Рабочее навесное оборудование трактора МТЗ-80, 82 необходимо для использования мощности трактора при выполнении различных работ в агрегате с сельскохозяйственными машинами и орудиями.
На трактор МТЗ-80, 82 устанавливают следующее рабочее навесное оборудование:
— гидравлическую навесную систему
— вал отбора мощности (ВОМ) МТЗ
— буксирные устройства
— приводной шкив
Навесная гидросистема МТЗ-82,80 служит для присоединения к навесных, полунавесных, прицепных машин и орудий, управления ими с рабочего места оператора. Она состоит из системы гидравлики и навесного устройства.
С помощью гидравлики поднимают и опускают машины (орудия), присоединенные к трактору. Навесное устройство обеспечивает соединение трактора с сельскохозяйственными машинами (орудиями).
Рис. 1. Схема раздельно-агрегатной гидравлики МТЗ-80/82
1 — насос; 2 — всасывающий патрубок; 3 — нагнетательный маслопровод; 4 — перепускной клапан распределителя; 5 — бак; 6 -маслопровод промежуточный; 7 — распределитель; 8 — фильтр; 9 — предохранительный клапан фильтра; 10 — масломер; 31 — сливной маслопровод; 32 — гидроувеличитель; 13 — правый маслопровод основного гидроцилиндра; 14 — боковые выводы; 15 — силовой регулятор; 16 — запорное устройство; 17 — кронштейн; 18 — рукав высокого давления; 19 — главный цилиндр; 20 — замедлительный клапан; 21 — рычаг поворотного вала; 22 — короткий рычаг; 23 — кронштейн навески; 24 и 35 — гайки; 25 — пружина; 26 — пластинчатая пружина; 27 -серьга; 28 — промежуточный валик; 29 — длинный рычаг; 30 — тяга силового регулирования; 31 — тяга позиционного регулирования; 32 — пружинный аккумулятор; 33 — муфта; 34 — рычаг позиционного регулирования; 36 — рычаг силового регулирования; 37 — переключатель; 38 — маслопровод канала управления; 39 — задний вывод
В обычной комплектации гидравлика МТЗ-80, 82 (рис, 1) состоит из корпуса гидроагрегатов с масляным баком 5, насоса 1, распределителя 7, основного (силового) 19 и выносных гидроцилиндров, гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ) 12, маслопроводов 3, 6, 11 и 18.
По заказу потребителя гидросистема дополнительно может комплектоваться узлами автоматического регулирования глубины обработки почвы. На тракторах предусмотрено три пары независимых выводов гидросистемы (боковые 14 и задние 39) для присоединения гидрофицированных машин.
Гидросистема МТЗ-80, 82, оборудованных гидрообъемным рулевым управлением, имеет общую масляную емкость — корпус гидроагрегатов. Однако масло из бака в систему забирается раздельно.
Тракторы с коробкой передач, переключаемой без разрыва потока мощности, или синхронизованной коробкой передач можно, за заявками потребителя, оборудовать системой гидравлического отбора мощности (ГСОМ) для привода активных рабочих органов гидрофицированных машин.
Масляный бак представляет собой резервуар для питания агрегатов гидравлики и гидроусилителя рулевого управления рабочей жидкостью (маслом). Одновременно он служит остовом, к которому крепят основные агрегаты гидросистемы, поэтому его также называют корпусом гидроагрегатов.
В баке масло очищается от механических примесей, проходя через специальный фильтр 8, отстаивается от попавших в него пузырьков воздуха и охлаждается.
В нижней части корпуса гидроагрегатов трактора расположен масляный насос 1 с приводом. С правой по ходу трактора стороны внизу корпуса расположена сливная пробка. В верхней крышке бака установлены заливная горловина, масломер 10, сапун, заливной фильтр.
Масломер (щуп) выполнен в виде стержня, на котором нанесены буквы-метки О, П и С (О — нижний уровень, П — верхний, С — верхний уровень для работы с самосвальными машинами, требующими большого количества масла).
