РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

БУЛЬДОЗЕР

АВТОГРЕЙДЕР

АВТОМОБИЛИ КРАЗ

ТРАКТОРЫ

МТЗ-82/82.1

ЯМЗ-238

______________________________________________________________________________________________

ПВМ трактора МТЗ-82

ПВМ с коническими колесными редукторами устанавливается на тракторе Беларус МТЗ-82. Передний ведущий мост предназначен для передачи крутящего момента к управляемым передним колесам трактора.

Передний ведущий мост состоит из главной передачи, дифференциала и колесных редукторов. Главная передача представляет собой пару конических шестерен со спиральным зубом. Устройство моста с коническими колесными редукторами приведено на рисунке.



Рис.73. Устройство переднего ведущего моста МТЗ-82 с коническими колесными редукторами

1 – колесный редуктор; 2 – крышка; 3, 23 – манжеты; 4, 18 – прокладки регулировочные; 5, 19 – уплотнительные кольца; 6 – гайка; 7 – шестерня ведомая; 8 – корпус; 9 – дифференциал; 10 – сапун; 11, 26, 27 – подшипники роликовые конические; 12 – планка стопорная; 13 - ось качания; 14 - пробка заливная и
контрольная; 15 – пробка сливная; 16 – кронштейн крепления гидроцилиндра (для ГОРУ); 17 – шестерня ведущая; 20 – стакан ведущей шестерни; 21 – кольца регулировочные (2 шт.); 22 – кольцо маслоотражательное; 24 – фланец карданного вала; 25 – гайка; 28 – штифт, 29 – шплинт; 30 – червяк; 31 –
клин; 32 – пробка сливная, 33 – пробка заливная и контрольная; 34 – кронштейн установки рулевой тяги.

Ведущая шестерня главной передачи 17 установлена в стакане 20 на двух роликовых конических подшипниках 26, 27. Требуемый натяг в подшипниках регулируется подборкой двух регулировочных колец 21, после чего производится затяжка гайки 25 и ее фиксация от отворота шплинтом.

Ведомая шестерня 7 посажена на шлицы и центрирующий поясок корпуса дифференциала 9 и от осевых перемещений фиксируется гайкой 6.

Регулировка зацепления шестерен главной передачи обеспечивается прокладками 4 и 18, установленными между левой и правой крышками 2 и корпусом ПВМ МТЗ-82.1, а также между фланцем стакана ведущей шестерни 20 и корпусом ПВМ 8 соответственно. До регулировки зацепления шестерен производится регулировка подшипников дифференциала 11, которая осуществляется прокладками 4.

Левая и правая крышки 2 соединенные с корпусом болтами, образуют балку. Корпус снабжен сапуном 10, поддерживающим нормальное давление в полости балки и главной передачи.

Заправка масла в балку осуществляется до нижней кромки заливного отверстия через пробку 14. Слив масла из балки моста осуществляется путем отворачивания сливной пробки 15 в корпусе. Заправку переднего ведущего моста необходимо производить на горизонтальной поверхности. Отверстие под пробку 14 также служит для фиксации ведомой шестерни при проверке регулировки зацепления главной передачи.

Герметичность полости главной передачи и балки обеспечивается манжетами 3, 23 и уплотнительными кольцами 5, 19, установленными в крышках 2 и в стакане ведущей шестерни 20.

Для предотвращения подпора масла перед манжетой ведущей шестерни, на шлицевом ее конце установлено маслоотражательное кольцо 22. По наружному диаметру кольца нарезаны винтовые канавки.

Корпус соединен с брусом двумя полыми осями 13, на которых мост вместе с колесами может качаться в поперечной плоскости, отклоняясь на углы ограниченные упорами в крышках 2 при их контакте с брусом трактора. От осевых перемещений оси стопорятся планками 12.

