- Важность правильной затяжки ГБЦ
- Когда необходимо производить затяжку ГБЦ
- Регулировка клапанов на двигателе Д-240
- Регулировка клапанов МТЗ-82
- Регулировка клапанов с протяжкой головки цилиндров
- Подготовка стягиваемой поверхности блока и головки
- Установка прокладки и ГБЦ на блок
- Двигатель Д-240 трактора МТЗ-82: устройство, ремонт и характеристики
- » Двигатель Д-240 » Двигатель Д-240 трактора МТЗ-82: устройство, ремонт и характеристики
- Особенности регулировки клапанов
- Порядок регулировки клапанов
- Регулировка клапанов д 240 своими руками
- И так к работе…
- Регулировка
- Установка головки цилиндров
- Порядок Затяжки Головки Двигателя Д-245
- Регулировки дизеля мтз.
- Порядок затяжки ГБЦ и усилие затяжки
- Замена головки цилиндров в сборе
- Устранение неисправностей головки цилиндров
- Контрольная, повторная обтяжка ГБЦ
Важность правильной затяжки ГБЦ
Головка блока удерживается на картере болтами, которые равномерно распределяют усилие сжатия деталей, предотвращая разрушение прокладки раскаленными газами. Для обеспечения равномерности контакта предусмотрена затяжка болта динамометрическим ключом, резьбовые соединения закручиваются по схеме, заложенной разработчиком силового агрегата. Установленная между головкой и блоком прокладка при затяжке деформируется, обеспечивая герметичность линии стыка.
При превышении момента затяжки происходит деформация болта и резьбы, нарезанной в теле блока. Из-за растяжения стержня соединительной детали нарушается равномерность сопряжения плоскостей головки и блока, что приводит к пробою прокладки потоком газов. Аналогичная проблема возникает, если затянуть болты крепления головки цилиндров к блоку с недостаточным усилием.
Когда необходимо производить затяжку ГБЦ
Многие современные авто уже не требуют затяжки болтов гбц, но старые модели отечественного автопрома нуждаются в своевременной затяжке, особенно перед техническим осмотром вашего автомобиля.
Если вы открываете капот автомобиля и видите, что в местах болтов головки блока цилиндров скопилась влага, необходима срочная затяжка болтов. Утечка смазки может стать причиной появления влаги в этих местах.
Нарушенная структура блоков приводит расслаблению болтов. Чаще всего нарушение структуры происходит из-за перегрева двигателя, с чем тоже нужно разбираться.
Нарушенная герметичность ГБЦ является распространённой причиной нарушения правильной затяжки болтов. Момент затяжки болтов рекомендовано производить по прохождению машиной определенного километража.
Регулировка клапанов на двигателе Д-240
Зазор в клапанах нужно регулировать на холодном двигателе. Для двигателя Д-240 зазор в впускных клапанах 0,25мм, для выпускных – 0,30мм.
Рис. Проверка и регулировка зазоров дизеля:1-контргайка, 2-регулировачный винт, 3-щуп, 4- боек коромысла, 5- стержень клапанов.
1. Очистить от грязи и пыли колпак и крышку головки цилиндров так, чтобы на наружной поверхности не было маслянистых отложений.
2. Снять колпак крышки и обмыть его в керосине.
3. Вывинтить установочный болт и вставить его противоположным концом в отверстие в картере маховика.
4. Проверить крепления стоек валиков коромысел и при необходимости подтянуть их.
5. Установить приспособление КИ-9918 на тарелку пружины впускного клапана, отпустив отжимной кулачок подвижной каретки. Подвижная каретка приспособления под действием пружины должна упираться в боек коромысла.
6. Нажать на коромысло до упора бойка в торец стержня каретки и установить стрелку индикатора на нуль.
7. Если зазор не соответствует допустимым пределам, отрегулировать по показаниям индикатора приспособления клапанный механизм, ввинчивая или вывинчивая регулировочный винт, предварительно отвинтив его контргайку.
8. Проворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры соответственно в третьем, четвёртом и втором цилиндрах .
9. Ввинтить фиксатор в отверстие корпуса маховика. Установите на двигатель снятые составные части.
При отсутствии приспособления КИ-9918 выполняют после четвертого пункта выполняют следующие действия:
1. Установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее концу такта сжатия( оба клапана закрыты).
