- Плуги
- Классификация плугов
- Конструкция плугов
- Общее устройство (схема) лемешного плуга
- Рабочие органы
- Вспомогательные части
- Преимущества применения плуга
- Снижаем затраты
- Отправные точки
- Классика жанра
- Соединение с трактором
- Чизельные агрегаты
- ПЧ-4.5 «Алмаз»
- ПЧ-2.5 «Алмаз»
- ПЧ-6 «Алмаз»
- Защита от перегрузок
- Особенности устройства плугов специального назначения
- Отвальные, лемешные плуги
- Виды отвальных плугов
- Форма отвалов
- Оборотный отвальный плуг
- Модели отвальных плугов
Плуги
Классификация плугов
Плуг состоит из смонтированных на раме рабочих органов, механизмов, опорных колес и прицепного устройства (навески) для соединения с трактором или другими средствами тяги. Основные рабочие органы плуга — корпус, предплужник и нож. Корпус отрезает пласт почвы, оборачивает и рыхлит его. Предплужник отрезает часть задернелого пласта и сбрасывает его на дно борозды. Нож отрезает пласт в вертикальной плоскости.
По конструкции корпусов различают плуги лемешные, дисковые, чизельные, ротационные и комбинированные. Из них наиболее распространены лемешные плуги.
Чизельные плуги, как безотвальные, лишь условно относятся к плугам, так как в их работе отсутствует главный признак вспашки — оборот пласта. Это — глубокорыхлители.
Дисковые плуги используют для вспашки тяжелых почв и при лесовосстановительных работах. Рабочие органы этих плугов — сферические диски диаметром 600-800 мм. Во время движения плуга диски вращаются, подрезая и оборачивая пласт.
Недостатки обработки почвы дисковыми плугами заключаются в значительной глыбистости поверхности поля, плохой заделке растительных остатков, гребнистости дна борозды и др. Поэтому дисковые плуги применяют ограниченно (для обработки почв с древесными остатками, засоренных камнями, тяжелых почв под посев риса).
В основе принципа работы ротационных плугов лежит технология вспашки почвы с применением рабочих органов, совершающих сложные вращательно-поступательные движения. Ротационные плуги в настоящее время применяются редко, поскольку имеют сложную конструкцию, и, как следствие, недостаточную надежность, долговечность и высокую цену. Тем не менее, высокое качество обработки почвы этими плугами позволяет причислить их к перспективным почвообрабатывающим орудиям ближайшего будущего.
В комбинированных плугах применяют сочетание рабочих органов разных типов плугов (например, лемешных и дисковых, лемешных и чизельных и т. п.), что позволяет расширить диапазон их применения.
Лемешные плуги, применяемые для вспашки, классифицируются:
— по виду тяги — конные, тракторные, канатной тяги;
— по назначению — общего назначения, специальные. К специальным относятся плуги кустарниково-болотные, плантажные, садовые, виноградниковые, лесные, ярусные и для вспашки почв, засоренных камнями.
— по способу агрегатирования с трактором — навесные, полунавесные и прицепные;
— по типу основных рабочих органов (плужных корпусов) — одно-, двух-, трёх- и многокорпусные;
— по технологии вспашки — плуги для гладкой и для свально-развальной пахоты. Плуги для гладкой вспашки снабжены право- и левооборачивающими корпусами, попеременно включаемыми в работу, и не образуют свальных гребней и разъемных борозд. В условиях регионов, где преобладают небольшие по площади поля, применение оборотных и поворотных плугов для гладкой вспашки, вместо загонных, экономически оправдано, несмотря на их большую стоимость.
Они имеют ряд преимуществ:
- не образуют свальных гребней и разъемных борозд, устранение которых требует проведения дополнительных операций;
- сокращают сроки и повышают качество предпосевной обработки почвы;
- имеют на 10-15 % более высокую производительность за счет сокращения времени на выполнение поворотов;
- имеют в два раза большее количество корпусов, благодаря чему удваивается долговечность почворежущих элементов.
Конструкция плугов
Наибольшее распространение получили плуги общего назначения. Конструктивные элементы плуга делятся на рабочие и вспомогательные.
К основным рабочим органам плуга относятся корпус, предплужник и нож; к вспомогательным: рама, опорное колесо и механизм его регулирования, а также навесное устройство. Все рабочие и вспомогательные органы плуга смонтированы на раме, которая состоит из продольных брусьев, балки жёсткости и поперечных распорок.
Плуги общего назначения применяют для обработки почвы на глубину 18 — 35 см при возделывании зерновых, зернобобовых, технических культур и трав.
Вспашка лемешными плугами может быть свально-развальной или гладкой. На плугах для свально-развальной вспашки устанавливают правоотваливающие корпуса, схема размещения которых одинакова для навесных, полунавесных, прицепных плугов и лемешных лущильников.
