Автогрейдер ДЗ-98, его модификации и комплектации используются для выполнения землеройно-профилировочных работ в дорожном строительстве на грунтах I, II, III, IV категорий.
Эта спецтехника также имеют широкое применение в железнодорожном, аэродромном, мелиоративном, ирригационном и гидротехническом строительствах.
Грейдер ДЗ-98 целесообразно применять при выполнении энергоемких земляных работ большого объема или работ в тяжелых дорожных условиях, например:
— строительство и капитальный ремонт грунтовых и гравийных дорог;
— устройство в грунтовом полотне корыта под основание дороги;
— перемещение грунта в насыпь;
— разравнивание насыпного грунта и планировка поверхности;
— перемещение инертных материалов со стабилизирующими добавками при смешивании их на дороге;
— киркование (разрыхление грунта и изношенных полотен дорог);
— планировка поверхности больших территорий;
— очистка дорог и территорий от снежных заносов.
Технические параметры и характеристики автогрейдера ДЗ-98
Эксплуатационная мощность двигателя ЯМЗ-238НД, кВт (л.с.), не менее — 173 (235)
Максимальные скорости движения на передачах, км/час — при движении вперед/назад:
Механическая трансмиссия
I передача — 4,4/5,28
II передача — 6,9/8,28
III передача — 12,1/14,5
IV передача — 17,4/20,9
V передача — 27,1/32,5
VI передача — 46,7/56,0
Гидромеханическая трансмиссия
I передача — 6,3/4,0
II передача — 10,7/6,8
III передача — 23,1/14,7
IV передача — 31,8/24,6
Длина отвала, мм, не менее — 4200
Высота отвала с ножами, мм, не менее — 700
Боковой вынос отвала в обе стороны относительно тяговой рамы, мм, не менее — 1050
Опускание отвала ниже опорной поверхности, мм, не менее — 500
Эксплуатационная масса, кг, не более — 19500
Распределение массы по осям, кг, не более
— на переднюю ось — 5650
— на заднюю тележку — 13850
Средняя наработка на отказ, мото/ч, не менее — 200
80%-ный ресурс до капитального ремонта, мото/ч, не менее — 8400
Удельная суммарная оперативная трудоемкость плановых технических обслуживании, чел.-ч/мото-ч, не более — 0,118
Средняя оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания, чел.-ч, не более — 0,95
Коэффициент технического использования — 0,85
Срок службы грейдера ДЗ-98, лет — 10
Расход масла в трансмиссии, г/мото-ч, не более — 155
Удельный расход топлива в двигателе, кт/м, не более — 0,15
Расход рабочей жидкости в гидросистеме рабочих органов, г/мото-ч, не более — 115
Устройство автогрейдера ДЗ-98 и его механизмы
Рис 1. Автогрейдер ДЗ-98
1 — передняя фара, 2 — гидроцилиндр бульдозерного оборудования, 3 — рама автогрейдера, 4 — карданный вал, 5,7 — гидроцилиндры управления отвалом, 6 — подвеска тяговой рамы, 8 — топливный бак, 9 -воздухоотчиститель,10 — крыло, 11 — гидробак, 12 — отвал, 13 — тяговая рама, 14 — поворотный круг, 15 — редуктор поворота отвала,16 — бульдозерное оборудование
Грейдер ДЗ-98 является самоходной землеройно-транспортной колесной дорожно-строительной машиной.
Основное рабочее оборудование данной техники — отвал 12 (рис. 1), дополнительное оборудование – кирковщик, бульдозерное 16, рыхлительное, путепрокладочное или снегоочистительное оборудование (в зависимости от комплектации).
Все модели максимально унифицированы и отличаются дополнительным рабочим оборудованием.
Двигатель — четырехтактный дизель: ЯМЗ-238НД, 8-ми цилиндровый V-образный.
Двигатель ЯМЗ-238НД имеет электростартерный пуск.
Трансмиссия грейдера механического типа.
Коробка передач обеспечивает с учетом мультипликатора шесть передач вперед и назад.
