- Устройство и работа электрофакельного подогревателя
- Схема подвесного на мтз 82
- Как работает электрофакельный подогреватель МТЗ-82
- Обзор кабины МТЗ-80
- Подогрев двигателя мтз 82 от 220 вольт
- Подогреватель в системе охлаждения
- Электрофакельный подогреватель дизеля Д-245 трактора МТЗ-100 и МТЗ-102
- Принцип действия
- Ремонт системы подогрева
- Предпусковые подогреватели двигателя МТЗ 82(80)
- Составные элементы подогревателя МТЗ
- Обзор популярного трактора МТЗ 82
- Основные технические характеристики
- Особенности техобслуживания и управления трактором
- Электрофакельный подогреватель ЗИЛ-133
Устройство и работа электрофакельного подогревателя
Устройство и работа электрофакельного подогревателя
Принцип действия электрофакельного подогревателя основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры, факелом пламени, образующимся во впускных трубопроводах при испарении и сгорании паров дизельного топлива в период стартерной прокрутки двигателя. В двигателях модели 740 автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320 применен аналогичный по конструкции электрофакельный подогреватель.
В электрическую систему электрофакельного подогревателя входят две электрофакельные свечи, электромагнитный топливный клапан, резистор термореле, реле включения электрофакельных свечей, реле включения обмотки возбуждения генератора, контрольная лампа и кнопка включения.
Электрофакельные свечи ввернуты в резьбовые отверстия впускных коллекторов двигателя и подсоединены к магистрали низкого давления системы питания топливом на участке фильтр тонкой очистки топлива -— топливный насос высокого давления. Топливо к свечам подается при пуске двигателя топливоподкачи .а-ющим насосом низкого давления через фильтр тонкой очистки, при этом перепускной клапан топливного насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива перекрывают дренажные топливопроводы и обеспечивают подачу топлива под давлением на свечи с минимальной задержкой времени от момента открытия электромагнитного клапана.
В корпусе размещен электрический нагревательный элемент, представляющий собой металлический кожух, внутри которого запрессована спираль в специальном наполнителе, обладающем хорошей теплопроводностью и обеспечивающем электрическую изоляцию спирали от кожуха. Топливо, поступающее из системы питания, проходит через фильтр и жиклер в нагревательную полость, где оно нагревается и испаряется. Для получения в небольшом объеме большой поверхности испарения предусматриваются сетки. Экран с двумя рядами отверстий для прохода воздуха предотвращает срыв и затухание факела пламени при повышении скорости движения Еоздуха во впускных трубопроводах вследствие высоких оборотов стартерной прокрутки или после пуска двигателя.
Электромагнитный топливный клапан (рис. 2.30) обеспечивает включение (при открытии клапана, приводимого в действие катушкой соленоида) и отключение (при закрытии клапана пружиной после снятия напряжения с катушки) подачи топлива к факельным свечам в соответствии со схемой управления. Он установлен на двигателе.