Дифференциал переднего ведущего моста МТЗ-82

Дифференциал самоблокирующийся, повышенного трения. В коробках 5 и 7 дифференциала, соединенных болтами, размещены две пары сателлитов 4 на плавающих осях 6, полуосевые шестерни 1, нажимные чашки 3 и фрикционные диски – ведущие 2 и ведомые 8.

Самоблокирующийся дифференциал автоматически соединяет обе полуоси 16, исключая раздельное буксование колес и увеличивая силу тяги ПВМ.

Блокировка дифференциала осуществляется при включении переднего моста МТЗ-82.1 в работу. При этом оси сателлитов 6 под нагрузкой проворачиваются и перемещаются по пазам-скосам в корпусе 5 и крышке 7 дифференциала соответственно на величину зазоров между фрикционными дисками 2, 8.

От осей усилие передается на сателлиты 4, которые буртами передают его чашкам 3, а те, в свою очередь сжимают фрикционные диски до упора в стенки корпуса и крышки дифференциала. Ведущие диски 2, имеющие наружные зубья, соединены с зубьями корпуса и крышки дифференциала, а ведомые диски 8 (внутренними зубьями) – с полуосевыми шестернями.

Сила трения сжатых дисков объединяет в одно целое полуосевые шестерни икорпус с крышкой дифференциала, осуществляя таким образом блокировку дифференциала. При повороте трактора, когда передний ведущий мост включен и внешние силы превышают силы трения во фрикционных дисках,
фрикционные диски будут пробуксовывать.

Устанавливается дифференциал на двух роликовых конических подшипниках 11 в крышках 2 балки. Подшипники дифференциала регулируются прокладками 4.



Рис.74. Дифференциал ПВМ МТЗ-82

1 – шестерня полуосевая; 2 – диски ведущие; 3 – чашка нажимная; 4 – сателлит; 5 – корпус дифференциала; 6 – ось сателлитов; 7 – крышка дифференциала; 8 – диск ведомый; 9 – прокладки регулировочные; 10 – шестерня ведомая; 11 – шестерня ведущая.

Конический колесный редуктор

Колесные редукторы предназначены для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим управляемым колесам. Устройство конического колесного редуктора приведено на рисунке.

В крышках 2 балки установлены редукторы конечных передач, состоящие из двух пар конических шестерен – верхней и нижней, служащих одновременно шарнирами равных угловых скоростей, а также кронштейна 34 управления поворотом передних колес.

Угол поворота колесных редукторов МТЗ-82 ограничивается длиной штока гидроцилиндра. Зубчатые венцы полуоси 16 и вертикального вала 30, выполненные заодно со шлицевыми хвостовиками, образуют верхнюю коническую пару.

Полуось и вертикальный вал своими шлицевыми хвостовиками соединяются с полуоcевой шестерней дифференциала 1 и ведущей шестерней нижней конической пары 38.

Полуось монтируется на двух роликовых конических подшипниках 18 в корпусе верхней конической пары 17, вертикальный вал – в расточке трубы шкворня 26 и опирается на подшипники 18. От перемещений полуось фиксируется винтом 46 и стопориться гайкой 47, вертикальный вал стопорится двумя винтами 14.

Натяг в подшипниках регулируется подбором регулировочных колец 19 и зажимается гайкой 20. Для предотвращения отворачивания, пояски гаек кернятся в пазах полуоси и вертикального вала.

Фланец трубы шкворня 12 своей посадочной частью входит в расточку корпуса верхней конической пары 17 и вместе с корпусом уплотнения 28 крепится к нему болтами.

Регулировка зацепления верхней конической пары обеспечивается прокладками 25, установленными между фланцем трубы шкворня 12 и корпусом верхней конической пары 17. Полость верхней конической пары уплотнена манжетами 21, 29, кольцом 13 и прокладками по уплотняющей поверхности крышки 15.

Корпусы верхних конических пар 17 установлены в расточках крышек 2 ПВМ МТЗ-82.1 подвижно, что дает возможность изменять колею переднего моста вращением червяка 30. От перемещений каждый корпус стопорится двумя клиньями 31 и штифтом 28.

