МТЗ 3022: технические характеристики,описание всех систем трактора

Технические характеристики

Трактор имеет классическую полурамную конструкцию остова с четырьмя пневматическими колёсами. Серийному выпуску МТЗ 3022 предшествовали промежуточные модели МТЗ 2522В, 2522 ДВ, 2822 ДВ, 3022 ДВ. На сегодня эволюция данного трактора преобразовалась в серийный выпуск модификаций МТЗ 3022 В и 3022ДЦ1. Основное отличие модификаций заключается в оснащении разными силовыми агрегатами. МТЗ 3022ДЦ1 оснащён дизелем DEUTZ модели BF06M1013FC, 3022В отечественным двигателем ММЗ Д-262 S2.

МТЗ 3022

Двигатель

Оба силовых агрегата имеют схожие характеристики. Дизеля оснащены турбонаддувом и системой предварительного охлаждения всасываемого воздуха — интеркулером, впрыск топлива осуществляется непосредственно  камеру сгорания . Система пуска – электростартерная на 24 В. Для облегчения пуска дизель оснащён свечами накаливания в каждом отдельном цилиндре. Топливная система дизеля состоит из шести форсунок впрыска, шести отдельных насосов высокого давления и общего подкачивающего топливного насоса. Очистка топлива осуществляется фильтрами грубой и тонкой очистки.

Дизель DEUTZ
Дизель DEUTZ МТЗ 3022ДЦ1

Характеристики

BF06M1013FCД-262 S2
Тип дизеляРядный 6-ти цилиндровыйРядный 6-ти цилиндровый
Мощность кВт/л.с223/303220/300
Номинальная частота вращения коленчатого вала об/мин23002100
Рабочий объём, л7,157,98
Максимальный крутящий момент, Н/м13001320
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности г/кВт248248
Коэффициент запаса крутящего момента,%3025
Ёмкость топливного бака, л500500

Дизель Д-262 S2
Дизель Д-262 S2 МТЗ 3022В

Ходовая трактора

МТЗ 3022 имеет полноприводную формулу 4Х4 с управляемыми передними колёсами. Для снижения давления на почву при выполнении полевых работ возможно сдваивание колёс с помощью специальных механизмов.

МТЗ 3022

МТЗ-3022 со спаренными передними и задними колёсами

Длина трактора с балластом и ПНУ, мм6100
Высота по кабине, мм3150
База трактора, мм3010
Ширина, мм2630
Колея по передним колёсам, мм1830,1950
Колея по задним колёсам, мм1795-2135, 2240-2500
Агротехнический просвет, мм500
Минимальный радиус разворота, м5,5
Масса трактора, кг11500
Максимальная масса буксируемого груза, кг40000
Максимальный угол подъёма без прицепа,°20
Максимальный угол подъёма с прицепом, °12
Максимальная глубина преодолеваемого брода, м0,8
Шины передние540/65R30
Шины задние580/70R42

Особенности трансмиссии

Трансмиссия имеет отдельную гидросистему обеспечивающую давлением масла для включения гидроподжимных муфт КПП, заднего и переднего  ВОМ, переднего ведущего моста и блокировки дифференциала заднего моста. А также система обеспечивает смазку под давлением подшипников КПП, приводов насосов гидронавеснойсистемы трактора, насоса гидросистемы коробки, приводов заднего и переднего ВОМ. Управление подачей давления на гидроподжимные муфты КПП, ПВМ и блокировки заднего моста осуществляется отдельным электрогидрораспределителем гидросистемы трансмиссии.

Муфта сцепления

Сцепление — сухое, постоянно замкнутое, двухдисковое с металлокерамическими фрикционными накладками. Привод управления муфты – гидростатический с гидроусилителем. Подача давления жидкости для работы усилителя осуществляется от гидросистемы трансмиссии трактора. Управление муфтой может осуществляться как в прямом, так и в реверсном режимах.

Коробка передач

КПП— ступенчатая, механическая, четырёхдиапазонная с шестернями постоянного зацепления со встроенным ходоуменьшителем. Коробка имеет механическое переключение диапазонов зубчатыми муфтами и переключение передач в нутрии диапазона  — электрогидровлическое фрикционными, гидроуправляемыми муфтами. Управление переключением передач осуществляется джойстиком и кнопкой подтормаживания коробки на рычаге переключения диапазонов с помощью встроенного электронного блока КЭСУ, и системы электрогидрораспределителей. Компоновка узла обеспечивает 24 передач переднего и 12 заднего хода. С учётом включения в работу ходоуменьшителя дополнительно трактор получает 12 замедленных передач переднего и 12 – заднего хода.

