- Виды навесок
- На что обратить внимание?
- Общие принципы регулировки
- Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.
- Планетарный редуктор ВОМ.
- Регулировка зазора в ленточных тормозах ВОМ
- Внешняя подрегулировка тормозных лент МТЗ 82
- Первый этап
- Конструкция мотора трактора
- Обзор кабины МТЗ-80
- Неисправности ВОМ
- Настройка ленточных тормозов
- Режимы работы ВОМ и переключение скорости вращения
- Независимый режим
- Синхронный режим
- Скорость вращения независимого режима
- Трактор МТЗ 82 (80)
- Как отрегулировать тормоза МТЗ-82
- Ремонт тормозов на МТЗ-82 своими руками
- Модельный ряд дорожных щёток для трактора МТЗ 82
- Машина подметальная МП 250/800
- Щётка дорожная МТ 300/550
- Щётка дорожная, коммунальная МТС 101
- Щётка дорожная ЩД-01
- Уборочная машина Бел ДТ-8002 Б
- Ремонт
- Устройство навесного инвентаря
- МТЗ-80 эксплуатируется с разным навесным оборудованием. Для работы можно использовать:
- Вал отбора мощности МТЗ 82(80): регулировка, схема и неисправности
- Управление трактором и ходовая часть
- Дальнейшая регулировка ВОМ МТЗ-80
- Регулировка ВОМ МТЗ-80 своими руками
- Боковой ВОМ
- Общие сведения
- Вы вод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.
- Как работает тормозная система МТЗ-82
- Особенности коробки передач агрегата
Виды навесок
В зависимости от места и способа крепления выделяют следующие виды навесных систем трактора:
- заднюю, которая считается универсальной для большинства сельхозмашин, ставится за пределами базы;
- фронтальную, которую устанавливают в передней части трактора;
- боковую для подсоединения механизмов для обработки грунта по бокам машины, чаще всего такую систему применяют для крепления однобрусных косилок;
- секционную, или комбинированную для вышеперечисленных навесок, чаще всего задней и боковой, актуальна для машин с широким захватом.
На что обратить внимание?
После проведения внешних регулировок несколько раз ось 15 может принять крайнюю левую позицию. Это свидетельствует об израсходовании запаса наружной корректировки. Для нормализации ситуации эксцентрик поворачивают против часовой стрелки до исходной позиции. Затем производят регулировку ВОМ МТЗ-80 способом, указанным выше.
Если все манипуляции произведены правильно, рычаг 1 в позиции «Вкл.» и «Выкл.» не должен доходить до края прорези пульта менее чем 30 миллиметров, при этом переход в нейтраль должен быть четким.
На некоторых модификациях тракторов регулировка ВОМ МТЗ-80 осуществляется без механизма внешней корректировки, в связи с его отсутствием. При этом рассматриваемая операция производится аналогичным способом, указанным выше, только после ремонта или сборки на заводе. На моделях с малогабаритной кабиной индекс «Б» составляет 50-60 миллиметров.
Эффективность тормозной системы и отсутствие пробуксовки зависит исключительно от пружинного приспособления. Особенно это касается наличия свободных рабочих участков и агрегирующих с ними рычагов. Пробуксовка ВОМ свидетельствует о том, что пружины либо рычаги встречают добавочное сопротивление при их передвижении без достаточной смазки в механизмах.
Общие принципы регулировки
Регулировка навески трактора зависит от назначения устройства. При этом есть общие причины нарушения работы этого комплекса. Чтобы дополнительное оборудование работало исправно, необходимо следить за температурой масла — если оно прогрето, а в навеске отмечают перебои, то следует проверить состояние насоса. При КПД менее 0,7 этот узел подлежит полной замене.
При засорении разгрузочного клапана возможно замедление поднятия навески даже при оптимальной температуре масла. Чтобы устранить неисправность, проводят снятие распределителя и извлечение перепускного клапана для промывки.
Перепады рабочего давления влияют на скорость опускания механизмов комплекса или на его самопроизвольное понижение при выключенном двигателе. Это состояние не требует регулировки, так как часто проходит само собой, но оператору придется демонтировать конструкцию, чтобы заменить резиновые уплотнительные прокладки, которые выходят из строя из-за неравномерной нагрузки.
Чтобы разгрузить насосное оборудование, необходимо отрегулировать рабочее давление. Если при всех выполненных по инструкции операциях продолжают наблюдаться перебои в работе, то это говорит о:
- разгерметизации ускорительного клапана (при этом будет сдвиг рукоятки при опускании);
- разгерметизации клапана, отвечающего за давление.
Поломка устраняется демонтажем и промывкой регулятора вместе с перепускным клапаном.