Рис. 2.30. Электрическая схема пускового устройства: 1— гыключатель приборов и стартера; 2 — реле включения и блокировки выключателя «массы»; 3 — кнопка выключателя «массы»; 4 — выключатель «массы»; 5 — реле включения стартера; 6 — аккумуляторные батареи; 7 — дублирующий выключатель старт:ра; 8 — стартер; 9 — реле включения обмотки возбуждения генератора; 10 — регулятор напряжения; 11 — обмотка возбуждения генератора; 12 — термореле; 13 — выключатель пускового устройства; 14 — реле включения свечей на максимальное нагревание; 15 — контрольная лампа; 16 — электромагнитный топливный клапан; 17 — электрофакельная свеча
Резистор с термореле и добавочным сопротивлением обеспечивает готовность электрофакельного подогревателя к работе своевременным включением электромагнитного топливного клапана и предварительным накалом нагревательных элементов факельных свечей. Резистор представляет собой открытую нагревательную спираль; термореле выполнено в виде контактов из биметаллической пластины, которые замыкаются по мере ее прогрева. Резистор с термореле и добавочным сопротивлением установлены на панели кабины.
Работа электрофакельного подогревателя обеспечивается специальной электрической схемой пускового устройства (рис. 2.30), являющейся составной частью электрооборудования автомобиля. Работа электрофакельного подогревателя делится на три этапа: до пуска двигателя, в период его пуска, после пуска.
Для обеспечения надежного воспламенения топлива и создания факела пламени во впускных трубопроводах в период пуска двигателя необходимо обеспечить предварительный накал нагревательных элементов в течение 1 …2 мин и своевременную подачу топлива путем открытия электромагнитного топливного клапана. Питание пускового устройства электрофакельного подогревателя производится от аккумуляторных батарей включением кнопки выключателя «массы» по цепи: «+» аккумуляторных батарей, клеммы стартера, реле стартера, амперметр, выключатель приборов и стартера, замкнутые контакты реле блокировки выключения аккумуляторных батарей, кнопка выключателя «массы», обмотка выключателя «массы», «—» аккумуляторных батарей.
До пуска двигателя при повороте ключа выключателя в перьое (I) фиксированное положение «Нагрев» включается цепь обмотки реле, что приводит к размыканию нижних и замыканию верхних контактов цепи, в которую входит кнопка выключателя пускового устройства. При нажатии на кнопку питание от аккумуляторных батарей подается на нагревательные элементы свечей по замкнутой цепи: «+» аккумуляторных батарей, клеммы стартера, реле стартера, амперметр, выключатель, контакты реле и кнопки, резистор термореле, нагревательные элементы свечей, «—» батарей.
Так как контакты термореле разомкнуты, то происходит разогрев нагревательных элементов свечей. Кроме того, при включении кнопки питание подается на обмотку реле, которое размыканием своих контактов разрывает цепь обмотки еоз-буждения генератора, защищая факельные свечи от напряжения, вырабатываемого генератором.
По истечении 1…2 мин в зависимости от температуры окружающего Еоздуха биметаллическая пластина термореле, нагреваясь, изгибается и замыкает контакты, вследствие чего открывается электромагнитный топливный клапан, обеспечивающий доступ топлива к свечам. Одновременно загорается контрольная лампа, сигнализирующая о готовности системы к пуску двигателя.
Для пуска двигателя необходимо нажать на педаль подачи топлива и повернуть ключ выключателя во второе нефиксированное положение «Старт». При этом включается обмотка реле стартера, замыкает свои контакты и приводит в действие тягоЕое реле стартера, обеспечивая введение шестерни привода в зацепление с венцом маховика и включение стартера. Одновременно при повороте ключа включается обмотка реле, которая переключением своих контактов шунтирует резистор термореле. Нагревательные элементы факельных свечей через кнопку получают полное напряжение аккумуляторных батарей в обход спирали термореле, так как при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение на их выводах снижается.
В период пуска топливоподкачивающий насос низкого давления через открытый электромагнитный клапан подает топливо к предварительно накаленным нагревательным элементам факельных свечей, в которых оно дозируется, испаряется и, смешиваясь с воздухом, воспламеняется. Факел пламени, образуемый движением воздуха, всасываемого двигателем в зоне свечей, обеспечивает прогрев воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, ускоряя воспламенение топлива.
После пуска двигателя освобожденный ключ выключателя под действием пружины возвращается в фиксированное положение; цепь обмотки реле выключается, и его контакты размыкают цепи обмоток тягового реле, выключая при этом стартер. Одновременно размыкается и цепь обмотки реле, и пружина, переключая его контакты, размыкает цепь, обеспечивающую полный накал нагревательных элементов свечей.
При необходимости продолжения работы факельного подогрева после пуска двигателя и возвращения ключа выключателя в фиксированное положение водитель для обеспечения дальнейшей устойчивой работы двигателя имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела во впускных трубопроводах, держа включенным кнопочный выключатель.
При отпускании кнопки выключаются термореле и свечи, прекращается подача топлива клапаном и горение сигнальной лампы. Одновременно размыкается цепь обмотки реле и пружина реле, замыкая его контакты, включает обмотку возбуждения генератора, обеспечивая тем самым включение генераторной установки. Электромагнитный подогреватель выключается.
Схема подвесного на мтз 82
Подвеска предназначена для шарнирного крепления тяговой рамы с отвалом к основной раме автогрейдера и обеспечения его установки отвала в различные положения, которые необходимы для нормального функционирования машины.
Подвеска тяговой рамы к основной раме осуществляется на трех разных точках. Одним из которых, является шаровой шкворень, шарнирно соединяющий обе рамы, — это передняя по ходу автогрейдера подвеска.
Есть так же задняя подвеска, которая осуществляется с помощью двоих гидроцилиндров подъема отвала, закрепленные шарнирно за две проушины хомута на основной раме автогрейдера, и шаровые шарниры поперечной балки тяговой рамы.
Гидроцилиндры могут либо поднимать, либо опускать тяговую раму в зависимости от их включения, так же они соединяют обе рамы.
Как работает электрофакельный подогреватель МТЗ-82