Диапазон переднего ходаПередача и скорость движения км/ч
I1- 2,4
2- 2,9
3- 3,6
4- 4,4
5- 5,5
6- 6,5
II1- 6,8
2- 7,0
3- 8,7
4- 10,5
5- 12,9
6- 15,6
III1- 7,7
2- 9,4
3- 11,6
4- 14,0
5- 17,2
6- 20,9
IV1- 15,6
2- 19,0
3- 23,3
4- 28,3
5- 34,6
6- 39,6
I — c ходоуменьшителем1- 0,4
2- 0,5
3- 0,6
4- 0,7
5- 0,9
6- 1
II-с ходоуменьшителем1- 0,9
2- 1,1
3- 1,4
4- 1,7
5- 2,1
6- 2,5

Переключение передач МТЗ 3022
Управление переключением КПП МТЗ 3022

Диапазоны заднего ходаПередача и скорость движения км/ч
I1- 2,7
2- 3,2
3- 4,0
4- 4,8
5- 5,9
6- 7,2
II1- 7,6
2- 9,3
3- 11,4
4- 13,9
5- 17,0
6- 20,6
I – с ходоуменьшителем1- 0,4
2- 0,5
3- 0,6
4- 0,7
5- 0,8
6- 1,0
II — с ходоуменьшителем1- 1,0
2- 1,3
3- 1,5
4- 1,9
5- 2,3
6- 2,8

Рулевое управление

Система управления – гидрообъёмное. Насос, создающий давление, шестерёнчатый правого вращения. Насос дозатор героторного типа с открытым центром без реакции на рулевом колесе. Механизм поворота оснащён двумя гидроцилиндрами двухстороннего действия – Ц 63Х250.

Рулевое МТЗ 3022
Рулевое управление МТЗ 3022

Особенностью системы является возможность управления трактора в реверсивном режиме. Для этого в состав ГОРУ включён дополнительный реверсивный насос-дозатор. Переключение подачи жидкости к насосу дозатора «прямого хода» или дозатору «реверсного хода» осуществляют краном в магистрали подачи давления, который находится между кабиной и двигателем на правой стойке крепления капота. Рулевое колесо регулируется во высоте и углу наклона. Высота положения изменяется бесступенчато в пределах 100 мм , угол наклона устанавливается в четырёх положениях от 25° до 40° с шагом в 5°.

кран переключения реверсного управления МТЗ 3022
Кран переключения рулевого управления в реверсный режим

Тормоза

Рабочие тормоза многодисковые работающие в масле размещены на ведущих солнечных шестернях бортовых редукторов. Управление рабочими тормозами – гидростатическое и сблокировано с пневмоприводом управления тормозами прицепа. Стояночный тормоз совмещён с рабочими тормозами, с автономным ручным управлением.

Передний и задний ведущие мосты

Задний мост — с конической парой шестерён с винтовыми зубьями главной передачи, дифференциал закрытого типа с четырьмя сателлитами, блокировка осуществляется гидроподжимной фрикционной муфтой с электрогидравлическим управлением, конечные передачи планетарного типа с двухвенцовыми сателлитами и плавающими коронными шестернями. А также конструкция заднего моста обеспечивает привод ПВМ, отдельных насосов основной гидросистемы и гидросистемы трансмиссии.

Блокировка оснащена электронной системой управления и работает в автоматическом и принудительном режимах. Автоматический режим работает при нажатии соответствующей кнопки управления при условии прямого положения управляемых колёс. При повороте колёс больше 13° или превышении скорости движения выше 16 км/ч, а также при нажатии на педаль либо обе педали тормоза блокировка автоматически выключается. Принудительный режим включается кратковременно удержанием соответствующей кнопки управления при любом положении управляемых колёс.

Передний мост – соосного типа с главной передачей из пары конических шестерён с винтовыми зубьями, с конечными передачами планетарного типа, дифференциал — самоблокирующийся повышенного трения. Блокировка включается только при осуществлении работ с повышенными тяговыми нагрузками – пахоте, культивации. Привод ПВМ встроен в задний мост в виде редуктора с гидроподжимной, многодисковой, фрикционной муфтой. Управление мостом электрогидравлическое.

Валы отбора мощности

Задний ВОМ трактора – независимый, двухскоростной, с вращением по часовой стрелке со стороны торца шлицевого хвостовика. Гидромеханическая система управления обеспечивает плавный пуск.  ВОМ имеет два режима работы – основной и экономичный. Скорости вращения 1000 и 1450 об/мин с максимальной выдаваемой мощностью 182 кВт. Привод задний ВОМ получает от двигателя через валы соединённые шлицевыми втулками проходящими через корпуса КПП и заднего моста. Сам узел установлен в расточках корпуса моста и представляет собой двухскоростной шестерёнчатый редуктор с гидроупровляемыми фрикционом включения и тормозом. На трактор установлен хвостовик ВОМ 3 с 20 шлицами Ø 45 мм ГОСТ 3480.

