Работы по техническому обслуживанию дизеля Д-243 трактора МТЗ-82
Проверка уровня масла в картере двигателя Д-243 — Проверку осуществляйте ежесменно с помощью масломера, расположенного на блоке цилиндров дизеля.
Уровень масла должен быть между нижней и верхней метками масломера. Проверку производите не ранее чем через 3-5 мин после остановки дизеля, когда масло полностью стечет в картер.
Слив отстоя из фильтра грубой очистки топлива — Отверните пробку слива отстоя, расположенную в нижней части стакана фильтра, и слейте отстой до появления чистого топлива.
Заверните пробку. Слив отстоя производите через 125 часов работы дизеля.
Проверка натяжения ремня вентилятора двигателя МТЗ-82 — Проверку производите через 125 часов работы дизеля.
Натяжение ремня вентилятора считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала — шкив генератора, находится в пределах 15-22 мм для дизеля Д-243 и его модификаций, и 12-17 мм для дизеля Д-245 и его модификаций при нажатии на него с усилием 40 Н.
Для регулировки натяжения ремня ослабьте крепление генератора. Поворотом корпуса генератора отрегулируйте натяжение ремня. Затяните болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора.
Проверка уровня и состояния масла в поддоне воздухоочистителя — Проверку производите через 125 часов работы двигателя в нормальных условиях и через 20 часов в условиях сильной запыленности воздуха.
Отверните на несколько оборотов гайки болтов крепления поддона воздухоочистителя и снимите поддон. Проверьте уровень и состояние масла. В случае загрязнения масла слейте его, промойте поддон и залейте предварительно профильтрованное обработанное моторное масло до уровня кольцевой канавки.
Замена масла в картере — Отработанное масло из картера сливайте с прогретого двигателя. Для слива масла отверните пробку масляного картера. После того, как все масло вытечет из картера, заверните пробку на место.
Масло в дизель заливайте через маслозаливной патрубок до уровня верхней метки на масломере. Заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящим руководством по эксплуатации масло, соответствующее периоду эксплуатации.
Очистка ротора центробежного масляного фильтра двигателя МТЗ-82 — Очистку ротора центробежного масляного фильтра производите одновременно с заменой масла. Отверните гайку крепления колпака центробежного масляного фильтра и снимите его.
Застопорите ротор от проворачивания, для чего вставьте между корпусом фильтра и днищем ротора отвертку или стержень и, вращая ключом гайку крепления стакана ротора, стяните стакан ротора.
Проверьте состояние защитной сетки ротора, при необходимости очистите и промойте ее. С помощью скребка удалите слой отложений с внутренних стенок стакана ротора.
Перед сборкой стакана с корпусом ротора резиновое уплотнительное кольцо смажьте моторным маслом. Совместите балансировочные риски на стакане и корпусе ротора. Гайку крепления стакана заворачивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор.
После сборки ротор должен легко вращаться без заеданий от толчка рукой. Установите на место колпак центробежного масляного фильтра и заверните гайку колпака моментом 35…50 Нм.
Проверка зазора между клапанами и коромыслами двигателя Д-243 трактора МТЗ-82.
Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и, при необходимости, регулируйте через каждые 500 часов работы, а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана при проверке на непрогретом дизеле (температура воды и масла должна быть не более 60 ºС) должен быть: впускные и выпускные клапаны — 0,25+0,10 мм; -0,05
Очистка и промывка воздухоочистителя — Проверку засоренности фильтрующих элементов воздухоочистителя производите через 1000 часов работы дизеля визуально и в случае срабатывания датчика сигнализатора засоренности воздушного фильтра.
Датчик предназначен для включения сигнальной лампы, расположенной в щитке приборов трактора, при засоренности воздухоочистителя выше допустимого.
Для промывки фильтрующих элементов воздухоочистителя двигателя МТЗ-82 снимите поддон, стопор обоймы, обойму и фильтрующие элементы из капроновой щетины. Промойте фильтрующие элементы, корпус и центральную трубу воздухоочистителя в дизельном топливе.
Дайте топливу стечь из фильтрующих элементов и затем установите их на место. Первым устанавливайте элемент из нити диаметром 0,22 мм (массой 220 г); вторым — элемент из нити диаметром 0,24 мм (массой 140 г); третьим — элемент из нити диаметром 0,4 мм (массой 100 г)
Проверка герметичности соединений воздухоочистителя и впускного тракта — Проверку производите через 500 часов работы дизеля.
