- Роль подшипников скольжения во время работы двигателя
- Схема крепления маховика
- Зазор между вкладышем и коленвалом
- Рулевое управление
- Момент затяжки колесных болтов
- Моменты затяжек болтов на двигателе
- Головка блока цилиндров
- Что такое подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС
- Сцепление
- Измеряем зазор между вкладышем и коленвалом
- Таблица усилий затяжки и классы прочности для метрических болтов
- Система смазки
- Опоры двигателя
- Моменты затяжки резьбовых соединений
- Тормозная система
- Электрооборудование
- Задняя подвеска
- Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей
- Коробка передач
- Передняя подвеска
- Газораспределительный механизм
- Кривошипно-шатунный механизм
- Как и с каким усилием производится затяжка коренных и шатунных вкладышей
- Моменты затяжки при ремонте ДВС
- Моменты затяжки резьбовых соединений
- Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей
- Моменты затяжки болтов ГБЦ
- Система впуска воздуха и выпуска ОГ
- Признаки износа вкладышей коленчатого вала
- Момент затяжки свечей зажигания
- Система охлаждения
- Виды, размеры и роль вкладышей коленвала
- Топливная система
Роль подшипников скольжения во время работы двигателя
Наиболее важной и массивной движущейся деталью автомобильного двигателя является коленчатый вал. Он связан с шатунами поршневой группы с одной стороны, получая от них энергию для вращения, и с маховиком с другой.
Коленвал располагается в подшипниках скольжения. Они имеют вид выполненных заодно с блоком цилиндров разъемных постелей.

Для демонтажа применена бугельная конструкция, когда полуокружность каждой постели крепится на двух болтах. Изнутри между материалами шеек коленвала и блоком (бугелем) располагаются износостойкие вкладыши, изготовленные из металла с низким коэффициентом трения по стали или чугуну шейки вала.
С точки зрения крепежных деталей и технологий важными здесь будут болты крепления маховика, их расположение, фиксация и порядок затяжки, а также вворачиваемые в плиту блока бугельные болты.
Схема крепления маховика
Самая распространенная схема крепления маховика к торцу коленчатого вала – это шесть болтов близко к геометрическому центру деталей. Ответная резьба выполнена в теле вала.

Расположение крепежных отверстий искусственно сделано асимметричным. Дело в том, что сочетание коленвала с маховиком должно обладать близким к идеалу балансом.
Иначе на таких больших скоростях вращения, которым соответствуют обороты максимальной мощности современного бензинового двигателя, вибрации выйдут за все допустимые пределы.
Соответственно, если отделить маховик от двигателя, а затем установить его обратно, то ошибка проворота относительно кривошипов коленвала должна быть исключена.
Дополнительной страховкой будут наносимые на маховик метки, как сделанные на заводе, так и мастером, производящим ремонт. Это скорее полезная привычка, чем острая необходимость.
В большинстве случаев поставить маховик неправильно просто не получится, расположение отверстий на нем и на валу не позволит. Но в любом случае проще и быстрее воспользоваться метками, чем проверять все возможные сочетания ради единственно верного.

Второе, что надо обязательно обеспечить, это надежная фиксация крепежных болтов. Момент их затяжки рассчитывается таким образом, чтобы любое страгивание крепежа в процессе эксплуатации было исключено. Рассчитываются все силы, действующие на каждый болт, берутся в расчет коэффициент трения и параметры резьбы.
Но опасность, возникающая при обрыве маховика, слишком велика, поэтому конструкторы позаботились о запасе. Сейчас специальные одноразовые болты крепления маховиков продаются с нанесенным слоем резьбового фиксатора, а затяжка производится на предел текучести болта, то есть после предельного момента совершаются один или два доворота на определенный угол.

Материал в таком состоянии перестает реагировать на возможные малые отвороты при эксплуатации снижением натяга, то есть болты держат с гарантией.
Зазор между вкладышем и коленвалом
Несмотря на особый антифрикционный материал шатунных и коренных вкладышей, работа их невозможна без постоянной подачи масла под давлением. Вал «всплывает» на масляной пленке.
Если бы шейки терлись с такими нагрузками по вкладышам, то мгновенно выделилось бы огромное количество тепла, металл задрало и провернуло. После чего все закончится стуком и заклиниванием мотора.

