Генератор МТЗ-82: схема подключения, разборка, как проверить, диагностика

Содержание
  1. Модели генераторов для МТЗ-82
  2. Модели тракторных генераторов МТЗ
  3. Какие генераторы устанавливали на МТЗ раньше и что изменилось сейчас
  4. Конструкция и принцип работы
  5. Электрическая схема электропроводки МТЗ-82.1 цветная с описанием
  6. Как разобрать и проверить генератор МТЗ-82: схема подключения
  7. Устройство генератора г 306
  8. Неполадки в работе и ремонт
  9. Регулятор напряжения Я112Б
  10. На тракторы ставятся индукторные генераторы, которые лучше приспособлены к тяжелым условиям работы.
  11. Признаки неисправности обмотки статора
  12. Схема подключения генератора
  13. Описание процесса
  14. Как происходит зарядка аккумулятора при запуске?
  15. Ремонт тракторного генератора своими руками
  16. Диагностика поломки тракторного генератора
  17. Разборка и чистка генератора
  18. Почему горит лампочка зарядки аккумулятора
  19. Проверка исправности работы
  20. Принцип работы этого устройства в тракторной технике
  21. Регулятор напряжения Я112Б                     
  22. Редукторный стартер для МТЗ
  23. Критерии при выборе стартера
  24. Факторы, снижающие пусковые способности стартера
  25. Профилактический осмотр генератора

Модели генераторов для МТЗ-82

В состав электрической системы входили несколько модификаций генераторов:

  1. На технике выпуска до конца II квартала 1975 г. использовался агрегат модификации Г304-Д1, оборудованный реле-регулятором РР362-Б. Генератор отличается расположением коммутационных клемм на задней части корпуса.
  2. Со второй половины 1975 г. (по некоторым данным — с начала 1976 г.) стал использоваться узел модели Г306, работавший в паре с регулятором напряжения РР362-Б.
  3. В 80-е гг. стал использоваться агрегат модификации Г309, отличающийся повышенной мощностью и увеличенным ресурсом деталей. На части машин применялся 700-ваттный генератор Г464, который был вытеснен изделием Г964 (и его модификациями), имеющим мощность 1000 Вт.
  4. С начала 2000-х гг. был внедрен узел модели АТ 1150.04.1 (или аналог с заводским номером 9695.3701-1), имеющий увеличенную на 11% отдачу и усовершенствованный корректор напряжения. На тракторах с кондиционером и дизельным мотором Д-245 используется агрегат 9702.3701, способный вырабатывать ток до 100 А (мощность составляет 1400 Вт).

Модели тракторных генераторов МТЗ

Эволюция моделей тракторов МТЗ и увеличение оснащённости машин электрооборудованием привела к использованию генераторов аналогичной конструкции с более высокой мощностью и соответствующими техническими характеристиками. Современные машины МТЗ с напряжением в сети 12 вольт комплектуются узлами следующих серий: Г46.3701 с мощностью 700 Вт; Г96.3701 с выдаваемой мощностью 1000-1150 Вт и Г 97.3701 с мощностью 1400 Вт. Для машин МТЗ с напряжением в сети 24 вольта устанавливаются узлы серии Г99.3701 мощностью 1000-1150 Вт и 98.3701 мощностью 1500 Вт. Модификации узлов отличаются конструкцией и размером привода.

Какие генераторы устанавливали на МТЗ раньше и что изменилось сейчас

Генератор на тракторах, как и на других самоходных машинах, предназначен для преобразования механической энергии от вращения коленчатого вала двигателя в электрическую энергию для питания бортовой сети трактора и для зарядки аккумуляторной батареи. На тракторы МТЗ устанавливали несколько видов генераторов, в зависимости от комплектации и года выпуска, но по конструкции все они схожи. Это трехфазные электромеханические машины переменного тока.

Электрическая бортовая сеть и аккумулятор трактора работают на постоянном токе, поэтому совместно с генератором устанавливается выпрямитель, преобразующий переменный ток в постоянный, а также реле-регулятор – устройство, которое удерживает напряжение, выдаваемое генератором, в пределах 14 – 15 вольт при 12-и вольтовой бортовой сети, или в пределах 28-и вольт, если бортовая сеть на 24 вольта, независимо от скорости вращения и количества одновременно включенных приборов.

