Разборка натяжного колеса Т-130
Отвертывают пробку 9 (рис. 16) и сливают масло из натяжного колеса 26, завертывают пробку в ось.

Рис. 16. Натяжное колесо бульдозера Т-130
Отвертывают гайки 17 и медным молотком выбивают стопоры 18.
Снимают опоры 21 натяжного колеса в сборе с упорами.
Расстопоривают болты 19, стягивающие опоры 21 и упоры 25, и вывертывают болты.
Снимают пружины 6 и обоймы 5. С помощью отвертки снимают пружинное кольцо 11 с манжеты 10.
Снимают с оси манжету 10 и кольцо 4 торцового уплотнения. Снимают второе кольцо 12 торцового уплотнения и прокладку 3.
Кольца уплотнения связывают попарно, чтобы при сборке их установить комплектно в прежнее положение относительно друг друга.
Расстопоривают болты крепления упорной шайбы 1 и вывертывают их. Удаляют пластины 14.
Снимают упорную шайбу, удаляют с нее прокладки 15 и резиновое кольцо 13.
Аналогично снимают упорную шайбу с другой стороны.
Снимают с оси шайбы 2. Вынимают из отверстия ступицы колеса ось 8 с внутренними кольцами роликоподшипников.
С помощью съемника или пресса и оправки спрессовывают внутренние кольца подшипника.
Вынимают из натяжного колеса дистанционные кольца 16, выпрессовывают с помощью оправки и пресса наружные кольца роликоподшипников вместе с дистанционной втулкой.
Ремонт натяжного колеса Т-130
Натяжное колесо Т-130 изготовлено из стали 40 Л и термически обработано до твердости поверхностного слоя 45.
Колесо подлежит замене при толщине стенки беговой дорожки менее 9 мм.
Трещины на спицах разделывают под заварку фаской 4×45° и заваривают.
Беговые дорожки и торцовые поверхности направляющих реборд колеса и отверстие под подшипник наплавляют под флюсом. Наплавки беговых дорожек и торцовых поверхностей направляющих реборд производят на специальной установке.
Наружная поверхность беговой дорожки наплавляется до диаметра 750+6.
Наплавку следует вести по шаблону для замера высоты направляющих реборд. Наплавленные поверхности должны иметь твердость не менее 350.
Наплавленная поверхность должна иметь твердость не менее 170 … 220.
После наплавки деталь обрабатывают на токарном станке, отверстие под подшипник растачивают на проход до чертежного размера. Поверхности беговых дорожек и торцовых поверхностей направляющих реборд колеса не обрабатывают.
При обрыве болтов в отверстиях ступицы после засверливания болты удаляют экстрактором.
При износе резьбы в отверстиях ступицы их заваривают, после чего вновь высверливают отверстия и нарезают резьбу.
Ось натяжного колеса трактора Т-130 изготовлена из стали 45 X, твердость оси 229—285.
Ось при непрерывной наплавке сильно разогревается, что затрудняет удаление шлака и исключает непрерывность наплавки.
Для восстановления детали наплавляют один или два слоя металла. При непрерывной наплавке осей по винтовой линии деталь деформируется незначительно и последующей правки не требует.
Время наплавки одной оси 25 … 30 мин.
Изношенные поверхности оси натяжного колеса (под подшипники и опору) можно наплавлять в среде углекислого газа. Наплавку производят электродной проволокой диаметром 1,0 мм.
После наплавки деталь обрабатывают на токарном станке до чертежного размера.
Сборка натяжного колеса бульдозера Т-130
При сборке натяжного колеса Т-130 необходимо соблюдать следующие требования:
Осевой зазор колеса должен быть 0,10 … 0,65 мм; при регулировке зазора допускается установка не более шести прокладок с одной стороны;
Торец ступицы колеса, имеющий клеймо, должен быть расположен со стороны пробки;
Трущиеся поверхности смазать трансмиссионным маслом; кольцо смазать синтетическим солидолом;
Стопоры должны быть запрессованы с усилием не менее 500 Н;
Вращение натяжного колеса должно быть свободным, без заеданий.
Смазывают маслом отверстие в ступице колеса и запрессовывают наружное кольцо (рис. 1) роликоподшипника маркировкой наружу, выдерживая размер 24 мм от торца ступицы до торца наружного кольца.
Вставляют в ступицу колеса дистанционную втулку и запрессовывают наружное кольцо второго роликоподшипника.
Нагревают в масляной ванне внутренние кольца роликоподшипников до температуры 100 °С и напрессовывают их на ось 8 до упора в бурт маркировкой наружу.
Вставляют ось 8 в ступицу колеса отверстием под пробку со стороны клейма на торце ступицы колеса.
Надевают на лыски оси шайбы 2 до упора во внутренние кольца подшипников.
Устанавливают в канавку упорной шайбы 1 уплотнительное кольцо 13 и смазывают его солидолом. Прокручивание кольца не допускается.
Надевают на упорную шайбу регулировочные прокладки 15 (не более шести) для обеспечения осевого люфта оси в пределах 0,10 … 0,65 мм.
Устанавливают упорную шайбу и прикрепляют ее к ступице болтами с отгибными пластинами. Момент затяжки болтов 60 … 110 Нм.
Стопорят болты пластинами, отогнув их края на грани головок болтов.
Устанавливают таким же образом и закрепляют вторую шайбу.
Устанавливают в упорную прокладку 3 и кольцо 12 торцового уплотнения, совместив вырезы прокладки и кольца со стопором упорной шайбы.
Протирают поверхность кольца 12 и намазывают чистым трансмиссионным маслом.
Протирают поверхность кольца 4, прилегающую к кольцу 12, и надевают его на лыски оси до упора в кольцо 12.
Устанавливают манжету 10 на ось, надев ее буртом на кольцо 4.
Надевают с помощью конусной оправки на манжету пружинное кольцо 11.
Устанавливают на ось обойму 5 и пружину 6 до упора в манжету.
Запрессовывают в правую и левую опоры 21 натяжного колеса трактора (бульдозера) Т-130 по два штифта 23, выдержав размер от торца штифта до нижней поверхности опоры в пределах 28 … 30 мм.
Насаживают на штифты упоры 25 и стягивают их вместе с опорами болтами, подложив под болты замковые пластины 20. Момент затяжки болтов 300 … 400 Нм.
Стопорят болты, отогнув полки замковых пластин на грани головок болтов.
Устанавливают опоры в сборе с упорами на ось, совместив отверстия под стопор 18.
Запрессовывают в опоры стопоры 18 с усилием не менее 500 Н и закрепляют их гайками 17 с пружинными шайбами.
Проворачивая рукой ось опоры, проверяют вращение натяжного колеса. Ось с опорами должна вращаться плавно, без заеданий.
После сборки торцовое уплотнение натяжного колеса проверяют на герметичность воздушным давлением 50 … 70 кПа в течение 5 с.
Допускается падение давления до 20 кПа.
Воздух следует подавать через смазочное отверстие оси под пробку 9.