При регулировке задней навески, которая стоит на большинстве тракторов, отсоединяют наружные рычаги при помощи раскосов. Поднятие и опускание механизма приводит к движению оборудования по траектории, установленной концами центральной или продольной тяг. Регулировка заключается в фиксации левого раскоса и изменении положения правого при помощи ручки валика. При вращении по часовой стрелке раскос увеличивается, против часовой – уменьшается.
Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.
Механизм ВОМ входит состав трансмиссии трактора, вращение которого осуществляется от маховика двигателя или от КПП машины.
Планетарный редуктор ВОМ.
В конструкцию ВОМ входит планетарный механизм включения, функция которого заключается во включении и передачи вращения на соединительный шлицевой вал. Редуктор находится в задней части картера заднего моста трактора. В заказных конструкциях планетарного редуктора вал 28 делают универсальным, составным со сменными хвостовиками с 8-ю для скорости вращения 540 об./мин. или 21-м шлицом со скоростью 1 тыс. об./мин. вращения ВОМ.
Редуктор управляется двумя фрикционными лентами 35 и 34 (на рис.). Одна тормозная лента стоит на барабане водила, другая на барабане связанным с солнечной шестернёй через шлицевую муфту. Рычаг включения находится по правую сторону водителя и имеет два положения: рычаг вперёд — «ВОМ выключен», рычаг назад — «ВОМ включён». Движение от рычага передаётся тягами к пружинному усилителю, связанному через рычаг с осью управления фрикционными лентами. В процессе работы нужно обращать внимание, чтобы не было упора рычага включения в пол кабины. Это позволит избежать буксования механизма.
Регулировка зазора в ленточных тормозах ВОМ
Регулировку зазора в ленточных тормозах ВОМ необходимо выполнять, если ВОМ «пробуксовывает».
Регулировку механизма управления ВОМ необходимо производить в следующей последовательности:
— установить рычаг 6 (рис. 3) в нейтральное положение, совместив отверстие Г с отверстием в корпусе заднего моста, и зафиксировать технологическим болтом М10×60 28 (рис. 2) (отверстие Г на рис. 3 соответствует отверстию А на рис. 2);
— открутив пять болтов, cнять крышку люка заднего моста для доступа к регулировочным винтам 11 (рис. 2);
— расшплинтовать и снять пластину 7;
— завернуть поочередно регулировочные винты 11 крутящим моментом от 8 до 10 Н·м, затем отвернуть каждый регулировочный винт на два оборота, при этом довернуть винты так, чтобы головки регулировочных винтов располагались параллельно продольной оси трактора (для установки фиксирующей пластины 7);
— снять технологический болт М10×60;
— завернуть болт 9 (рис. 3), выдержав размер Б, равный 26+2 мм и зафиксировать болт 9 гайкой;
— угловой ход рычага 6 под действием пружины 7 в обе стороны от нейтрального положения должен составлять от 7 до 10 градусов;
— установить на регулировочные винты 11 (рис.2) пластину 7 и шплинты 3,2×18.019 ГОСТ 397-79;
— установить крышку люка заднего моста на место.
Внешняя подрегулировка тормозных лент МТЗ 82
В эксплуатации подрегулировку тормозных лент ВОМ производите в случае, если вышеприведенная регулировка зазора в ленточных тормоза ВОМ не приводит к устранению «пробуксовывания» ВОМ (выбран запас по регулировке (значительный износ накладок лент тормоза)).
При сборке на предприятии-изготовителе планетарного редуктора заднего ВОМ или при ремонте эксцентриковая ось 3 (рис. 2) устанавливается лыской вертикально справа и фиксируется стопорной пластиной 12 и болтом 13;
Для подрегулировки тормозных лент выверните регулировочные винты 11 на пять-семь оборотов, поверните эксцентриковую ось 3 механизма внешней подрегулировки на 180 градусов (лыска слева), зафиксируйте стопорной пластиной 12 и болтом 13. Произведите заново регулировку зазоров в ленточных тормозах.
Если неисправность не устраняется, замените ленты ВОМ.
Спасибо что уделили внимание данной статье, надеюсь что данный материал помог Вам разобраться с регулировками ВОМ трактора во избежание ненужных поломок и непредвиденных расходов.
Первый этап
Регулировка МТЗ-80 проводится в следующей последовательности (здесь указанные цифры соответствуют номерам, указанным на чертеже).
- Эксцентриковая ось устанавливается в исходную позицию таким образом, чтобы лыска «В» располагалась в вертикальном положении с правой стороны. Ее необходимо зафиксировать стопором 17 и болтом 16.
- Далее отсоединяют тягу 4.