Читайте также: Как отрегулировать сцепление на уаз хантер двигатель 409
2. Отпустить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана и, ввертывая винт, установить при помощи щупа требуемый зазор между бойком коромысла и торцом клапана.
3. Надежно затянуть контргайку и снова проверить щупом зазор, проворачивая штангу толкателя вокруг ее оси.
4. По окончании регулировки клапанов первого цилиндра повернуть коленчатый вал в направлении часовой стрелки на половину оборота(180о) и приступить к установке зазора в клапанах третьего цилиндра. Зазоры регулируются в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров дизеля(1-3-4-2).
Регулировка и техническое обслуживание рулевого управления тракторов МТЗ-82
От состояния рулевого управления трактора МТЗ во многом зависят безопасность, качество работы и утомляемость водителя. Поэтому техническое обслуживание рулевого управления нужно проводить особенно тщательно. Техническое обслуживание рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заключается в периодическом контроле уровня масла в корпусе гидроусилителя и его замене, смазывании карданных шарниров рулевого привода МТЗ, контроле состояния резьбовых соединений рулевого привода и рулевых тяг, сошки и поворотных рычагов, крепления сектора, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса.
Рулевую колонкутрактора МТЗ необходимо регулировать с целью исключения возможных вибраций на рулевом колесе. Для этого рукой заворачивают гайку 12 (см. рис. 1) до соприкосновения последней с втулкой 10. При этом должны быть выбраны зазоры в соединениях, Затем отворачивают гайку 12 на полтора оборота и контрят гайкой 13.
Рис. 1. Привод рулевого механизма тракторов МТЗ-82
1 — шлицевая втулка; 2 -передний вал; 3, 7 — карданные шарниры; 4 — промежуточная опора; 5 — средний вал; 6 — стойка; 8 — штифт; 9, 12 — гайки; 10 — втулка; 11 — амортизатор; 13 — контргайка; 14 — рулевое колесо; 15 — маховичок; 16 — рулевой вал; 17, 21 — винты; 18 — промежуточный вал; 19 — труба рулевой колонки; 20 — серьга; 22 — правая стенка стойка; 23 — фиксатор; 24 — пружина; 25 – рукоятка
Масляный фильтр промывают в такой последовательности:
Поднимают облицовку. Отсоединяют подводящий маслопровод 12 (см. рис. 2) от крышки 11 редукционного клапана 14. Снимают крышку, для чего сначала отворачивают два болта крепления ее к корпусу 22, а затем, используя их в качестве демонтажных, вворачивают болты в демонтаж-ные отверстия крышки и снимают ее. Отсоединяют оставшиеся маслопроводы от редукционного клапана 14. Удерживая рукой фильтр 13, выворачивают редукционный клапан и снимают сливной фильтр. Промывают фильтр в дизельном топливе.
Рис. 2. Гидроусилитель рулевого управления тракторов МТЗ-82
1 — пробка; 2 клапанная крышка; 3 регулировочный винт клапана; 4 червяк; 5 — болт крепления регулировочной втулки; 6 — регулировочная втулка; 7 — сектор; 8 — гайка; 9 — рейка; 10 — регулировочный болт; 11 — верхняя крышка; 12 — гайка; 13 — сливной фильтр; 14 — редукционный клапан; 15 — кран управления АБД; 16 — золотник датчика блокировки дифференциала; 17 — маховичок крана управления; 18 — сошка; 19 — гайка сошки; 20 — сливная пробка; 21 — поворотный вал; 22 — корпус; 23 — упор рейки; 24 — регулировочные прокладки; 25 — шток; 26 — поршень; 27 — передняя крышка цилиндра; 28 — упорный подшипник; 29 — шайба; 30 — сферическая гайка; 31 — золотник
Для установки фильтра операции выполняют в обратной последовательности:
Фильтр промывают при ТО-3 (960-1000 моточасов работы). Одновременно нужно подтянуть гайку 8 крепления сектора на поворотном валу.
В гидроусилителе МТЗ-82 регулируют :
зацепление червяк-сектор и сектор-рейка, затяжку гайки червяка, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан, а также управление краном блокировки дифференциала.