Чтобы обеспечить стабильное поступление масла, одновременно не потеряв давление в системе смазки, между валом и вкладышами поддерживается стабильный и очень малый зазор.
Величина его рассчитывается по многим параметрам — геометрическим, свойствам масла, давлению и производительности насоса, нагрузке и многому другому.

Порядок ее – несколько сотых долей миллиметра, зависит от конкретного мотора. Выставляется проточкой шеек коленвала и калиброванным размером вкладышей.
Рулевое управление
| Наименование узла, детали | Момент затяжки, Н·м |
| Гайка крепления рулевого колеса | 38 |
| Болт и гайка скобы рулевого механизма | 60 |
| Гайка кронштейна рулевой колонки | 22 |
| Стяжной болт промежуточного вала | 25 |
| Гайка крепления шарового пальца наружного наконечника рулевой тяги | 50 |
| Контргайка наконечника рулевой тяги | 64 |
| Болт крепления насоса гидроусилителя | 25 |
Момент затяжки колесных болтов
Чтобы верно установить колеса авто, требуется для начала при помощи динамометрического ключа равномерно ослабить болты на колесах, а также гайки до рекомендованного момента затяжки.
ВНИМАНИЕ: Каждый производитель авто устанавливается свое собственное значение момента затяжки болтов на колесах.
Данное значение измеряется в Ньютон-метрах.
Моменты затяжек болтов на двигателе
Затяжка болтов на двигателе производиться при помощи специального инструмента. Все параметры о моменте затяжки можно узнать либо из инструкции от производителя, либо у хорошего автомеханика. Момент затяжки болтов зависит от типа установленного двигателя и от производителя.
Головка блока цилиндров
| Резьбовое соединение (крепежный элемент) | Количество | Момент затяжки, Нм |
| Винт декоративной крышки двигателя | 4 | 4-6 |
| Винт крышки головки блока | 12 | 8-10 |
| Винт крышки подшипника распределительного вала | 24 | 12-14 |
| Винт головки блока цилиндров (двигатель 1,4 л) | 10 | 34 + 90° -> ослабить все -> 34+90° |
| Винт головки блока цилиндров (двигатель 1,6 л) | 10 | 29 + 90° -> ослабить все -> 29 + 90° |
Что такое подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС
Подшипники скольжения служат опорой деталям типа вал, которые передают нагрузку другим элементам узла. По своим разновидностям они бывают:
- Радиальные — они передают силы, действующие в радиальном направлении (перпендикулярные оси цапфы).
- Упорные. Их основная функция — воспринимать и передавать силы, которые действуют параллельно оси цапфы.
- Радиально-упорные. Это та разновидность подшипников, которая воспринимает и радиальные, и параллельные силы по отношению к оси цапфы.
Сцепление
| Наименование узла, детали | Момент затяжки, Н·м |
| Болт крепления картера сцепления к блоку цилиндров | |
| Гайка крепления главного цилиндра | 22 |
| Винт рабочего цилиндра сцепления | 7 |
| Болт крепления кожуха к маховику | 15 |
Измеряем зазор между вкладышем и коленвалом
Определить зазор между вкладышами и коленвалом можно двумя основными способами:
- С использованием микрометра. Желательно, чтобы измерительный прибор имел точность до 0,001 мм.
- С использованием специальной калиброванной проволоки из пластика:
- Необходимо сначала очистить рабочие поверхности вкладышей и шеек коленчатого вала.
- Осуществить укладку куска проволоки между проверяемыми элементами.
- Установить шатун вместе с крышкой или крышку коренного подшипника — здесь все зависит от того, у какой шейки осуществляется проверка.
- Далее завинчиваем резьбовые соединения и определяем нужный момент затяжки болтового шатуна. Например, для автомобилей ВАЗ этот показатель соответствует 51 Н*м. Для остальных моделей требуется использовать руководство для получения нужного показателя.
- После совершения этого действия узел опять разбирается, достается проволока. Проволока, которая сплющивается после такого воздействия, вынимается и измеряется по шкале, прилага вместе с комплектом.