Электрофакельный подогреватель МТЗ-82: Для чего нужен и как работает? Схема устройства ЭФП.
Для разогрева воздуха и для запуска дизельного двигателя Д — 240, 243 существует специальное устройство — электрофакельный подогреватель МТЗ — ЭФП, устанавливающийся непосредственно во втягивающем коллекторе трактора.
Какого-то целенаправленного обслуживания и специальных настроек этот подогреватель не требует, ибо его изначальная (заводская) регулировка включения, а также зазор между сердечником и штуцером выставляются самим производителем.
Однако следить за ним в период эксплуатации белорусского трактора всё же нужно, проверяя прочность креплений, электрическую проводку, топливный трубопровод и при возникающей необходимости прочищать жиклёр в штуцере.
Обзор кабины МТЗ-80
Модели с малой кабиной пользуются большим спросом среди покупателей за счет своей компактности. Их кабины изготовлены из тонкой листовой стали. Внутри кабина оббита шумоизоляционным материалом. К конструкции она крепится посредством четырех амортизаторов из резины, которые смягчают тряску и вибрацию.

При эксплуатации водитель имеет хороший обзор местности. Под передними и задними окнами установлены стеклоочистители. Заднее окно и крыша могут открываться для притока воздуха. Для комфортабельности при посадке и езде трактор оборудуется двумя ступенями и поручнями с обеих сторон кабины.
Водителю трактора предоставляется удобное сиденье с возможность регулировки наклона спинки. Высота кресла регулируется по вертикали и горизонтали.
Перед сиденьем находится передняя панель с органами управления. Под приборной панелью находятся педали с отдельным тормозом. Справа от руля расположены рычаги управления гидравлической системой и рычаг запуска ВОМ.
Подогрев двигателя мтз 82 от 220 вольт
Практика показала, что нагретый дизель выше 50°С заводится в условиях любой низкой окружающей температуры, при исправной и налаженной топливной аппаратуре, без каких-либо проблем. Это объясняется уменьшением сопротивления вращению в конструктивных осях кривошипного механизма и движению деталей в цилиндрах дизеля, а также достаточно комфортной температуры для воспламенения топлива в камерах сгорания. Запуск тёплого двигателя обеспечивает моментальное поступление смазки к деталям, что обеспечивает мягкий старт и сохранность ресурса агрегата.
Изначально для общего разогрева трактористы использовали кустарные методы: перед запуском подогревали слитую с блока охлаждающую жидкость, грели поддон дизеля горелками с открытым огнём или внешними электронагревательными приборами. Такие методы часто сопряжены с нарушениями техники безопасности, неудобны и длительны по времени.
Подогреватель в системе охлаждения
Для комфортного и безопасного предпускового обогрева двигателя на рынке существуют встраиваемые котлы, запитка которых осуществляется от общей электросети 220 вольт. Нагрев осуществляется за счёт тэны в составе котла при контакте с охлаждающей жидкостью дизеля.

Универсальный проточный автоподогреватель
Примером такого оборудования являются электронагреватели охлаждающей жидкости проточного типа. Устройство своим приёмным патрубком подсоединяется к системе охлаждения через штуцер, установленный вместо сливного крана с правой стороны блока двигателя Д 240. Таким образом, нагреватель получает холодную жидкость для нагрева. Выходной патрубок соединяется через тройник с отводным патрубком с блока на печку. За счёт конвекции нагретая жидкость естественным образом выталкивается вверх и перетекает через отвод печки в блок дизеля. Такие нагреватели универсальны в своём применении и используются для всех типов тракторных и автомобильных двигателей с жидкостным охлаждением, имеют однотипную конструкцию с различной мощностью нагревательной тэны.

Универсальный проточный автоподогреватель на МТЗ 80
По опыту практиков, при использовании нагревателя с мощностью от 1,5 до 2 кВт/час, для прогрева дизеля трактора МТЗ 80(82) до температуры 40-50°С , на морозе — 20°С, подогрев может занять до 2 часов.

Котёл для подогрева охлаждающей жидкости МТЗ 82/80
Также в продаже представлены специальные подогреватели охлаждающей жидкости для двигателя Д-240,243,245. Устройство крепится соединительным фланцем с левой стороны двигателя вместо заглушки в блоке. Рабочая ёмкость оборудования получает холодную жидкость — нагревается и выталкивается самотёком обратно в рубашку охлаждения. Монтаж нагревателя данной конструкции возможен при отсутствии пускового двигателя ПД 10, то есть в комплектации дизеля электростартером.