Зацепление “червяк-сектор” и затяжку гайки червяка регулируют в следующей последовательности. Поддомкрачивают трактор, чтобы передние колеса не касались грунта. Затем ослабляют затяжку регулировочного болта 5, вводят в паз втулки 6 ключ и поворачивают ее по ходу часовой стрелки до упора зубьев червяка и сектора (при этом сошка 18 должна находиться в среднем положении). Втулку поворачивают против хода часовой стрелки так, чтобы по наружному диаметру она провернулась на 10-12 мм. Затягивают болт 5. Запускают двигатель и проверяют отсутствие заеданий в зацеплении “червяк-сектор” при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора. Если при этом имеют место заедания, то нужно увеличить зазор в зацеплении, отпустив болт 5 и повернув втулку 6 дополнительно по ходу часовой стрелки. Усилие на рулевом колесе не должно превышать 30-40 Н. Регулировка затяжки сферической гайки 30 червяка заключается в правильной затяжке упорных шариковых подшипников 28 для обеспечения нормального поджатая кольцами подшипников торцов золотника 31. От этой регулировки во многом зависит исправная работа гидроусилителя. Чрезмерная затяжка гайки 30 может вызвать перекос золотника и увеличение усилия поворота. Зазоры между подшипниками и золотником приводят к увеличению свободного хода рулевого колеса, а также к колебаниям колес, так как в этих условиях золотник может произвольно перемещаться, изменяя соответственно направление потока масла в одну или другую полость цилиндра поршня Перед затяжкой гайки 30 отворачивают четыре болта крепления распределителя, снимают крышку 29. Крепят распределитель двумя диаметрально расположенными болтами к корпусу гидроусилителя, подложив под головки болтов набор шайб (или гайку), толщина (или высота) которых равна толщине фланца крышки 29. Затягивают, предварительно расшплинтовав, гайку моментом силы 20 Н-м. При этом кольца подшипника 28 должны быть плотно прижаты к торцам золотника 31. Затем отворачивают гайку на 1/10-1/12 оборота, чтобы совместить прорезь гайки под шплинт и отверстие в червяке, и шплинтуют гайку. Выворачивают два болта, ввернутые в корпус, устанавливают на место крышку 29 и закрепляют распределитель. Зацепление “сектор-рейка” регулируют прокладками 24 под фланцем упора 23 рейки. При этом зазор между упором и рейкой 9 должен быть 0,1-0,3 мм. Проверяя этот зазор, нужно поджимать рейку 9 к сектору 7. Осевой ход поворотного вала трактора МТЗ регулируют в следующей последовательности: ослабляют затяжку контргайки и вворачивают регулировочный винт 10 до упора в торец вала. Затем выворачивают болт 10 па 1/8-1/10 оборота и контрят его гайкой. Предохранительный клапан проверяют следующим образом. В нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 1 подсоединяют манометр со шкалой деления от 0 до 10 МПа. Запускают двигатель и поворачивают рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. При максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, доводят температуру масла в гидросистеме трактора МТЗ до 50±5°С. При этом давление должно достигать 8,8 МПа. Если показания манометра меньше, повышают давление до требуемых значений, медленно вворачивая винт 3. После регулировки винт 3 нужно законтрить гайкой и установить колпак. Признак нарушения регулировки предохранительного клапана — увеличение усилия на рулевом колесе. Свободный ход рулевого колеса проверяют на стоянке при работающем двигателе. При этом он не должен превышать 20°. Если свободный ход рулевого колеса больше, проверяют зазоры в соединениях рулевого привода и при необходимости подтягивают гайки крепления сошки и сектора, крепление поворотных рычагов передних мостов и шарниров рулевых тяг, затяжку гайки червяка, регулировку зацепления “червяк-сектор”, “сектор-рейка” и осевой ход поворотного вала гидроусилителя. Необходимо регулярно следить за уровнем масла в гидросистеме рулевого управления трактора МТЗ. Если уровень масла меньше нижней риски на масломере, работать на тракторе категорически запрещается. При замене масла одновременно нужно промывать заливной фильтр. После замены масла прокачивают гидросистему рулевого управления трактора МТЗ в таком порядке:
Поддомкрачивают передний мост до отрыва передних колес от грунта. Запускают двигатель и при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя поворачивают рулевое колесо в крайние положения по 8-10 раз (вначале медленно, затем быстро), не удерживая его при этом в крайних положениях. Затем проверяют уровень масла и при необходимости доливают его до верхней метки масломера. Распределитель трактора МТЗ приходится снимать и заново устанавливать в случае замены его уплотнительных колец и промывки деталей.
