база мм. | 2960 | 3010 |
| Колея, предние колеса мм. | 1830 | 1970 |
| Колея, задние колеса мм. | 1795 | 2395 |
| Колея, задние спаренные мм. | 2135 | 2735 |
| Дорожный просвет мм. | 450 | 450 |
| Масса (вес) кг. | 11500 | 11500 |
| Шины, передние колеса | 540/65R30 | 540/65R30 |
| Шины, задние колеса | 580/70R42 | 580/70R42 |
| Минимальный радиус разворота мм. | 5500 | 5500 |
Достоинства, недостатки
Трактор 3022– машина с формулой колес 4 на 4. Именно поэтому он может перевозить тяжелые грузы по плохой грунтовой дороге. При установке сдвоенных колес, он отлично проходит по песчаным грунтам, или по покрытию с большим количеством влаги. Все запчасти унифицированы для большей взаимозаменяемости, затраты на ремонт и обслуживание минимальны. Отрицательным свойством является не очень высокая стабильность работы охлаждающей системы при большой нагрузке. Но это исправляется при замене стандартного радиатора на более совершенный и мощный. Желательно проверять все затяжки на резьбовом крепеже. Все остальные неисправности могут возникать при плохом обращении к агрегату.
Техническое обслуживание
В первый раз техническое обслуживание трактора Беларус-3022 необходимо проводить спустя 10 часов эксплуатации. Для этого нужно:
- Осуществить проверку масляной жидкости в моторе.
- Проверить уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения мотора.
- Провести осмотр шин.
- Проверить масло в совмещенном баке гидросистемы и ГОРУ, в баке ГНС.
- Выполнить осмотр деталей гидросистемы.
- Провести осмотр электрических кабелей моторного отделения.
- Проверить, при необходимости почистить радиатор водяного типа мотора Deutz BF06M1013FC.
- Проверить функционирование тормозного пути в момент движения, работоспособность системы рулевого управления, приборов, отвечающих за освещенность и сигнализацию.
- Убрать конденсат из баллона пневмосистемы.
Следующее техническое обслуживание проводится спустя 125 часов работы, потом через каждые 1000 отработанных моточасов.
Через каждые 1000 часов нужно:
- проверять осевой люфт и регулировать конические подшипники фланца колеса;
- менять масло в трансмиссии и корпусе ГУР;
- смазывать подшипники ступиц передних колес;
- промывать фильтрующий элемент корпуса ГУР;
- менять смазку в шарнирах рулевой тяги.
Устройство системы охлаждения двигателя трактора МТЗ
Машины Минского тракторного завода комплектуются силовыми установками Д-240 с закрытой принудительной системой охлаждения на 20 литров. От внешней среды она защищена крышкой с паровоздушным клапаном. Циркуляция жидкости обеспечивается центробежным насосом. Основными элементами комплекса охлаждения считаются:
- Водяная рубашка. Так называют соединенные термостойкой прокладкой полости в блоке и головке газораспределителя. Именно благодаря циркуляции воды в рубашке обеспечивается теплообмен в двигателе и поддержание термобаланса цилиндров поршней.
- Насос и вентилятор. Двигатель Д-240 оснащен центробежным насосом, соединенным с передней стенкой блока цилиндров, а нагнетательной полостью примыкающим к водяной рубашке. Назначение помпы – обеспечение постоянной скорости циркуляции жидкости, которая поддерживает разницу температуры на входе и выходе из водяной рубашки на уровне +4…+8°С. За приводным шкивом насоса находится вентилятор для нагнетания воздуха, проходящего через радиатор охлаждения двигателя трактора МТЗ.