Ток возникает в генераторе за счет взаимодействия электрических магнитных полей вращающегося ротора и неподвижного статора. Начальный момент возникновения магнитного поля называется «возбуждение». В генераторах, которые устанавливались на тракторы МТЗ разных годов выпуска, имеется отдельная обмотка возбуждения, на которую подается питание от аккумулятора при включении массы или зажигания. Однако старые модели тракторов не во всех комплектациях имели стартер и аккумулятор. Запуск дизеля производился с помощью пускового двигателя, который, в свою очередь, запускался механизатором вручную. На таком тракторе необязательным было наличие аккумуляторной батареи. В таких комплектациях проблема возбуждения решалась использованием генераторов на постоянных магнитах вместо обмотки возбуждения, которым не требовался ток от батареи для образования электромагнитного поля. Примером является получивший широкое распространение в то время Г 46.3701. Современные трактора всегда комплектуются стартерами и аккумуляторными батареями, поэтому потребность установки самовозбуждающихся моделей отпала.

Конструкция и принцип работы

Агрегат крепится на боковой части картера двигателя на поворотном основании, верхняя точка фиксации позволяет регулировать натяжение приводного ремня. Крутящий момент передается от шкива, закрепленного на носке коленчатого вала при помощи сегментной шпонки. Ремень также вращает помпу жидкостной системы охлаждения, при обрыве привода или заклинивании ротора генератора дальнейшая эксплуатация трактора невозможна. В торцевых крышках корпуса выполнены фасонные каналы для подачи воздуха и стока воды, попадающей во внутренние полости изделия.

Генератор МТЗ-82: схема подключения, разборка, как проверить, диагностика

Электрическая машина состоит из статора, внутри которого установлен неподвижный пакет листов, отштампованных из электротехнической стали, на котором имеются медные обмотки. Катушки образуют фазы, внутри которых элементы замкнуты последовательно, сами фазы объединены по схеме треугольника. Внутри статора на шарикоподшипниках смонтирован вал ротора, на ось напрессован пакет пластин из стали. Опоры закреплены в съемных крышках. На носке вала предусмотрена штампованная крыльчатка, обеспечивающая охлаждение оборудования.

Шариковые подшипники оборудованы резиновыми защитными крышками, не позволяющими воде вымывать смазку. В конструкции оборудования предусмотрены катушки возбуждения, расположенные по торцам статора. В момент начала работы на обмотки подается напряжение от батареи, позволяющее вывести генератор в рабочий режим.

Смонтированный внутри кожуха установки блок выпрямителя оборудован металлическим корпусом, обеспечивающим охлаждение полупроводниковых диодов в процессе работы.

Если на тракторе отсутствует аккумулятор (дизель запускается при помощи бензинового стартера ПД-10), то необходимо перевести генератор из режима независимого возбуждения в состояние параллельного возбуждения. Для этого необходимо кратковременно (на 1 секунду) подключить к обмоткам возбуждения источник постоянного тока напряжением 12 В. Положительный кабель прикладывается к клемме Ш, а отрицательный — к выводу М. Процедура обеспечивает намагничивание деталей конструкции, что позволяет вывести генератор в рабочий режим без внешнего воздействия.

После запуска двигателя ротор начинает вращаться, наводя магнитное поле в выступах статора, которое изменяется от минимума до максимума в зависимости от положения подвижного ротора. Создаваемые пульсации позволяют наводить в обмотках статора переменный 3-фазный ток, который затем выпрямляется полупроводниковым блоком. Уровень напряжения корректируется отдельным реле, в котором предусмотрен переключатель сезонов работы (в зимнее время генерируемое напряжение выше, что обеспечивает подзарядку батареи с охлажденным электролитом).



Электрическая схема электропроводки МТЗ-82.1 цветная с описанием

«Беларус» МТЗ-82.1 — это универсальный сельскохозяйственный трактор 2006 года нового образца, являющийся модифицированной моделью МТЗ-82 и может оснащаться ямобуром, стогомётом или плугом. В моделях, выпускаемых с 2013 года усовершенствована ходовая часть и добавлено большое количество навесного оборудования, которое можно приобрести отдельно.

Генератор МТЗ-82: схема подключения, разборка, как проверить, диагностика

При техническом обслуживании электрооборудования или ремонте чаще всего происходит снятие нужного блока или частичное отключение проводки, тут-то и понадобится принципиальная схема электропроводки в цвете, которую вы сможете посмотреть и скачать абсолютно бесплатно!