Труба шкворня 26, опираясь на витую цилиндрическую пружину подвески 33, входит в гильзу шкворня 31, запрессованную в корпус редуктора 37 и застопоренную в нем штифтом 32. Нижний конец пружины опирается на шайбу 34 и упорный подшипник 35, установленный в корпусе редуктора 37, что обеспечивает подрессоривание переднего моста.

Ход подвески при движении трубы шкворня 26 вниз ограничен шайбой 34, при движении трубы шкворня вверх вместе с корпусом уплотнения 28 – опорными буртами на корпусе уплотнения и на гильзе 31. Шкворневое соединение уплотняется двумя кольцами 11.

Нижняя коническая пара состоит из ведущей шестерни 38 (устанавливается на двух шариковых подшипниках 36, 39 в корпусе редуктора 37, закрываемого крышкой 40) и ведомой шестерни 41, установленной на шлицах фланца 2, к которому болтами и гайками 1 крепится диск переднего колеса.

Фланец диска колеса 2 вращается на роликовом подшипнике 43, установленном в расточке корпуса колесного редуктора Беларус МТЗ-82-1 и двух конических роликовых подшипниках 3, запрессованных в крышку 8. Натяг в подшипниках 11 регулируется подбором регулировочных колец 7.

Подшипники и шестерня 41 стопорятся от осевого перемещения шайбой 42 и двумя болтами, контрящимися отгибной пластиной.

Регулировка зацепления нижней конической пары обеспечивается прокладками 9, установленными между крышкой 8 и корпусом колесного редуктора 37.

Заправка масла в корпус редуктора осуществляется до нижней кромки заливного отверстия, в которое установлена пробка 33, а слив путем отворачивания сливной пробки 32.

Уплотнение нижней конической пары осуществляется манжетой 4, кольцом 10 и прокладками по уплотняющим плоскостям корпуса 37 с крышкой 40 и корпусом манжеты 5. Для предотвращения попадания грязи к рабочим кромкам манжеты 4 установлен грязевик 6.

К корпусу редуктора прикреплены кронштейны крыльев передних колес и кронштейны рулевой трапеции 34.

Передача крутящего момента от полуосевой шестерни дифференциала к фланцу диска колеса 2 с прикрепленным к нему колесом осуществляется посредством шестерен верхней и нижней конических пар.

При повороте трактора усилие от рулевой трапеции через рулевые тяги и поворотные рычаги передается на корпусы редукторов, которые вместе с колесами проворачиваются относительно труб шкворней, при этом происходит обкат шестерен верхней и нижней конических пар.



Рис.75. Конический колесный редуктор ПВМ МТЗ-82

1 – гайка крепления колеса; 2 – фланец; 3, 18 – подшипники роликовые конические; 4, 21, 29 – манжеты; 5 – корпус манжеты; 6 – грязевик; 7, 19 – кольца регулировочные; 8 – крышка редуктора; 9, 25, 44 – прокладки регулировочные; 10, 11, 13 – кольца уплотнительные; 12 – фланец трубы шкворня; 14 – винт; 15 – крышка; 16 – полуось; 17 – корпус верхней конической пары; 20, 27 – гайки; 22 – крышка; 23 – червяк; 24 – ось; 26 – труба шкворня; 28 – корпус уплотнения; 30 – вал вертикальный; 31 – гильза шкворня; 32 – штифт; 33 – пружина; 34 – шайба; 35 – подшипник упорный; 36, 39 – подшипник шариковый; 37 – корпус колесного редуктора; 38 – шестерня ведущая; 40 - крышка; 41 – шестерня ведомая; 42 – шайба; 43 – подшипник роликовый; 45 – стакан подшипника; 46 – винт; 47 – гайка стопорная.