Отличие лемешных лущильников от плугов заключается в том, что ими можно производить обработку почвы на глубину до 16 см; также у них отсутствуют предплужники и ножи.
Гладкую вспашку можно выполнять плугами, которые способны производить полный (на угол 180 градусов) оборот пласта в собственной борозде. Существуют конструкции таких плугов с несимметричным и симметричным расположением рабочих органов, характеризуемые фронтальным расположением рабочих органов, поэтому длина их не зависит от ширины захвата.
Фронтальные плуги могут состоять из одного или нескольких технологических модулей (секций), каждый из которых способен работать самостоятельно. Основные рабочие органы каждого модуля представляют собой зеркальное отображение органов другого модуля.
В отличие от рабочих органов оборотных плугов, функционирующих попеременно, все рабочие органы модуля фронтального плуга работают одновременно. Ширина захвата фронтального плуга может быть равна ширине захвата одного или нескольких модулей в зависимости от типа и тяговых возможностей трактора.
Плуг работает следующим образом.
Предплужник срезает верхнюю (задернённую) часть пласта, затем переворачивает её и укладывает на дно открытой борозды. Основной корпус плуга отрезает пласт со стороны борозды, разрыхляет и в определённой мере оборачивает его своей рабочей поверхностью, а затем укладывает его на задернённую часть, которую ранее уложил предплужник.
Для того чтобы образовывалась ровная стенка борозды, перед задним корпусом плуга устанавливают нож.
Общее устройство (схема) лемешного плуга
Пахотный агрегат состоит из вспомогательных элементов и рабочих органов, смонтированных на общей раме. Вспомогательные элементы предназначены для облегчения выполнения работ. Они включают опорные колеса (одно или два), бороздные колеса (у полунавесных и прицепных плугов), механизм регулировки глубины обработки, прицепное устройство или механизм навески. К рабочим органам относятся нож, предплужник с почвоуглубителем и основной корпус.
Рабочие органы
Нож служит для разрезания вертикального пласта почвы, облегчения вхождения корпуса в землю. Он способствует выравниванию стенки борозды. На пахотных агрегатах общего назначения установлены ножи дискового типа. Специальные плуги, используемые для обработки тяжелых почв, оснащаются ножами черенкового типа.
Основной корпус плуга предназначен для снятия почвенного слоя, крошения его, оборачивания и укладывания на дно борозды. В его устройство входит лемех, отвал и полевая доска, закрепленные на стойке. Лемех подрезает слой почвы. На плугах могут быть установлены лепеха трапецеидальной формы, долотообразные, вырезные, со щекой или выдвижным долотом. Отвал оборачивает разрезанный слой и отваливает его на дно образованной борозды. По типу отвалу корпуса делятся на:
- Культурный — для основной обработки старопахотных почв;
- Полувинтовой — для распахивания задернелых почв;
- Вырезной — для обработки земель с малой толщиной плодородного горизонта;
- С выдвижным долотом — для обработки тяжелых глинистых почв и суглинков;
- С лапой-почвоуглубителем — для пахоты и одновременного рыхления подпахотного слоя каштановых и подзолистых почв;
- Дисковый — для обработки тяжелых, засоренных корнями деревьев или переувлажненных почв;
- Ротационный (вращающийся) — для подготовки почв под культуры, возделывание которых требует высокого качества обработки.
- Комбинированный — для пахоты с интенсивным измельчением обрабатываемого пласта почвы;
- Безотвальный — для подготовки к посеву земель, разрушаемых ветровой эрозией в засушливых регионах. Плуги с таким отвалом называются чизельными.
Полевая доска обеспечивает ровность хода корпуса плуга, препятствуя его развороту под реакцией почвы. Стойка корпуса может быть низкой (для обработки тяжелых, заброшенных почв) и высокой (для мягких, окультуренных почв). Их изготавливают методом штамповки. На каждой стойке предусмотрено специальное седло для крепления корпуса.
Предплужник предназначен для подрезания и измельчения верхнего слоя почвы. Он устроен аналогично основному корпусу, но имеет меньшие размеры. Его ширина захвата на одну треть меньше аналогичного показателя основного корпуса.
Вспомогательные части
В зависимости от вида соединения пахотного агрегата с трактором вспомогательные части имеют ряд отличительных особенностей.
- У навесного плуга рама сварена из поперечной, продольной и главной пустотелых балок. В его устройство входит одно опорное колесо, оснащенное винтовым механизмом регулировки. Поперечная балка оснащена автосцепкой СА-2, посредством которой пахотный агрегат навешивается на трактор.
- Рама полунавесных плугов состоит из шарнирно соединенных между собой пустотелых балок. В их оснащение включены два опорных колеса, транспортный механизм с парой пневматических колес (полевым и бороздным) и автосцепка.
- В устройство прицепных плугов входит устройство для присоединения к трактором и три пневматических колеса: бороздное, расположенное в зоне первого корпуса; полевое, размещенное в средней части плуга и заднее.