- Выкручивают болт 9, освобождая при этом пружину 6. В целях безопасности при выворачивании болта 9 следите за тем, чтобы стакан 7 постоянно контактировал с посадочным местом до момента полного разжимания пружины.
- Снимают крышку люка на заднем мосту, получив доступ к винтам 13.
- Закрепите рычаг 11 в нейтральном положении при помощи болта М10*60 либо стержень 10, диаметром 8 мм. Его вставляют в гнездо на рычаге и соответствующее отверстие на заднем корпусе.
Конструкция мотора трактора
Двигатель машины относится к классу 4-цилиндровых четырехтактных моторов с водяной системой охлаждения трактора. Он создавался специально для линейки этих тракторов на том же Минском тракторном заводе. Эксплуатационный объем мотора составляет примерно 4,75 л. Благодаря качественному электрооборудованию и полураздельной камере сгорания, номинальная мощность двигателя составляет 80 л. с., а крутящий момент – 2200 об/мин.
Вес дизельного мотора составляет 428 кг. Некоторые модели тракторов дополнительно комплектуются предпусковым подогревателем ПЖБ-200Б.
Для запуска машины в ее комплектацию входит электрический стартер и пусковой карбюраторный мотор. Также в конструкцию входит устройство блокировки запуска, который нужно использовать для удерживания трактора на месте при заведенном моторе.
Чтобы продлить сроки эксплуатации двигателя, производитель рекомендует выполнять его осмотр и обслуживание каждые 240 моточасов. Изготовитель не советует использовать печку без необходимости, так как это отрицательно влияет на стабильность крутящего момента двигателя.
Обзор кабины МТЗ-80
Модели с малой кабиной пользуются большим спросом среди покупателей за счет своей компактности. Их кабины изготовлены из тонкой листовой стали. Внутри кабина оббита шумоизоляционным материалом. К конструкции она крепится посредством четырех амортизаторов из резины, которые смягчают тряску и вибрацию.
При эксплуатации водитель имеет хороший обзор местности. Под передними и задними окнами установлены стеклоочистители. Заднее окно и крыша могут открываться для притока воздуха. Для комфортабельности при посадке и езде трактор оборудуется двумя ступенями и поручнями с обеих сторон кабины.
Водителю трактора предоставляется удобное сиденье с возможность регулировки наклона спинки. Высота кресла регулируется по вертикали и горизонтали.
Перед сиденьем находится передняя панель с органами управления. Под приборной панелью находятся педали с отдельным тормозом. Справа от руля расположены рычаги управления гидравлической системой и рычаг запуска ВОМ.
Неисправности ВОМ
1 Невозможность переключение режимов — причина износ кулачковой муфты. В этом случае отсоединяют коробку передач от механизма заднего моста и заменяют изношенные детали.
2 Если вал продолжает вращение после выключения или нарушается стабильность частоты вращения ВОМ во включённом положении, в таких случаях производят регулировку или замену тормозных лент.
3 Затруднительное включение или невозможность включения свидетельствует о поломке пружинного усилителя включения. Устраняют заменой пружины.
Обращаем внимание, что с целью исключения травматизма, демонтаж и установка пружинного усилителя делается в строгой последовательности:
- Переводят рычаг включения в положение, при котором совпадут отверстия на рычаге и корпусе заднего моста.
- В отверстия заворачивается болт для фиксации рычага.
- Откручивается контрольная гайка 4 на регулировочном болте 5 стакана 2 усилителя, и болт заворачивается на всю длину резьбы, максимально сжимая пружину 1.
- Закручивается фиксирующий пружину стопорный болт в корпусе стакана.
- Зафиксировав пружину, выворачивают регулировочный болт и снимают усилитель. Используя пресс, разбирают стакан и заменяют неисправные детали.
- Сборку и установку узла осуществляют в обратном порядке.
4 Появление гула и шума при работе ВОМ свидетельствует об износе подшипников и деталей планетарного редуктора. Для устранения поломки демонтируют редуктор из корпуса заднего моста и производят полную разборку узла с последующей дефектацией и заменой деталей.
Настройка ленточных тормозов
Эта операция части регулировки ВОМ МТЗ-80 выполняется методом внешней корректировки, а именно:
- Устанавливают рычаг 11 в нейтральную позицию, фиксируют его в этом положении, посредством ввода стержня 10 в предусмотренные отверстия.
- Болт 16 выкручивают, пластина 17 демонтируется со шлицевой хвостовой части на оси 15.
- Специальным ключом поворачивают эксцентрик 15 по часовой стрелке до подходящего зазора между тормозной лентой и рабочим барабаном (проверить положение можно вручную, если хвостовик не проворачивается – значит, выбрана нужная позиция).