Таблица усилий затяжки и классы прочности для метрических болтов
Когда отсутствуют руководство или возможность установить необходимый момент затяжки болтов для конкретных случаев (например, при фиксации колесного распредвала, маховика, ступицы, клапанной крышки или каких-либо других узлов авто, включая ГБЦ ВАЗа), можно использовать стандартную таблицу моментов затяжки болтового соединения. В этом случае ориентируются на тип нарезанной резьбы — метрической, дюймовой, упорной или какого-либо другого типа, а также на размер номинального диаметра.
Несколько примеров моментов затяжки представлены в таблице.
| Диаметр резьбы | Моменты затяжки резьбы в зависимости от диаметра и класса прочности | ||
| Класс прочности | |||
| 3,6 | 4,6 | 5,6 | |
| М16 | 59,9 | 79,9 | 99,8 |
| М18 | 82,5 | 110 | 138 |
| М20 | 117 | 156 | 195 |
| М22 | 158 | 211 | 264 |
| М24 | 202 | 270 | 237 |
На эти показатели можно ориентироваться, определяя момент затяжки болтов ГБЦ.
Система смазки
| Резьбовое соединение (крепежный элемент) | Количество | Момент затяжки, Нм |
| Масляный фильтр | 1 | 12-15 |
| Винт (8×22) передней крышки картера | 1 | 20-26 |
| Винт (8×30) передней крышки картера | 3 | 20-26 |
| Винт (8×45) передней крышки картера | 1 | 20-26 |
| Винт (8×60) передней крышки картера | 1 | 20-26 |
| Винт масляного поддона | 18 | 10-12 |
| Пробка сливного отверстия поддона | 1 | 39-44 |
| Винт маслоприемника | 2 | 15-21 |
| Датчик давления масла | 1 | 15-21 |
| Винт корпуса заднего сальника | 5 | 10-12 |
Опоры двигателя
| Резьбовое соединение (крепежный элемент) | Количество | Момент затяжки, Нм |
| Болт кронштейна опоры двигателя | 3 | 49-64 |
| Гайка подушки двигателя | 1 | 68-93 |
| Болт кронштейна опоры двигателя | 2 | 49-64 |
| Гайка кронштейна опоры двигателя | 1 | 49-64 |
| Болт опоры коробки передач | 3 | 49-64 |
| Болт кронштейна опоры коробки передач | 2 | 68-93 |
| Болт передней опоры силового агрегата | 3 | 49-64 |
| Гайка болта подушки передней опоры силового агрегата | 1 | 49-64 |
| Болт задней опоры силового агрегата | 3 | 49-64 |
| Гайка болта подушки задней опоры силового агрегата | 1 | 49-64 |
Моменты затяжки резьбовых соединений
Из таблицы вы можете узнать какие закручивающие моменты положены для затяжки как болтов так и гаек.
ВАЖНО: Ни в коем случае не превышайте данные значения.
| 6 | 10 |
| 8 | 25 |
| 10 | 50 |
| 12 | 85 |
| 14 | 130 |
| 16 | 200 |
| 18 | 280 |
| 20 | 400 |
| 22 | 530 |
| 24 | 670 |
| 27 | 1000 |
| 30 | 1330 |
| 33 | 1780 |
| 32 | 2000 |
| 36 | 2300 |
| 39 | 3000 |
| 42 | 3700 |
Перечисленные в таблице величины соответствуют стандартным гайкам и болтам, которые имеют метрическую резьбу. В том случае, если используются нестандартные или же специальные крепежи, то следует ориентироваться на руководства по ремонту данной техники.
Тормозная система
| Наименование узла, детали | Момент затяжки, Н·м |
| Болт крепления направляющей колодок к поворотному кулаку переднего колеса | 95 |
| Болт крепления направляющего пальца | 27 |
| Болт-штуцер крепления шланга тормозного механизма переднего колеса | 40 |
| Винт крепления тормозного диска | 4 |
| Гайка крепления главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю | 18 |
| Болт крепления направляющей колодок к кулаку заднего колеса | 56 |
| Болт-штуцер крепления шланга тормозного механизма заднего колеса | 32 |
| Г айка крепления вакуумного усилителя к кронштейну педали тормоза | 22 |
| Г айка кронштейна педали тормоза | 22 |
| Штуцер тормозной трубки | 16 |
| Болт и гайка крепления блока ABS | 15 |
