Распредвал двигателя Д-160 трактора Т-130
Основными неисправностями распредвала ГРМ являются износ опорных шеек и кулачков.
Перед выемкой распределительного вала Д-160 снимают кронштейны толкателей и кожух распределительных шестерен.
Затем расстопоривают и отвертывают торцовым ключом через отверстие в большом венце шестерни 1 (рис. 5), болты 10 крепления упорной плиты 4 и снимают дистанционные втулки 8.
После этого вынимают распределительный вал 6 вместе с шестерней 1, плитой 4 и упорной шайбой 5.
Рис.5. Распредвал ГРМ Д-160 и шестерня
При разборке распределительного вала бульдозера Т-130 расстопоривают и отвертывают гайку 2 крепления шестерни вала и снимают шестерню 1 с помощью съемника. Снимают упорную плиту 4, упорную шайбу 5 и выбивают шпонку из канавки носка вала.
Распределительный вал изготовлен из стали 45. Поверхности опорных шеек и кулачков закалены ТВЧ на глубину 2 … 5 мм. Твердость 54—62.
Поверхность кулачков вала, изношенную более чем на 1 мм, восстанавливают наплавкой чугуном.
Для предохранения от нагревания и отпуска в процессе наплавки вал помещают в ванну с водой, так чтобы над поверхностью воды навариваемая часть кулачка выступала не более чем на 2 мм.
Наплавленный вал проверяют на изгиб в центрах индикатором, ножку которого устанавливают на неизношенные участки поверхности средних опорных шеек. Биение более 0,15 мм устраняют правкой вала.
Наплавленные кулачки шлифуют. После шлифования кулачки полируют шлифовальной шкуркой.
Рис.6. Профили кулачков распредвала ГРМ Д-160
а — кулачок впускного клапана, б — кулачок выпускного клапана
Профиль кулачков должен соответствовать размерам, указанным на рис. 6. Для трех впускных и трех выпускных кулачков высота А кулачка допускается 52,7 мм и диаметр В цилиндрической части кулачка —42,75 мм.
Взаимное расположение кулачков должно быть таким, как показано на рис. 7. Отклонение углового расположения каждого кулачка, оси симметрии Е относительно оси Д шпоночного паза должно быть не более 1°. Профили кулачков и их взаимное расположение проверяют на специальном приборе с плоским толкателем.
Рис.7. Профили кулачков распределительного вала Д-160
в — взаимное расположение кулачков
На поверхности кулачков допускаются мелкие точечные раковины размером не более 1 мм. Твердость наплавленных кулачков должна быть 45.
Биение цилиндрической поверхности кулачков относительно оси крайних опорных шеек вала должно быть не более 0,05 мм.
Непараллельность образующих поверхности кулачков относительно образующих поверхностей шеек вала — не более 0,016 мм на длине кулачка.
Втулки распределительного вала двигателя Д-160 трактора Т-130 разрезные, изготовлены из сталеалюминиевой ленты с антифрикционным сплавом.
В запчасти поставляются втулки А57.02.001А (передняя) и А57.02.003А (средняя и задняя) с внутренним диаметром 66,8 мм и наружным диаметром 75 мм с припуском под растачивания их в блоке.
После запрессовки в блок втулки растачивают борштангой с одной установки приспособления, выдерживая расстояние между центрами отверстий во втулках и отверстий под коренные вкладыши равным (242,25 ± 0,05) мм. Первый черновой проход выполняют, оставляя припуск 0,1 … 0,3 мм для чистового растачивания.
Чистовое растачивание отверстий во втулках производят на размер, обеспечивающий зазор между втулкой и крайними шейками вала 0,060 … 0,136 мм, а между втулкой и средней шейкой—0,100… 0,176 мм.
При сборке и установке распределительного вала с шестерней необходимо соблюдать следующие требования.
Осевой люфт В распредвала должен быть 0,21 … 0,4 мм (см. рис. 5). Допустимый осевой люфт —0,6 мм.
Боковой зазор между зубьями большого венца шестерни распределительного вала и коленчатого вала 0,08 … 0,4 мм. Боковой зазор между зубьями малого венца шестерни распредвала и шестерни привода топливного насоса 0,08 … 0,35 мм.
Толщина упорной шайбы 8_0,1 мм. При удалении следов износа можно уменьшать толщину шайбы до 6 мм с соответствующим уменьшением высоты дистанционных втулок для обеспечения нормального осевого люфта распределительного вала.