Кроме этого, в комплект ЗИП входит набор сменных хвостовиков:

  • ВОМ1С на 8 шлицов  Ø 38 мм ГОСТ 3480
  • ВОМ 1 на 6 шлицов Ø 35 мм ИСО 500
  • ВОМ 2 на 21 шлиц Ø 35 мм ГОСТ 3480 и ИСО 500
  • ВОМ 4 на 20 шлицов Ø 55 мм ГОСТ 3480
  • ВОМ 4С на 8 шлицов Ø 54 мм ГОСТ 1139

Управление задним ВОМ осуществляется отдельным гидрораспределителем встроенным в гидросистему трансмиссии.

Передний ВОМ — односкоростной, независимый с вращением по часовой стрелке с торца хвостовика на 21 шлиц ГОСТ 3480. Скорость вращения вала 1000 об/мин с максимальной мощностью 60 кВт. Отдельный редуктор ПВОМ получает привод от коленвала двигателя через сдвоенный шарнир, промежуточный редуктор и карданный вал. Включение осуществляется гидроцилиндром, связанным своим штоком с поводком, управляющим через поворотный валик ленточными тормозами основного редуктора ПВОМ.

Гидронавесная система

Универсальная с электрогидравлическим управлением на базе аксиально-плунжерного насоса. Система обеспечивает высотное, силовое, позиционное и смешанное регулирование глубины обработки почвы. Интегральный блок гидравлики состоит из четырёхсекционного распределителя с джойстиковым электрогидравлическим управлением и электронной системой программирования функций и регулирования подачи рабочей жидкости отдельно на каждой из четырёх пар рабочих гидровыводов.

Джойстики управления гидрораспределителем МТЗ 3022
Блок джойсиков управления секциями гидрораспределителя

Пульт управления навесным устройством выведен на общую боковую панель управления трактора. Для работы с передним навесным оборудованием имеется пара, выведенная на переднюю навеску, которая присоединяются к любой паре выводов задней навески быстросоединяемыми муфтами. Управление осуществляется аналогичным дублируемым интегральным пультом на боковой панели управления без кнопок настройки смешанного регулирования. Для обеспечения работы гидромоторов спереди и сзади трактора имеется свободный слив в гидросистему.

 управление навеской МТЗ 3022
Пульт управления задней навеской МТЗ 3022

Заднее навесное трёхточечное устройство НУ 3-й категории ГОСТ 1077 по ИСО 730, оснащено двумя гидроцилиндрами Ц110Х250. Передняя трёхточечная навеска категории 2 ГОСТ 1077 по ИСО 730 оборудована двумя цилиндрами Ц90Х250.

Гидросистема МТЗ 3022

Схема подключения гидровыводов распределителя к потребителям задней и передней навески

Тяговые и сцепные устройства трактора

  • ТСУ-3К крюк с амортизатором для агрегатирования с прицепными и полуприцепными устройствами
  • ТСУ-2В вилка и ТСУ 1М-01 – тяговый брус для соединения трактора с прицепными машинами.
  • Возможное оснащение трактора прицепными устройствами производства фирмы Walterscheid
  • Вилки автоматы КU2000/ 329NB33 или KU5410/329-33 со сферическим пальцем для соединения прицепных машин.
  • Соединительное приспособление «Питон» PB5329NNB33 для соединения с машинами имеющими дышло с соединительной петлёй.
  • Шаровые соединительные устройства KI8329NB33, KB8329NB33 для соединения с машинами имеющими на конце дышла сферическое гнездо.

Кабина трактора

Одноместная кабина с жёстким каркасом и сферическими тонированными стёклами имеет высокий уровень термошумопылевиброизоляции и соответствует категории 2 по ЕN 15695-1: 2009. Для обеспечения микроклимата рабочего места кабина оснащена системой вентиляции и отопления, системой кондиционирования воздуха. Подрессоренное кресло водителя регулируется по весу и росту. А также кабина стандартно оборудована дополнительным сидением, зеркалами заднего вида, стеклоомывателями переднего и заднего стёкол, противосолнечным козырьком, осветительным плафоном и местом под радиоприёмник.

Основные модификации и аналоги

Модификации данной модели трактора:

  • 3022 ДЦ-1. Техника предназначена для выполнения различных сельскохозяйственных работ, предпосевной обработки почвы, посева в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов, коммунальных служб в составе высокопроизводительных уборочных комплексов, в транспортном производстве У данной модели мощность двигателя составляет 303 л. с., установлена гидромеханическая коробка передач. Все производимые выбросы отвечают экологическим стандартам Stage II.
  • 3022 ДВ. Отличие заключается в том, что у этой версии трактора установлен реверсивный пост управления, который увеличивает срок эксплуатации транспортного средства при больших нагрузках. Также в комплекте 6-цилиндровый двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением надувочного воздуха и механическая, ступенчатая с шестернями постоянного зацепления коробка передач. Тормоза у техники дисковые, пневматические. Количество передних передач равно 36, а задних — 24. Максимальная скорость — 40 км/ч.

