Рулевое управление трактора МТЗ-80, 82 служит для изменения и сохранения выбранного направления движения.
Основным способом изменения направления движения является поворот в горизонтальной плоскости передних направляющих колес относительно задних.
Рулевое управление должно обеспечивать правильную кинематику поворота и безопасность движения, небольшие усилия на рулевом колесе, а также предотвращать передачу толчком от неровности поверхности на рулевое колесо.
Рулевой механизм увеличивает усилие водителя, прикладываемой к рулевому колесу, и повышает точность управления.
Благодаря этому сохраняется возможность управлением трактором при неработающем гидроусилителе, например, при внезапной остановке двигателя, что повышает безопасность движения.
Гидравлический усилитель (ГУР) облегчает управление и повышает безопасность его движения.
Гидроусилитель МТЗ-80, 82, используя энергию двигателя для поворота и удерживания колес, улучшает маневренные возможности трактора и обеспечивает управление им в сложных условиях, например, при внезапном повреждении шин.
При движении по неровной и труднопроходимой местности гидроусилитель снижает ударные нагрузки в рулевом управлении, уменьшая вероятность его повреждения и повышает безопасность управления.
Рулевое управление МТЗ-82, 80 состоит из рулевого механизма и привода. Посредством рулевого механизма усилие приложенное к рулевому колесу передается рулевому приводу.
Рулевой привод осуществляет передачу усилий от рулевого механизма к управляемым колесам.
Рулевое управление механическое с гидравлическим усилителем. Рулевой механизм и гидроусилитель с датчиком автоматической блокировки дифференциала составляют общий узел и расположены в передней части трактора.
Поэтому для передачи усилия от рулевого колеса к рулевому механизму и гидроусилителю предназначен привод рулевого механизма.
Техническое обслуживание привода рулевого механизма трактора МТЗ-80, 82
Рис.1. Обслуживание привода рулевого механизма МТЗ-82, 80
Рулевой привод передает усилия водителя и гидроусилителя к управляемым колесам, обеспечивая поворот их на взаимно отличающиеся углы.
Техническое обслуживание привода рулевого механизма заключается в периодической проверке затяжки резьбовых соединений.
Для обеспечения минимального уровня вибрации на рулевом колесе производите регулировку рулевой колонки следующим образом:
— снимите крышку 5 (рис.1); ослабьте зажим 4 и снимите рулевое колесо 6;
— ослабьте контргайку 3;
— завинтите гайку 2 до соприкосновения со втулкой 1 так, чтобы были выбраны зазоры в соединениях;
— отвинтите гайку 2 на 1,5 оборота и законтрите контргайкой 3.
— установите рулевое колесо 6, отрегулировав его положение по высоте.
Промывка сливного масляного фильтра ГУР трактора МТЗ-80, 82
Рис.2. Промывка сливного масляного фильтра ГУР МТЗ-80, 82
Для промывки масляного фильтра выполните следующее (рис.2):
— поднимите облицовку;
— отсоедините маслопроводы 7, 13 и 15, отвинтите болты 5 крепления крышки 6 к корпусу, при помощи двух демонтажных болтов снимите крышку;
— вывинтите редукционный клапан 11 и снимите сливной фильтр 9;
— промойте фильтр в моющем растворе;
— подтяните гайку 8 поворотного вала;
— установите фильтр и проделайте операции в последовательности, обратной разборке;
— одновременно отрегулируйте осевой люфт рулевого вала, для чего: ослабьте контргайку 1 и завинтите регулировочный болт 2 до упора в торец вала, затем отвинтите на 1/8-1/10 оборота и законтрите контргайкой 1.
Заливка, проверка уровня и замена масла
Проверку уровня, доливку масла производите согласно рекомендациям карты смазки. Категорически запрещается работа трактора, если уровень масла ниже нижней риски на масломере 4 (рис.2).
При замене масла промойте заливной фильтр.
После замены масла запустите дизель и несколько раз поверните от упора до упора рулевое колесо, снова проверьте уровень масла и при необходимости долейте до верхней метки масломера.
Неисправности рулевого управления МТЗ-80,82
Установка гидроусилителей рулевого управления (ГУР) в гидросистеме трактора МТЗ-82, 80 вызвана необходимостью снижения усилия на поворот, уменьшения утомляемости тракториста, повышения безопасности движения и качества производимых работ.
В гидросистему рулевого управления входят масляный бак, насос высокого давления, распределитель с золотниковыми устройствами, силовой цилиндр, арматура и трубопроводы. На тракторах устанавливают гидроусилители руля (ГУР) моноблочной конструкций.