Если требуется отключить или подключить электропроводку, произвести ремонт оборудования (к примеру, генератора или аккумулятора):

  • сверьтесь с эл схемой;
  • выключите включатель массы перед началом работ (проводить разъединение и соединение штепселей следует строго в неработающем состоянии двигателя);
  • не проверяйте исправность электроцепей методом «искры», создавая короткое замыкание;
  • соблюдайте полярность аккумуляторной батареи, внимательно подключайте плюс к плюсу, минус к минусу.

Как разобрать и проверить генератор МТЗ-82: схема подключения

Генератор трактора преобразовывает механическую вращательную в электрическую энергию и обеспечивает питанием электрооборудование машины, включая подзарядку пусковых аккумуляторных батарей с напряжением 12 или 24 вольт. Трактора МТЗ 80(82) ранних модификаций укомплектовывались самовозбуждаемыми трёхфазными генераторами переменного тока Г304, Г305 и Г306 советского производства с выдаваемым напряжением 14 вольта мощностью 400 Вт. Дополнительные буквы в аббревиатуре модификаций, вышеуказанных генераторов, означают различие обмоточных данных статора и имеют аналогичную унифицированную конструкцию с одинаковыми техническими характеристиками. Г 304 и Г305 в своём составе имели две неподвижные обмотки возбуждения для генерации энергии при левом и правом вращении, Г 306 с одной обмоткой возбуждения только для правого вращения. Более современная версия тракторных генераторов имеет аналогичную конструкцию с маркировкой 46.3701.

генератор

тракторный генератор

Устройство генератора г 306

Генератор состоит из двух главных компонентов: вращающегося ротора и неподвижного статора.

Статор состоит из листов, изготовленных из электротехнической стали. Катушки трехфазной обмотки установлены на девять выступов с его внутренней стороны. Три катушки, соединенные последовательно друг с другом, образуют фазу, соединенные по схеме «треугольник». Концы фаз выводятся к трем контактным болтам панели и соединяются с выпрямителем.

Генератор МТЗ-82: схема подключения, разборка, как проверить, диагностика

Генератора г 306:1 — шкив; 2 — крыльчатка вентилятора; 3 — теплоотвод выпрямителя; 4 — корпус выпрямителя; 5 — передняя крышка; 6 и 11 — шариковые подшипники; 7 — катушка возбуждения; 8 — статор; 9 — ротор; 10 — фазная обмотка статора; 12 — задняя крышка; 13 — панель.

Неполадки в работе и ремонт

Работу генератора проверяют под нагрузкой, замеряя напряжение в сети. Включая электроприборы, прослеживают динамику изменения напряжения. При максимальной нагрузке значение не должно падать ниже 12,5 В.

Падение зарядного тока в сети при номинальных оборотах двигателя возникает при проскальзывании ремня привода, окислении контактов сети или их обрыве. В случае пробоя выпрямителя или межвиткового замыкания возникает разрядный ток. Большой зарядный ток свидетельствует о выходе из строя АКБ.

Генераторы описанного типа обладают высокой надёжностью и работают в  условиях запылённости и повышенной вибрации. Основной причиной выхода из строя электрической части узла является износ подшипников и их посадочных мест на оси ротора. Увеличенные зазоры на опорах вращения приводят к короткому замыканию узла. При разрушении обойм подшипников металлические обломки механически повреждают обмотку возбуждения или статора, выводя узел из строя. Поэтому при эксплуатации нужно обращать внимание на состояние подшипников узла. Люфт в опорах ротора или появившийся шум при вращении сигнализирует о необходимости срочной замены подшипников. А также загрязнённость нефтепродуктами и пылью может привести к замыканию и выходу из строя диодного выпрямителя тока.

Плановую очистку генератора производят при ТО2 через каждые 500 часов работы машины.

Для осуществления диагностики цепей генератора демонтируют регулятор и заднюю крышку, отсоединяют выводы обмоток. Наличие короткого замыкания на корпус проверяют контрольной лампой. Целостность цепей обмоток статора и возбуждения, а также состояние выпрямителя и регулятора проверяют контрольной лампой или прозванивают прибором.

Регулятор напряжения Я112Б

Регулятор напряжения, как в других генераторах, включает и выключает ток возбуждения. Если напряжение растет он выключает ток возбуждения, напряжение снижается, он включает ток возбуждения и напряжение снова растет, он опять выключат ток возбуждения, так поддерживается стабильный уровень напряжения около 14 Вольт.