- Пластина и болт устанавливаются на место.
- Из рычага убираются фиксаторы.
- Регулировку лент ВОМ МТЗ-80 можно считать завершенной.
Режимы работы ВОМ и переключение скорости вращения
Кулачковая муфта 39 выполняет функцию переключения режимов работы ВОМ (синхронный — независимый) и передачи вращения на редуктор включения.
Независимый режим
В независимом режиме муфта получает вращение от вала, проходящего через пустотелый промежуточный вал КПП, который передаёт вращение маховика двигателя через двухскоростной редуктор, размещённый в картере промежутки. Включение независимого режима осуществляют на малых холостых оборотах или при заглушённом двигателе рычагом управления кулачковой муфты. При переключении на заглушённом двигателе для совпадения шлицов муфты, проворачивают шлицевой приводной вал заднего ВОМ от руки.
Синхронный режим
В синхронном режиме муфта работает с ведущей шестернёй второй ступени КПП трактора при работающей трансмиссии. Частота вращения зависит от скорости движения и составляет 3,5 оборота вала на метр пути. Режим включают при работающем дизеле, после включения передачи и плавном соединении сцепления.
Рычаг переключения режимов работы ВОМа находится у основания сидения водителя. При повороте рычага в крайнее левое положение включается — «синхронный», в правую — «независимый» режим работы. Среднее положение — «нейтральное». Выбранная позиция рычага удерживается фиксатором.
Скорость вращения независимого режима
Изменение скорости независимого режима ВОМ осуществляется при заглушённом двигателе, через поводок, установленный в нижней части корпуса промежутки трактора связанный тягой со скользящим блоком шестерней. Поворот поводка по часовой стрелке включает скорость 540 об./мин. в обратную сторону — 1 тыс. об./мин. Положение поводка фиксируется пружинно-шариковым замком, установленным на вилке переключения.
Трактор МТЗ 82 (80)
Навеска в машинах Минского завода крепится к стенке заднего моста. Ее верхний поворотный вал находится в опорах кронштейна, зафиксированного болтами на верхнем краю задней стенки картера. Центральная часть вала шлицами взаимодействует с силовым гидроцилиндром, который отвечает за подъем и опускание оборудования. По сторонам вала предусмотрены подъемные рычаги, которые связаны с раскосами. Последние, в свою очередь, скреплены между собой продольными планками.
Чтобы отрегулировать навесную систему, меняют длину раскосов, от которой зависит поперечное расположение оборудования. Чтобы изменить горизонтальное положение, работают с длиной верхней центральной тяги.
Чтобы отрегулировать поперечное перемещение навески относительно оси движения трактора, меняют натяжение стяжек, которые связывают продольную нижнюю тягу и корпус самой машины. Чтобы обеспечить небольшое перемещение, стяжки ослабляют. Максимальное их натяжение исключает раскачивание и обеспечивает жесткое положение трактора, что необходимо, например, при работе в междурядье или использовании сеялки.
Чтобы увеличить грузоподъемность, на соединения вилок раскосов и продольных планок необходимо поставить фиксирующие пальцы и шплинтующие гайки стяжных болтов. Вилки для этого поворачивают дополнительными пазами вперед.
Неполадки чаще всего связаны с износом соединений, а также деталей поворотного вала и подъемных рычагов. При увеличении зазоров становится невозможной фиксация конструкции в определенном положении, а также усложняется регулировка глубины обработки. Чтобы убрать увеличенные люфты, необходимо полностью заменить все изношенные детали. Можно также провести наварку, а затем слесарную обработку поверхностей.
Опускание навески трактора МТЗ-82 (80) может быть из-за неполадок в гидросистеме. Это могут быть течи масла из-за износа уплотнителей поршня: жидкость перетекает из полости подъема в полость опускания. Вторая причина – нарушение работы гидрораспределителя в результате его загрязнения.
Как отрегулировать тормоза МТЗ-82
Рассмотрим, как осуществляется регулировка тормозов. Нередки случаи, когда у фермера возникает вопрос, почему клинят тормоза на МТЗ-82. Проблема может заключаться в несоблюдении вышеуказанных правил. Тормоза нужно регулярно, лучше ежедневно, внимательно осматривать. Если вы видите, что с ними что-то не в порядке, нужно проводить регулировку.
Отрегулировать тормоза может абсолютно любой тракторист самостоятельно. Понять, что они нуждаются в регулировке, можно, сориентировавшись по длине тормозного пути и полного хода педали. Полный ход должен составлять около 90 мм. Если вы понимаете, что педаль не проходит такое расстояние и ее клинит, то это повод прибегнуть к регулировке.