Преимущества применения плуга
К главным преимуществам в работе с плугом относят:
- Получение отличного результата после обрабатывания запущенных участков, плотных почв, а также целины.
- Регулировка глубины вспашки.
- С помощью плуга есть возможность поднятия и опрокидывания массивных слоёв земли, проникновения глубоко в землю.
- С помощью такого навесного оборудования легко можно справиться с перепашкой земли (больших площадей).
- Работая с плугом, слои земли равномерно смешиваются, а свойства земли распределяются по всей толщине.
- Можно быстро избавиться от сорняков, часть из них погибает.
- Повышается урожайность на участке, где применялся плуг.
Снижаем затраты
Вопрос экономии очень актуален для тех, кто использует вспашку. «Использовать плуг экономически обоснованно и пахать, как попало — это совершенно разные суммы расходов: бывает, что затраты могут отличаться в два раза», — подсчитывает Андрей Тур.
Судя по его опыту, первое и самое главное, что позволяет экономить на топливе и ремонте — скорость движения плуга при вспашке. Высокие скорости (более 7 км/ч) приводят к непропорциональному возрастанию расхода топлива и ускоренному износу рабочих частей плуга. Детали при вспашке неизбежно изнашиваются, говорит специалист, но их износ должен осуществляться равномерно, а с повышением скорости он непропорционально увеличивается. «Конечно, можно настроить плуг для работы на высоких скоростях, и он будет пахать ровно и слитно, обеспечивая хороший фон, но при этом затраты могут вырасти до 40%», — предупреждает Андрей Тур.
Кроме того, продолжает он, нужно контролировать заданную глубину вспашки. «Нет необходимости пахать глубже первоначально запланированной глубины, это также увеличивает расходную часть и ведёт к удорожанию вспашки», — предупреждает специалист.
По словам Андрея Пьяных, экономия при работе плугом достигается при элементарном соблюдении настроек и рекомендаций производителя, а также благодаря дополнительно приобретаемым опциям.
По мнению специалиста, снизить количество проходов, а значит, и расход ГСМ, а также уменьшить нагрузку на почву и избежать переуплотнения помогают оборотные плуги, которые получают всё большее распространение. Вспашка с помощью таких агрегатов создаёт ровную поверхность и значительно увеличивает производительность, утверждает специалист.
Как отмечает Андрей Пьяных, чтобы вспашка была экономически эффективной и не приводила к повышенному расходу топлива, важно правильно подобрать плуг к имеющемуся в хозяйстве трактору. Пахота на маломощном тракторе в сцепке с многокорпусным плугом приведёт к повышенной нагрузке на энергосредство и большему расходу топлива, объясняет Пьяных. С другой стороны, если использовать плуг с меньшим количеством корпусов, но мощным трактором, то он будет недогружен, и количество проходов по полю придётся сделать больше, что, по сути, также приведёт к повышенному расходу ГСМ.
«Существуют различные опции на плугах, которые позволяют оптимизировать работу и сопутствующие расходы. Это касается возможностей управления настройками плуга из кабины трактора посредством ISOBUS (оборот плуга, перевод его из транспортного в рабочее положение и пр.)», — добавляет Андрей Пьяных.
В качестве примера он приводит систему бесступенчатой регулировки ширины борозды, которая позволяет увеличить производительность на 30% при экономии топлива до 20%.
В свою очередь Игорь Ставцев отмечает, что использование плуга с изменяемой шириной захвата FLEX позволяет быстро адаптироваться к условиям, что увеличивает производительность. Он подчёркивает, что умелое использование плуга для свально-развальной вспашки с совместным использованием для навесного плуга гидроуправляемого центрального винта ЗНУ трактора способно уменьшить затраты на вспашку более чем в два раза. Поэтому с точки зрения Ставцева, квалификация оператора, владеющего навыками свально-развальной вспашки, имеет решающее значение при выборе плуга.
«Даже не имея плуга для гладкой вспашки (оборотный плуг), используя один лишь односторонний плуг, мы получим большую производительность из-за отсутствия потери времени на оборот орудия на разворотах и меньшей нагрузки на трактор, требования к которому также снизятся», — говорит инженер по прицепной технике CNH Industrial.
При этом он добавляет, что стоимость плугов для гладкой и развальной вспашки отличается примерно в три раза. Что же касается квалификации операторов, то она находится в данное время на самом низком уровне, что приводит к нелепым отказам орудия из-за неправильных настроек и эксплуатации, сожалеет Ставцев. Ситуацию, полагает он, могут исправить автоматические системы земледелия на орудиях и тракторе, одновременно работающие с системами точного земледелия и исключающие человеческий фактор.