Двигатель МТЗ 82 с подогревателем жидкости на блоке
Появление на рынке универсальных автоподогревателей с принудительной циркуляцией жидкости, которые оборудованы дополнительно электропомпой, позволяет значительно сократить время нагрева. Такие приборы, естественно, дороже по стоимости более технологичны в своей конструкции. Поэтому, покупая оборудование, нужно обращать внимание на качество и соответствие технических характеристик устройства для использования при разогреве тракторного двигателя.

Автоподогреватель Северс+ с помпой
Автоподогреватель с помпой
Электрофакельный подогреватель дизеля Д-245 трактора МТЗ-100 и МТЗ-102
Чтобы подогреть воздух и облегчить пуск дизеля во всасывающем коллекторе устанавливается электрофакельный подогреватель дизеля Д-245 трактора МТЗ-100 и МТЗ-102. От аккумуляторной батареи электроток подводится раздельно к катушке электромагнита и к спирали. Подогреватель вводится в работу тем же включателем, что и стартер.
Принцип действия
Благодаря электрическому току от батареи аккумулятора, подводящемуся к спирали и электромагнитной катушке, подогреватель включается одним тумблером вместе со стартером.
В одном положении электричество от АКБ поступает на спираль и снижает напряжение до 10 В, а в другом положении подключается электромагнитная катушка. Элемент контроля расположен на панели приборов самого трактора, а весь прогрев занимает не более 15-20 секунд, удерживая температуру около 950 градусов.
Электромагнитная катушка выбирает якорь, являющийся одновременно и клапаном, а через образовавшееся отверстие поступает горючее, попадающее на спираль, раскалённую до бела, где и воспламеняется, позволяя запустить дизель.
По ходу запуска дизельного двигателя Д — 240, 243, горючее доставляет специальная помпа подкачки, а непосредственная подача осуществляется отдельным дозатором, состоящим из тройного войлочного диска, зажатого удерживающей гайкой. Таким образом, уровень доставляемого через дозатор горючего в общей сложности не превышает 12 куб. см в минуту.
Как только дизельный двигатель Д — 240, 243 запускается электромагнитная катушка отключается от питания аккумуляторной батареи вместе со стартером, якорь-клапан с помощью пружины возвращается в исходное положение, закрывая собой отверстие, через которое поступало горючее на раскалённую спираль, и работа электрофакельного подогревателя сразу завершает свою работу.
Ремонт системы подогрева
Рассмотрим, как устранить проблемы с системой подогрева двигателя. Из-за того, что МТЗ-80 и МТЗ-82 создавались еще во времена существования Советского Союза, инженерам завода ставилась вполне конкретная задача: адаптировать машину к работе на всех климатических поясах страны. Конструкторы приняли решение установить специальный предпусковой подогреватель двигателя 220В на МТЗ-82, который обеспечивал бесперебойную работу трактора как в знойные дни, так и холодные.
Для того чтобы сделать процесс запуска мотора более легким, устанавливается электрофакельный предпусковой подогреватель на МТЗ 220В. Подпитывается предпусковой двигатель на МТЗ при помощи установленной на борту трактора аккумуляторной батареи, а управление механизмом запускается изнутри кабины тракториста. Когда включается подогрев двигателя МТЗ-82, нить накаливания разогревается за 20 секунд. На следующем этапе подключается электромагнитная обмотка. Затем открывается топливный клапан, через него топливо протекает на нить накаливания и там воспламеняется.

Предпусковой подогреватель МТЗ — элемент, находящийся в группе риска, большое количество поломок трактора связаны с ним. Стук в двигателе МТЗ может быть связан с поломкой именно в этом элементе, поэтому следует проверить подогреватель 220 В в первую очередь. Неисправности, связанные с этим элементом, довольно сложно решить самостоятельно, однако некоторые умельцы сами могут установить новый подогреватель. Если вам интересен такой подход, собирайте информацию в интернете и приступайте к ремонту и процессу монтажа подогревателя.
Стук в нижней части двигателя может свидетельствовать об износе шеек коленчатого вала. Если проблема действительно в этом, ремонт двигателя будет заключаться в смене вкладышей вала.
Предпусковые подогреватели двигателя МТЗ 82(80)
Задачей оборудования для предпускового обогрева является стимуляция запуска двигателя в холодное время. Предварительный подогрев особенно важен для дизельных двигателей ввиду высоких показателей степени сжатия, требующих повышенных вращательных усилий, а также создания оптимальных температурных условий для воспламенения топлива в камерах сгорания. В зависимости от способа подогрева, кроме стимуляции быстрого запуска, устройства могут обеспечивать общий разогрев цилиндропошевой группы и деталей кривошипношатунного механизма двигателя, что обеспечивает мягкий запуск, исключающий повышенный износ холодного механизма.