Поступающее от распределителя в бак масло проходит через сливной фильтр, очищаясь в нем от посторонних примесей.
Если фильтр загрязняется и его сопротивление достигает 0,245-0,343 МПа, открывается предохранительный клапан и часть масла сливается в бак, минуя фильтр. Фильтрующий элемент состоит из наружной латунной сетки с ячейкой между проволочками 0,08 мм и внутренней стальной сетки с большими ячейками.
Шестеренный масляный насос НШ-32 предназначен для создания в системе рабочего давления. На тракторах устанавливают насосы правого вращения.
Насос приводится в действие от промежуточной шестерни привода заднего вала отбора мощности ВОМ, которая постоянно вращается при работающем двигателе. Насос НШ-32 прикреплен к корпусу 1 гидроагрегатов с помощью центрующего стакана 7 (рис. 2) и четырех шпилек.
Шлицевой хвостовик 10 ведущей шестерни насоса сопрягается с внутренними шлицами втулки вала 20, на наружные шлицы которого посажена подвижная шестерня 3 включения насоса.
Рис. 2. Привод насоса НШ-32 трактора МТЗ-80, 82
1 — корпус гидроагрегатов : 2 и 4 — подшипники; 3 — шестерня привода; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — стакан; 7 и 11 — стопорные кольца; 8 — насос; 9 — всасывающий патрубок; 10 — хвостовик ведущей шестерни; 12 — пластинка; 13 — промежуточная шестерня; 14 — стопорный болт; 15 — вилка; 16 — вал; 17 — фиксирующая пластина; 18 — рукоятка; 19 -фиксатор; 20 — шлицевой вал
Если в использовании гидравлического навесного оборудования МТЗ-80, 82 нет необходимости, насос нужно отключить, для чего установить рукоятку 18 (см. рис. 6.3) в нижний паз стопорной пластины 17.
Шестерню 3 включают-выключают поворотом рукоятки 18, установленной на валу, на котором также закреплена вилка 15 управления шестерней 3. Пальцы вилки 15 заходят в кольцевую проточку шестерни 3.
Насос НШ-32 включают при небольшой частоте вращения коленчатого вала двигателя. При вращении шестерен 5 и 6 (см. рис. 6.2) порции масла, заключенные в пространстве между контуром впадины зуба и окружностью расточки корпуса 4, перемещаются к нагнетательной полости.
Поступающее масло создает в полости высокое давление. Обратный выход масла во всасывающую полость закрыт зубьями, находящимися в зацеплении, и маслу остается только один путь — в нагнетательную магистраль.
Часть масла просачивается через зазоры между зацепляющими зубьями шестерен, между корпусом и наружным диаметром шестерен, а также по их торцевым поверхностям.
Для уменьшения этих потерь боковые поверхности зубьев, расточки корпуса, наружные диаметры и торцы шестерен точно обработаны. Объемная подача насоса 45 л/мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2200 мин1.
Неисправности рабочего оборудования гидросистемы МТЗ-80, 82
Навесное орудие не поднимается или не опускается
Отсутствует масло в баке — Залить масло в бак.
Не включен насос гидросистемы — Включить насос.
Холодное масло — Дать поработать двигателю с включенным насосом гидросистемы 15-20 мин., затем, манипулируя рычагом управления гидроцилиндром навески, прогреть масло до температуры 30°С.
Масло не поступает в гидроцилиндры трактора МТЗ-80, 82 — Проверить работу перепускного клапана распределителя.
Перекрыто проходное сечение в запорном устройстве — Завернуть до отказа накидные гайки запорных устройств.
Самопроизвольное перекрытие проходного сечения клапаном гидромеханического регулирования хода поршня — Установить рукоятку распределителя в положение «Опускание» и перевести на «Подъем».
Повышенный нагрев масла при работе гидросистемы трактора МТЗ-82, 80
Недостаточное количество масла в баке — Проверить уровень масла и, при необходимости долить до верхней прямой линии экрана в смотровом окне.
Загрязнен фильтр масляного бака — Промыть фильтр.