По мнению Андрея Горгодзе, экономия топлива — вопрос риторический. Он поясняет, что сопротивление плуга определяется по формуле Горячкина: чем тяжелее плуг или выше скорость, тем больше сопротивление, а значит, и энергозатраты растут. Причём, растут нелинейно, подчёркивает специалист. При этом, добавляет он, экономия на ремонте приводит к потере времени: некачественно отремонтировал агрегат — будет больше простоев.
Внимательнее относиться к вопросам ремонта советует и Андрей Пьяных. Специалист рекомендует вовремя проводить дефектовку по окончании сезона и заказывать расходные детали с запасом заранее. Так можно сэкономить, воспользовавшись, с одной стороны, традиционными акциями от производителей, а с другой, снизив риски простоя техники в сезон, когда нагрузка на логистику и склады запчастей возрастает, отмечает он.
Чтобы сократить затраты на ремонт, важно вовремя замечать и устранять мелкие нюансы и недочёты, говорит Пьяных. Для бесперебойной работы техники необходимо тщательно следить как за состоянием агрегата в целом, так и отдельных его узлов.
По его опыту, наиболее частые поломки связаны с недосмотром, в том числе, и тех позиций, которые близки к выходу из строя. Например, смазка в шарнирных соединениях должна производиться каждые 12 часов, напоминает специалист, добавляя, что это простейшее правило, которым часто пренебрегают или упускают из вида, если на технике работает несколько операторов. Соответственно, отсутствие смазки приводит к выработке в местах шарнирных соединений, появляется люфт и биения, констатирует Андрей Пьяных.
Кроме того, он предупреждает, что довольно серьёзные выходы техники из строя относятся к поломкам в гидравлической системе и зачастую связаны с трением гидравлических шлангов по раме или в навеске. Устранение подобных поломок, как уверяет Пьяных, чаще всего занимает длительное время, к тому же, на базах хозяйств далеко не всегда имеется оборудование для ремонта РВД. «А ведь в большинстве случаев этой поломки можно легко избежать, если внимательно следить за гидравлическими шлангами и при необходимости установить на них защиту», — подчёркивает он.
Отправные точки
Классический способ применения данной машины — стерня зерновых, говорит Тур. По его словам, здесь нужно рассматривать три варианта. Если стерня хорошо убрана, и солома качественно распределена, то можно использовать плуг в стандартной комплектации без каких-либо изысков. Если стерня убрана плохо, и солома распределена неравномерно, тогда вполне вероятно, потребуются дисковые ножи вслед корпусов. Третья ситуация характерна для полей с множеством растительных остатков. В этом случае может понадобиться использование предплужников, чтобы обеспечить хорошую заделку, объясняет специалист.
Нередко, по его словам, плуг приобретается с целью разделки пласта многолетних трав. Здесь, как подчёркивает Тур, нужно понимать, какой «возраст» у залежных земель: если залежь относительно молодая (5-6 лет), то достаточно доукомплектовать плуг разрезными ножами, чтобы разрезать дёрн, и углоснимами, которые не всегда идут с ним в комплекте. Если же залежь многолетняя и уже сформировался плотный слой не столько дёрна, сколько перегноя, то могут потребоваться предплужники, чтобы сбросить верхний слой почвы на дно борозды, обеспечив более эффективное перегнивание растительных остатков и семян сорняков.
Классика жанра
Плуг, прежде всего, подходит для классической технологии обработки почвы. Если в хозяйстве применяется несколько технологий почвообработки, то стоит задуматься о более универсальных машинах, которые имеют и диски, и лапы, и каток. Эти машины позволяют эффективно осуществлять как измельчение растительной массы, так и их заделку. Плуг в таких условиях может стать не самым лучшим выбором. Однако в случае с многолетними травами многие аграрии отдают предпочтение именно плугу, считая, что только вспашка позволяет быстро привести такие поля в состояние, пригодное для посева сельхозкультур.
С залежами ситуация аналогичная. Особенно вспашка необходима в случае приобретения хозяйством новых земель. Тогда плуг становится эффективным инструментом, который позволяет достаточно оперативно ввести эти поля в севооборот.
Как рассказал менеджер направления плугов компании « СНГ ГрупКвернеланд » Андрей Пьяных, для аграриев, в севообороте которых есть пропашные культуры, вспашка является одним из общепринятых и традиционных способов обработки почвы. «Даже если хозяйство обрабатывает почву иначе (рыхление, глубокорыхление, дискование и т. п.), раз в 4-5 лет оборот пласта всё равно потребуется, а значит, будет нужен и плуг», — замечает он.
Безусловно, хозяйства, работающие по системам No-till и Mini-till или обрабатывающие поля, подверженные ветровой эрозии, используют другой парк техники, исключающий отвальную и безотвальную обработку, говорит Пьяных. В то же время, некоторые предприятия, по его словам, приобретают плуги специально для запашки дефеката (отходы сахарного завода, известковые удобрения). «Для решения этой задачи необходим именно оборот пласта, так как дискование или культивация не дадут необходимого эффекта — часть дефеката всё равно останется на поверхности», — объясняет специалист.