Отрегулируйте ход педали указанным способом:
- Снимите контргайки болтов и заверните их в вилки регулировки так, чтобы ход педали стал приемлемым.
- Наденьте и затяните контргайки.
Регулировочные действия, как говорилось выше, необходимо осуществлять регулярно, когда в этом появляется необходимость. Проверку тормозов нужно выполнять на ровном и сухом участке территории. Обычно при скорости техники в 30 км/час тормозной путь трактора должен быть не более 10 м с того момента, как педаль была нажата.
Чтобы понять, равномерно ли тормозят обе стороны колес, достаточно рассмотреть следы, которые трактор оставил на грунте, после того как техника была остановлена. Неравномерность должна быть не более 1 м по всему следу. Если вы видите, что одна из сторон запаздывает, осуществите регулировку хода педали, отвечающей за эту сторону. Обратите внимание на тот факт, что торможение может быть неравномерным из-за того, что масло просочилось в тормозную установку и попало на специальные накладки.
Ремонт тормозов на МТЗ-82 своими руками
Если при торможении трактора возникают проблемы, то можно попробовать осуществить ремонт его тормозной системы своими руками. Ниже представлено видео по регулировке.
Для начала необходимо проверить правильно полного хода тормозной системы трактора. Его оптимальное значение 70-95 миллиметров. Если это не так, то необходимо делать регулировку, как показано на рисунке ниже.
Читайте также: Надо ли менять масло в мостах. Масло в редуктор: проверка и замена, сколько и какое масло заливать. Когда требуется замена масла в редукторе
- вилка;
- основной болт крепления;
- контргайка.
Для этого необходимо слегка открутить контргайку, и при помощи вкручивания вилки отрегулировать и подтянуть педальных ход. Дальше необходимо провести оценку работы тормозов трактора. Для этого необходимо набрать скорость и резко затормозить. После этого необходимо определить длину тормозного пути. Если тормозная система в порядке, то его длина не может превышать 7 метров. Если тормоза работают асинхронно, то необходимо выполнить разбор, как показано на рисунке ниже.
- диск тормозной системы;
- валик крепления;
- тормозная педаль;
- рычаги тормозной системы;
- кожух;
- диски тормоза нажимные.
Для того, чтобы поменять тормоз или его части нужно осуществить его сборку-разборку, для этого лучше обратиться в профессиональное СТО.
Модельный ряд дорожных щёток для трактора МТЗ 82
С учётом массы предприятий, выпускаемых дорожные щётки для трактора МТЗ, в этой части статьи уделим внимание только разновидностям конструкций по уровню функциональности и способу агрегатирования для общего понимания при выборе оборудования.
Машина подметальная МП 250/800
Устройство представляет собой версию одной из самых простых в конструкции и функциональности уборочного оборудования для МТЗ. Состоит из рамы с размещённым на ней цилиндрическим ершом-щёткой. Устройство навешивается на переднюю или заднюю трёхточечную навеску. По желанию покупателя конструкция привода машины может быть гиравлической — через гидромотор от гидросистемы трактора или механический — от ВОМ трактора.
МП250/800
Ширина захвата, мм | 2500 |
Угол атаки щётки,° | До 30 |
Требуемое давление гидросистемы трактора, мПа | 16-18 |
Щётка дорожная МТ 300/550
Машина навешивается на заднюю навеску трактора, имеет рабочий орган в виде цилиндрического вращающегося ерша. Контакт ворса рабочего органа устанавливается положением двух копирующих поверхность дороги колёс. Привод осуществляется от гидросистемы трактора через гидроматор установленный в состав навесной машины.
МТ 300/550 с гидравлическим приводом
Характеристики
Диаметр щёточных дисков, мм | 550 |
Ширина захвата, мм | 3000 |
Количество устанавливаемых щёточных дисков | 56 |
Максимальная скорость вращения, об/мин | 250 |
Рабочая скорость, км/ч | 8 |
Максимальное давление гидросистемы, мПа | 25 |
Угол атаки рабочего органа,° | 30 |
Размеры: длина Х ширина Х высота | 1980 Х 3350 Х 1020 |
Масса, кг | 343 |
Щётка дорожная, коммунальная МТС 101
Модель также является представителем простого оборудования с минимальной функциональностью. Навесная машина имеет механический привод от заднего ВОМ трактора и соединяется с задней навеской. Применяется в агрегатах с тракторами МТЗ 80, МТЗ 82, ЮМЗ 6 для уборки от грязи, песка, мусора, снега с поверхности дорожного полотна.