| Штуцер прокачки гидропривода тормоза | 8 |
| Винт датчика скорости переднего колеса | 8 |
| Болт крепления основания рычага стояночного тормоза | 22 |
Электрооборудование
| Наименование узла, детали | Момент затяжки, Н·м |
| Гайка клеммного соединения провода с выводом аккумуляторной батареи | 5 |
| Болт/гайка крепления блок-фары | 4 |
| Г айка крепления заднего фонаря | 4 |
| Гайка крепления рычага щетки стеклоочистителя ветрового стекла | 22 |
| Гайка крепления рычага щетки стеклоочистителя стекла двери багажного отделения | 11 |
| Болт мотор-редуктора очистителя стекла | 8 |
| Болт крепления стартера | 45 |
| Болт крепления кронштейна генератора к блоку цилиндров | 45 |
| Гайка болта нижнего крепления генератора | 25 |
Задняя подвеска
| Наименование узла, детали | Момент затяжки, Н·м |
| Болт крепления подрамника к кузову | 112 |
| Гайка болта крепления заднего поперечного рычага к подрамнику | 90 |
| Болт крепления заднего поперечного рычага к кулаку | 90 |
| Гайка болта крепления переднего поперечного рычага к подрамнику | 90 |
| Болт крепления переднего поперечного рычага к кулаку | 120 |
| Гайка болта крепления продольного рычага к кронштейну | 100 |
| Гайка крепления продольного рычага к кулаку | 150 |
| Болт крепления кронштейна продольного рычага к кузову | 70 |
| Гайка болта крепления нижнего конца амортизаторной стойки к кулаку | 100 |
| Гайка крепления штока амортизаторной стойки к верхней опоре | 75 |
| Гайка крепления верхней опоры стойки | 30 |
| Болт крепления кронштейна штанги стабилизатора поперечной устойчивости | 40 |
| Гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости | 47 |
| Болт крепления цапфы к кулаку | 65 |
Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей
Перед тем, как устанавливать вкладыши необходимо в первую очередь произвести удаление с них смазки консерванта и нанести на них небольшой слой масла. После этого устанавливаются коренные подшипники. Они устанавливаются в постели кореных шеек, не забудьте при этом, что средний вкладыш имеет отличие от других.
Далее следует постановка и затягивание крышек постелей. При этом момент затяжки должен быть применен согласно нормам. Нормы чаще всего указываются в правилах по эксплуатации ТС. Однако бывает, что в эксплуатации об этих нормах нет ни слова, в таком случае следует поискать соответствующую информацию по ремонтным работам с конкретным двигателем. К примеру, для машин марки «Лада Приора» момент затяжки составит от 64 до 81 Н/м.
После следует приступить к установке так называемых шатунных вкладышей. Не забудьте при этом обратить свое внимание на правильность установки крышек. Каждая крышка имеет маркировку, поэтому обращайте на это внимание и не путайте крышки местами.
ВАЖНО: Момент затяжки у данных крышек гораздо меньше нежели у коренных.
Например: Если мы возьмем ту же модель «Лада Приора», то значение момента затяжки вкладышей шатунов в данном случае будет начинаться с 43 до 53 Н/м.
Обратите внимание, что данные, которые мы указали для примера верны лишь в случае, если для ремонта применяются новые вкладыши, для б/у деталей данные показатели будут другими. Если используются уже бывшие в употреблении вкладыши, то следует отталкиваться от максимального значения указанного в документации. Это делается потому, что на деталях в данном случае может иметься выработка. Игнорирование данного факта может привести к значительным отклонениям от нормы.