Первоначальное возбуждение возможно без аккумулятора.

Регулятор Я 112 Б отличается тем, что гарантированно пропускает ток возбуждения, даже при очень малых значениях напряжения на выходе генератора, что обеспечивает надежное возбуждение генератора без аккумулятора.

В роторе установлены постоянные магниты, которые создают достаточно сильно магнитное поле для возбуждения генератора.

После того как генератор возбудился, часть тока обмотки через дополнительный выпрямитель отводится в обмотку возбуждения, для этого выход дополнительного выпрямителя подключается в точке Д регулятора напряжения. Ток возбуждения идет через точку Д на обмотку возбуждения и дальше через точку Ш и открытый транзистор регулятора на массу.

На тракторы ставятся индукторные генераторы, которые лучше приспособлены к тяжелым условиям работы.

Пыль, грязь, плохое охлаждение (малая скорость во время работы)

Практически непрерывная работа в течение рабочего дня

Индукторный генератор отличается тем, что его ротор не имеет обмотки возбуждения и является просто вращающимся магнитопроводом. Ротор, при вращении создает изменяющееся магнитное поле, и в обмотке индуктируется ЭДС.

В генераторе вставлена неподвижная обмотка возбуждения, через нее проходит постоянный ток, от генератора, этот ток создает сильный магнитный поток, который замыкается через вращающийся ротор.

Выводы обмотки возбуждения включаются так, чтобы ток возбуждения проходил в направлении намагничивания ротора, который содержит постоянные магниты. Если перепутать выводы обмотки возбуждения, ток возбуждения будет размагничивать ротор и генератор практически престанет работать.

То, что обмотка возбуждения не вращается вместе с ротором, дает важное преимущество – не нужны щетки, для передачи тока во вращающийся ротор. Щетки изнашиваются, плохой контакт под ними сильно снижает надежность генератора, поэтому индукторный, бесщеточный генератор получается более надежным.

Однополюсная магнитная схема и большие магнитные зазоры в системе возбуждения, снижают КПД индукторного генератора по сравнению с классическим автомобильным генератором, где обмотка возбуждения внутри ротора и ток в нее подается через щетки.

Снижение КПД приводит в ухудшению массогабаритных параметров, но для тракторов и тяжелых автомобилей это менее важное качество, чем надежность и долговечность.

В обмотке индукторного генератора рождается переменная ЭДС, поэтому, на выходе обмотки необходим выпрямитель – диодный мост. В зависимости от схемы генератора может применяться диодный мост трехфазный и пятифазный, с дополнительными диодами и без дополнительных диодов.

Важным требованием к тракторным генераторам является то, что они должны работать как с аккумулятором, так и в отсутствии аккумулятора. Например, если двигатель заводится пускачем, без электростартера, то аккумулятор становится не нужен или необязателен.

Обычный автомобильный генератор всегда возбуждается от аккумулятора, а в тракторном генераторе должно быть предусмотрено возбуждение без аккумулятора. Для надежного возбуждения генератора, ротор имеет остаточный магнетизм, а в регуляторе напряжения предусмотрены соответствующие изменения в схеме, облегчающие самовозбуждение.

Признаки неисправности обмотки статора

Приборная панель МТЗДля начала, неплохо бы узнать, какие подключения применяются у этого устройства. Дело это простое: минусовой провод аккумуляторной батареи крепится к клемме «М» генератора, а плюсовой через контрольную лампу к клемме «Ш».

  1. Как уже говорилось выше, при неисправной обмотке лампочка индикатора на приборной панели гореть не будет, либо будет гореть очень слабо. К тому же, сила тока не превысит 3-3.5 ампера.
  2. Если лампочка совсем не горит (независимо от модификации двигателя трактора), значит обмотка просто разорвана, сгнила, окислилась (нужно подчеркнуть).
  3. Меняем подключение. Клемму «минус» АКБ кидаем на любую клемму генератора, а клемму «плюс» снова через лампочку индикатора к клемме «В» генератора.

Загораться при таком подключении лампа не будет, но… Если она умудрилась включиться, значит:

  • коротнул один диод или сразу несколько;
  • между теплопроводом и выпрямителем пробило изоляцию;
  • на корпусе генератора замкнуло провод «плюс».

Схема подключения генератора

Схема подключения генератора к бортовой сети трактора не зависит от модели оборудования.