Ранее преподаватели по тракторному делу в своих лекциях отмечали, что один пуск в холодное время года по износу трущихся сочленений двигателя приравнивается к 1000 км пробега. Такой факт объяснялся плохим прохождением застывшего масла по смазочным каналам в холодном двигателе и отсутствием на поверхностях трущихся деталей достаточной масляной плёнки в момент пуска. Конечно, с учётом свойств современных смазочных материалов этот показатель уменьшился в несколько раз, однако, фактор холодного пуска является одним из основных причин износа деталей агрегата.
Составные элементы подогревателя МТЗ
Система включает в себя две свечи.
Детали МТЗ ввернуты в резьбовые отверстия коллекторов мотора трактора. Присоединяются к магистрали низкого давления.
Состоят свечи из следующих компонентов:
- Нагревательный элемент;
- Кожух;
- Корпус;
- Фильтр топливный;
- Экран;
- Топливный жиклер;
- Спираль;
- Трубка;
- Сетка;
- Гайка.
Топливо к электрофакельным свечам поступает при запуске мотора трактора за счет подкачивающего насоса через специальный фильтр тонкой очистки. Клапаны перекрывают дренажные топливопроводы.
Таким образом обеспечивается минимальное время задержки при подаче горючего. Помимо свечей в состав подогревателя МТЗ входят:
- Клапан;
- Резистор;
- Реле включения;
- Контрольная лампа;
- Выключатель;
- Реле обмотки.
Обзор популярного трактора МТЗ 82