При установке распределителя выполняют следующее. Проверяют наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и положение золотника 31 в его корпусе. Золотник должен быть установлен так, чтобы его торец с фаской по наружному диаметру был направлен к корпусу гидроусилителя. Противоположная установка золотника приведет к резкому повышению усилия поворота. Устанавливают распределитель трактора МТЗ без наружной крышки 29 и крепят его к корпусу гидроусилителя МТЗ двумя диаметрально расположенными болтами, подложив под головки болтов набор шайб, толщина которых равна высоте крышки. Ставят упорный подшипник 28, шайбу с конусом и затягивают сферическую гайку 30 в соответствии с рекомендациями, приведенными выше.
Признак правильной затяжки гайки — отсутствие зазоров между золотником и кольцами подшипника и отдачи рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения его вращения влево.
Регулировка клапанов МТЗ-82
Такая процедура необходима в тех случаях, когда происходит сбой в системе трактора: при стуке в двигателе, нарушении теплового режима в моторе, после проведения работ по капитальному ремонту транспортного средства и т.д.
Многих пользователей интересует вопрос о том, как клапанные элементы регулируются: последовательность (порядок) на машине регулировки клапанов осуществляется в порядке функционирования цилиндрических элементов.
Процедура проводится следующим образом:
- Перед установкой необходимых зазоров между клапанными деталями необходимо прогреть силовой агрегат трактора. Температура рабочей жидкости в двигателе не должна быть ниже +75°С.
- После того как двигатель прогреется, следует открутить верхнюю крышку с клапана.
- Затем необходимо открутить ось коромысел и масляного подвода.
- Когда все колпаки будут откручены, нужно проверить затяжку крепления стоек блока при помощи динамометрического ключа. Сначала проверяют поршень первого цилиндрического элемента, затем второго и т.д.
- После этого следует вернуть на место осевой элемент и протянуть стойки, а затем провести регулировку промежутков между клапанами.
- После установки зазора нужно надежно зафиксировать все крепежные гайки силового механизма.
Данную процедуру можно проводить самостоятельно только в том случае, если все запчасти являются заводскими, т.е. своими от МТЗ-82.
Регулировка клапанов с протяжкой головки цилиндров
Для того чтобы выполнить регулировку, необходимо:
- Установить транспортное средство на специальную платформу.
- Прогреть мотор до температуры +60…+70°С.
- Снять силовой агрегат.
- Разобрать двигатель, согласно руководству пользователя.
- Убрать крышку с клапанной коробки.
- Осмотреть крепежные болты и гайки валика коромысла.
- Поршневой механизм нужно повернуть в положение высшей мертвой точки.
- Осмотреть цилиндры, 2 клапанных элемента должны быть закрыты.
- Промежуток, который образовался между коромыслом и клапанами, следует проверить при помощи измерительных щупов. Если щуп диаметром 0,35 мм проходит в этот промежуток свободно, а щуп диаметром 0,4 мм не проходит, значит, зазор нормальный. В противном случае следует сделать регулировку.
- Открутить контргайку и крепежные гайки.
- Зажать щуп диаметром 0,25 при помощи винта регулировочного типа между рабочей областью коромысел и торцами.
- Затянуть все крепежные болты.
- При помощи маховика повернуть механизм коленчатого вала на пол-оборота и выполнить регулировку цилиндрического элемента № 3.
- После этого отрегулировать клапаны цилиндрических деталей под номерами 4 и 2.
- Собрать двигатель и установить его обратно на трактор.
- Завести транспорт для проверки.
Подготовка стягиваемой поверхности блока и головки
Монтаж головки на штатное место производится после частичного или капитального ремонта агрегатов и узлов мотора. Перед монтажом головки в блок устанавливаются новые гильзы, которые уплотняются специальными резиновыми кольцами, предотвращающими вытекание охлаждающей жидкости из рубашки. Установленная гильза выступает верхней кромкой над плоскостью блока. Поршни и гильзы подбираются по одной размерной группе, дополнительно производится взвешивание шатунов и поршней. Допустимая разница в весе не должна превышать 30 г.
Подготовка стягиваемой поверхности блока и головки.
Для соединения шатуна и поршня палец запрессовывают в поршень специальной оправкой, а затем фиксируют от продольного перемещения стопорными кольцами. Корректно подобранный палец не перемещается в посадочных гнездах под воздействием собственного веса.
Не допускается перекос пальца в отверстии подшипника шатуна, а также изгиб или конический износ цилиндрического элемента.
