Раздаточная коробка МТЗ-80

Раздатка МТЗ-80 (рис. 1) представляет собой одноступенчатый шестеренный редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, который может отключать, включать и блокировать муфту свободного хода.

Расположена раздаточная коробка в отдельном корпусе 6, который устанавливается на двух штифтах и крепится болтами к люку коробки передач с правой стороны.

Раздаточная коробка МТЗ-80

Рис. 1. Раздаточная коробка (раздатка) полноприводных тракторов МТЗ

1 — шестерня вторичного вала коробки передач; 2 — промежуточная шестерня; 3 — ось; 4 — лоток; 5 — болт; 6 — корпус; 7 — шестерня наружной обоймы муфты свободного хода; 8,9 — зубчатые муфты; 10 — фланец; 11 — вал; 12 — вилка; 13, 14- рычаги управления; 15 -пружина; 16 — ролик муфты свободного хода; 17 — внутренняя обойма муфты свободного хода; 18 — рычаг управления; 19 — пол кабины; 20 — тяга; 21 — стойка: 22 — упор; 23 — рукоятка; 24 — штифт; 25 — пружина обгонной муфты.

Шестерня 7 раздаточной коробки МТЗ-80 находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 2, которая смонтирована на оси 3 в отсеке коробки передач, и, в свою очередь, постоянно соединена с шестерней 1 вторичного вала коробки передач.

Благодаря этому шестерня 7 раздаточной коробки на всех передачах синхронно подключает в работу передний ведущий мост, когда срабатывает муфта свободного хода или когда ее блокируют принудительно.

Шестерня 7 выполнена как одно целое с наружной ведущей обоймой муфты свободного хода и внутренним зубчатым венцом для принудительной блокировки.

В профильных пазах этой шестерни расположено восемь заклинивающих роликов 16, подпружиненных штифтами 24. Штифты и пружины 25 вставлены в сверления шестерни и запираются в них пробками.

Внутренняя ведомая обойма 17 муфты свободного хода установлена на валу 11 раздатки МТЗ-80 и может вращаться относительно вала.

В обойме 17 сделан внутренний венец, при помощи которого она может соединяться с зубчатой муфтой 8, посаженной подвижно на шлицы вала 11.

Наружная шестерня 7 может проворачиваться относительно внутренней обоймы 17 на подшипниках.

Передаточные числа переднего и заднего мостов и радиусы качения шин подобраны так, что при отсутствии буксования задних колес шестерня 7 с наружной обоймой муфты свободного хода вращается примерно на 5% медленнее, получая вращение от коробки передач, чем внутренняя обойма 17, получающая вращение от привода передних колес.

При таком движении трактора передние колеса работают в ведомом режиме, ролики 16 расклинены и не препятствуют независимому вращению шестерни 7 и обоймы 17.

Когда задние колеса начинают пробуксовывать, частота вращения передних колес и привода замедляется, соответственно уменьшаются обороты обоймы 17.

При равенстве оборотов шестерни 7 и обоймы 17 ролики раздатки трактора МТЗ-80 заклиниваются, объединяя в одно целое шестерню 10 и обойму 17, и тем самым автоматически подключают передний мост в ведущий режим работы.

Режим работы с автоматическим включением переднего моста является основным. Принудительное включение переднего моста используется в случае необходимости при движении задним ходом, а также в условиях длительной и непрерывной работы переднего моста при большом буксовании трактора, например, на пахоте и сплошной культивации.

В этом случае зубчатая муфта 8 вводится в зацепление с внутренними зубьями шестерни 7 и блокирует муфту свободного хода, жестко соединяя шестерню 7 с валом 11.

Если передний мост включен принудительно, то действие тормозов задних колес распространяется и на передние.

Поэтому для повышения эффективности торможения и безопасности можно использовать принудительное включение переднего моста при работе на скользких дорогах и крутых склонах.

Управляется раздаточная коробка МТЗ-80 зубчатой муфтой 8, которая, перемещаясь с помощью вилки 12 на шлицах вала 11, может занимать три фиксированных положения: муфта свободного хода отключена (нижнее положение упора 22), включена (положение упора 22 в вырезе А стойки 21), заблокирована (положение упора 22 в вырезе Б стойки 21).

Управление зубчатой муфтой раздатки осуществляют при помощи тяги 20 и рукоятки 23, которая выведена в кабину. Усилие от тяги передается наружному рычагу 18,
закрепленному с помощью штифта на поворотном валике.

Внутренний рычаг 13, приваренный к валику, поворачивает вилку 12, которая заходит в кольцевой паз зубчатой муфты 8 и перемещает ее в требуемое положение.

Оцените статью
Грузовые автомобили и спецтехника
Добавить комментарий