После затяжки всех болтов желательно будет произвести прокрутку вала. На коленвале есть с боку специальное место под ключ для закручивания гаек, следует спокойно прокрутить его по часовой стрелке. В том случае, если имеется некая неисправность или к примеру, лопнуло кольцо, то вы это увидите. После того, как вы проверите все и убедитесь, что проблем нет следует еще раз проверить все болты при помощи специального ключа на момент затяжки. Не забывайте, что от того на сколько правильно будет произведен весь данный процесс напрямую зависит плотность с которой будут прилегать подшипники скольжения непосредственно к коленчатому валу, а это напрямую влияет на работу двигателя авто. В том случае, если болты будут затянуты не до конца, то может нарушиться весь цикл смазки, что в свою очередь может привести к разбиванию вкладыша. В том случае, если болты будут перетянуты, то смазки может не хватить из-за перегрева вкладыша.
ВАЖНО: При неправильной закрутке болта вкладыш может и вовсе провернуть или расплавиться, а это уже может привести к тому, что двигатель нужно будет ремонтировать полностью.
Коробка передач
| Наименование узла, детали | Момент затяжки, Н·м |
| Болт крепления промежуточного картера | 15 |
| Болт нижней крышки коробки передач | 30 |
| Болт крепления задней крышки коробки передач (короткий) | 15 |
| Болт крепления задней крышки коробки передач (длинный) | 20 |
| Болт крепления механизма переключения передач | 22 |
| Болт стяжного хомута тяги управления | 14 |
| Болт крепления основания механизма управления коробкой передач | 6 |
| Выключатель света заднего хода | 20 |
| Болт крепления привода датчика скорости автомобиля | 4 |
| Болт крепления ведомой шестерни главной передачи | 70 |
Передняя подвеска
| Наименование узла, детали | Момент затяжки, Н·м |
| Гайка крепления верхней опоры амортизаторной стойки к кузову | 25 |
| Гайка крепления штока амортизаторной стойки к верхней опоре | 75 |
| Гайка стяжного болта соединения проушины поворотного кулака с пальцем шаровой опоры | 60 |
| Болт переднего крепления рычага | 125 |
| Болт заднего крепления рычага | 110 |
| Гайка переднего крепления подрамника | 130 |
| Болт заднего крепления подрамника | 196 |
| Болт крепления кронштейна штанги стабилизатора поперечной устойчивости к подрамнику | 25 |
| Гайка крепления стойки стабилизатора | 47 |
| Гайка подшипника ступицы колеса | 300 |
| Гайка крепления колеса | 120 |
Газораспределительный механизм
| Резьбовое соединение (крепежный элемент) | Количество | Момент затяжки, Нм |
| Винт верхней крышки ремня привода ГРМ | 4 | 8-10 |
| Винт нижней крышки ремня привода ГРМ | 5 | 8-10 |
| Винт шкива коленчатого вала | 1 | 137-147 |
| Винт шкива распределительного вала | 1 | 79-98 |
| Винт натяжителя ремня привода ГРМ | 2 | 20-26 |
| Винт направляющего ролика ремня привода ГРМ | 1 | 42-54 |
Кривошипно-шатунный механизм
| Резьбовое соединение (крепежный элемент) | Количество | Момент затяжки, Нм |
| Гайка крышки шатунного подшипника | 8 | 31,5-34,0 |
| Винт крышки коренного подшипника | 10 | 54-59 |
| Винт маховика (МКП) | 5 | 118-127 |
| Винт пластины привода гидротрансформатора (АКП) | 5 | 118-127 |
Как и с каким усилием производится затяжка коренных и шатунных вкладышей
Следует учитывать, что моменты затяжки для этих элементов также определяются маркой и классом автомобиля. Например, для Лады Priora этот показатель составит:
- для коренного вкладыша интервал от 68,31 до 84,38 Н*м;
- для шатунного подшипника – от 43,3 до 53,5 Н*м.
Моменты затяжки при ремонте ДВС
Для каждого двигателя существует таблица, куда сведены все моменты затяжки резьбовых соединений. Указывается номинальная величина и допустимые отклонения в виде минимума и максимума.