Регулировки переднего ведущего моста с коническими колесными редукторами

Регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи переднего ведущего моста:

- Подшипники 26 должны быть отрегулированы так, чтобы осевой зазор в них отсутствовал, допускается предварительный натяг в подшипниках 26 не более 0,05мм.

- затяните подшипники 26 гайкой 25 до упора. При затяжке поворачивайте шестерню за фланец для того, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение, момент сопротивления вращению шестерни должен быть в пределах от 0,6 до 2 Нм;

- замерьте осевой люфт подшипников. При наличии осевого люфта устраните люфт за счет шлифовки одного из регулировочных колец 21.

Регулировка подшипников дифференциала и зацепления главной передачи переднего моста МТЗ-82.1:

- Регулировку зацепления главной передачи необходимо производить только при отрегулированных подшипниках дифференциала.

- с помощью подбора необходимого количества регулировочных прокладок 9 установите размер между осью ведущей шестерни 11 и корпусом дифференциала 5 в пределах от 40,55 до 40,85 мм. Диаметрально расположенные прокладки 9 должны иметь одинаковую толщину;

- отрегулируйте осевой зазор подшипников дифференциала 11 с помощью подбора необходимого количества регулировочных прокладок 4 между фланцами корпуса 8 и крышки 2. Осевой зазор в отрегулированных подшипниках 11 должен быть не более 0,1 мм. Диаметрально расположенные прокладки 4 должны иметь одинаковую толщину. При затяжке болтов крепления корпуса 8 поворачивайте дифференциал 9, чтобы ролики подшипников 11 заняли правильное положение в обоймах подшипников. Контроль зазора в подшипниках 11 осуществляется индикатором, установленным на венец ведомой шестерни 7, путем осевого перемещения дифференциала 9 вправо и влево при снятом стакане ведущей шестерни 20;

- регулировку зацепления главной передачи производите установкой соответствующего количества разрезных регулировочных прокладок 18 между фланцами стакана ведущей шестерни 20 и корпусом. Диаметрально расположенные прокладки 18 должны иметь одинаковую толщину. Боковой зазор между зубьями главной передачи должен находиться в пределах от 0,18 до 0,46 мм. При замере бокового зазора между зубьями главной передачи ведомую шестерню 7 застопорите от проворачивания специальным инструментом, используя резьбовое отверстие под контрольно-заливную пробку 14 в корпусе. Осевого люфта ведущей шестерни 17 не должно быть. Изношенные шестерни заменяйте только в паре.

Регулировка зацепления верхней конической пары редуктора конечной передачи ПВМ МТЗ-82:

- Боковой зазор в зацеплении верхней конической пары должен находиться в пределах от 0,10 до 0,45 мм.

- Проверьте люфт в подшипниках полуоси 16 и вертикального вала 30. Осевой люфт в подшипниках должен находиться в пределах от 0,05 до 0,15 мм.

- Если это условие не соблюдается, произведите регулировку подшипников, выполнив следующие операции: затяните гайки 20 и 27 до упора, а затем отпустите их на 1/15 – 1/10 оборота; раскерните поясок гайки в пазу вала.

- Произведите регулировку зацепления с помощью подбора необходимого количества разрезных регулировочных прокладок 25 между фланцами трубы шкворня 12 и корпусом 17 верхней конической пары.

- Диаметрально расположенные прокладки должны иметь одинаковую толщину. Для контроля бокового зазора снимите крышку 15, предварительно слив масло.

Регулировка подшипников колес и зацепления нижней конической пары редуктора конечной передачи:

- Боковой зазор между зубьями шестерен 40 и 37 должен быть от 0,26 до 0,65 мм.

- Проверьте люфт в подшипниках 3, установленных в стакане 45. Осевой люфт в подшипниках не должен превышать 0,3 мм.

- Если это условие не соблюдается, необходимо провести регулировку подшипников методом шлифовки одного из регулировочных колец 7, установленных между внутренними обоймами подшипников 3.