МТЗ 3022: технические характеристики,описание всех систем трактора

Аналогом данного транспортного средства является трактор John Deere.

МТЗ 3022: технические характеристики,описание всех систем трактора

Технические особенности трактора МТЗ-3022

Трактор 3022 применяется в разных сферах человеческой деятельности: он может осуществлять погрузку-разгрузку, транспортировку грузов, буксировку тяжелых прицепов, а также промышленные и дорожно-строительные задачи.

Устройство двигателя

Изначально трактор МТЗ-3022 оснащали дизельным двигателем «S40E 8.7 LTA», объемом 8,7 л, американского производства. Силовой агрегат отличался производительными характеристиками, однако из-за дороговизны от него решили отказаться.

Хорошей альтернативой ему послужил шестицилиндровый мотор немецкой марки «Deutz BF06M1013FC», который укомплектован промежуточным охладителем наддувочного воздуха. Двигатель соответствует сертификату экологического стандарта «Stage II», поэтому имеет сниженный уровень выброса вредных веществ.

Агрегат обладает такими техническими характеристиками:

Схема двигателя DEUTZ BF06M1013FC
Схема двигателя DEUTZ BF06M1013FC

  • рабочий объем – 7,1 л;
  • мощность – 300 лошадиных сил, или 223 кВт;
  • максимальное значение крутящего момента – 1300 Нм;
  • частота вращения коленчатого вала – 2300 об/минуту;
  • объем топливных баков – 500 л;
  • емкость масляного бака – 70 л;
  • удельный расход горючего – 249 г/кВт в час;
  • дорожный просвет – 450 мм.

Мотор создан по новейшим технологиям. Он оснащен аккумуляторной системой подачи топлива с электронным впрыском. В этом процессе большую роль играют электрогидравлические форсунки.

Трактор Беларус-3022

Энергонасыщенный сельскохозяйственый колесный Трактор БЕЛАРУС-3022ДЦ.1 с дизелем BF06M1013FC (DEUTZ) мощностью 303 л.с., сертифицированным по II -ой ступени Директивы 2000/25/ЕС, тягового класса 5,0 с колесной формулой 4х4.

Предназначен для выполнения различных сельскохо-зяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями, на транспорте, с погрузочно-разгрузочными средствами, уборочными комплексами, а также для привода стационарных сельскохозяйственных машин.

Помимо самого трактора вы можите ознакомиться с комплектами колес для различных культур, таких как кукуруза, свекла, подсолнечник и картофель.

Предназначен для длительной работы в режиме реверса и отличается наличием реверсивного поста управления, который включает в себя дополнительную рулевую колонку, дублированные управление сцеплением, тормозами, подачей топлива, а также специальное поворотное сидение для работы, как на прямом ходу, так и на реверсе. Используется на пахоте на повышенных скоростях, глубоком рыхлении и культивации, предпосевной обработке почвы, посеве зерновых и других культур в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов, выполнении пропашных работ в широких междурядьях, уборочных работах в составе высокопроизводительных уборочных комплексов по заготовке кормов, уборке зерновых культур, транспортных и погрузочных работах. Установка ходоуменьшителя позволяет использовать трактор на дорожно-строительных, мелиоративных и землеройных работах, что значительно увеличивает годовую занятость трактора и экономическую эффективность его использования. Широкий диапазон балластирования с помощью монтажа балласта и заполнения колес жидкостью, возможность установки колес нескольких типоразмеров, в том числе сдваивания колес позволяет использовать трактор на почвах различной несущей способности. Трактор может использоваться на возделывании пропашных и овощных культур, нарезке гребней и гряд. Гидронавесная система — универсальная, с джойстиковым управлением, на базе аксиально-плунжерного регулируемого насоса , обеспечивающая силовое, позиционное и смешанное регулирование глубины обработки почвы, имеющая пятисекционный распределитель с электрогидравлическим управлением и возможностью программирования функций гидросистемы (EHS), электрогидравлическим регулятором управления передним (ПНУ) и задним (ЗНУ) навесными устройствами.