Моменты затяжки резьбовых соединений
Типовых значений для всех машин и болтов не существует. Момент зависит от:
- класса прочности крепежных изделий;
- материала крепежа и сопрягаемых деталей;
- геометрических параметров резьбы, диаметра и шага;
- типа резьбы, они могут отличаться по профилю в зависимости от используемого стандарта;
- наличия дополнительных веществ на резьбе, например, смазки или фиксирующих составов;
- дополнительных фиксаторов, например, это могут быть шайбы Гровера, различные виды более надежных стопоров.

Без подобной таблицы и надежного поверенного динамометрического ключа за ремонт двигателя лучше не браться.
Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей
На величину масляного зазора натяг со стороны крепежа в бугельном соединении не влияет. Всё усилие передается через плоскость бугеля, вкладыши не прижмутся к шейке вала.
Более того, для точного поддержания геометрии постелей часто используется отделение крышки методом разрыва с ломаной формой стыка, поэтому болты тянутся по таблице указанным в ней моментом.

Обычно это несколько десятков ньютон-метров. Может быть уточнение по порядку затяжки, нескольким этапам или доворотам.
Моменты затяжки болтов ГБЦ
Болты головки блока – это самое ответственное резьбовое соединение в автомобиле. Они отвечают за правильную деформацию прокладки и надежное уплотнение камер сгорания.
Здесь же проходят многочисленные каналы масла под давлением, а также системы охлаждения. Малейшая неплотность приводит к быстрому выходу из строя мотора в целом.
Болты головки тянутся в несколько приемов, постепенно обжимая прокладку. Используется тот же прием, что описан выше – затяжка идет на предел текучести.

Например, достаточно типичный случай, хотя каждый мотор строго индивидуален и надо смотреть руководство:
- предварительная подтяжка до 40 Нм;
- второй этап подтяжки моментом до 80 Нм;
- первый доворот на 90 градусов;
- второй доворот на 90 градусов.
Порядок протяжки – по схеме из инструкции, они у всех двигателей разные, но примерно от центра к краям. Болты приобретаются новые, поскольку они уже были подвержены необратимой пластичной деформации.
Система впуска воздуха и выпуска ОГ
| Резьбовое соединение (крепежный элемент) | Количество | Момент затяжки, Нм |
| Гайка впускного коллектора | 6 | 15-20 |
| Винт(8×22)впускного коллектора | 2 | 15-20 |
| Винт(8×45)впускного коллектора | 1 | 15-20 |
| Винт стойки впускного коллектора | 4 | 18-25 |
| Гайка выпускного коллектора | 9 | 29-34 |
| Датчик кислорода | 1 | 49-59 |
| Винт выпускного коллектора и теплового экрана | 3 | 17-22 |
| Винт корпуса воздушного фильтра | 3 | 8-10 |
| Винт и гайка дроссельного узла и ресивера | 4 | 15-20 |
| Гайка выпускного коллектора и переднего глушителя | 2 | 29-39 |
| Гайка переднего и промежуточного глушителей | 2 | 29-39 |
| Гайка промежуточного и основного глушителей | 2 | 29-39 |
Признаки износа вкладышей коленчатого вала
Несмотря на обилие масла, вкладыши со временем изнашиваются. Проявляется это достаточно однозначно:
- падает общее давление масла в системе смазки;
- появляются глухие стуки в нижней части двигателя;
- из-за износа упорных полуколец, часто выполненных заодно с вкладышами, коленвал приобретает нештатный осевой люфт.