Для проверки герметичности используйте устройство КИ-4870. При отсутствии устройства герметичность соединений проверьте визуально. Визуальную проверку герметичности проводите до мойки двигателя. Выявленные неплотности устраните.
Замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива двигателя Д-243 — Срок службы фильтрующего элемента зависит от чистоты применяемого топлива.
Замену фильтрующего элемента в производите через 1000 часов работы дизеля, для чего:
— закройте краник топливного бака;
— слейте топливо из фильтра, отвернув пробку в нижней части корпуса;
— отверните гайки крепления крышки и снимите крышку;
— выньте из корпуса фильтрующий элемент;
— промойте внутреннюю полость корпуса фильтра;
— соберите фильтр с новым фильтрующим элементом;
— откройте краник топливного бака и заполните систему топливом.
Отверните пробку для удаления воздуха на корпусе топливного насоса и на 1-2 оборота штуцер на фильтре тонкой очистки топлива.
Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса, закрывая последовательно при появлении топлива пробку на корпусе топливного насоса, а затем штуцер на фильтре тонкой очистки.
Промывка фильтра грубой очистки топлива двигателя Д-243 — Промывку фильтра производите через 1000 часов работы дизеля, для чего:
— закройте краник топливного бака;
— отверните гайки болтов крепления стакана;
— снимите стакан;
— выверните ключом отражатель с сеткой;
— снимите рассеиватель;
— промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра в дизельном топливе и установите их на место. После сборки фильтра заполните систему топливом.
Неисправности двигателя Д-243 и способы устранения
Двигатель Д-243 трактора МТЗ-82 не запускается
Воздух в топливной системе — Прокачайте систему насосом ручной подкачки топлива. Устраните подсос воздуха в топливной системе.
Неисправен топливный насос — Снимите топливный насос с дизеля, отремонтируйте, либо замените.
Дизель не развивает мощности
Рычаг управления топливным насосом не доходит до упора — Отрегулируйте тяги управления топливным насосом.
Засорился фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива — Замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива.
Неисправны форсунки ТНВД двигателя МТЗ-82 — Выявите неисправные форсунки, промойте распылители и прочистите их сопловые отверстия, при необходимости замените распылители.
Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива — Установите рекомендуемый угол опережения впрыска топлива.
Засорен воздухоочиститель дизеля — Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя.
Неисправен топливный насос — Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта.
Снизилось давление наддува — Снимите турбокомпрессор с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта.
Дизель Д-243 неустойчиво работает на холостом ходу
Попадание воздуха в топливную систему — Прокачайте систему насосом ручной подкачки топлива. Устраните подсос воздуха в топливной системе.
Не отрегулирована пружина холостого хода в топливном насосе — Отрегулируйте пружину холостого хода.
Дизель дымит на всех режимах работы
Засорен воздухоочиститель дизеля — Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя.
Зависла игла распылителя форсунки — Выявите неисправную форсунку, промойте или замените распылитель, отрегулируйте форсунку.
Неисправен топливный насос двигателя МТЗ-82 — Отремонтировать или заменить топливный насос.
Дизель работает с переохлаждением — Прогрейте дизель, во время работы поддерживайте температуру охлаждающей жидкости в пределах 85…95 °С.
Попадание воды в топливо — Замените топливо.
Не отрегулированы зазоры между клапанами и коромыслами — Отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами.
Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива — Установите рекомендуемый угол опережения впрыска топлива.
Попадание масла в камеру сгорания в результате износа деталей гильзо-поршневой группы — Замените изношенные детали гильзо-поршневой группы.
Избыток масла в картере дизеля — Слейте избыток масла, установив уровень по верхней метке стержня масломера.
Двигатель перегревается
Охлаждающая жидкость в радиаторе кипит — Очистите радиатор от пыли и грязи, при необходимости очистите систему охлаждения от накипи. Отрегулируйте натяжение ремня вентилятора
Давление масла на прогретом дизеле ниже допустимого
Неисправен датчик или указатель давления — Замените датчик или указатель давления (при необходимости) после проверки давления масла контрольным комплектом приборов.
Нарушена герметичность соединений маслопроводов — Выявите место нарушения герметичности и восстановите ее.
Неисправен масляный насос двигателя — Выявите неисправность и устраните.
Уровень масла в картере дизеля ниже допустимого — Долейте масло до верхней метки стержня масломера.
Заедание сливного клапана центробежного масляного фильтра — Промойте клапан и отрегулируйте давление в системе смазки.
Предельный износ сопряжений шейки коленчатого вала-подшипники — Перешлифуйте шейки коленчатого вала и поставьте вкладыши подшипников ремонтного размера.