Сцепление, коробка передач, редуктор привода гидронасосов и раздаточный редуктор объединены в один блок. Эти агрегаты имеют сообщающиеся между собой масляные емкости и общую систему смазки.
Автогрейдер ДЗ-98 имеет три ведущих моста.
Передача мощности к переднему мосту осуществляется через карданную передачу и может быть отключена при необходимости.
Средний и задний мосты соединены с основной рамой подвеской, представляющей собой качающиеся балансиры и реактивные штанги.
Передний мост шарнирно соединяется с рамой 3 автогрейдера, что обеспечивает качание моста в поперечной плоскости.
Поворот передних колес осуществляется гидравлическим рулевым механизмом следящего типа.
Гидросистема рулевого механизма и гидросистема управления рабочими органами автогрейдера имеют общий бак 11 для рабочей жидкости.
Отвал закреплен на тяговой раме 13, которая в свою очередь закреплена на передней и средней частях рамы 3 автогрейдера соответственно с помощью шарового шарнира и подвески 6 с гидроцилиндрами 5 и 7.
Конструкция подвески 6 тяговой рамы обеспечивает установку отвала в вертикальное положение с обеих сторон грейдера ДЗ-98.
Тяговая рама имеет направляющие, по которым отвал может выдвигаться с помощью гидроцилиндра по обе стороны автогрейдера.
Поворот отвала в горизонтальной плоскости, в зависимости от конструкции тяговой рамы, осуществляется гидромотором с редуктором 15 или гидроцилиндрами поворота отвала.
Передняя часть рамы представляет собой толстостенную трубу, полость которой используется в качестве основного ресивера пневмосистемы.
На рис. 2 приведена кинематическая схема грейдера.
Рис 2. Кинематическая схема грейдера ДЗ-98
1 — двигатель, 2 — редуктор привода насосов, 3 — сцепление, 4 — коробка передач, 5,9,11 — карданные валы,6 — передний мост, 7,13 — колесные (рабочие) тормоза, 8 — средний мост, 10 — раздаточный редуктор, 12 — задний мост, 14 — стояночный тормоз, 15 — насос гидросистемы рабочего оборудования, 16 — насос смазки блока трансмиссии, 17 — насос рулевого управления
Основные сборочные узлы автогрейдера ДЗ-98
ДЗ98В.11.00.000 — Установка силовая
ДЗ98В3.33.00.000 — Система охлаждения и разогрева двигателя
ДЗ98.38.00.000 — Система смазки
ДЗ98В1.52.01.000 — Капот
ДЗ98В1.62.00.000 — Мост задний ведущий
Д395.0202.000 — Подвеска задних мостов
Д395А.01 15.000-01 — Вал карданный заднего моста
ДЗ98.16.01.000-1 — Передача карданная
ДЗ98.34.00.000 — Рама тяговая с отвалом
ДЗ98В1.24.00.000 — Колесо
ДЗ98В1.61.00.000 — Мост передний ведущий
ДЗ98В.14.00.000 — Управление рулевое
ДЗ98.25.01.000-1 — Кирковщик
ДЗ98В1.3.25.03.000-01 — Оборудование рыхлительное
ДЗ98В1.2.25.02.000 — Оборудование бульдозерное
ДЗ98В.43.00.000 — Гидросистема
ДЗ98В.21.04.000 — Рама
ДЗ98.30.00.000 — Подвеска тяговой рамы
ДЗ-140А.50.40.000 — Колонка рулевая
ДЗ98В.13.02.000 — Управление коробкой перемены передач
ДЗ98В1.13.03.000-01 — Управление колесными тормозами
ДЗ98В.13.01.000 — Механизм управления муфтой сцепления
ДЗ-140А.51.00.000-50 — Кабина
ДЗ98В.13.04.000 — Управление стояночным тормозом
ДЗ98В.42.00.000-01 — Система пневматическая
ДЗ98В5.32.00.000 — Система всасывания и выхлопа
ДЗ98В9.31.00.000 — Система топливная