МТС 101
Характеристики
Обороты вала рабочего органа, об/ мин. | 280 |
Ширина подметания под углом 30°, мм | Не менее 1800 |
Диаметр барабана щётки, мм | 550+50 |
Масса щётки,кг | 300 |
Размеры: длина Х ширина Х высота, мм | 1250 Х 2600 Х 1000 |
Масса навесной машины, кг | 590 |
Щётка дорожная ЩД-01
Навесная машина имеет упрощённую функциональность и выполняет простое подметание, присоединяется к задней навеске трактора, имеет механический привод от ВОМ трактора, оснащена системой увлажнения. Применяется в коммунальном хозяйстве для всесезонного обслуживания дорог и не требует дополнительного переоснащения трактора.
ЩД-01
Диаметр рабочего барабана ,мм | 550 |
Рабочая ширина, мм | 1935 |
Габариты: длина Х ширина Х высота, мм | 1620 Х 2234 Х 1664 |
Ёмкость бака, л | 300 |
Масса, кг | 450 |
Уборочная машина Бел ДТ-8002 Б
Современное многофункциональное уборочное оборудование с тремя лотковыми рабочими органами, с бункером для мусора и системой увлажнения. Машина имеет гидравлический привод от основной гидросистемы трактора. Присоединяется вместо ковша на установленный фронтальный погрузчик трактора или вместо бульдозерного ковша. Принцип работы заключается в сметании мусора двумя боковыми щётками к центру оси движения трактора, а центральной – третьей щёткой перемещение мусора в бункер. Машина отличается высоким качеством подметания и применяется для чистовой, тщательной уборки после предварительного подметания агрегатом с цилиндрическим ершом.
БелДТ-8002Б
Характеристики
Требуемый тяговый класс трактора | 1.4 |
Ширина захвата, мм | 2000 |
Привод рабочих органов | Гидравлический |
Давление гидросистемы мПа | 16 |
Масса конструктивная, кг | 650 |
Масса полная, кг | 1050 |
Объём бункера, мᶾ | 0,2 |
Объём бака воды, л | 90 |
Рабочая скорость агрегата, км/ч | 10 |
Транспортная скорость агрегата, км/ч | 25 |
Максимальная высота выгрузки мм | 2500 |
Размеры: длина Х ширина Х высота, мм | 2550 Х 2100 Х 1000 |
Частота вращения основной щётки об/мин | 300 |
Частота вращения боковых щёток об/мин | 120 |
Наружный диаметр основной щётки мм | 550 |
Наружный диаметр боковых щёток мм | 650 |
Высота боковой щётки мм | 215 |
Количество опорных колёс | 3 |
Ремонт
Трактор МТЗ-80 для регулировки ВОМ в любом случае ставится на ремонт при наличии трещин и вмятин на проушине, стакане или валике. Устраняют неполадку следующим образом:
- Совмещают гнезда валика переключения и заднего моста при помощи контрольного рычага. После совпадения отверстий они фиксируются посредством установочного болта.
- Контргайка ослабляется, а упорный винт вкручивается в рычаг переключающего валика до предела.
- Стопорный болт завинчивается в стакан, после чего аккуратно вынимается регулировочный аналог.
- После этого демонтируется стакан с пружинами, далее его разбирают и меняют негодные детали.
Устройство навесного инвентаря
Трактор оснащен трехточечной конструкцией задней навески, изготовленной по классической схеме. Устройство состоит из 1 центральной, двух продольных тяг, раскосов и силового цилиндра, поднимающего и опускающего навесное оборудование.
Для управления инвентарем машина оборудуется раздельно-агрегатным гидравлическим устройством, которое состоит из таких деталей:
- Масляного насоса шестеренчатого типа;
- Привода от мотора;
- Гидрораспределителя с тремя секциями;
- 2 или 3 цилиндров.
МТЗ-80 эксплуатируется с разным навесным оборудованием. Для работы можно использовать:
- Кун;
- Картофелекопалку;
- Плуг;
- Борону;
- Окучник;
- Косарку;
- Лопату для уборки снега и многое другое.
При необходимости трактор можно оснащать прицепом. Конструкция машины позволяет подключать генератор.
Вал отбора мощности МТЗ 82(80): регулировка, схема и неисправности
Универсально-пропашные тракторы МТЗ 80, МТЗ 82 используют для выполнения широкого спектра механизированных работ, включая агрегатирование с различными активными, навесными, прицепными специализированными механизмами. Для передачи мощностей от трактора к используемому оборудованию, техника вышеуказанной марки, оснащена валами отбора мощности. Привод осуществляется от шлицевых наконечников, соединяющихся соответствующими муфтами с агргатируемыми машинами.