В свою очередь, Игорь Ставцев, инженер по прицепной технике CNH Industrial, советует хозяйствам, которые применяют сразу несколько технологий почвообработки, не ограничиваясь традиционной (с оборотом пласта), использовать вспашку каждые 5-6 лет. Причём перед этим обязательно нужно вносить органические удобрения (навоз, измельчённую или ранее заготовленную солому) и биофунгициды, подчёркивает он.
Переходя непосредственно к аспектам выбора плуга, Игорь Ставцев обращает внимание, насколько важно учитывать последующие условия его эксплуатации: тип почвы и виды её эрозии, технологию почвообработки, выращиваемые культуры, модель трактора, квалификацию агронома и оператора.
По его словам, в засушливых районах с высокими показателями ветровой эрозии использование отвальной обработки почвы ухудшает её органический состав. Поэтому, по мнению Ставцева, целесообразней использование плоскорезной и безотвальной обработки или No-Till. «В таких районах неглубокая отвальная вспашка допустима при вводе целинных земель, вспашке задернелых пастбищ, на орошаемых участках, при применении полупара после июньской уборки озимых и в затопляемых рисовых чеках», — перечисляет он. Что же касается районов с водной эрозией и высокими рисками заовраживания земель, то тут специалист рекомендует производить вспашку поперёк склона с частыми поворотами трактора, что также должно учитываться при выборе конструкции плуга и его сцепного устройства.
Технология обработки почвы, продолжает Игорь Ставцев, влияет на время использования плуга: от минимального при No-Till (санитарная, противопожарная обработка при уборке), до максимального при классическом подходе, а также отражается на качестве вспашки, и этот показатель также влияет на выбор.
При возделывании корнеплодов или картофеля вспашка также необходима, так как эти культуры активно растут при низкой плотности почвы и имеют высокую степень пенетрации, объясняет специалист. «В этом случае важно использование отвалов для лучшего крошения почвы. Их сопротивление выше из-за большего угла подъёма отвала корпуса, что необходимо принимать в расчёт при выборе рамы плуга и трактора», — обращает внимание Ставцев.
Он также советует приобрести орудие с наибольшим клиренсом и прочностью рамы, так как агротехнические требования перед вспашкой (лущение, измельчение и растаскивание валков соломы) часто не соблюдаются, что приводит к повышенной нагрузке на плуг.
По совету главы представительства UNIA Дмитрия Тужикова, при выборе плуга важно, прежде всего, учитывать мощность трактора, который планируется использовать на пахоте. Второй немаловажный параметр — тип почв. «Для средних не каменистых почв целесообразно использовать плуги с болтовой защитой корпуса, а для тяжёлых засорённых каменистых почв оптимальна «нон-стоп» рессорная или гидравлическая защита», — утверждает Дмитрий Тужиков.
Также, по его словам, немаловажный фактор при выборе полунавесного плуга — возможность трактора работать в «борозде» или же по полю в системе «On land».
Игорь Ставцев рекомендует подбирать трактор исходя из «Руководства оператора плуга» с учётом того, что необходим запас мощности не более 20%. «Применяя навесной плуг, необходимо знать, что половина его настроек — это настройки, производимые на тракторе», — подчёркивает он. Сравнивая же полунавесной и навесной плуг, специалист отдаёт предпочтение полунавесному агрегату: «При прочих равных полунавесной плуг всегда предпочтительней навесного — меньше нагружает трактор и рабочую раму».
По мнению Андрея Пьяных, отправной точкой при выборе плуга являются тракторный парк и обрабатываемая площадь, которые влияют на выбор отдельных опций и количество корпусов.
Как объясняет специалист, определение оптимального количества корпусов плуга для трактора производится из расчета 35-40 л.с. на один корпус. В « СНГ ГрупКвернеланд » рекомендуют при наличии в хозяйстве тракторов от 350 л.с. использовать плуги от 9 и более корпусов. Если же в хозяйстве присутствуют мелкоконтурные поля, а парк включает тракторы до 350 л.с., то целесообразно выбирать плуг в навесном или полунавесном исполнении до 8 корпусов.
Кроме того, продолжает Андрей Пьяных, в зависимости от типа движителя трактора осуществляется выбор такой опции плуга, как работа «в борозде» или «вне борозды». Опция «вне борозды» — универсальная и позволяет работать с большим количеством моделей тракторов, в том числе, на гусеничном ходу, на сдвоенных колёсах, на широких шинах, подходящих как для работы «в борозде», так и «вне борозды».
«Плуги могут поставляться в комплектации «плюс один корпус», а также механическим или гидравлическим изменением ширины захвата, что в совокупности позволяет оптимально загрузить трактор в зависимости от почвенных и иных условий», — отмечает Андрей Пьяных.