В конструкции предусмотрены 3 или 4 выхода:

  • точка В или + применяется для коммутации положительного провода от батареи;
  • колодка М подключается к отрицательному полюсу АКБ;
  • разъем Д (используется на новых модификациях) проходит через прибор индикации зарядки и замок зажигания к положительному выходу аккумулятора;
  • штекер Ш выводится на корпус трактора (отрицательный полюс);
  • точка W встречается на части генераторов, подключается к тахометру.

Описание процесса

Генератор крепится на двигателе, затем производится регулировка натяжения ремня, после чего затягивается верхний болт фиксации. Проводка подсоединяется к выводам, расположенным на задней части агрегата, в соответствии с электрической схемой трактора. При ошибочной коммутации генератор не заработает, при повороте ключа в замке должна загореться красная лампа отсутствия зарядки. После пуска мотора индикатор автоматически отключается, указывая на корректную работу системы зарядки батареи.

Генератор МТЗ-82: схема подключения, разборка, как проверить, диагностика

Как происходит зарядка аккумулятора при запуске?

Любой автомобильный аккумулятор взаимодействует с генератором, и после запуска двигателя переходит в режим постоянной подзарядки. При повышении оборотов двигателя возрастает напряжение на выходе генератора. Чтобы понизить ток до оптимального уровня независимо от количества оборотов используется специальное реле-регулятор, которое и поддерживает напряжение на оптимальном уровне. Если же в этой схеме возникает сбой и аккумулятор не получает зарядки от генератора, загорается сигнальная лампа на приборной панели.

Ремонт тракторного генератора своими руками

Как и любой механизм, генератор и его составляющие имеют свойство изнашиваться и ломаться. О неисправности может сообщить амперметр, расположенный на приборной панели и показывающий величину тока, которая зависит от состояния батареи.

При заряженном аккумуляторе после старта двигателя стрелка на приборе отклоняется на зарядку, но ненадолго, потому что идет уменьшение тока до 1-2 А. Перед тем как искать поломку, следует проверить заряд батареи, точность и исправность амперметра. Это легко проверить, включив фары при неработающем двигателе. Прибор должен показать разрядку.

Диагностика поломки тракторного генератора

Если при работающем двигателе амперметр не показывает заряд, то, возможно, есть поломка генератора или реле-регулятора. Следует на малых оборотах двигателя отсоединить провода от клемм, соединив друг с другом и увеличивать обороты. Если генератор исправен, то ток возрастет.

Значит, дело в реле регулятора Трактора. Его нужно отрегулировать. Причинами неисправности самого генератора может быть коллектор – его загрязнение, износ, а также грязные или изношенные щетки. Если после прочистки этих частей стабильная работа не обеспечена, то нужно искать обрывы или замыкания цепи или обмоток; окисление проводов; натяжение ремней; пробитость диодов выпрямителя. Если слышен шум при работе генератора, в приборе может находиться посторонний предмет, может быть неисправен и требует замены вентилятор, или подшибников.

После обнаружения неисправности генератор следует разобрать.

Разборка и чистка генератора

Детали, содержащие провода, обтереть тряпкой, смоченной бензином, продуть и просушить. Остальное промыть в керосине или специальном растворе. Если дело в роторе, то могут быть следующие проблемы: магнитные свойства потеряны, магнит треснут, ротор изогнут.

Если необходимо заменить шкив – отгибается шайба, отворачивается гайка и снимается сам шкив при помощи съемника. При необходимости меняется и собирается в обратном порядке.

При смене выпрямительного блока откручиваются винты, снимается крышка, провода отсоединяются от клеммы. Далее снимается провод обмотки возбуждения, выводы статора, с последних скручиваются шайбы и сам выпрямитель, после чего производится его замена. Выпрямительный блок также снимается и при замене подшипника и статора. Кроме этого, отворачивается гайка, снимается крыльчатка, вынимаются болты. Далее ставится втулка и между ней и винтом – пластина из металла. Затем снимается задняя крышка и меняется, непосредственно, и статор, и подшипник.

После всех замен генератор собирается в обратном порядке.

Почему горит лампочка зарядки аккумулятора

Существует несколько ситуаций, которые влекут за собой неверную работу связи «аккумулятор-генератор»:

  • неисправность реле-регулятора;
  • плохое натяжение, износ или проскальзывание ремня генератора;
  • износ подшипника генератора;
  • перегоревший предохранитель;
  • плохой контакт на клеммах АКБ, на выводе генератора или проводе массы;
  • износ щеток генератора или держателей щеток;
  • износ выключателя зажигания.