В 1974 году Минский тракторный завод начал выпуск универсально-пропашного колесного трактора МТЗ-82. С течением времени изначальная модель подвергалась некоторым изменениям, которые сделали этот трактор эффективным и востребованным в условиях современного сельского хозяйства. Изменениям была предана и кабина, которая стала намного удобней и комфортабельной.
В основе устройства трактора МТЗ 82 лежит полурамная конструкция, в которой используются несущие картеры узлов трансмиссии. В этой модели двигатель установлен в передней части транспортного средства, трактор полноприводной, но все равно диаметр задних колес в несколько раз больше чем у передних. На передних колесах лежит как функция направления движения, так и тяговая функция, в связи с чем их диаметр гораздо меньше чем задних.
На этой модели установлена механическая трансмиссия с надежным двигателем, что обеспечивает стабильную работу в практически любых условиях. Тракторная машина изготовлена по стандартному конструкционному принципу для специализированного транспорта этого типа. В устройство полурамы входит два швеллера, которые закреплены спереди брусом литого типа.
Каркас машины состоит из блока муфты сцепления, коробки переключения скоростей, а также задней мостовой опоры. На транспортном средстве установлен двигательный механизм Д-243 с задней мостовой опорой, который оснащен электростартером.
Двигатель прикреплен листовым элементом к муфтенному блоку сцепления и оборудуется с помощью опорного шарнира на переднем брусовом компоненте.
На переднем брусе поставлены радиаторные устройства масляного и водяного типа, гидроусилитель руля и шторка управления температурой мотора. Сразу же за мотором размещены системы образования силового усилия: сцепляющая муфта с тормозным приспособлением, КПП, которая включает передних скоростей до восемнадцати, а задних скоростных режима всего лишь четыре. Дифференциал задней мостовой опоры блокируется в автоматическом режиме.
Заднее валовое приспособление мощностного отбора оснащено двухсторонним, самостоятельным и синхронным приводным механизмом. У бокового валового приспособления для мощностного отбора, при 754 оборотах в минуту, отсутствует действие понижающего редукторного устройства, а при 570 оборотах в минуту — понижающие редукторное устройство просто необходимо .
К передней мостовой балке тракторов МТЗ 82, от системы переключения скоростей подключается переднее приводное приспособление, благодаря чему обеспечивается синхронное движение обоих пар колес на любой скорости.
Сверху крышки заднего моста, под нижней частью кабины расположены силовой регулятор и основной цилиндр. Устройство для крепления сельскохозяйственных механизмов представляет собой конструкцию из четырех звеньев, которые регулируются по длине раскосами. На тракторе установлена пневматическая система, которая обеспечивает торможение прицепов при одноприводном режиме, а также трактор имеет пневматическую систему крепления прицепов, которая оснащена гидроприводом.
На трактор МТЗ 82 установлены аккумуляторные батареи постоянного стока, с номинальным напряжением в 12В. В общем, система питания состоит из: электрофакельный подогреватель, стартер, генератора переменного тока, дорожные фары, стоп-сигналы, очистителя для стекол, габаритных огней, устройства подачи звукового сигнала, переносной лампу с плафоном, приборной панель со всеми составляющими, семиштырьковую штепсельную розетку, а так же коммутационную аппаратуру.
Основные технические характеристики
Технические характеристики трактора МТЗ 82 наглядно показывают, что он превосходно подходит для работы в различных сферах сельскохозяйственной деятельности. На данной модели установлен двигатель Д-243 с мощностью 60 кВт или 81 литров за секунду, с четырьмя цилиндрами, который работает на дизельном топливе. Рабочий объем двигателя равен 4.75 л, а сам дизель оснащен непосредственным впрыском.
Диаметр цилиндра равен 110 мм при ходе поршня в 125 мм. При 1400 оборотах в минуту, максимальный крутящий момент равен 290 Н.м (29 кг. см). Вес трактора МТЗ 82 равен 3700 кг, а максимальная грузоподъемность достигает 3200 кг, номинальное давление — 20 МПа. Максимальная скорость трактора, составляет 33,4 километра в час (при движении вперед), а при движении задним ходом — 8,97 километров в час.
Минимальный поворотный радиус движения техники не превышает 3,8 метров.
Представленная модель оснащена кабиной ROPS, то есть, она достаточно безопасна и отвечает требованиям ОЕСД. Кабинный отсек очень комфортный и имеет фильтрацию воздуха, который подается вентилятором. Также кабина оснащена системой подогрева и открывающимися боковыми окнами, установлены электрические стеклоочистители окон и моющее приспособление, для переднего стекла.
Особенности техобслуживания и управления трактором
Техническое обслуживание трактора МТЗ сводится к постоянному уходу за всеми системами транспортного средства, а также следованию правилам использования и технике безопасности при работе с техникой данного класса. Своевременная замена отдельных механических деталей является залогом длительной и бесперебойной эксплуатации транспортного средства. Постоянное эксплуатационное обслуживание, осуществляемое профессиональными механиками, продлит срок службы тракторной техники.
Данная модель трактора использует в качестве топлива дизель. Расход топлива трактора рассчитывается по формуле Р=0,7*230*75=12 кг/час, в конечном итоге получается часовой расход. Также стоит брать во внимание, что удельный расход может колебаться от 220 гкВт/ч до 260 гкВт/ч. Литры в час рассчитывают исходя из счетчика моточасов. Так как на расход топлива влияют множество факторов, то расход может меняться, в зависимости от нагрузки. В основном повышение расхода топлива на этой модели связанно с поломкой мотора и его систем, скорости движения, и «агрессивная» манера вождения транспортного средства.
Управление трактором МТЗ 82 включает в себя пуск двигателя в период холодов, а также уход за системами: смазки, питания, охлаждения, а так же уход за транспортным средством в зимнее время.
Запускать двигатель следует при помощи предпускового подогревателя, так же следует использовать факельный подогреватель, для облегчения воспламенения топлива и подогрева воздуха. Уход за системами трактора осуществляется согласно паспорту транспортного средства.
Правда, стоит отметить, что при температурах до —30° С следует заливать дизельное топливо для зимнего периода, а при температурах окружающей среды ниже —30° С — арктическое дизельное топливо ДА.
Не стоит запускать двигатель МТЗ 82 при минусовых температурах, если система охлаждения не заполнена охлаждающей жидкостью. В зимних условиях возможно замерзание охлаждающей жидкости в радиаторе, в связи с чем, усложняется запуск двигателя и возможен разрыв труб охлаждения. Настоятельно рекомендуется использовать с наступлением холодов антифризы и утеплять двигатель специальными чехлами. Если же нет возможности использовать антифризы, то подойдет дистиллированная вода, которую нужно ежедневно сливать после рабочего дня.
Электрофакельный подогреватель ЗИЛ-133
Электрофакельный подогреватель облегчает пуск холодного двигателя в зимний период эксплуатации путем подогрева воздуха, всасываемого в цилиндры. Воздух подогревается от факела пламени, образующегося на свечах, установленных во впускных трубопроводах при сгорании дизельного топлива в период пуска и после пуска в режиме сопровождения. Повышение температуры всасывающего воздуха дает возможность повысить температуру конца сжатия в цилиндрах двигателя и этим облегчить условия самовоспламенения топлива.