По его словам, в зависимости от почвенных условий и культуры предшественника плуг можно укомплектовать различным дополнительным оборудованием. «Так, отвалы бывают сплошные или перьевые. Перьевые способствуют лучшему крошению почвы. Сплошные же показывают лучшую работу в условиях каменистых почв», — уточняет специалист « СНГ ГрупКвернеланд ».
При работе по большому количеству пожнивных остатков плуг, по совету Андрея Пьяных, можно дооснастить предплужниками и углоснимами (соломоотводами). «Помимо универсальных, подходящих для всех типов почв и культур, существуют специальные усиленные предплужники, — рассказывает он. — Так, «кукурузные» предплужники предназначены для работы по большому количеству растительных остатков. В частности, для заделки в почву стерни кукурузы и подсолнечника».
При этом Андрей Пьяных предупреждает: если предплужники не справляются, понадобятся соломоотводы (или углоснимы), которые помогают «сбрасывать» солому в борозду. «Использование углоснимов для заделки пожнивных остатков увеличивает расстояние между корпусами по сравнению с использованием предплужников. Такие приспособления существенно повышают производительность работы плугов и равномерность пахоты на полях с обильной соломистой массой, в том числе, после зерновых с высокой урожайностью или кукурузы», — уверяет он.
Проще говоря, как отмечает Андрей Тур, выбор плуга и его комплектации зависит от фона: чем сложнее фон, тем большим количеством опций потребуется укомплектовать агрегат. «Это относится и к подбору разрезных дисковых ножей — их ставят после каждого корпуса, либо только после последнего, и к установке углоснимов и предплужников, которые улучшают качество оборота пласта», — поясняет Тур.
Кроме того, по его словам, немаловажным фактором при выборе плуга является то, насколько крошится почва на том или ином поле. Не крошащиеся почвы, как предупреждает специалист, могут потребовать применения перьевого отвала, если же почва хорошо крошится, то достаточно обычного цельного отвала. Отдельное внимание он советует уделить особенностям применения плуга на влажных почвах, добавляя, что здесь себя неплохо зарекомендовал отвал из особого пластика.
Плуг должен соответствовать задаче, поставленной агрономом — других вариантов нет, уверен Андрей Горгодзе, директор по развитию бизнеса «Брянского тракторного завода». «Одну и ту же работу — рыхление ли или пахоту на заданную глубину — могут выполнять плуги от многих производителей. Выбор той или иной модели зависит только от финансов. Но в любом случае слушайте агронома!», — заключает специалист.
Соединение с трактором
Для присоединения прицепного плуга на тракторе имеется специальная серьга, к которой крепится сцепное устройство пахотного агрегата. Навесные и полунавесные пахотные агрегаты соединяются с трактором посредством автосцепки, состоящей из рамки и замка. Замок, выполненный из двух наклоненных под углом 65° друг к другу швеллеров, надежно зафиксирован болтом на приваренном к раме плуга раскосе. Рамка посредством пальца фиксируется к нижним рычагам механизма тракторной навески и с помощью щеки к верхней тяге.Замок и рамка поддерживаются специальной собачкой, соединенной тросом с кабиной. Это позволяет отцеплять плуг, не покидая кабины. Соединение навесных плугов с трактором обычно осуществляется по двухточечной схеме. Полунавесные, широкозахватные многокорпусные плуги навешиваются по трехточечной схеме.
Чизельные агрегаты
Чизельные плуги в настоящее время представлены в довольно широком ассортименте, что немного затрудняет выбор. Ознакомимся с техническими характеристиками наиболее популярных моделей совместимых с тракторами МТЗ 80 и 82.
ПЧ-4.5 «Алмаз»
Плуг из линейки Алмаз — ПЧ-4.5
Данная модель обладает массой 1 640 кг, а с дополнительным катком – 2 540 кг. Ее габариты (ДШВ) – 2 830х4 500х1 950 мм. Производительность достигает до 3,5 га/ч при глубине обработки 450 мм и скорости 8 км/ч. Агрегат совместим практически со всеми тракторами отечественного и зарубежного производства и имеющими мощность 300-400 л.с.
ПЧ-2.5 «Алмаз»
Агрегат весит 780 кг, а с катком 1 245 кг при тех же габаритах, что и у предыдущей модели. Глубина обработки почвы составляет 450 мм, а ширина 4,4-4,5 м. При наличии 11 рабочих элементов производительность агрегата составляет 3,2 га/ч. Совместимость с тяговыми агрегатами мощностью 300-390 л.с.
ПЧ-6 «Алмаз»
Чизельный плуг ПЧ-6 весит 5 748 кг без катка и 5 920 с катком при габаритах 8 300х6 100х1 600 мм. Производительность агрегата впечатляет – 4,3 га/ч, а глубина обработки составляет 450 мм с шириной захвата почвы – 6 000 мм. Плуг имеет 16 рабочих частей и работает на скорости до 8 км/ч. Агрегат совместим с тракторами мощностью 450-480 л.с.
