Сцепление ЯМЗ-181,182,183

Сцепление двигателя ЯМЗ-181,182,183 автомобилей Краз предназначено для выполнения нескольких основных функций:

— обеспечение плавного трогания с места транспортного средства за счёт постепенного наращивания давления на поверхности трения ведомого диска со стороны нажимного,

— надёжной передачи крутящего момента двигателя коробке передач при движении транспортного средства,

— обеспечение полного разъединения двигателя и трансмиссии для переключения передач, а также для снижения уровня крутильных колебаний в трансмиссии, вызванных неравомерной работой поршневого двигателя.

Кроме того, оно предохраняет трансмиссию и двигатель от чрезмерных перегрузок при резких изменениях режима движения машины.

Диафрагменное сцепление Краз (см. рис.47), как и все известные конструкции, состоит из ведущих и ведомых частей, а также деталей механизма выключения сцепления, устанавливаемых на коробку передач.

Ведущая часть сцепления ЯМЗ-182,181,183 — нажимной диск с кожухом 1 — устанавливается на маховик двигателя и крепится 12-ю болтами М10х70.

Данная сборочная единица выполняет следующие функции:

– передаёт крутящий момент двигателя от маховика через стальной штампованный кожух к нажимному диску;

– создаёт усилие на поверхностях трения за счёт упругих сил диафрагменной пружины 5;

– снимает усилие на поверхностях трения посредством отвода нажимного диска за счёт воздействия привода управления сцепления непосредственно на пружину.

Нажимной диск сцепления соединён с кожухом четырьмя пакетами пластин 16, каждый из которых состоит из четырёх пластин, выполненных из пружинной стали, в виде полос с двумя отверстиями по краям.

Один край пакета закреплён на кожухе с помощью заклёпки 18, а другой край привёрнут к нажимному диску специальным болтом 17.

Данная конструкция обеспечивает стабильное центрирование нажимного диска (корзины) сцепления ЯМЗ-183,182,181 относительно оси вращения сцепления и маховика с коленчатым валом, передачу крутящего момента двигателя от кожуха к нажимному диску, а также даёт возможность перемещаться нажимному диску вдоль оси вращения за счёт деформации (изгиба) пакета пластин (см. рис.47).

Пакеты пластин 16 при включенном сцеплении изогнуты в сторону нажимного диска, поэтому при выключении сцепления стремятся распрямиться и отводят нажимной диск от маховика и ведомого диска.

Диафрагменная пружина 5 установлена между кожухом и нажимным диском сцепления. Пружина имеет две опоры: у наружного диаметра в виде кольца 4, изготовленного из прутка круглого сечения, и в зоне рабочей (тарельчатой) части в виде опорного пояса на нажимном диске.

Опорный пояс на нажимном диске сцепления имеет треугольное сечение с закруглённой вершиной. Диафрагменная пружина до сборки с нажимным диском и кожухом, находясь в свободном состоянии, имеет коническую (тарельчатую) форму.

При сборке пружина устанавливается выпуклой стороной в направлении нажимного диска и деформируется за счёт перемещения нажимного диска к кожуху с помощью специальных болтов 17 крепления нажимного диска, головки которых упираются в кожух, если узел не установлен на маховик.

После установки сцепления ЯМЗ-181,182,183 автомобилей Краз на маховик диафрагменная пружина получает дополнительную деформацию и приобретает практически плоскую форму, за счёт чего возникает сила упругой деформации, направленная в сторону от кожуха к нажимному диску и стремящаяся переместить нажимной диск к маховику. При этом ведомый диск зажимается между поверхностями трения маховика и нажимного диска.

Естественный износ фрикционных накладок уменьшает толщину ведомого диска сцепления и нажимной диск при этом под действием пружины перемещается в сторону маховика.

Особенностью диафрагменной пружины является то, что ее характеристика по усилию не имеет прямой пропорции от деформации – начальное усилие, полученное от максимальной деформации (пружина имеет примерно плоское состояние с применением новых деталей сцепления и маховика) меньше значения усилия, полученного при перемещении нажимного диска к маховику (вследствие износа накладок примерно на 1,5 мм) и равно усилию при износе накладок примерно на 3 мм.

Сцепление ЯМЗ-181,182,183

Рис.47. Диафрагменное сцепление ЯМЗ-183,182,181

1 — диск нажимной с кожухом; 2 — диск ведомый; 3 — болт крепления сцепления к маховику; 4 — кольцо упорное кожуха; 5 — пружина диафрагменная; 6 — кольцо упорное; 7 — муфта выключения сцепления; 8 — вилка выключения сцепления; 9 — валик вилки выключения сцепления; 10 — шланг смазки; 11 — маслёнка; 12 — пружина оттяжная; 13 — втулка центрирующая; 14 — болт; 15 — скоба; 16 — пакет пластин; 17 — болт специальный; 18 — заклёпка; 19 — гайка.

Сцепление ЯМЗ-181,182,183

Рис.48. Сцепление ЯМЗ-182, 181, 183 в выключенном состоянии

1 — втулка центрирующая; 2- скоба пружинная; 3 — болт; 4 — диск нажимной; 5 — вал вилки выключения сцепления; 6 — вилка выключения сцепления. a + b ≈ 2,3 мм — минимальный отход нажимного диска.

Выключение сцепления обеспечивается путём снятия усилия пружины, действующего на опорный пояс нажимного диска, и отвода нажимного диска от маховика.

Выключение осуществляется следующим образом (см.рис.48): привод управления сцеплением воздействует на вал 5, который поворачивает вилку 6 в направлении стрелки. Вилка, воздействуя на выступы муфты выключения, перемещает её по направляющей от маховика.