Управление трактором и ходовая часть
Передний мост у трактора полужесткий, балансирного типа и повторяет все неровности дороги при езде, независимо от положения каркаса и заднего моста машины. Задний мост жесткий, колеса закреплены при помощи клеммовых соединений к ведущим осям. Благодаря этому водитель может сразу установить нужную для работы колею, выбирая показатель в диапазоне от 140 до 210 см. Ширина передней колеи регулируется постепенно с шагом в 10 см.
Трактор оснащен дисковыми тормозами с отдельной схемой электрической. Такое устройство тормозов делает их независимыми от общей конструкции трактора. Поэтому, если что-то в общей схеме трактора выходит из строя, тормоза продолжают выполнять свою функцию.
МТЗ-80 снабжается рулевым управлением с гидравлическим усилителем. Работает этот механизм по тому же принципу, что и ГУР на любом автомобиле: в масляном насосе создается давление, после чего гидроусилитель направляет нужное количество масла к гидравлическому цилиндру.
Дальнейшая регулировка ВОМ МТЗ-80
Далее операция проводится следующим образом:
- Демонтируется стопорная пластина 26, вкручиваются винты 21 с усилием 10 кгс, после чего каждый элемент отвинчивается на пару оборотов.
- Болтовой стержень 10 удаляется, освобождая рычаг 11 в исходной позиции для коррекции.
- Болт 9 необходимо закрутить посредством направления его носовой части в углубленную часть стакана 7 до размера «А» 26 мм.
- Переводят рычаг 11 в позицию «Вкл».
- Тягу 4 устанавливают путем регулировки с аналогом 15 до момента совпадения зоны качания рычага 1 в средней части прорези пульта управления.
- По окончании работ ставят на место стопор 26, крышку люка, законтрагаивают тяги 4 и 15 вместе с болтом 9.
На схеме указаны остальные позиции:
Регулировка ВОМ МТЗ-80 своими руками
Регулировка ВОМ МТЗ-80 проводится не только в специализированных мастерских, но и своими руками. Это намного удешевляет процесс, особенно если вы имеете соответствующе навыки и разбираетесь в особенностях технического оснащения узла. Рассмотрим особенности этой процедуры.
Боковой ВОМ
Боковой ВОМ, устанавливается для привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора. Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.
Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.
Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.
Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста. Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева. Монтаж отдельного редуктора осуществляют к кожухам тормозов заднего моста. Включение производится с помощью шлицевой муфты. Рычаг управления выведен в кабину. Приводные синхронные валы установлены перпендикулярно оси движения трактора.
Общие сведения
Задний ВОМ МТЗ 82 имеет двухскоростной независимый и синхронный приводы.
Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через одну из двух пар шестерён привода заднего ВОМ 26 или 27 (рис. 1), размещённых в корпусе сцепления, вала привода ВОМ в КП, муфту переключения привода 27 (рис. 2) на вал коронной шестерни 26 планетарного редуктора ВОМ.
Синхронный привод осуществляется посредством переключения муфты 27, соединяющей вал коронной шестерни 26 планетарного редуктора ВОМ с шестерней КП.
Планетарный редуктор ВОМ расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни 22, установленной на валу 26, крышки 15 с установленными в ней водилом 25 с тремя сателлитами 23, установленными на осях 21, вала 20, эксцентриковой оси 3, неподвижной оси 14 и солнечной шестерни 24 посредством шлиц связанной с барабаном включения 17, который вместе с тормозной лентой 16 образует ленточный тормоз включения. Водило 25 выполнено за одно целое с тормозным барабаном 19 и вместе с тормозной лентой 18, образуют ленточный тормоз выключения. Водило 25 посредством шлицевого соединения связано с валом 20.
Во внутреннюю шлицевую расточку вала 20 устанавливаются сменные хвостовики ВОМ 10, восемь или шесть шлиц (540 мин-1), или двадцать один шлиц (1000 мин-1).
На оси 3 имеется эксцентрик с рычагом 5 для осуществления внешней подрегулировки зазора в ленточных тормозах путем поворота оси 3. Внутри корпуса заднего моста установлен валик управления 6, связанный посредством двух регулировочных винтов 11 с рычагами 4 и 5.
ВОМ включен, когда тормозная лента 16 затянута, а тормозная лента 18 отпущена. В этом случае барабан включения 17 и соединенная с ним солнечная шестерня 24 остановлены. Вращение от коронной шестерни 22 через сателлиты 23, обегающие остановленную солнечную шестерню 24, передается на водило 25 и вал 20 со сменным хвостовиком ВОМ 10.
ВОМ выключен, когда тормозная лента 18 затянута, а тормозная лента 16 отпущена. В этом случае вал 20 остановлен.