В пазы на теле поршня устанавливаются кольца, обеспечивающие компрессию и удаляющие следы масла с поверхности гильзы. В атмосферных моторах МТЗ использованы 3 компрессионных кольца, двигатели с наддувом оборудованы 2 кольцами, верхнее имеет покрытие из износоустойчивого сплава на основе хрома. Замки колец размещаются через 180°, обеспечивая повышение компрессии. При монтаже деталей требуется обращать внимание на метки, указывающие корректное расположение колец относительно днища поршня.
Перед установкой поршней требуется монтаж на штатное место коленчатого вала (если он демонтировался для шлифовки из замены). Затем устанавливают в гильзу цилиндра поршень с шатуном, после чего монтируются вкладыши и затягиваются крышки коренных и шатунных подшипников. Для проверки корректности сборки применяется прокручивание вала двигателя динамометрическим ключом.
Нормативное усилие не должно превышать 60 Н/м, при повышенном сопротивлении вращению необходимо найти причину неисправности.
Установка прокладки и ГБЦ на блок
Прокладка укладывается на верхнюю плоскость блока, предварительно протертую чистой ветошью. Предварительно рекомендуется проверить состояние совмещаемых плоскостей блока и головки металлической инструментальной линейкой. Не допускается коробление деталей, поскольку изогнутые поверхности не обеспечивают равномерного зажатия прокладки, которую пробьет поток выхлопных газов. Поврежденные плоскости шлифуются на специальном станке, для герметизации стыка применяется металлизированная прокладка с увеличенной толщиной материала.
Установка прокладки и гбц на блок.
Перед монтажом прокладки рекомендуется повторно проверить выступ верхнего бурта гильз цилиндров. На атмосферном дизеле допустимое значение лежит в диапазоне 0,065-0,165 мм, на версии с наддувом — 0,05-0,11 мм. Для равномерной установки гильз после замены требуется установить на блок корпус головки, который прижимается штатными ботами. Под головки крепежных элементов подкладываются металлические дистанционные гильзы длиной 100-105 мм, момент затяжки не превышает 10-15 Н/м.
При соединении деталей используется новая прокладка, применять использовавшуюся ранее пластину категорически запрещено. Деталь извлекается из целлофанового пакета, рекомендуется осмотреть поверхность детали и убедиться в отсутствии надрывов или вмятин. Для улучшения герметичности и облегчения снятия деталей при будущих ремонтах используется нанесение графитовой термостойкой пасты на обе стороны прокладки.
Затем поверх прокладки укладывается головка блока, в отверстия вставляются болты, которые затем затягиваются динамометрическим ключом. Для обеспечения качества соединения требуется использовать новые болты, поскольку старые детали деформируются при затяжке и в процессе работы дизеля. На резьбовую часть наносится тонкий слой моторного масла, болты заворачиваются в отверстия от руки.
Двигатель Д-240 трактора МТЗ-82: устройство, ремонт и характеристики
» Двигатель Д-240 » Двигатель Д-240 трактора МТЗ-82: устройство, ремонт и характеристики
На трактор МТЗ-82 устанавливается четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-240 с электростартером (Д-240Л с пускачем). Мощность двигателя составляет 59 кВт или 80 л.с.
Устройство двигателя
В двигателе д-240 реализована неразделенная камера сгорания с объемно-пленочным образованием рабочей смеси. Одна часть впрыскиваемого топлива распыляется в объеме камеры сгорания, а другая растекается по ее поверхности, создавая тонкую пленку. Первая часть дизельного топлива активно смешивается с потоком нагретого сжатого воздуха, при это происходит интенсивное испарение и сгорание — протекает процесс предварительного воспламенения топлива. Шатровая форма камеры сгорания способствует образованию завихрений воздушного потока и лучшему смешиванию воздуха и топлива. Часть топлива находясь в виде пленки испаряется, нагреваясь от потока сжатого горячего воздуха и стенки камеры сгорания. Поэтапно создающийся процесс сгорания топлива, образует условия для мягкой экономичной работы двигателя.
Как и любые подобные дизели, двигатель Д-240 состоит из газораспределительного (ГРМ) и кривошипно-шатунного механизма (КШМ), а также ис систем: охлаждения, смазки, пуска и питания.
Особенности регулировки клапанов
На тракторы Минского завода устанавливаются двигатели МТЗ Д 240. Это мощный дизельный четырехцилиндровый агрегат мощностью 80 л. с. с неразделённой камерой сгорания горючей смеси. Реже встречаются двенадцатицилиндровые агрегаты, выпускаемые Ярославским моторным заводом (ЯМЗ). Регулировка клапанов на этих моторах не имеет принципиальных отличий от других дизельных агрегатов отечественного производства.