Защита от перегрузок
Как рассказал Андрей Горгодзе, есть три основных защиты от перегрузок — срезной болт, пружина и гидропневматический предохранитель. «Разница между ними лишь в цене. Все эти защиты должны работать в любых условиях, для которых сконструирован и произведён плуг», — отмечает он.
Как объясняет Андрей Пьяных, выбор способа защиты плуга определяется состоянием почвы в хозяйстве или даже в целом регионе. Например, на Северо-Западе, где преобладают почвы с большим содержанием камней, наиболее актуальна безостановочная рессорная защита. «Это простая безостановочная система с многолистовой рессорой, которая позволяет стойкам независимо друг от друга плавно приподниматься над камнями и прочими твёрдыми предметами в почве, избегая поломок и повреждений техники», — объясняет специалист. По его словам, она решает две задачи: сокращает время вспашки, избавляя механизатора от необходимости покидать кабину трактора для замены деталей, а также минимизирует затраты на обслуживание и ремонт техники. При этом высокая скорость вспашки достигается, в том числе, благодаря тому, что, обойдя препятствие, корпус плуга автоматически возвращается в исходное положение на заданную глубину работы, добавляет специалист.
Однако наибольшим спросом в России, по данным Андрея Пьяных, пользуются плуги с защитой на срезных болтах, которые подходят для некаменистых почв и широко применяются во многих регионах.
Между тем, Игорь Ставцев обращает внимание на две системы предохранения корпуса плуга от перегрузок: с помощью защиты срезного болта и гидравлическую систему. «Плуги с гидравлической защитой считаются плугами спецназначения для каменистых почв, но могут быть использованы для вспашки допустимо уплотнённых почв, чтобы увеличить производительность при условии не постоянного срабатывания гидросистемы, — говорит он. — В противном случае необходимо использование перед вспашкой тяжёлой бороны с диском наибольшего диаметра».
Также для вспашки уплотнённых почв и разгрузки корпусов Игорь Ставцев рекомендует установку дисковых ножей на каждый корпус на подпружиненных кронштейнах.
В свою очередь, Андрей Тур напоминает, что немаловажным фактором, влияющим на стратегию применения плуга, является тип почвы. «Насколько сухая либо твёрдая почва, есть ли в ней камни — всё это важно для выбора способа защиты плуга», — уверяет он.
Как рассказал Андрей Тур, если почва сильно пересушена, то нередко стандартная защита (это, как правило, срезные болты) не выдерживает столь высокой нагрузки. Агрегат работает, но механизатору приходится часто останавливаться, чтобы менять болты, а это не только неудобно, но и отрицательно сказывается на производительности плуга. Поэтому на полях, где есть камни, и где почва сильно пересушена, рационально, по его мнению, использовать такие механизмы защиты плуга, как механические пружины (или рессоры) или гидравлические предохранители.
«Гидравлические механизмы более эффективны, они позволяют настроить давление и подстроиться под любой фон. Это также нужно учесть при выборе плуга», — подчёркивает Андрей Тур.
Особенности устройства плугов специального назначения
Плуги специального назначения оснащаются рабочими органами особой конструкции, позволяющие выполнять обработку почвы в специфических условиях.
- Плуг кустарниково-болотный ПБН-75/ПБН-100А. В его устройство входит один корпус шириной захвата 75 или 100 см, дисковый; плоский, оснащенный опорной лыжей, или черенковый нож, механизм навески и опорное колесо. Используется для вспашки осушенных минеральных почв и торфяников, предварительно очищенных от мелкой кустарниковой поросли пастбищ и лугов.
- Усиленные плуги для подготовки к посеву каменистых почв. Они оснащены автоматическими (ПКУ-4-35) или гидропневматическими (ПГП-7-40, ПКГ-5-40) предохранителями. Во время наезда на оставшийся в земле корень дерева или камень происходит срабатывание предохранителя, и корпус вытягивается из почвы. Миновав его, под действием тяговой силы трактора корпус вновь заглубляется в землю.
- Плуги ярусные ПТН-40 и ПТН-3-40. Их используют при необходимости увеличить глубину подпахотного горизонта при обработке обедненных почв (подзолистых и солонцовых), а также для подготовки земли под посадку садовых деревьев, виноградников и хлопчатника. При трехярусной вспашке первый корпус подрезает верхний слой и сваливает его на дно. Второй корпус поднимает нижний пласт вместе с уложенным на нем верхним пластом, но не оборачивает его, а сдвигает в сторону, образуя борозду. На нее сбрасывается второй пласт почвы, снятый задним корпусом. Двухярусная вспашка может осуществляться двумя способами. В первом случае верхний слой сваливается на поверхность распахиваемого участка, а нижний и средний разрыхляются и перемешиваются. Во втором случае средний и нижний горизонты выносятся на поверхность, а верхний заделывается на заданной глубине.