Вы вод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.
Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.
В состав комплекта входит:
- Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
- Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
- Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
- Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.
Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).
Как работает тормозная система МТЗ-82
Тормоза на МТЗ-82 действуют следующим образом. При нажатии на педаль тормоза специальные тормозные стержни подушек сдвигаются вниз, тем самым проворачивая валик и рычаги. После этого усилие при помощи шарообразных шайб и болтов передается к вилкам. Они, используя тягу и пальцы, крепко прикрепляются к нажимным дискам. Эти диски под воздействием тяги разворачиваются и тем самым перемещают сферы по поверхностям, располагающимся под наклоном, а диски разжимаются.
При помощи тех же самых дисков накладки, находящиеся на соединительных дисках, прижимаются к крышке стакана и кожуху тормозного устройства. После этого тормозят свое действие ключевые шестерные колеса, отвечающие за конечную передачу, и колеса трактора останавливаются. В изначальное свое положение педали и диски приводятся при воздействии на них специальных пружин и дисков нажима.
Все колеса при торможении могут останавливаться как одновременно, так и по отдельности.
При этом прием разного воздействия на две педали применяется в том случае, если нужно обеспечить трактору дополнительную маневренность. Будьте внимательны, ведь нельзя допускать торможения отдельного колеса сельскохозяйственной техники в том случае, когда машина разгоняется больше, чем на скорость в 10 км/час. Это опасно, потому что может в конечном счете привести к опрокидыванию машины. Для того чтобы одновременно воспользоваться правым и левым тормозом, необходимо заблокировать обе педали, используя для этого соединительную планку. Режим, при котором все колеса останавливаются одновременно, — стандартный, именно поэтому необходимо постоянно следить за тем, чтобы педали были заблокированы.
Устройство тормозов МТЗ-82 предполагает, что тракторист может зафиксировать педаль в состоянии торможения. Подобное действие может выполняться при использовании специальной защелки, оснащенной зубцами, которая контролируется воздействующей на нее тягой. На тягу, в свою очередь, воздействует рукоятка, которую устанавливают возле правой стенки водительской кабины. Защелка при использовании рукоятки поворачивается в нужное положение и скрепляется с упором, который располагается на рычаге нужной педали.
Если вы работаете на склонах или в условиях скользкой дороги, то, чтобы достигнуть лучшего торможения, специалисты рекомендуют обязательно вручную подключать передний мост.
Для того чтобы обеспечить тормозной установке длительный срок службы, необходимо руководствоваться следующими правилами:
- Не зажимайте педаль тормозов, если в этом нет необходимости. Это приведет к быстрому выходу из строя фрикционных накладок.
- Осуществляйте торможение плавно, нажимая на тормоз полностью и не фиксируя педаль на каком-то промежуточном уровне.
- Выключайте сцепление, когда тормозите.
- Не забывайте убирать защелку, которая удерживает педали в состоянии тормоза, когда начинаете приводить трактор минской модификации в движение.
Особенности коробки передач агрегата
Отечественный трактор оборудован 9-ступенчатой механической коробкой передач. В конструкцию также входит понижающий редуктор, что дает возможность передвигаться, в общей сложности, на 18 передних и 4 задних скоростях. По требованию покупателя на тракторе может быть установлен ходоуменьшитель, устанавливаемый рядом с механизмом навески.
Нередко владельцы техники слышат стуки, издаваемые от КПП. Если они исчезают при работе на других передачах, то это прямой признак износа некоторых шестерней или выкрашивания их зубцов. Чтобы закончить работу не повредив трактор еще сильнее, потребуется сразу же заменить фрезу элементом с меньшей массой. По окончанию работы нужно поменять изношенные шестерни.
Некоторые трактора, выпускаемые до 1985 г., снабжались коробкой передач с гидравлическим управлением и возможность менять скорости при полной нагрузке. Такие машины позволяли включать любую из 4 скоростей, находящихся в одном из 4 диапазонов. При условии правильной регулировки сцепления муфту при переключении выжимать не требовалось.
Задний мост МТЗ-80 оснащен функцией дифференциальной блокировки гидравлического типа. Выбор режима блокировки доступен на панели приборов трактора.
- https://traktorspec.ru/traktora/regulirovka-i-ustanovka-naveski-traktora.html
- https://LakkRoll.ru/regulirovka-privoda-vom-mtz/
- https://mtz-80.ru/hodovaja-chast/organi-upravleniya-mtz-80-2019
- https://furra.ru/remont-i-tehservis/regulirovka-tormozov-mtz-80.html
- https://vseomtz.ru/agregatirovanie/shhyotka-kommunalnaya-na-mtz