Такое мотор эксплуатировать крайне нежелательно, поскольку все прочие узлы подвергаются ускоренному износу из-за масляного голодания и продуктов разрушения подшипников коленвала.
Момент затяжки свечей зажигания
Для ремонта и монтажа свечей применяется специальный инструмент, который называется динамометрический ключ и об этом не следует забывать. Нужно также понимать, что разнятся не только диаметры резьб в самом корпусе двигателя, но и момент затяжки у каждого производителя авто свой. Поэтому специалисты говорят о важности понимания «крутящегося момента» устанавливаемой свечи. Все зависит не только от самой структуры резьбы, но и от силы с которой производиться монтаж. В том случае, если требуется монтировать свечу, а специализированного инструмента под рукой нет, то допускается монтаж с использованием подручного инструмента. Для того, чтобы понять с какой силой следует затягивать свечу, требуется для начала с нею ознакомиться. Чаще всего производители оставляют информацию такого характера на упаковке или же в руководстве к изделию. Помимо детальной схемы, а также правильной последовательности установки в таких инструкциях чаще всего прописывают информацию и о резьбе данной свечи.
Перед тем как приступить к монтажу свечей следует соблюсти ряд необходимых условий. Первое правило, которое необходимо соблюсти — это производить монтаж только при холодном двигателе. Также следует произвести тщательную зачистку резьбы от продуктов нагара.
ВАЖНО: Существует мнение, что резьбу новой свечи следует предварительно смазать. Однако это не верно, и такие действия могут привести к негерметичному затягиванию.
Изначально свечу следует вкрутить руками, однако не стоит проявлять излишний фанатизм в этом деле и вкручивать до упора. После того как вы произвели фиксацию свечи, следует подкрутить ее при помощи свечного ключа на несколько оборотов. Количество оборотов в данном случае зависит от типа используемой прокладки, а также от размера резьбы. Например, для стандартного вида свечи с резьбой М14 достаточно будет 180 градусов, то есть 20 Нм. Информацию о размере резьбы можно найти на упаковке либо же на самом корпусе свечи (иногда гравировку делают на изоляторе).
ВАЖНО: Правильность монтажа свечи важна, так как от этого зависит долговечность мотора авто.
Не следует вкручивать деталь до упора, так как в этом случае вы можете повредить и без того хрупкую резьбу не только на самой свече, но также высока вероятность повреждения паза в двигателе, что чревато более серьезными последствиями. Для того чтобы произвести монтаж свечи не надо много опыта или знания технической литературы. Самое главное в этом деле это соблюдать осторожность, а также не лишним будет ознакомиться с информацией, которую предоставляют производители.
Система охлаждения
| Резьбовое соединение (крепежный элемент) | Количество | Момент затяжки, Нм |
| Винт шкива водяного насоса | 4 | 8-10 |
| Винт(8×28)водяного насоса | 3 | 12-15 |
| Винт(8×45)водяного насоса и планки генератора | 1 | 20-26 |
| Винт (8×65)водяного насоса и планки генератора | 1 | 20-26 |
| Гайка корпуса термостата | 2 | 15-20 |
| Винт впускного и выпускного патрубка | 4 | 15-20 |
| Датчик температуры охлаждающей жидкости | 1 | 20-39 |
| Винт впускной трубы системы охлаждения | 1 | 10-15 |
Виды, размеры и роль вкладышей коленвала
Двигатель является многокомпонентным механизмом, содержащим большое количество деталей. Если оценивать роль вкладышей коленвала, то они служат как подшипники скольжения, создавая необходимый момент вращения на коленчатом валу. В ВАЗ они защищают некоторые элементы, не допуская преждевременного износа сопрягающихся деталей.
По своим конструктивным особенностям они бывают:
- Коренные. Контактируют с той частью коленчатого вала, где она проходит через двигатель внутреннего сгорания.
- Шатунные. Чаще всего располагаются на шейке вала.
Размер вкладышей определяется стандартом. Отдельные типоразмеры содержатся в таблице.

Топливная система
| Резьбовое соединение (крепежный элемент) | Количество | Момент затяжки, Нм |
| Болт/гайка топливного бака | — | 39-54 |
| Болт подводящего топливопровода | — | 15-20 |
| Болт топливного насоса | — | 2-3 |
- https://AutoVogdenie.ru/moment-zatyazhki-korennyx-i-shatunnyx-vkladyshej.html
- http://www.chevyman.ru/Lacetti/J200/main/service/momenty-zatyazhki-otvetstvennyh-rezbovyh-soedineniy
- https://moment-zatyazhki.ru/
- http://www.HyundaiBook.ru/Accent/MC/power/engine/momenty-zatyazhki-rezbovyh-soedineniy
- https://autolirika.ru/remont/momenty-zatyazhki-rezbovyh-soedinenij.html