Чтобы узнать что именно стало причиной горящей лампы аккумулятора вам потребуется провести диагностику — проверить напряжение на клеммах аккумулятора при работающем моторе. На мультиметр должно поступать напряжение в 13,5-14,3V, значение ниже указанных будет говорить о том, что зарядки нет.

  1. Если лампа аккумулятора не горит, а мультиметр показывает напряжение в 12V, и при этом сам аккумулятор разряжен, необходимо зачистить клеммы и провода высокого напряжения, после чего снова произвести замер. Если данный метод не исправил ситуацию, подсоедините к «30» клемме аккумулятора один электрод мультимедиа, а другой — к массе. Если напряжение будет выше чем на аккумуляторе, зачистите «30» клемму. Также не лишним будет заменить провод от генератора к аккумулятору.
  2. Если лампа говорит о зарядке аккумулятора, напряжение держится в оптимальном диапазоне, но аккумуляторная батарея разрядилась, и при нагрузке напряжение устремляется в крайнее левое положение на мультиметре— причина может быть в слабой натяжке ремня генератора или в неисправном подшипнике. Также рекомендуем проверить диоды при помощи мультиметра на пробой. Не лишним будет удостовериться,что длина щеток генератора не менее 5 мм.
  3. Если лампа не горит, но заряд на батарею не поступает — скорее всего перегорел предохранитель и требуется его замена.
  4. Если лампа не горит и заряд не идет, однако все приборы функционируют, причина может быть в обмотке возбуждения генератора. Снимите провод с клеммы «61» генератора, подключите его к минусу — загоревшаяся лампа подтвердит проблему в обмотке. Также рекомендуем зачистить разъем. Причина может быть и в самой перегоревшей лампе.
  5. Если лампа АКБ горит и не гаснет после запуска двигателя, а зарядка либо прерывистая, либо отсутствует вообще — причина в плохом контакте провода с разъемом на приборной панели. Рекомендуем также проверить реле-регулятор, подав напряжение на его контакты, — оптимальный вариант, когда напряжение на щетках равняется 12V, если же нет — необходима замена реле.

Проверка исправности работы

Чтобы быть уверенным в используемом агрегате, целесообразно проверять его на работоспособность перед каждым использованием. С этой целью применяется специальная контрольная лампа. При активации зажигания трактора она должна гореть, а при успешном запуске двигателя сразу же гаснуть.

Лампа может выключаться только после увеличения частоты вращения коленвала. Если же этого не происходит, речь идет о наличии неисправностей в работе генератора. Для этого следует отключить двигатель, после чего придерживаться следующей инструкции:

  1. Проверить степень натяжения ремня генератора, скорректировать его при необходимости.
  2. Соединить минусовой провод от аккумулятора с клеммой «М», а другой — с «В».
  3. Включение лампы на данном этапе свидетельствует о неисправности выпрямителя.
  4. Далее «-» от аккумулятора потребуется соединить с клеммой переменного тока, а «+» с клеммой «В». Если лампа будет гореть, имеет место пробивание диода выпрямителя.

Также можно совместить «+» от батареи с клеммой переменного тока, а «-» с «М» генератора. При включении лампы проблема скорее всего кроется в кротком замыкании обмотки статора либо пробивании диода.

Следует соблюдать осторожность при работе с электрическими комплектующими, поскольку при неправильных действиях они способны быстро прийти в негодность.

Принцип работы этого устройства в тракторной технике

Если говорить откровенно, то он вообще ничем не отличается, кроме внешнего вида, габаритов (размеров), способов подключения и ещё несколькими нюансами.

Генератор МТЗ — 80 — это всегда трёхфазное устройство с односторонним возбуждением электромагнита, которое называется Г306 — Д (прочие модификации: Г — 306А, Г — 304А).

Для адекватной работы генератору Г306 — Д требуется постоянный ток, именно поэтому в самом генераторе ток проходит через трёхфазный выпрямитель, превращаясь в постоянный из переменного. Основные детали Г306 — Д, устанавливаемых на белорусских тракторах марки МТЗ — 80, 82 и аналогичных моделях — это статическое устройство и роторное (статор и ротор).

Статор этой модели изготавливается из нескольких электротехнических стальных листов, а трёхфазная катушка с обмоткой крепится изнутри к выступу. Ротор выполнен по аналогичной технологии и выглядит, как звезда с шестью углами, напрессованная на вал, где и крепится.