- Однокорпусной плуг. Используется для обработки легких плодородных почв на приусадебных участках.
Отвальные, лемешные плуги
Плуги, осуществляющие вспашку с оборотом пласта, имеют конструкцию рыхлительного органа в виде корпуса с режущим лемехом и отвалом, переворачивающим пласт. Такие устройства являются самыми распространёнными и широко применяются для основной обработки почв.
Виды отвальных плугов
Отвальные плуги делятся на две категории:
1 Устройства общего сельскохозяйственного назначения, используемые для основной обработки почвы. В данную категорию навесные и полуприцепные и прицепные устройства как однокорпусные, так и многокорпусные землеобрабатывающие устройства.
2 Плантажные плуги применяются для произведения глубокой обработки (от 50 см до 100 см) при восстановлении плодородия почв, вспашки перед посадкой садов и виноградников, при проведении мелиоративных мероприятий. Конструкция устройства представляет собой мощный навесной корпус с отвалом для глубокого рыхления. Работа таких устройств характеризуется перемешиванием верхних и нижних горизонтов почвы, открывая доступ к влаге нижних с нижних слоёв.
Кроме этого существуют плуги-культиваторы с дисковыми органами, имеющие несколько универсальные функции в использовании. Такие устройства обеспечивают вспашку с частичным оборотом пласта, где глубина обработки регулируется изменением угла атаки хода режущих дисков.
Форма отвалов
Для достижения хорошего качества вспашки, в зависимости от физического состояния обрабатываемой почвы, корпуса плуга для основной обработки могут оснащаться отвалами различной типа-формы. Так для оснащения отвальных плугов существует четыре основных типа отвалов:
- Цилиндрический – по отношению к потоку срезанного пласта отвал поставлен круто, в следствии чего пласт резко изгибается и крошится при падении. Такой отвал не даёт полного оборота пласта, но хорошо крошит почву.
- Культурный – более изогнутый чем цилиндрический, удовлетворительно крошит и переворачивает пласт. Применяется на ухоженных площадях с легким составом почв.
- Полувинтовой – применяется на старопахотных и задернелых участках, ним хорошо оборачивается пласт с частичным раскрашиванием.
- Винтовой- отличается хорошей оборачиваемостью пласта с плохим крошением, применяется на задернелых участках.
Дополнительно, для эффективной заделки пожнивных остатков и хорошего дробления комьев грунта, отвальные плуги могут оснащаться предплужниками в виде отдельного подрезающего лемеха установленного спереди каждого корпуса на ⅓ глубины обработки основного корпуса. Оборудование с предплужниками в классификации плугов называют — культурными.
Оборотный отвальный плуг
Для увеличения производительности пахотных агрегатов в конструкцию отвальных плугов включают дублирующие корпуса с обратным направлением работы. При необходимости разворота агрегата гидроупровляемым поворотным механизмом в составе плуга меняется направления работы пахоты сменой корпусов. Такая конструкция позволяет избежать образования свальных и развальных борозд в горизонте пахоты, уменьшить расход топлива и время на развороты агрегата, так как с функцией смены направления работы корпусов ненужно делить поле на загонки, а движение агрегата проводят по челночной схеме.
Модели отвальных плугов
Среди моделей отвальных плугов существуют устройства для машин от самого малого тягового класса (мотоблоки и минитрактора), до высокопроизводительных, при агрегатировании с энергонасыщенными сверхмощными тракторами.
Примеры расшифровки аббревиатуры моделей отвальных плугов:
ПЛН 5-35 –плуг лемешный навесной 5-ти корпусной, с ширеной захвата корпуса 35 см.
ПНО 3-35 (ПОН 3-35) – навесной оборотный 3-х корпусной, захват корпуса 35см
ПЛП 7-30 – лемешный прицепной 7-ми корпусной, с ширеной захвата корпуса 30 см.
Дополнительно в обозначениях отвальных плугов производитель может указывать тип установленных отвалов или дополнительную литеру, указывающую специализацию в применении устройства.
Например:
ПБН-3-50А – болотный навесной 3-х корпусный, с ширеной корпуса 50 см,
ПЛБ-1 — лемешный болотно-кустарниковый однокорпусной
- http://k-a-t.ru/sxt/2-pochva3_plug1/index.shtml
- https://vgtz-traktor.ru/novosti/plug-shema-ustroistvo-naznachenie-i-pravilnoe-ispolzovanie
- https://istokrtps.ru/stati/klassifikacziya-plugov
- https://www.agroinvestor.ru/tech/article/37728-pakhar-na-veka-kak-vybrat-plug-i-ne-progadat/
- https://IronPlast.ru/oborudovanie/vidy-plugov.html
- https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/klassifikaciya-plugov-i-agrotehnicheskie-trebovaniya-k-nim-kratko.html