Зазоры коромысел и клапанов проверяют через каждые 480 часов работы, а также после любого ремонта или снятия цилиндров. Зазоры на непрогретом двигателе должны составлять не более 0,25 мм.
Порядок регулировки клапанов
Существуют разные способы, как отрегулировать клапана на МТЗ 82. Различаются они методом поиска ВМТ (высшей мертвой точки), в которой и нужно проводить проверку и регулировку. ВМТ можно определить по появлению топлива в цилиндрах или по упору клапана в поршень при нажатии (ход должен составлять около 10 мм). Некоторые мастера выставляют метки на шкиве коленвала или ориентируются по отверстию в плите и положению маховика.
Регулировка клапанов д 240 своими руками
Регулировка клапанов д 240 станет более простой, если сначала разобраться с их назначением и устройством.
Клапаны – это чрезвычайно важные элементы в двигателе, которые отвечают за впуск воздуха в цилиндры. Через них также выводятся наружу продукты сгорания.
Оба клапана, впускной и выпускной, производятся из стальных сплавов, устойчивых к высоким температурам. Та часть клапана, которая отвечает за уплотнение, выполнена из никелевых сплавов. Тарелка выпускного клапана всего на 6 миллиметров меньше, чем тарелка клапана впускного. Сами эти устройства находятся во втулках, выполненных из нескольких металлов. Они плотно закреплены на головке блока цилиндров в движке.
Прижимаются клапаны с помощью пружин. В холодном двигателе зазоры клапанов не должны превышать 0,25 мм.
И так к работе…
- В идеале, регулировку клапанов нужно проводить через каждые 20 суток (480 ч) работы двигателя. Порядок действий при регулировке всегда одинаков.
- Для начала нужно снять колпак, расположенный на крышке головки блока цилиндров.
- После этого нужно убедиться, что крепления стоек валика коромысел достаточно хорошо затянуты. Поршень в первом цилиндре нужно перевести в положение, соответствующее верхней мертвой точки.
- Когда это будет сделано, необходимо закрыть впускной и выпускной клапаны. Получив полный доступ к клапанам необходимо открутить контргайку на креплении коромысла того клапана, который следует отрегулировать, однако снимать его не следует – достаточно ослабить.
- После этого можно будет отрегулировать зазор, используя винт, измерить размер зазора можно с помощью щупа. Завершив регулирование, нужно собрать устройство в обратном порядке, убедившись, что при сборке зазор не изменился.
- Когда производится регулировка клапанов д 240, необходимо помнить о том, что данную процедуру следует производить в строгой последовательности. Она полностью соответствует тому порядку, в котором работают дизельные двигатели – 1-3-4-2. Проворачивая коленчатый вал на пол-оборота по часовой стрелке, можно работать с еще не отрегулированными клапанами. После того, как процедура будет завершена, необходимо проверить работу клапанов, запустив двигателей.
Регулировка
Регулировку клапанов будем делать по моему упрощенному способу, с помощью ТНВД. Для регулировки нам потребуется инструмент, такой как ключ на 32 крутить коленвал, ключ на 14 для затяжки контргайки коромысла, отвертка, щуп, ключ на 19.
Снимаем верхнюю крышку клапанов, откручиваем трубки высокого давления на ТНВД. Ключом на 32 крутим колен вал за болт шкива и сверху ТНВД смотрим где у нас выступит солярка, значит там и ВМТ этого цилиндра. Далее дело техники, ослабляем контр гайку на 14 ключом, устанавливаем щуп и производим регулировку отверткой. Щуп должен ходить с закусыванием плотно, между клапаном и коромыслом. Зазоры идут такие; 0,25 впускной, 0,30 впускной. Порядок работы цилиндров 1,3,4,2. Таким способом регулируем по очереди все цилиндр двигателя.
Установка головки цилиндров
Головку цилиндров устанавливайте на двигатель в последовательности, обратной снятию. Перед установкой головки залейте в цилиндры по 30 г дизельного масла ГОСТ 8581-78. Новые прокладки головки цилиндров, колпака и крышки головки цилиндров смажьте с двух сторон графитовой пастой, состоящей из 40% графитового порошка и 60 % дизельного масла.