Характеристики и описание:

Общие данные
Масса конструкционная, кг10485
Масса в состоянии отгрузки с завода, кг10785
Масса эксплуатационная, кг11500
Масса максимально допустимая (полная), кг18000
База, мм3010
Габаритные размеры: длина, мм6100
Габаритные размеры: ширина, мм2630
Габаритные размеры: высота, мм3160
Колея по передним колесам (min), мм1830
Колея по передним колесам (max), мм1950
Колея по задним колесам (min), мм1795
Колея по задним колесам (max), мм2735
Наименьший радиус поворота, м5
Дорожный просвет, мм450
Размеры шин передних колес540/65R30
Размеры шин задних колес580/70R42
Удельное давление на грунт, кПа160
Емкость топливного бака, л500
Скорость движения: транспортная, км/ч max39
Скорость движения: рабочая, км/ч max19
Грузоподъемность, кг10000
Двигатель
МаркаDeutz
МодельBF06M1013FC
Тип4-х тактный, дизельный с турбонаддувом
Число цилиндров6
Диаметр цилиндра, мм108
Ход поршня, мм130
Рабочий объем, л7,146
Номинальная частота вращения, об/мин2300
Мощность номинальная, кВт (л. с.)222,8(303)
Максимальный крутящий момент, Н.м1300
Коэффициент запаса крутящего момента, %30
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт.ч248
Электрооборудование
Мощность генератора номинальная, кВт2
Номинальное напряжение электропотребителей бортовой электросети, В12
Номинальное напряжение системы электропуска, В24
Трансмиссия
Муфта сцепленияСухая, двухдисковая
Передний мост
Тип мостаЦельная балка
Тип колесного редуктораПланетарный
Тип дифференциалаСамоблокирующийся
Привод ПВМКарданный вал
Управление ПВМЭлектро-гидравлическое с тремя режимами работы
Задний мост
Тип колесного редуктораПланетарный
Тип дифференциалаКонический с четырьмя сателлитами
Тормоза
РабочиеДисковые, работающие в масле
Рабочие на задние колесаДисковые, работающие в масле
Стояночные на задние колесаДисковые, работающие в масле
Пневмопривод управления тормозами прицепов+
Кабина
Реверсивный пост управления+
Дополнительное сиденье+
Отопитель+
Кондиционер+
Вал отбора мощности
Задний ВОМ+
-задний ВОМ независимый I (при номинальной частоте двигателя), об/мин1000
-задний ВОМ независимый II (при номинальной частоте двигателя), об/мин1450
Передний ВОМ+
-передний ВОМ независимый II (при номинальной частоте двигателя), об/мин1000
Максимальный передаваемый передним ВОМ крутящий момент, Н.м585
Рулевое управление
ТипГидрообъемное
Тип механизма поворотаДва гидроцилиндра и рулевая тяга
Гидронавесная система (ГНС)
ГНС задняя+
-тип задней ГНСРаздельно-агрегатная
-количество гидровыводов задней ГНС6
ГНС передняя+
-грузоподъемность на оси шарниров нижних тяг передней ГНС, кгс5000
-количество гидровыводов передней ГНС2
Гидросистема
Тип насосаАксиально-поршневой, регулируемый
Рабочий объем насоса, см3/об45
Максимальное давление, МПа20
Производительность насоса, л/мин100
Емкость гидросистемы, л90
Ходовая система
Колесная формула4К4

Беларус МТЗ-3022 можно использовать со следующим дополнительным оборудованием:

  • Отвал бульдозерный навесного типа ОБН-1. Он используется при малообъемных планировочных работах, расчистке дорожного покрытия и территории от снега и мусора, других видах действий с сыпучими материалами. Привод подъема осуществляется от гидросистемы транспортного средства.
  • Ковш 1М3 ПФУ. Такое устройство используется во время погрузочных работ и транспортировки сыпучих и малосыпучих материалов. Габариты данного оборудования равны 2,03х0,95х1,07 м, а масса составляет 250 кг.
  • Отвал гидроприводного типа. Его задействуют при выполнении работ по расчистке дорог от снега и строительного мусора. Такой отвал можно установить только на стрелу трактора.
  • Вилы для рулонов ПФУ. Используются для подбора, транспортировки и укладки рулонов сена или соломы в скирду. Диаметр и длина крупной пики составляют 56 и 1185 мм, а малой — 30 и 730 мм.
  • Грабли — ворошилки колесного типа ГВВ-6М. Данное оборудование необходимо, чтобы сгребать траву из прокосов в валок и ворошить ее. Рекомендуется использовать их на среднеурожайных и высокоурожайных сеяных и естественных сенокосах с ровным рельефом или уклоном не более 5°.

Модель 3022 в поле

Также есть возможность установки ходоуменьшителя, косилок, боронировочных агрегатов, пресс-подборщика, культиваторов, фронтального оборудования и т. д.