- Произведите регулировку зацепления с помощью подбора необходимого количества разрезных регулировочных прокладок 44 между фланцем стакана подшипника 45 и торцом крышки редуктора 8.

- Диаметрально расположенные прокладки 44 должны иметь одинаковую толщину. Для контроля бокового зазора между зубьями шестерен 40 и 37 застопорите одну из шестерен.

Привод ПВМ МТЗ-82

Карданный привод трактора МТЗ-82 предназначен для передачи крутящего момента от раздаточной коробки к переднему ведущему мосту.

Карданный привод состоит из двух одинаковых по конструкции и длине карданных валов (промежуточного и переднего) и промежуточной опоры.

Карданный вал состоит из трубы 12 и двух шарниров с крестовинами 17 на игольчатых подшипниках 13. Обоймы игольчатых подшипников фиксируются стопорными кольцами 15, цапфы крестовин снабжены торцовыми уплотнениями 16 и самоподжимными манжетами 14.

Фланцами 18 карданы крепятся к фланцам раздатки, промежуточной опоры 1, 10 и главной пары переднего ведущего моста.

Карданный вал в сборе отбалансирован динамически. Промежуточная опора состоит из регулируемой многодисковой предохранительной фрикционной муфты и подшипникового узла, размещенных в корпусе 7, который устанавливается на штифтах и крепится болтами к корпусу муфты сцепления снизу.

Крутящий момент от промежуточного кардана передается на фланец 10, который шлицами соединен с валом 24. Нажимные диски 20 и ведущие диски 21 установлены на валу 24 и через ведомые диски 22 передают вращение на втулку 5.

Фланец 1, соединенный шлицами с втулкой 5, передает крутящий момент через передний карданный вал к переднему ведущему мосту. Сжатие ведущих 21 и ведомых 22 дисков осуществляется через нажимные диски 20 усилием тарельчатых пружин 8. Муфта регулируется на передачу определенной величины крутящего момента гайкой 11.



Рис.80. Карданный привод МТЗ-82.1 с промежуточной опорой

1 – фланец; 2 – кольцо уплотнительное; 3 - корпус манжеты; 4 – манжета; 5 – втулка; 6 - подшипник; 7 – корпус промежуточной опоры; 8 – тарельчатые пружины; 9 – шайба; 10 – фланец; 11 – гайка; 12 – труба карданного вала; 13 – игольчатый подшипник; 14 – манжета; 15 – стопорное кольцо; 16 – торцовое
уплотнение; 17 – крестовина; 18 – фланец карданного вала; 19 - прокладка; 20 – нажимной диск; 21 – ведущий диск; 22 – ведомый диск; 23 – втулка, 24 – вал

Компенсация перемещения переднего карданного вала при качании переднего ведущего моста обеспечивается осевым перемещением фланца 1 во втулке 5. Для предотвращения наматывания на карданные валы соломистых культур при выполнении уборочных работ предусмотрено ограждение.

Регулировка карданного привода ПВМ МТЗ-82

В карданном приводе производите регулировку предохранительной муфты в промежуточной опоре и проверяйте боковой люфт в подшипниках карданного вала.

Предохранительную муфту регулируйте на передачу крутящего момента от 400 до 800 Нм. Регулировку муфты производите затяжкой гайки заднего хвостовика вала промежуточной опоры до обеспечения передачи требуемого крутящего момента.

Периодически проверяйте боковой люфт в подшипниках крестовин кардана. При наличии люфта разберите шарнир и проверьте состояние подшипников и крестовин, изношенные детали замените. При сборке обоймы сальников запрессовывайте их до упора в подшипник.

Карданный вал динамически отбалансирован. При замене в процессе эксплуатации деталей (трубы с вилками шарнира и фланца) обратитесь к специалистам.

Не проворачивайте карданные валы монтировками, ключами и другими приспособлениями во избежание повреждения уплотнений и выхода из строя подшипников крестовин.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