Погнуты или смяты маслопроводы — Устранить вмятины или замените маслопровод.
Частично перекрыто проходное сечение в запорном устройстве — Подтянуть до отказа накидную гайку.
Сельскохозяйственное орудие поднимается медленно
В баке мало масла — Долить масло.
На рабочей кромке гнезда перепускного клапана находятся посторонние частицы, например, кусочки резины — Отвернуть болты, крепящие упор к корпусу, снять упор, вынуть перепускной клапан, осмотреть и очистить его коническую часть и кромку гнезда клапана.
Подсос воздуха во всасывающую магистраль системы — Проверить состояние маслопроводов от масляного бака до насоса, подтянуть соединения трубопроводов.
Изношено резиновое уплотнительное кольцо направляющей перепускного клапана — Вынуть направляющую и заменить уплотнительное кольцо.
Хвостовик (цилиндрическая часть) перепускного клапана туго ходит в направляющей или неподвижен — Промыть клапан и направляющую в дизельном топливе.
Неисправен насос гидросистемы трактора МТЗ-80, 82 (не создает необходимого давления) — Устранить неисправность, при необходимости заменить насос.
Маслопровод от распределителя к цилиндру имеет повышенное сопротивление или не пропускает поток масла — Заменить шланговую часть маслопровода.
При отсутствии запасных шлангов завернуть до отказа накидную гайку запорного устройства, если это не помогает, освободить его от шариков, пружин и крестовин и снова завернуть до отказа накидную гайку.
Отсутствует автоматический возврат рукоятки из рабочего положения
Холодное масло — Прогреть масло, дав поработать системе вхолостую 15-20 мин.
Насос не создает нужного давления — Заменить насос.
Ослабла пружина предохранительного клапана — Отрегулировать нажатие или заменить пружину.
Рукоятка распределителя трактора МТЗ-80, 82 преждевременно автоматически возвращается из рабочего положения («Подъем», «Принудительное опускание») в нейтральное положение при работающей гидросистеме
Неправильно отрегулирована автоматика золотника по давлению — Отрегулировать автоматику или заменить распределитель.
Система перегружена: большой вес орудия или повышенное сопротивление почвы при выглублении орудия (при чрезмерной глубине обработки) — Не работать с орудием, вес которого превышает номинальную грузоподъемность навесного устройства, проверить правильность регулировки заглубления орудия.
Вспенивание масла в баке и выплескивание через заливную горловину
Подсос воздуха в систему во всасывающей магистрали — Проверить состояние и, при необходимости, заменить резиновые уплотнения во всасывающем патрубке, подтянуть крепление всасывающего маслопровода.
Подсос воздуха в систему через самоподжимной сальник вала гидравлического насоса — Проверить состояние самоподжимного сальника, при необходимости заменить сальник.
Орудие не удерживается в транспортном положении
Изношено резиновое уплотнительное кольцо поршня цилиндра — Заменить кольцо.
Изношены золотники или расточки в корпусе распределителя — Заменить распределитель.
Утечка масла наружу через резиновые уплотнения штока поршня или штуцеров трубопроводов — Заменить резиновые уплотнения штока поршня, затянуть штуцера трубопроводов.
Раздельно-агрегатная навесная система гидравлики МТЗ-80, 82 с силовым и позиционным регулированием
Навесное орудие не поднимается при установке рукоятки регулятора в положение «Подъем» или поднимается медленно
Нарушена регулировка тяги управления — Укоротить тягу управления.
Неисправность гидросистемы — Установить рукоятку регулятора в положение «Регулятор выключен», а рукоятку распределителя — в положение »Подъем». Если орудие при этом не поднимается, то неисправность не связана с регулятором.
Навесное орудие не поднимается (или поднимается медленно) при управлении распределителем и поднимается при управлении регулятором (с ГСВ)
Рукоятка рычага управления регулятором не установлена на фиксатор — Установите рукоятку на фиксатор.
Нарушена регулировка сектора механизма управления регулятора — Отрегулировать положение сектора.