Затяжку гаек шпилек или болтов крепления головки цилиндров производите в несколько приемов (не более чем на 1…2 грани) в последовательности, указанной на рис. 2.4. Окончательную затяжку производите динамометрическим ключом. Момент окончательной затяжки гаек 19…21 кгс•м (190…210 Н•м) для Д-243 и 16…18 кгс•м (160…180 Н•м) для Д-240.
Форсунки устанавливайте одной группы по пропускной способности. Прокладки форсунок со стороны прилегания смажьте солидолом УС–2 ГОСТ 1033-73.
Наконечники штанг толкателей должны войти в углубление толкателей. Штанги должны легко вращаться относительно своих осей.
Прокладки корпуса термостата и впускного тракта смажьте лаком “Герметик”. Отрегулируйте зазоры между торцами клапанов и бойками коромысел.
Порядок Затяжки Головки Двигателя Д-245
На фаски клапанов Д-245 или на фаски гнезд головки цилиндров нанести пасту, приготовленную из специального состава. Состав разводят в дизельном масле до сметанообразного состояния. Для повышения качества рекомендуется добавлять олеиновую или стеариновую жирную кислоту. Притирку клапанов Д-245 МТЗ-892, МТЗ-92П продолжайте до тех пор, пока на фаске клапана и на фаске седла клапана не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм, разрывы полоски или наличие рисок не допускаются. Допускается разность ширины пояска не более 0,5 мм. После притирки клапаны и головку блока двигателя рекомендуется промыть.
При сборке головки стержень клапана смазать моторным маслом. Притирку клапанов Д-245 возможно производить вручную, с помощью слесарного приспособления, но трудоемкость операции притирки при этом значительно увеличивается. Проверка затяжки болтов крепления головки блока цилиндров Д-245 Проверку затяжки болтов крепления головки блока цилиндров производите по окончании обкатки и через каждые 40 тыс. Км пробега на прогретом дизеле в следующем порядке: — снимите колпак и крышку головки цилиндров; — снимите ось коромысел с коромыслами и стойками; — динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, указанной на рисунке 2, и, при необходимости, произведите подтяжку.
Момент затяжки — 220±10 Нм. После проверки затяжки болтов крепления головки блока цилиндров МТЗ-892, МТЗ-92П установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между клапанами и коромыслами. Схема последовательности затяжки болтов крепления головки цилиндров Д-245 Проверка зазора между клапанами и коромыслами двигателя Д-245 Зазоры между клапанами и коромыслами двигателя проверяйте и, при необходимости, регулируйте через каждые 20 тыс.
Регулировки дизеля мтз.
Давление масла в системе смазки на прогретом дизеле при номинальной частоте вращения коленчатого вала, кг/см2, (МПа) | 2,0-3,0(0,2-0,3) |
Прогиб ветви ремня вентилятора, расположенной между шкивами генератора и коленчатого вала, при нажатии с усилием 4 кгс (40 Н), мм | 15-20 |
Рекомендуемая температура охлаждающей дизель жидкости (тепловой режим), град | 75-95 |
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на непрогретом дизеля, мм | 0,25-0,30 |
Давление начала впрыска топлива форсункой (давление начала подъёма иглы распылителя), кгс*см2(МПа) | ФД-22 175+5(17,5+0,5) ФД-22М 178+7(17,8+0,7) Читайте также: Давление масла в двигателе: причины, последствия и методы устранения «скачков» |
Угол опережения подачи топлива топливным насосом (номинальный до ВМТ), град | 23-25 20 (с топл. насосом НД-21/4) |
Момент затяжки, кгс*м (Н*м): | |
болтов коренных подшипников | 20-22 (200-220) |
болтов крепления головки цилиндров | 19-21 (190-210) |
гаек крепления головки цилиндров Д-240 | 18-20 (180-200) |
гаек шатунных подшипников | 16-18 (160-180) |
болтов крепления маховика | 18-20 (180-200) |
болта шкива коленчатого вала | 10,5424-28 (240-280) |
болтов крепления противовесов коленчатого вала | 12-14 (120-140) |
болтов крепления форсунок | 2-2,5 (20-25) |
Порядок затяжки ГБЦ и усилие затяжки
Крепежные болты затягиваются динамометрическим инструментом в соответствии со схемой, приведенной в технической документации. Алгоритм затягивания болтов головки идентичен для атмосферных моторов и агрегатов, оснащенных наддувом. Предварительно крепления закручиваются с усилием 70-90 Н/м, а затем проводится второй этап фиксации с моментом 170-190 Н/м (поэтапное закручивание применяется только для версии дизеля с турбокомпрессором). Между шагами выдерживается пауза 5-6 минут, необходимая для равномерной деформации прокладки.