Сборка распредвала — Вставляют в канавку вала шпонку, устанавливают на вал упорную шайбу 5 и упорную плиту 4.
Напрессовывают шестерню распределения 1 на носок вала и закрепляют гайкой 2 со стопорной шайбой 3. После затяжки гайки шайбу отгибают на ее грань.
Установка распредвала ГРМ дизеля Д-160 бульдозера Т-130
Протирают и смазывают моторным маслом опорные шайбы и вставляют вал в сборе с шестерней 1, упорной плитой и шайбой 5 во втулки блока, совместив зубья с меткой С на большом и малом венцах шестерни распределения соответственно с мечеными впадинами зубьев на шестернях 7 коленчатого вала и привода топливного насоса.
Устанавливают между опорной плитой и блоком дистанционные втулки 8 и прикрепляют плиту к блоку болтами 10 со стопорными шайбами 9.
Проверяют боковой зазор (0,08 … 0,4 мм) между зубьями шестерен и осевое перемещение—люфт (0,1 …0,5 мм) распределительного вала.
При увеличении осевого люфта более 0,6 мм вследствие износа упорной шайбы и плиты заменяют шайбу новой и прошлифовывают трущуюся поверхность упорной плиты до выведения следов износа.
Допускается уменьшать осевой люфт вала шлифованием торца дистанционных втулок 8. Разность высот всех четырех дистанционных втулок не должна быть более 0,08 мм.
Регулируют зазоры в клапанах, в механизме декомпрессора и проверяют фазы газораспределения дизеля.
Кронштейн толкателей изготовлен из чугуна СЧ 18. Толкатель изготовлен из легированного чугуна, твердость стержня 46, на поверхности тарелки должен быть отбел глубиной 2,5 … 8 мм, твердость 56.
Ремонт кронштейна толкателя заключается в растачивании и развертывании отверстий в нем на диаметр 26+0,033 мм под ремонтный толкатель.
При растачивании необходимо выдержать параллельность осей отверстий между собой и относительно плоскости прилегания к блоку дизеля.
За базу при растачивании принимают плоскость прилегания к блоку и два отверстия под призонные болты. Отклонение от параллельности отверстий между собой допускается не более 0,08 мм на длине 90 мм, относительно плоскости прилегания к блоку — не более 0,15 мм на длине 90 мм.
Следы износа на тарелке толкателя устранять шлифованием. При этом биение прошлифованного торца тарелки относительно поверхности стержня не должно быть более 0,04 мм на длине 46 мм.
Отклонение от плоскостности торца тарелки допускается не более 0,04 мм, вогнутость не допускается.
Технические требования ГРМ дизеля Д-160
Диаметры отверстий в кронштейне толкателей под толкатели 25+0,033 мм. Кронштейн толкателей ремонтного размера должен иметь диаметр отверстий под толкатели 26+0,033 мм.
Диаметр стержня толкателя 25-0,02 мм.
Допустимый зазор между толкателем и кронштейном толкателей 0,2 мм.
Толкатель 04204-Р1-1 ремонтного размера имеет диаметр стержня 26-0,020 мм.
Зазор во втулках распределительного вала должен быть для средних шеек 0,100…0,175 мм; Для крайних шеек 0,060…0,135 мм. Допустимый зазор 0,3 мм.
Высота впускного и выпускного кулачков 53-0,2 мм. Допустимая высота кулачков — не менее 52,3 мм.
Осевой люфт В распределительного вала должен быть 0,21…0,4 мм. Допустимый осевой люфт 0,6 мм.
Длина общей нормали зубьев большого венца шестерни распределительного вала 99,89-0,126мм.
При износе зубьев допускается длина общей нормали не менее 99,0 мм. Длина общей нормали зубьев малого венца 64,91-0,051 мм.
При износе зубьев допускается длина общей нормали не менее 64,0 мм. Посадка шестерни на распределительный вал от натяга 0,033 мм до зазора 0,008 мм. Допустимый зазор не более 0,04 мм.
Боковой зазор между зубьями большого венца шестерни 1 распределительного вала и шестерни 7 коленчатого вала 0,08…0,4 мм.
Боковой зазор между зубьями малого венца шестерни распределительного вала и шестерни привода топливного насоса 0,08…0,35 мм.
Толщина упорной шайбы 8-0,1 мм. При выведении следов износа уменьшайте толщину шайбы до 6 мм с соответствующим уменьшением высоты дистанционных втулок для обеспечения нормального осевого люфта распределительного вала.