Регулятор напряжения Я112Б                     

Регулятор напряжения, как в других генераторах, включает и выключает ток возбуждения. Если напряжение растет он выключает ток возбуждения, напряжение снижается, он включает ток возбуждения и напряжение снова растет, он опять выключат ток возбуждения, так поддерживается стабильный уровень напряжения около 14 Вольт.

Первоначальное возбуждение возможно без аккумулятора.

Регулятор Я 112 Б отличается тем, что гарантированно пропускает ток возбуждения, даже при очень малых значениях напряжения на выходе генератора, что обеспечивает надежное возбуждение генератора без аккумулятора.

В роторе установлены постоянные магниты, которые создают достаточно сильно магнитное поле для возбуждения генератора.

Регулятор Я112Б
         пятифазный диодный мост

После того как генератор возбудился, часть тока обмотки через дополнительный выпрямитель отводится в обмотку возбуждения, для этого выход дополнительного выпрямителя подключается в точке Д регулятора напряжения. Ток возбуждения идет через точку Д на обмотку возбуждения и дальше через точку Ш и открытый транзистор регулятора на массу.

На точку Б регулятора подключается плюс от вывода генератора. Этот плюс открывает регулятор напряжения, По напряжению на точке Б регулятор поддерживает заданное значение выходного напряжения генератора.

Генератор трактора 46

Точка С регулятора используется для подключения конденсатора – фильтра. Этот конденсатор сглаживает пульсации опорного напряжения на входе регулятора, которые в отсутствии аккумулятора достаточно большие, конденсатор сглаживает пульсации и повышает точность работы генератора. В других схемах тракторных генераторов, точка С используется для переключения «Зима – Лето»

Вывод фазы Ф используется для подключения реле блокировки стартера. При работающем двигателе случайное включение стартера должно быть исключено, чтобы не повредить стартер, для этого в схему пуска включено реле блокировки стартера. Когда двигатель работает, переменное напряжение с фазы генератора попадает на это реле и оно знает, что стартер нельзя включать После остановки двигателя, реле снова позволяет включить стартер.

Редукторный стартер для МТЗ

Конструкция редукторного узла отличается передачей крутящего момента от якоря через встроенный шестерёнчатый редуктор, который своим передаточным числом повышает мощность крутящего момента на маховик дизеля. Такое устройство узла имеет меньшую электродвигательную часть, тем самым снижается себестоимость в производстве узла. Идея конструкции заключается в сокращении при производстве использования дорогостоящих электростали, магнитов, меди в деталях узла и повышении рентабельности при продаже.

Генератор МТЗ-82: схема подключения, разборка, как проверить, диагностика
Стартер редукторный Магнетон 3.2 квт

Для потребителя плюсом есть более низкий потребляемый разрядный ток и меньшее падение напряжения в сети при пуске, с учётом увеличения мощности за счёт механической части узла

Использование узла данной конструкции положительно влияет на ресурс заряда АКБ, что важно при затруднительном пуске в холодное время года

На рынке представлен ряд узлов для МТЗ 82 следующими популярными торговыми брендами:

  • Slovak — Словакия
  • Атэк — Белоруссия
  • Jubana –Литва
  • Magneton –Чехия

Для исключения необъективной оценки в сравнении вышеуказанных брендов не будем впадать в бесполезную оценку, основанную на ряде отзывов в сети. Часто впечатления покупателей могут основываться при покупке поддельных узлов низкого качества, дискредитирующих ту или иную торговую марку. Для выбора узла укажем ряд критериев, обеспечивающих приобретение качественного стартера.

Критерии при выборе стартера

На сегодня качественные отличия и преимущества узлов абсолютно всех торговых марок определены качеством сборочных частей произведённых по заказу в Китае. Каждый бренд придерживается своей маркетинговой стратегии в продажах, которая определяет уровень цен, сервис, технический и качественный уровень предлагаемых узлов.