Трактор Беларус-3022 ДЦ (МТЗ-3022 ДЦ)

Сельскохозяйственный энергонасыщенный колесный Трактор Беларус-3022 ДЦ с дизелем BF06M1013FC (DEUTZ) мощностью 303 л.с., сертифицированным по II -ой ступени Директивы 2000/25/ЕС, тягового класса 5,0 с колесной формулой 4х4. Предназначен для выполнения различных сельскохо-зяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями, на транспорте, с погрузочно-разгрузочными средствами, уборочными комплексами, а также для привода стационарных сельскохозяйственных машин. Предназначен для длительной работы в режиме реверса и отличается наличием реверсивного поста управления, который включает в себя дополнительную рулевую колонку, дублированные управление сцеплением, тормозами, подачей топлива, а также специальное поворотное сидение для работы, как на прямом ходу, так и на реверсе.Используется на пахоте на повышенных скоростях, глубоком рыхлении и культивации, предпосевной обработке почвы, посеве зерновых и других культур в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов, выполнении пропашных работ в широких междурядьях, уборочных работах в составе высокопроизводительных уборочных комплексов по заготовке кормов, уборке зерновых культур, транспортных и погрузочных работах. Установка ходоуменьшителя позволяет использоватьтрактор на дорожно-строительных, мелиоративных и землеройных работах, что значительно увеличивает годовую занятость трактора и экономическую эффективность его использования. Трактор может использоваться на возделывании пропашных и овощных культур, нарезке гребней и гряд. Гидронавесная система – универсальная, с джойстиковым управлением, на базе аксиально-плунжерного регулируемого насоса , обеспечивающая силовое, позиционное и смешанное регулирование глубины обработки почвы, имеющая пятисекционный распределитель с электрогидравлическим управлением и возможностью программирования функций гидросистемы (EHS), электрогидравлическим регулятором управления передним (ПНУ) и задним (ЗНУ) навесными устройствами.

Двигатель

ТипДизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
МодельBF06M1013FC (DEUTZ)
Мощность номинальная, кВт (л. с.)223(303)
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об./мин.2300
Число цилиндров, шт.6
Максимальный крутящий момент, Н-м1300
Удельный расход топлива

при эксплуатационной мощности, г/кВт.ч

248
Коэффициент запаса крутящего момента, %30
Емкость топливных баков, л500

Трансмиссия

Муфта сцеплениясухая, двухдисковая, постоянно замкнутая,
Коробка передачгидромеханическая, ступенчатая
Число передач: вперед/назад24/12;

36/24 с ходоуменьшителем

Скорость движения, км/ч:

вперед

назад

0,37-40,0

0,43-19,39

Задний ВОМ:независимый, двухскоростной, с гидромеханической системой управления
независимый 1, об./мин.1000
независимый II, обУмин.1450
максимальная мощность, кВт182,2
Передний ВОМ, об./мин.1000
максимальная мощность, кВт60

Размеры и масса

Длина с ПНУ и ЗНУ в транспортном положении, мм6100
Ширина, мм2630
Высота, мм3150
Колесная база, мм3010
Колея, мм:
по передним колесам1830 и 1950
по задним колесам1795 — 2135
(спаренные)(2395 — 2735)
Дорожный просвет, мм:
под передним мостом450
под задним мостом450
Наименьший радиус поворота, м5,5
Максимальная эксплуатационная масса, кг20000
Масса эксплуатационная, кг11500
Размеры шин:
передних колес540/65R30

Гидронавесная система

Грузоподъемность на оси шарниров задних нижних тяг, кг10000
Грузоподъемность на оси шарниров передних нижних тяг, кг5000
Максимальное давление, МПа20
Производительность насоса, л/мин.0-100
Емкость гидросистемы, л100

Характеристики трансмиссии трактора МТЗ-3022

Трактор Беларус МТЗ-3022 имеет гидромеханическую 24-скоростную коробку переключения передач с шестернями постоянного зацепления. Трансмиссионный блок с дополнительным рычагом управления позволяет трактору передвигаться вперед на 36 передачах, и назад — с применением 24 режимов. При этом 6 передач переключаются под нагрузкой. На тракторе установлена фрикционная сухая двухдисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа, с механическим приводом выключения.

Управление коробкой передач трактора МТЗ-3022
Управление коробкой передач трактора МТЗ-3022

Рулевое управление на основе гидрообъемной системы позволяет машине легко изменять направление и ехать вперед со скоростью 39,5 км/час, назад – 19,39 км/час.

Передний ведущий мост балочного типа необходим для передачи крутящего момента к управляемым передним колесам. Он оборудован главной передачей, дифференциалом с автоматической блокировкой и колесными редукторами. Благодаря такому строению техника лишена возможности пробуксовывать.

Трактор МТЗ-3022 укомплектован многодисковыми рабочими тормозами с масляным охлаждением и гидростатическим приводом. Они соединены с автономным стояночным тормозом.