Рис. 18.1. Факельная штифтовая свеча: 1 — защитная гильза; 2 — сетка; 3, 7, 8 — гайки; 4 — испаритель; 5 — фильтр; 6 — жиклер; 9 — шайба изоляционная; 10 — втулка изоляционная; 11 — нагреватель; 12 — корпус свечи.

Рис. 18.2. Электромагнитный топливный клапан. 1 — основание; 2 — гильза; 3 — якорь; 4 — катушка; 5 — сердечник; 6 — штекер.
Электрофакельный подогреватель обеспечивает пуск двигателя при температуре окружающего воздуха до —25 °С. При этом при температурах ниже —12 °С система смазки должна быть заправлена загущенным маслом М6з/10В.
Электрофакельный подогреватель включает в себя две факельные штифтовые свечи, электромагнитный топливный клапан, добавочный резистор с термореле и коммутационную аппаратуру, обеспечивающую работу подогревателя.
Факельные штифтовые свечи служат для получения факела во впускном трубопроводе. Нагревательный элемент 11 (рис. 18.1) представляет собой металлический стакан, внутри которого установлена спираль в специальном наполнителе-переклазе, обладающем хорошей теплопроводностью и обеспечивающем электрическую изоляцию спирали.
Топливо, подаваемое к свече, очищается от посторонних примесей фильтром 5. Количество подаваемого топлива дозируется жиклером 6. Это топливо испаряется в испарительной трубке 4 вокруг нагревателя 11, смешивается в нижней части с всасываемым воздухом, проходящим через защитную гильзу 1 и воспламеняется у нагревательного элемента, имеющего температуру около 1000 °С.
Наличие объемной сетки 2 позволяет в небольшом объеме получить большую поверхность испарения и сгорания топлива. Защитная гильза 1 с двумя рядами отверстий предотвращает срыв и затухание во впускных трубопроводах в режиме сопровождения после пуска.
Техническая характеристика свечи факельной 13.3740: номинальное напряжение 9,5 В; потребляемый ток (22 ± 1,0) А; пропускная способность жиклера свечи по воздуху (0,33 ± 0,1) л/мин, а по топливу (0,008 ± 0,0005) л/мин.
Электромагнитный топливный клапан 13.3741. Предназначен для подачи топлива к факельным свечам (рис. 18.2). Техническая характеристика клапана:
| Номинальное напряжение, В | 12 |
| Напряжение срабатывания клапана, В, не более | 6 |
| Ток при напряжении срабатывания, А | 1,6-2,2 |
| Потребляемая мощность Вт, не более | 48 |
| Пропускная способность клапана по топливу, л/мин, не менее | 0,0584 |

Рис. 18.3. Добавочный резистор с термореле: 1, 5 — клеммы; 2 — защитный кожух; 3 — спираль; 4 — биметаллическая пластина с подвижным контактом; 6 — штекер; 7 — изолятор; 8 — контакт неподвижный.
Поступление топлива к свечам обеспечивается при подаче напряжения на обмотку 4. При этом под воздействием электромагнитной силы открывается запорное устройство и топливо подается к свечам. При снятии напряжения подача топлива прекращается, так как якорь 3 под воздействием пружины возвращается в первоначальное положение.
Добавочный резистор с термореле 14.3741. Предназначен для управления работой электрофакельного подогревателя (рис. 18.3). Техническая характеристика:
| Номинальное напряжение, В | 12 |
| Номинальное напряжение, А | 44 |
| Падение напряжения при номинальном токе, В | 2±0,25 |
| Время до замыкания контактов при температуре (20±5) оС, с | 50-65 |
| Время до размыкания контактов при отключении тока, с | 45 |
| Время до замыкания контактов при температуре -30оС, с | 70-110 |
| Время до размыкания контактов при отключении тока, с, не менее | 20 |
Резистор добавочный с термореле представляет собой открытую спираль 3, закрытую защитным кожухом 2. Биметаллическая пластина 4 имеет подвижный контакт, который при нагреве пластины замыкается с неподвижным контактом 8.
Принцип работы электрофакельного подогревателя. При нажатии на кнопку выключателя 2 (рис. 18.4) напряжение подается на спираль штифтовых свечей 6 через добавочный резистор 3 с термореле. Как только контакты термореле замкнутся, включается электромагнитный топливный клапан б. Одновременно загорается лампа 4 в блоке контрольных ламп, сигнализируя о готовности системы к пуску двигателя.