Навесное орудие не опускается при установке рукоятки регулятора на первые зубья сектора в начале зоны регулирования
Нарушена регулировка тяги управления — Удлинить тягу управления.
Не включается позиция Принудительное опускание при управлении распределителем
Нарушена регулировка болта-упора на секторе управления — Отрегулировать положение болта-упора, сместив его по прорези сектора по часовой стрелке.
При силовом регулирование обеспечивается малая глубина пахоты
Недостаточная чувствительность системы; центральная тяга навесного механизма установлена в средних или нижних отверстиях серьги датчика — Установить центральную тягу на верхние отверстия серьги.
Нарушена регулировка тяги силового регулирования — Отрегулировать.
При «Силовом регулировании» не обеспечивается достаточная глубина пахоты в крайнем положении рукоятки регулятора «От себя»
Затуплены лемеха плуга — Заменить или заточить лемеха плуга.
Центральная тяга установлена на верхние отверстия серьги датчика — Установить центральную тягу на средние отверстия, если глубина все же недостаточная, установить тягу на нижние отверстия.
Резкие толчки, передающиеся на трактор от орудия при силовом регулировании
Большая скорость коррекции — Повернуть ручку крана вперед по ходу трактора до исчезновения толчков.
Повышенный нагрев масла в навесной гидросистеме трактора МТЗ-80, 82
Ручка крана регулятора находится в крайнем по ходу трактора положении — Повернуть ручку крана назад по ходу трактора до упора и затем поворачивать вперед до исчезновения резких толчков.
Зависание обратного или предохранительного клапана ГСВ — Промыть детали клапанов.
Нарушена регулировка сектора механизма управления регулятором — Отрегулировать положение сектора.
Рукоятка рычага управления регулятором не установлена на фиксатор — Установить рукоятку на фиксатор.
Рычаг управления распределителем находится в положении «Подъем» — Установить рычаг в нейтральное положение.
При установке рукояток управления выносными цилиндрами в позицию «Подъем» или «Принудительное спускание» орудие поднимается
Рукоятка регулятора не установлена на фиксатор (в положение выключено) — Установить рукоятку на фиксатор.
Нарушена регулировка сектора механизма управления регулятором — Отрегулировать положение сектора.
Буксование задних колес не снижается при включении ГСВ
Заедание золотника автоматической подзарядки в корпусе ГСВ — Снять золотник и промойте детали.
Нарушена регулировка тяги рычага управления основным цилиндром — Отрегулировать длину тяги рычага, управляющего основным цилиндром.
Орудие не удерживается в транспортном положении
Утечка масла через уплотнительные кольца поршня гидроцилиндра МТЗ-80, 82 — Заменить уплотнительные кольца.
Утечка через запорный клапан ГСВ — Обеспечить плотное прилегание шарика к гнезду клапана.
Изношены золотники или расточки в корпусах распределителя или ГСВ — Заменить распределитель или ГСВ.
Рукоятка на регуляторе не находится в положении «регулятор выключен» — Установить рукоятку на фиксатор.
Нарушена регулировка положения сектора механизма управления регулятором — Отрегулировать положение сектора.
Негерметичность но обратному или запорному клапанам регулятора — Вынуть и промыть детали клапанов, при необходимости заменить детали клапана (шарик).
Неравномерный подъем навесного орудия в поперечно-вертикальной плоскости
Неправильно отрегулированы или установлены раскосы — Установить и отрегулировать раскосы согласно рекомендациям по агрегатированию машины.
Износ или поломка шлицев одного из рычагов — Заменить вал и рычаги.
Навесная машина в поднятом положении раскачивается в поперечном направлении выше нормы
Не правильно отрегулированы стяжки навесного устройства — Отрегулировать натяжение стяжек.
ВОМ не передает требуемый крутящий момент («буксует»)
Нарушена регулировка лент тормозов — Отрегулировать натяжение лент.
Упирание рычага включение ВОМ в полик кабины — Отрегулировать положение рычага.