Электрооборудование сельхозмашины зависит от генератора переменного тока мощностью 2000 Вт.

МТЗ-3022. Комплектация и оснащение

МодельТрактор МТЗ 3022ДВТрактор МТЗ 3022ДЦ
Длина мм.61006100
Ширина мм.26302630
Высота мм.31503150
Колесная база мм.29603010
Колея, предние колеса мм.18301970
Колея, задние колеса мм.17952395
Колея, задние спаренные мм.21352735
Дорожный просвет мм.450450
Масса (вес) кг.1150011500
Шины, передние колеса540/65R30540/65R30
Шины, задние колеса580/70R42580/70R42
Минимальный радиус разворота мм.55005500

 

Достоинства, недостатки

Трактор 3022– машина с формулой колес 4 на 4. Именно поэтому он может перевозить тяжелые грузы по плохой грунтовой дороге. При установке сдвоенных колес, он отлично проходит по песчаным грунтам, или по покрытию с большим количеством влаги. Все запчасти унифицированы для большей взаимозаменяемости, затраты на ремонт и обслуживание минимальны. Отрицательным свойством является не очень высокая стабильность работы охлаждающей системы при большой нагрузке. Но это исправляется при замене стандартного радиатора на более совершенный и мощный. Желательно проверять все затяжки на резьбовом крепеже. Все остальные неисправности могут возникать при плохом обращении к агрегату.

Техническое обслуживание

В первый раз техническое обслуживание трактора Беларус-3022 необходимо проводить спустя 10 часов эксплуатации. Для этого нужно:

  1. Осуществить проверку масляной жидкости в моторе.
  2. Проверить уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения мотора.
  3. Провести осмотр шин.
  4. Проверить масло в совмещенном баке гидросистемы и ГОРУ, в баке ГНС.
  5. Выполнить осмотр деталей гидросистемы.
  6. Провести осмотр электрических кабелей моторного отделения.
  7. Проверить, при необходимости почистить радиатор водяного типа мотора Deutz BF06M1013FC.
  8. Проверить функционирование тормозного пути в момент движения, работоспособность системы рулевого управления, приборов, отвечающих за освещенность и сигнализацию.
  9. Убрать конденсат из баллона пневмосистемы.

Следующее техническое обслуживание проводится спустя 125 часов работы, потом через каждые 1000 отработанных моточасов.

Через каждые 1000 часов нужно:

  • проверять осевой люфт и регулировать конические подшипники фланца колеса;
  • менять масло в трансмиссии и корпусе ГУР;
  • смазывать подшипники ступиц передних колес;
  • промывать фильтрующий элемент корпуса ГУР;
  • менять смазку в шарнирах рулевой тяги.

Устройство системы охлаждения двигателя трактора МТЗ

Машины Минского тракторного завода комплектуются силовыми установками Д-240 с закрытой принудительной системой охлаждения на 20 литров. От внешней среды она защищена крышкой с паровоздушным клапаном. Циркуляция жидкости обеспечивается центробежным насосом. Основными элементами комплекса охлаждения считаются:

  1. Водяная рубашка. Так называют соединенные термостойкой прокладкой полости в блоке и головке газораспределителя. Именно благодаря циркуляции воды в рубашке обеспечивается теплообмен в двигателе и поддержание термобаланса цилиндров поршней.
  2. Насос и вентилятор. Двигатель Д-240 оснащен центробежным насосом, соединенным с передней стенкой блока цилиндров, а нагнетательной полостью примыкающим к водяной рубашке. Назначение помпы – обеспечение постоянной скорости циркуляции жидкости, которая поддерживает разницу температуры на входе и выходе из водяной рубашки на уровне +4…+8°С. За приводным шкивом насоса находится вентилятор для нагнетания воздуха, проходящего через радиатор охлаждения двигателя трактора МТЗ.

Охлаждение двигателя трактора

  1. Теплообменник. Расположен между рулевой колонкой и вентилятором. Его функция – улавливание встречного потока воздуха во время движения трактора. Радиатор состоит из соединенных патрубками латунных емкостей. Чтобы увеличить рабочую площадь, трубки скрепляют теплоотводящими пластинами. От верхней емкости нагретая вода идет к охлаждающему узлу. От нижней уже холодная жидкость поступает к всасывающему трубопроводу насоса.
  2. Термостат. Функция этого узла – регулирование теплообмена. В него поступает нагретая вода, которая затем распределяется по малому или большому кругу. За счет термостата удается ускорить процесс нагревания охлаждающей жидкости и поддерживать температуру в рабочих пределах.
  3. Датчик температуры. Необходим для измерения рабочих показателей жидкости внутри системы охлаждения трактора. В него входит термопара, включенная в блок двигателя, и температурная шкала, вынесенная на панель управления машиной. Старые модели комплектуются прибором механического типа, а новые – электрическими датчиками.
  4. Охлаждающая жидкость. Для создания теплового баланса работы трактора используют тосол и антифриз, но для отвода тепла от цилиндров двигателя тракторов МТЗ применяется обычная вода. От накипи в нее добавляют кальцинированную соду.