Рис. 18.4. Электрическая схема электрофакельного подогревателя: 1 — выключатель приборов; 2 — кнопочный выключатель; 3 — добавочный резистор с термореле; 4 — контрольная лампа; 5 — электромагнитный клапан; 6 — свечи факельные; К1 — реле электрофакельного подогревателя; К2 — реле защиты факельных свечей; РН — регулятор напряжения.
При включении стартера выключателем 1 (при этом выключатель 2 остается включенным) топливоподкачивающий насос подает топливо через открытый электромагнитный клапан к раскаленным свечам, где топливо испаряется и воспламеняется. Одновременно срабатывает реле К1 электрофакельного подогревателя и на спирали свечей подается полное напряжение аккумуляторных батарей в обход добавочного резистора. Дополнительное реле К2 отключает обмотку возбуждения генератора на все время пуска двигателя с помощью электрофакельного подогревателя, защищая спирали свечей от перегрева.
Образовавшийся во впускных трубопроводах факел пламени подогревает поступающий в коллекторы двигателя воздух, что способствует быстрому пуску двигателя.
После пуска двигателя и возвращения ключа выключателя 1 в положение «I» водитель имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела во впускных трубопроводах для обеспечения выхода двигателя на режим устойчивой работы (не более 1 мин), удерживая включенной кнопку выключателя 2.
Возможные неисправности электрофакельного подогревателя и способы их устранения.
| Причина неисправности | Способ устранения |
| Контрольная лампа не загорается или загорается через большой промежуток времени. | |
| Неисправность электрической цепи | Найти повреждение в цепи и устранить |
| Сильно разряжены аккумуляторные батареи | Зарядить батареи |
| Перегорание спирали добавочного резистора | Заменить добавочный резистор |
| Перегорание спирали одной или обеих свечей | Заменить свечи в сборе |
| Перегорание контрольной лампы | Заменить лампу |
| Двигатель плохо запускается | |
| Сильно разряжена аккумуляторные батареи | Зарядить батареи. |
| Нет факела в одном или в обоих впускных трубопроводах при исправных свечах вследствие отсутствия подачи топлива на свечи. | Проверить систему подачи топлива от топливоподкачивающего насоса до свечей. |
| Нет факела в одном или в обоих впускных трубопроводах при исправных свечах вследствие преждевременного загорания контрольной лампы (свечи не успевают накаливаться) | Перед включением стартера держать кнопку выключателя электрофакельного подогревателя не менее 60 с. Если факел не загорается, то следует проверить термореле. Неисправное термореле заменить. |
Техническое обслуживание электрофакельного подогревателя. Заключается в периодической проверке герметичности системы подачи топлива и надежности контактов в электрической цепи подогревателя, а также в поддержании чистоты отдельных узлов подогревателя.
Через каждые 40 ООО км пробега автомобиля необходимо очистить металлокерамический фильтр штифтовой свечи и промыть жиклер. Жиклер промыть в чистом бензине, после чего продуть его сжатым воздухом.
Для очистки фильтра чистый бензин или очищенное дизельное топливо пропускают через фильтр в противоположном направлении рабочего потока жидкости. Очистку необходимо проводить при перепаде давления на фильтре 0,5—1,0 кгс/см2. После очистки рекомендуется продуть фильтр сжатым воздухом.
Проверку пропускной способности свечи проводят на стенде.
- https://FokSevmash.ru/servis/elektrofakelnyj-podogrevatel-mtz-82-princip-raboty.html
- https://negabarit-vrn.ru/selhoztehnika/elektrofakelnyj-podogrevatel.html
- https://kraftool-stayer.ru/selhoztehnika/shema-efp-mtz-82.html
- https://vseomtz.ru/ustroystvo-i-obslujevanie/predpyskovoi-podogrevatel-mtz
- https://PrideSaratov.ru/selhoztehnika/elektrofakelnyj-podogrevatel-princip-raboty.html
- https://tractoramtz.ru/kak-rabotaet/elektrofakelnyj-podogrevatel-mtz-82-printsip-raboty.html
- https://www.gopro77.ru/selskaya/elektrofakelnoe-ustrojstvo-mtz-2.html
- https://UfaGruzoperevozka.ru/selskohozyajstvennaya/shema-efp-mtz-82.html
- https://avtozvuk-rb.ru/selhozraboty/elektrofakelnyj-podogrevatel.html
- https://DelaJakcent.ru/v-pole/elektrofakelnyj-podogrevatel-princip-raboty.html