- Теплообменник. Расположен между рулевой колонкой и вентилятором. Его функция – улавливание встречного потока воздуха во время движения трактора. Радиатор состоит из соединенных патрубками латунных емкостей. Чтобы увеличить рабочую площадь, трубки скрепляют теплоотводящими пластинами. От верхней емкости нагретая вода идет к охлаждающему узлу. От нижней уже холодная жидкость поступает к всасывающему трубопроводу насоса.
- Термостат. Функция этого узла – регулирование теплообмена. В него поступает нагретая вода, которая затем распределяется по малому или большому кругу. За счет термостата удается ускорить процесс нагревания охлаждающей жидкости и поддерживать температуру в рабочих пределах.
- Датчик температуры. Необходим для измерения рабочих показателей жидкости внутри системы охлаждения трактора. В него входит термопара, включенная в блок двигателя, и температурная шкала, вынесенная на панель управления машиной. Старые модели комплектуются прибором механического типа, а новые – электрическими датчиками.
- Охлаждающая жидкость. Для создания теплового баланса работы трактора используют тосол и антифриз, но для отвода тепла от цилиндров двигателя тракторов МТЗ применяется обычная вода. От накипи в нее добавляют кальцинированную соду.
Гидравлика
Гидравлическая система — автомат, гасит вертикальные колебательные движения при транспортировке сельхозорудий, обеспечивает работу в позиционном, силовом и смешанном регулировании задних навесных механизмов и позиционном — переднего. Система оснащена 4 парами независимых выводов. Управлять её работой можно из кабины или кнопками, расположенными на задних крыльях.
| Максимальное давление, МПа | 20 |
| Насос литр/мин. | 0-100 |
| Масляный бак л. | 90 |
| Грузоподъемность заднего навесного кг. | 10000 |
| Грузоподъемность переднего навесного кг. | 5000 |
Основные параметры гидронавесной системы

Передняя гидронавесная система трактора МТЗ-3022
Задняя гидронавесная система трактора МТЗ-3022
Передняя и задняя навесные системы — позволяют плавно регулировать заглубление рабочих элементов в почву и другие рабочие параметры прямо из кабины. Уменьшает динамические нагрузки при высокой скорости транспортировки, так как гасит колебания навесных устройств во время движения.
Встроенная система слежения и диагностики, блокирует работу, в случае аварийной ситуации, предупреждая серьёзные поломки механизмов, а также, даёт возможность определять место нахождения и сложность неисправности.
Сдвоенные колеса
Для снижения давящего воздействия на грунт, применяется сдваивание колёс при помощи проставок. Это уменьшает энергозатраты и увеличивает урожайность, защищая почву. При недостаточном сцеплении с поверхностью, применяется догрузка колёс жидкостью.
Область применения трактора МТЗ-3022
Трактор «Беларус» МТЗ-3022 незаменим в сельском хозяйстве. Его используют для выполнения целого комплекса агротехнических операций, среди которых – посевные операции, сборка урожая, заготовка кормов, а также поверхностная обработка почвы:

Вспашка трактором МТЗ-3022
- вспашка;
- рыхление;
- дискование;
- культивация;
- боронование.
Техника мощная, высокопроизводительная, поэтому способна работать на больших аграрных площадях. Для определенного вида операции машину оснащают специальным оборудованием и сдвоенными колесами для передвижения по мягким грунтам.
Технические характеристики трактора МТЗ- 3022 предназначены для эксплуатации в сложных условиях и с разным типом почвы.
Ходовая часть и габариты
Трактор имеет формулу ходовой части 4Х4 с возможностью спаривания колёс для обеспечения повышения сцепных качеств с поверхностью одновременно снижая давление на почву.

Беларус 2522 с передней навеской и передним ВОМ
| Длина с передним и задним навесным в транспортном положении, мм | 6150+/-50 |
| Ширина по концам полуосей задних колёс, мм | 2630 |
| Ширина по сдвоенным задним колёсам, мм | 3760+/-50 |
| Высота по кабине, мм | 3160+/-50 |
| База трактора, мм | 2960+/-10 |
| Передняя колея, мм | 1830, 1950 |
| Задняя колея, мм | 1780-2744 |
| Сходимость управляемых передних колёс, мм | 0-8 |
| Угол поперечной статической устойчивости, ° | 35 |
| Дорожный просвет, мм Под ПВМ Зазор под задним остом Под кронштейном ПНУ | 440 450 388 |
| Наименьший радиус поворота, м | 5 |
| Масса трактора эксплуатационная, кг | 11100 |
| Масса трактора эксплуатационная максимальная, кг | 14000 |
| Глубина преодолеваемого брода, м | 0,8 |
| Тормозной путь при торможении на скорости 30 км/час, не более, м | 13 |
| Общая допустимая масса буксируемого транспорта, при уклоне не более 12°, тонн | 30 |
| Размер шин основной комплектации, Передние Задние | 540/65R30 580/70R42 |

- https://vseomtz.ru/traktora-belarus/mtz-3022
- https://mtz-80.ru/bez-rubriki/mtz-3022-tehnicheskie-harakteristiki
- https://SpecNavigator.ru/traktor/mtz-3022.html
- https://avto-layn.ru/selskohozyajstvennaya/mtz-30.html
- https://gto-avto.ru/s-h-tehnika/mtz-3022.html
- https://c-stud.ru/work_html/look_full.html?id=190583&razdel=16
- https://traktorspec.ru/traktora/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya-traktora.html