Генератор МТЗ-82: схема подключения, разборка, как проверить, диагностика
устройство редукторного стартера Магнетон

В условиях насыщенности рынка подделками для защиты репутации производители стараются усовершенствовать систему идентификации своего торгового бренда

При покупке обращайте внимание: на наличие фирменных пломб и идентифицирующих оригинальность голограммных наклеек производителя, технического паспорта, гарантийного сервисного талона

Одним из простейших способов определить качество узла это взвешивание. Если вес узла меньше от указанного значения в технической документации будьте уверены, что вам предлагают поддельный вариант. А также в сравнении качества двух узлов разных брендов идентичной мощности, взвешиванием можно определить качественный узел. Разница в весе говорит о преимуществе в конструкции узла, которая выражается в более мощных обмотках возбуждения, ширине рабочей части статора и якоря, надёжности конструкции редуктора.

Генератор МТЗ-82: схема подключения, разборка, как проверить, диагностика
Редуктор и бендикс стартера Магнетон

Дополнительным фактором в предпочтении выбора узла может быть разборная конструкция втягивающего реле, дающая возможность при подгорании соединительных контактов (пятаков) быстро устранить неполадку без дополнительных затрат времени и финансов, освобождая от полной замены реле. Щётки возбуждения из графитно-медного материала, в отличие от простых графитных, имеют повышенный ресурс работы.

Факторы, снижающие пусковые способности стартера

Для запуска дизеля Д-240 наиболее приемлем стартер мощностью 3.2 кВт. Многие продавцы предлагают для установки на МТЗ 80(82) редукторные узлы мощностью 2,8 кВт, мотивируя покупателей ценой. Однако, как показала практика, такой мощности недостаточно для пуска трактора в холодное время года. Часто дополнительными причинами плохого пуска являются поношенная или недостаточно идеально настроенная топливная дизеля. Вместе с тем, если стартер установлен после переделки на трансмиссию снятого пускача, происходят дополнительные потери мощности на вращение деталей редуктора.

В совокупности данные факторы отрицательно влияют на пусковую способность стартера и его рабочий ресурс. Поэтому для преодоления выше перечисленных факторов нужно устанавливать стартер с мощностью не менее 3.2 кВт, желательно с усиленным бендиксом и редуктором.

Профилактический осмотр генератора

Основным условием правильной и надёжной работы этого устройства всегда остаётся внимательный осмотр и генератор МТЗ здесь не исключение. Необходимо постоянно следить за качественным креплением проводов и самого генератора, натяжением ремня и даже банальной чистотой деталей.

Иными словами, требуется чистить от грязи и пыли корпус, если таковые обнаружены на нём. Смотреть за приборным щитком, где присутствует световой индикатор (лампочка). Перед пуском двигателя лампочка, естественно, должна загораться. При появлении неисправностей замыкание массы ничего не даст, ибо лампочка индикатора либо совсем не будет гореть, либо загорится в пол силы (индикация и яркость зависит от конкретной модели трактора).

На исправность генератор МТЗ проверяется исключительно при заглушённом и остывшем моторе трактора, предварительно отключив от него все провода и клеммы. Проверка осуществляется лампой на 12 вольт и аккумуляторной батареей.

Источники

  • https://gp-prsmah.ru/specializaciya/generator-mtz.html
  • http://dmsht.ru/traktornyy-generator-24-volta-s-samovozbuzhdeniem/
  • https://furra.ru/selhoztehnika/generator-samovozbuzhdayushchijsya-traktornyj.html
  • https://CardMy.ru/dlya-selskogo-hozyajstva/generator-traktornyj.html
  • https://EvakuatorPodolsk.ru/traktor/generator-mtz-82.html
  • https://vseomtz.ru/ustroystvo-i-obslujevanie/generator-mtz
  • https://avtozvuk-rb.ru/selhozraboty/generator-samovozbuzhdayushchijsya-traktornyj.html
  • https://prombez33.ru/selhozraboty/generator-samovozbuzhdayushchijsya-traktornyj.html
  • https://mtz-80.ru/dvigatel/generator-mtz-80-shema-podkljuchenija-i-pr
  • https://avanta-go.ru/dlya-selhozrabot/shema-podklyucheniya-generatora-mtz.html
  • https://promprogress01.ru/traktory/generator-mtz-82.html
  • https://spec-avtoteh.ru/selskoe-hozyajstvo/generator-samovozbuzhdayushchijsya-traktornyj.html
  • https://gto-avto.ru/s-h-tehnika/generator-samovozbuzhdayushchijsya-traktornyj.html
  • http://genrem.narod.ru/publ/skhemy_generatorov/skhemy_avtomobilnykh_generatorov/skhema_traktornogo_generatora/10-1-0-129

Оцените статью
Грузовые автомобили и спецтехника