При моноблочной конструкции гидросистемы рулевого управления насос подает рабочую жидкость к золотниковому распределителю гидроусилителя руля, в котором смонтирован силовой цилиндр поворота двустороннего действия.
Усилие от поршня силового цилиндра через рейку и сектор передается на вертикальный вал и сошку, которая через поперечную тягу связана с поворотными колесами передней оси.
Основным регулирующим органом гидросистемы поворота является распределитель рулевого механизма.
Неисправности гидросистемы рулевого управления МТЗ-82, 80
Качество выполняемой работы тракторным агрегатом, безопасность движения во многом зависят от технического состояния агрегатов гидравлической системы рулевого управления.
При прогретом масле в гидросистеме вращение рулевого колеса должно быть плавным, без рывков и без приложения значительного усилия.
Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенный зазор в зацеплении зубчатой передачи ГУР.
Сначала проверяют техническое состояние соединительных деталей рулевого механизма, рулевых тяг и устраняют зазоры, заменяют детали или регулируют.
Для определения зазоров в зубчатых или червячных зацеплениях рулевого механизма, а также усилия на ободе рулевого колеса используют приспособление. Его устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на рулевой колонке.
Вращая рулевое колесо в обе стороны для устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг, зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса.
Номинальный свободный ход должен быть в пределах 25…30, допустимый—35 . С помощью прибора одновременно можно определить усилие на ободе рулевого колеса.
Для этого отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут рукоятку динамометра прибора.
По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого механизма.
Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30…50 Н. Если свободный ход превышает допустимые значения, проводят регулировки механизмов.
Рис. 1. Регулировка свободного хода вала гидроусилителя руля МТЗ-80, 82
1 — лимб-транспортир; 2— болт; 3— эксцентриковая втулка; 4— монтировочная лопатка
Зазоры в зубчатом зацеплении (червяк — сектор) (рис. 1) устраняют поворотом регулировочной втулки 3, предварительно отвернув стопорный болт 2.
Если свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса и пластинчатым щупом проверяют зазор между упором и рейкой.
Его регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала. Затем снова регулируют зацепление червяк — сектор, добиваясь минимального свободного хода и свободного, без заедания, вращения червяка.
Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте ГУР МТЗ-82, 80 сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончательной сборки.
У гидроусилителей для замены червяка и сектора снимают верхнюю крышку корпуса гидроусилителя и вынимают вертикальный вал в сборе с сектором.
Затем, сняв крышку корпуса распределителя, извлекают из эксцентриковой втулки червяк в сборе с корпусом распределителя.
Для замены червяка расшплинтовывают и отворачивают корончатую гайку и извлекают червячный вал из корпуса распределителя.
Если шариковые подшипники червяка имеют значительный радиальный зазор, их заменяют. При замене сектора его спрессовывают с вала двухлапчатым съемником. Новый сектор устанавливают, совмещая метку, нанесенную на торце шлица вертикального вала, с меткой на шлицевой впадине сектора.
При установке вертикального вала в корпус гидроусилителя руля совмещают метки на среднем зубе сектора и впадине рейки.
У гидроусилителя руля уплотнения поршня и штока силового цилиндра заменить несложно.
Для этого отворачивают гайки шпилек крепления и снимают переднюю крышку, а затем гильзу силового цилиндра. Если требуется заменить уплотнения штока, снимают поршень и заднюю крышку силового цилиндра.
При сборке силового цилиндра сначала в гильзу устанавливают поршень. Затем гильзу вместе в поршнем надевают на шток и выточку задней крышки. Гайку поршня затягивают моментом 120 Нм.
Заключительными операциями сборки гидроусилителя рулевого управления являются регулировки осевого перемещения вертикального вала и зазора между червяком и сектором.
Зазор между червяком и сектором регулируют эксцентриковой втулкой 3 (см. рис. 1). Для измерения свободного хода вала червяка можно использовать простое приспособление — транспортир 1 с нанесенным на нем циферблатом.
Ослабляют предварительно болт 2 фиксации эксцентриковой втулки и гаечным ключом слегка поворачивают вал червяка в обе стороны. По циферблату отмечают угол свободного хода вала червяка. Он должен быть не более 6°.
Свободный ход (зазор в зацеплении червяк — сектор) регулируют эксцентриковой втулкой, поворачивая ее через прорезь монтировочной лопаткой или отверткой.
Иногда свободный ход уменьшается, однако возрастает усилие поворота рулевого колеса. Это свидетельствует о нарушении геометрических форм зубьев сектора и червяка (вследствие их износа). В этом случае сектор и червяк подлежат замене.