Муфта сцепления ЯЯМЗ-181,182,183, соединённая с пружиной через упорное кольцо с помощью запорного устройства, при перемещении деформирует пружину, при этом места контакта пружины с нажимным диском 4 и 6-ю скобами перемещаются в правую сторону, а нажимной диск под действием усилий пакетов пластин 16 (см. рис.1) и самой пружины через шесть скоб 2 (см. рис.48), закрепленных болтами 3 на нажимном диске и находящихся в контакте с пружиной, перемещается в правую сторону.

При снятии усилия с муфты (при отпускании педали привода) сцепление включается, то есть нажимной диск перемещается в сторону маховика под действием пружины и постепенно (в зависимости от скорости отпускания педали) зажимает ведомый диск между поверхностями маховика и самого нажимного диска.

Муфта сцепления ЯМЗ-181,182,183

Муфта выключения сцепления состоит из корпуса, стандартного радиального шарикового подшипника № 70-117, втулки, запрессованной с небольшим натягом во внутреннее кольцо подшипника.

Для периодического добавления смазки в корпусе муфты выполнены каналы, по которым смазка подаётся в подшипник и кольцевую полость корпуса, предназначенную для смазки поверхности крышки первичного вала, по которой центрируется и перемещается муфта.

Смазка в муфту сцепления может добавляться через пресс-маслёнку, установленную непосредственно на корпусе муфты или на штуцере шланга, выведенного из полости картера сцепления. Перемещение муфты обеспечивается поворотом вала с установленной на него вилкой.

Выполненные на корпусе муфты лыски входят в паз вилки, что предотвращает поворот муфты относительно крышки первичного вала. Лапки вилки упираются через сухари в упоры корпуса муфты.

Конструкция муфты и вилки выключения сцепления принята в зависимости от модели сцепления, а также от коробки передач, с которой используется сцепление.

Состав муфты сцепления

Сцепление ЯМЗ-181,182,183

183.1601185-01 (184.1601185-30) – муфта выключения сцепления; 182.1601183 – кольцо предохранительное;

182.1601187 – сухарь (2 шт.); 182.1601193-02 – втулка подшипника; 183.1601195 – шайба отражательная;

183.1601197 – кольцо стопорное; 182.1601198-10 – кольцо; 182.1601199-01 – кольцо замковое;

46 1214 0528 – подшипник 70-117 ГОСТ 8338-78.

При ремонте муфты сцепления ЯМЗ-182,181,183 заменяются по необходимости :

– подшипник – при наличии не устранимого смазкой шума в процессе работы или его заклинивании (внутреннее кольцо совместно с втулкой не вращается);

– кольцо пружинное – при износе более 1 мм;

– кольцо замковое и стопорное – при деформациях и поломках при неправильных действиях в процессе разборки;

– втулка подшипника – при износе конической поверхности;

– стопорное кольцо подшипника.

Разборка муфты выключения сцепления

Снять пружинное, замковое и предохранительное кольца.

Удалить стопорное кольцо из канавки корпуса муфты.

Снять отражательную шайбу.

Установить корпус муфты с подшипником на подставку.

Удалить подшипник с втулкой с помощью специальной выколотки

Выпрессовать втулку из подшипника.

Сборку муфты сцепления проводить в обратном порядке.

Перед установкой подшипника в корпус муфты заполнить подшипник на ¾ свободного объема смазкой Шрус-4.

После сборки муфты ЯМЗ втулка должна вращаться свободно, без заеданий.

Запорное устройство (см. рис.50) обеспечивает постоянное соединение муфты выключения сцепления ЯМЗ-181/182, ЯМЗ-183 Краз с диафрагменной пружиной, что приводит к перемещению муфты в сторону маховика по мере естественного износа фрикционных накладок диска ведомого.

Эта вторая особенность сцепления с вытяжной пружиной должна учитываться в конструкции привода выключения сцепления, которая разрабатывается изготовителем автотранспортного средства или другой машины.

Сцепление ЯМЗ-181,182,183

50. Запорное устройство муфты сцепления ЯМЗ-183,182,181

1 — кольцо упорное; 2 — кольцо пружинное; 3 — шайба пружинная; 4 — кольцо стопорное; 5 — кольцо замковое; 6 — кольцо предохранительное; 7 — втулка подшипника; А – коническая поверхность втулки подшипника; Б – цилиндрическая поверхность втулки подшипника; В – фасонная канавка упорного кольца.

Запорное устройство муфты сцепления автомобилей Краз состоит из кольца упорного 1, закрепленного на лепестках диафрагменной пружины с помощью шайбы пружинной 3 и кольца стопорного 4, а также из других деталей, которые до установки сцепления на двигатель входят в состав муфты выключения сцепления (кольцо пружинное 2, кольцо замковое 5, кольцо предохранительное 6, втулка подшипника 7).

Запорное устройство обеспечивает соединение муфты выключения с пружиной за счет втулки 7, имеющей коническую поверхность «А», переходящую в цилиндрическую поверхность «Б» и за счет пружинного кольца, которое находится в фасонной канавке «В» упорного кольца 1, при этом внутренний диаметр пружинного кольца значительно меньше наружного диаметра цилиндрической поверхности «Б».

Названное и показанное состояние запорного устройства на рисунке обеспечивается перемещением муфты сцепления вместе с втулкой в строго названном ниже порядке.

Коническая поверхность втулки находиться в постоянном контакте с пружинным кольцом за счет оттяжной пружины муфты и пружины ПГУ привода, что обеспечивает вращение втулки 7 вместе с упорным кольцом 1 и диафрагменной пружиной, при этом внутреннее кольцо подшипника муфты выключения должно вращаться с минимальным сопротивлением.

Оцените статью
Грузовые автомобили и спецтехника
Добавить комментарий