Во время работы необходимо следить, чтобы в ведущих мостах трактора МТЗ-80, 82 не появлялись посторонние шумы.
Во время остановок нужно периодически проверять на ощупь температуру корпусов и следить за тем, чтобы не было подтеков масла.
Если такой дефект обнаружен, необходимо подтянуть крепление крышек и фланцев, заменить негодные прокладки и сальники.
После 10 моточасов работы проверяют все наружные крепления ведущих задних и передних мостов МТЗ-80, 82, обращая внимание на конечные передачи и рукава полуосей, и при необходимости подтягивают их, устраняя подтекание масла.
При ТО-2 (500 моточасов работы) замеряют уровень масла в картерах и, если нужно, доливают его. Делают это не раньше, чем через 30 мин после остановки трактора.
При повышенном расходе масла промывают ступицы, подтягивают крепления крышек и фланцев, заменяют сальники. Регулируют осевой зазор в конических подшипниках передних ведущих колес.
При ТО-3 (960-1000 моточасов работы) заменяют масло в картере. Для этого отработавшее масло сливают сразу после остановки трактора, пока оно не остыло.
Очищают магниты пробок, устанавливают их на место и заливают в картеры свежее масло до нормального уровня согласно рекомендациям завода-изготовителя.
Проверяют и при необходимости регулируют осевые зазоры в конических подшипниках главной передачи редкутора, верхней и нижней конической пары переднего ведущего моста (ПВМ).
В процессе работы происходит постепенный износ конических роликоподшипников дифференциала и зубьев конических шестерен главной передачи, из-за чего возникает необходимость регулировки зазора в конических подшипниках и бокового зазора в зацеплении шестерен.
Осевой зазор в подшипниках дифференциала ведущего моста ПВМ МТЗ-82 не должен превышать 0,3 мм, а боковой зазор в зацеплении шестерни главной передачи — 1,0 мм.
Проверку осевого зазора в конических подшипниках и бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи редуктора ПВМ проводят при снятой крышке заднего моста индикатором, который подводят к венцу ведомой шестерни и, перемещая монтировкой корпус дифференциала усилием 500-600 Н, определяют осевой зазор.
Регулировку подшипников редуктора ПВМ МТЗ-82 проводят в следующей последовательности:
— отворачивают правый тормоз, для чего отсоединяют тягу тормоза от ступицы правой педали и отворачивают болты крепления кожуха;
— отвертывают болты крепления стакана и, завертывая их в демонтажные отверстия во фланце, выпрессовывают стакан так, чтобы свободно снять регулировочные прокладки, уменьшая толщину набора прокладок под фланец стакана, получают необходимый натяг в подшипниках, при этом усилие, приложенное к наружному торцу зубьев ведомой шестерни главной передачи для проворачивания дифференциала в подшипниках, должно быть 30-50Н.
Регулировку конических шестерен главной передачи заднего моста МТЗ-82, 80 проводят следующим образом:
— положение ведущей конической шестерни устанавливают согласно описанию;
— ведомую шестерню регулируют до получения в зацеплении бокового зазора 0,25-0,55 мм путем перенесения регулировочных прокладок из-под фланца одного стакана под фланец другого без изменения их общего количества.
Для уменьшения зазора часть прокладок переносят из-под фланца правого стакана под левый. Боковой зазор в зацеплении проверяют индикатором не менее чем в трех положениях ведомой шестерни.
Кроме бокового зазора проверяют также контакт зубьев на окраску. Прилегание должно быть не менее чем на 50% поверхности зуба.
Регулировку шестерен редуктора моста производят только после регулировки осевого зазора в конических подшипниках.
Для нормальной работы органов управления блокировкой дифференциала регулируют взаимное положение рукоятки и крана датчика блокировки.
Регулировку блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, 82 проводят в следующей последовательности:
— свободный конец троса закрепляют в фиксаторе винтом, при этом конец троса должен выступать за фиксатор не более чем на 5-10 мм;
— устанавливают рукоятку в положение 1 на передней панели кабины;
— натягивают трос до начала поворота крана и фиксируют соединительную муфту винтами 4, второй фиксатор подводят к муфте вплотную и закрепляют его винтом.
Для проверки правильности регулировки блокировки дифференциала устанавливают рукоятку в положение II на передней панели кабины, при этом риска на кране должна совпадать с риской «вкл.» на крышке датчика блокировки.
Рукоятка и кран должны возвращаться в положение I из положений II и III под действием пружины.
Техническое обслуживание карданной передачи МТЗ-80, 82
Техническое обслуживание карданных валов МТЗ-80, 82 заключается в периодической проверке состояния крепления всех деталей и защитных кожухов, масленок и клапанов в крестовинах, смазке подшипников и шлицов.
Особенно необходимо следить за затяжкой гаек крепления фланцев карданных передач и подтягивать их при всех видах технического обслуживания.
При ТО-3 (960-1000 моточасов работы) нужно заправлять крестовины карданных валов смазкой.
Очистив от пыли и грязи масленку и клапан крестовины, нагнетать шприцем смазку до появления ее из контрольного клапана. Смазка крестовины солидолом запрещается, так как это приводит к закоксовыванию и быстрому износу подшипников.
Для смазывания шарниров кардана МТЗ-80, 82 можно использовать трансмиссионное масло. Масло нагнетают в шарниры энергичными качками шприца до появления масла из всех манжет. Такие шарниры требуют пополнения смазки через каждые 125 моточасов работы.
При разборке шарнира кардана его детали нужно маркировать с тем, чтобы при последующей сборке установить на прежние места и не нарушить балансировку.
Для исправной работы карданной передачи важно надежно затянуть гайки соединительных фланцев на хвостовиках шлицевых валов раздаточной коробки, промежуточной опоры и главной передачи.
Если под усилием руки соединительный фланец перемещается относительно шлицев валов, то затяжка гайки ослабла.
Чтобы подтянуть гайку, надо отъединить конец карданного вала МТЗ-82, 80. Гайку на хвостовиках валов раздаточной коробки и главной передачи нужно затянуть до отказа и зашплинтовать.
Если при затяжке прорезь гайки не совпадает с отверстием вала под шплинт, то гайку отворачивать не рекомендуется. Совпадения прорези и отверстия следует добиваться даже за счет «перетяжки» гайки.
Если гайка не затянута, то соединительный фланец перемещается на шлицах, вызывая ускоренное их изнашивание, биение фланца и подтекание смазки, а главное, это приводит к повышенным вибрациям карданных валов и преждевременному выходу из строя шарниров.
Болты соединительных фланцев и крепления промежуточной опоры к корпусу сцепления трактора всегда должны быть надежно затянуты.
Эти крепежные соединения надо регулярно проверять. Недостаточная затяжка болтов и гаек соединительных фланцев приводит к разработке болтовых отверстий во фланцах, поломке болтов и обрыву карданного вала.
Ослабление затяжки болтов кронштейна промежуточной опоры особенно опасно, так как приводит к повышенным вибрациям карданных валов и самого кронштейна и может за несколько часов работы разрушить карданную передачу.