Гидравлика

Гидравлическая система — автомат, гасит вертикальные колебательные движения при транспортировке сельхозорудий, обеспечивает работу в позиционном, силовом и смешанном регулировании задних навесных механизмов и позиционном — переднего. Система оснащена 4 парами независимых выводов. Управлять её работой можно из кабины или кнопками, расположенными на задних крыльях.

Максимальное давление, МПа20
Насос литр/мин.0-100
Масляный бак л.90
Грузоподъемность заднего навесного кг.10000
Грузоподъемность переднего навесного кг.5000

 Основные параметры гидронавесной системы

Гидронавесная система трактора МТЗ-3022

Передняя гидронавесная система трактора МТЗ-3022

Задняя гидронавесная система трактора МТЗ-3022

Передняя и задняя навесные системы — позволяют плавно регулировать заглубление рабочих элементов в почву и другие рабочие параметры прямо из кабины. Уменьшает динамические нагрузки при высокой скорости транспортировки, так как гасит колебания навесных устройств во время движения.

Встроенная система слежения и диагностики, блокирует работу, в случае аварийной ситуации, предупреждая серьёзные поломки механизмов, а также, даёт возможность определять место нахождения и сложность неисправности.

Сдвоенные колеса

Для снижения давящего воздействия на грунт, применяется сдваивание колёс при помощи проставок. Это уменьшает энергозатраты и увеличивает урожайность, защищая почву. При недостаточном сцеплении с поверхностью, применяется догрузка колёс жидкостью.

Область применения трактора МТЗ-3022

Трактор «Беларус» МТЗ-3022 незаменим в сельском хозяйстве. Его используют для выполнения целого комплекса агротехнических операций, среди которых – посевные операции, сборка урожая, заготовка кормов, а также поверхностная обработка почвы:

 

МТЗ 3022: технические характеристики,описание всех систем трактора

Вспашка трактором МТЗ-3022

  • вспашка;
  • рыхление;
  • дискование;
  • культивация;
  • боронование.

Техника мощная, высокопроизводительная, поэтому способна работать на больших аграрных площадях. Для определенного вида операции машину оснащают специальным оборудованием и сдвоенными колесами для передвижения по мягким грунтам.

Технические характеристики трактора МТЗ- 3022 предназначены для эксплуатации в сложных условиях и с разным типом почвы.

Ходовая часть и габариты

Трактор имеет формулу ходовой части 4Х4 с возможностью спаривания колёс для обеспечения повышения сцепных качеств с поверхностью одновременно снижая давление на почву.

МТЗ 3022: технические характеристики,описание всех систем трактора
Беларус 2522 с передней навеской и передним ВОМ

Длина с передним и задним навесным в транспортном положении, мм6150+/-50
Ширина по концам полуосей задних колёс, мм2630
Ширина по сдвоенным задним колёсам, мм3760+/-50
Высота по кабине, мм3160+/-50
База трактора, мм2960+/-10
Передняя колея, мм1830, 1950
Задняя колея, мм1780-2744
Сходимость управляемых передних колёс, мм0-8
Угол поперечной статической устойчивости, °35
Дорожный просвет, мм
Под ПВМ

Зазор под задним остом

Под кронштейном ПНУ

440

450

388

Наименьший радиус поворота, м5
Масса трактора эксплуатационная, кг11100
Масса трактора эксплуатационная максимальная, кг14000
Глубина преодолеваемого брода, м0,8
Тормозной путь при торможении на скорости 30 км/час, не более, м13
Общая допустимая масса буксируемого транспорта, при уклоне не более 12°, тонн30
Размер шин основной комплектации,
Передние

Задние

540/65R30

580/70R42

 

МТЗ 3022: технические характеристики,описание всех систем трактора

Источники

  • https://vseomtz.ru/traktora-belarus/mtz-3022
  • https://mtz-80.ru/bez-rubriki/mtz-3022-tehnicheskie-harakteristiki
  • https://SpecNavigator.ru/traktor/mtz-3022.html
  • https://avto-layn.ru/selskohozyajstvennaya/mtz-30.html
  • https://gto-avto.ru/s-h-tehnika/mtz-3022.html
  • https://c-stud.ru/work_html/look_full.html?id=190583&razdel=16
  • https://traktorspec.ru/traktora/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya-traktora.html

Оцените статью
Грузовые автомобили и спецтехника