Тип КПП ЯМЗ-238 — механическая, пятиступенчатая основная коробка с двухдиапазонным планетарным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода.
Управление переключением передач — Рычаг или механизм для подсоединения дистанционного привода с выводом соединительного валика налево в основной коробке и полуавтоматическое пневматическое переключение демультипликатора с автоматической блокировкой включения низшего диапазона.
Конструкция коробок передач ЯМЗ-238 предусматривает:
— установку пневмоусилителя переключения передач;
— применение электропневматического управления различной степени автоматизации;
— блокировку запуска стартера при включенной передаче;
— установку электронного датчика спидометра;
— применения ходоуменьшителя;
— дополнительный отбор мощности до 100 л.с.
Техническая характеристика КПП ЯМЗ-238
Максимальный входной крутящий момент, Нм — 1800
Масса с картером сцепления, кг — 385
Передаточные числа: 1 передача – 12,24, 2 передача – 6,88, 3 передача – 4,86, 4 передача – 3,50, 5 передача – 2,74, 6 передача – 1,97, 7 передача – 1,39, 8 передача – 1,00, 9 передача – 0,78, Задний ход – 10,04

Рис.1. КПП ЯМЗ-238
1–вал вторичный; 2–воздухораспределитель; 3–сухари механизма подачи воздуха в пневмоцилиндр; 4–муфта включения 1-ой передачи и заднего хода; 5–проставка; 6–болт регулировочный; 7–шестерня коронная; 8– сателлит; 9–пневмоцилиндр включения передач демультипликатора; 10– датчик скорости; 11–крышка заднего подшипника выходного вала; 12– фланец крепления карданного вала; 13–вал выходной с синхронизатором; 14–червяк привода спидометра; 15–шестерня солнечная; 16–муфта зубчатая высшего диапазона; 17–картер демультипликатора; 18–вал отбора мощности; 19– муфта соединительная солнечной шестерни; 20– синхронизатор; 21–заборник масляного насоса; 22–вал промежуточный; 23–картер коробки передач; 24–масляный насос; 25–крышка подшипника; 26–вал первичный; 27–подшипник передний; 28–прокладки регулировочные; 29–подшипник задний первичного вала; 30–крышка верхняя с вилками и штоками переключения передач; 31–крышка-заглушка (устанавливается при поставке коробки передач без наконечника с опорой рычага переключения передач).
Замеры всех размеров для определения необходимого количества установочных и регулировочных прокладок должны производиться с точностью 0,01 мм не менее чем в трех, равноудаленных друг от друга местах.
Подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения взаимного положения первичного и вторичного валов с монтажным размером Д=0,3 мм, для этого:
— При запрессованном до упора внутреннем кольце переднего подшипника вторичного вала коробки передач ЯМЗ-238 замерить размер от торца ступицы синхронизатора до широкого торца наружного кольца подшипника. Перед замерами кольцо подшипника плотно прижать к роликам и провернуть его не менее пяти оборотов.
— При прижатом до упора к торцу первичного вала коробки передач зубчатом кольце замерить размер от торца зубчатого кольца до торца выточки под подшипник в первичном вале.
— Подобрать необходимое количество установочных прокладок и установить в расточку к торцу первичного вала.
Завести в картер коробки передач ЯМЗ-238 собранные в сборе промежуточный и вторичный валы и зафиксировать их взаимное положение друг относительно друга таким образом, чтобы обеспечивался монтажный размер от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы шестерни привода промежуточного вала равный 48±0,025 мм и монтажный размер от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы синхронизатора 4-5 передач равный 90,3±0,025 мм.
При этом блокировочное кольцо и муфта синхронизатора должны быть зафиксированы на ступице вторичного вала, а наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала должно быть снято.
После выполнения работ подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения беззазорного торцового упора заднего подшипника промежуточного вала с проставкой и гнезда заднего подшипника вторичного вала с зубчатой муфтой демультипликатора.
Подбор установочных прокладок производить следующим образом:
— Замерить абсолютные величины размеров между торцами уплотнительной прокладки и проставки и между торцами картера и подшипника.
При этом, торец ступицы шестерни привода промежуточного вала коробки передач ЯМЗ-238 должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника — к роликам.
— Подобрать необходимое количество установочных прокладок и установить в расточку к торцу проставки демультипликатора.
— Замерить абсолютные величины размеров между торцами зубчатой муфты и уплотнительной прокладки и между торцами картера и гнезда подшипника.
При этом, торец ступицы синхронизатора 4-5 передач КПП должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника с гнездом — к роликам.
Демультипликатор с установочными прокладками пристыковать к картеру коробки передач, обеспечив затяжку болтов крепления демультипликатора к коробке передач с Мкр=215,74…274,5 Нм (22…28 кг/см).
Регулировка осевых зазоров в подшипниках промежуточного, первичного и вторичного валов коробки передач ЯМЗ-238
— Установить в расточку картера наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала, после чего замерить абсолютную величину размера между торцами картера и наружным кольцом подшипника.
При этом, наружное кольцо заднего подшипника промежуточного вала должно быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижато к торцу проставки демультипликатора, а наружное кольцо переднего подшипника — к роликам. Перед замером промежуточный вал провернуть не менее пяти оборотов.
— Замерить абсолютную величину размера между торцами корпуса масляного насоса.
— Подобрать необходимое количество регулировочных и установить в расточку картера коробки передач к торцу наружного кольца подшипника.
— Пристыковать к картеру масляный насос, обеспечив затяжку болтов крепления масляного насоса к картеру коробки передач с Мкр — 23,53…35,30 Нм (2,4…3,6 кг/см).
— Проверить правильность регулировки подшипников промежуточного вала путем его осевого перемещения. Осевое перемещение вала должно быть в пределах (0,005…0,06). Установить в расточку картера первичный вал в сборе с прокладками.