Порядок затяжки головки цилиндров двигателей Д-240, Д-243, Д-245
Окончательная фиксация деталей производится усилием 190-210 Н/м (атмосферная модель) или 230-250 Н/м (версии с наддувом), прилагать большее усилие категорически запрещено.
Если хотя бы 1 крепежный элемент прокручивается в теле блока или произошел обрыв стержня (или срыв головки), то потребуется демонтировать головку и восстановить резьбу. Эксплуатация мотора с поврежденным элементом крепления головки не допускается.
Замена головки цилиндров в сборе
Если клапаны неплотно прилегают к седлам или прослушивается металлический стук, не устранимый регулировкой клапанов, попала вода в камеру сгорания, клапаны утопают сверх допустимых пределов, то головку цилиндров необходимо снять с двигателя для ремонта. Утопание клапанов без снятия головки цилиндров определяют по выступанию их стержней относительно поверхности головки цилиндров. Для этого устанавливают поочередно поршни в В.М.Т. на такте сжатия и измеряют штангенглубиномером расстояние от поверхности головки до торца стержня клапана. Если выступание стержня клапана более 57,2 мм, то головку снимают и ремонтируют. Нормальное значение выступания стержня клапана 56 мм, предельное – 58,4 мм.
Устранение неисправностей головки цилиндров
Разборка. Сожмите пружины клапана с помощью приспособления ОР-9913 (см. рис. 4). Снимите сухари, тарелки пружин, наружные и внутренние пружины клапанов, шайбы. Выньте впускные и выпускные клапаны. Риски, задиры и раковины на поверхности седел клапанов головки цилиндров не допускаются. При наличии этих дефектов обработайте фаски седел фрезами с направляющими хвостовиками в следующем порядке: -обработайте рабочую поверхность седел впускных и выпускных клапанов под углом 45°; -снимите фаску на нижней части седел клапанов под углом 75°; -снимите фаску на верхней части седел клапанов под углом 15°.
Рис. 4. Снятие и установка клапанных пружин с помощью приспособления ОР-9913.
При увеличении ширины фаски седла клапана более 2 мм уменьшите ее фрезами с углами 15 и 75°. Ширина фаски седла клапана после обработки должна быть 1,5…2 мм; при этом необходимо проверить соосность фасок с направляющими втулками с помощью приспособления КИ– 4929. Клапаны, у которых обнаружена деформация стержня, замените. Проверьте высоту цилиндри-ческого пояска тарелки клапана, которая должна быть не менее 0,5 мм. При обнаружении рисок и раковин на рабочей фаске клапана, а также при износе фаски проведите шлифование рабочей поверхности на стенде Р–108. Фаску впускного и выпускного клапанов шлифуйте под углом 45° относительно оси стержня.
Проверьте упругость пружин на приспособлении КИ–040А (см. рис. 5). Значения усилия сжатия и высоты пружины должны соответствовать данным табл. 1.
Рис. 5. Проверка успругости клапанных пружин на приспособлении.
Таблица 1: проверка упругости клапанных пружин.
Пружина | Усиление сжатия до рабочей высоты, кгс | |
нормальное | допустимое | |
Наружная | 17±1,4 | 14,8 |
Внутренняя | 8,87±0,7 | 7,4 |
Пружина | Высота, мм | |
в свободном состоянии | в рабочем состоянии | |
Наружная | 64,0 | 54,0 |
Внутренняя | 58,5 | 48,5 |
Пружины не отвечающие этим требованиям, замените. Замерьте внутренний диаметр направляющих втулок с помощью индикаторного нутромера (см. рис. 6). Если внутренний диаметр превышает 11,13 мм или имеется ослабление посадки, замените втулку (см. рис. 7). Новую втулку запрессовывайте с натягом – 0,03 мм (см. рис. 8).
Рис. 6. Замер отверстия направляющей втулки клапана.
Рис. 7. Выпрессовка направляющей втулки клапана. Оправка для выпрессовки.
Рис. 8. Запрессовка направляющей втулки.
После ремонта клапанов и их седел проведите притирку клапанов к седлам с помощью пневматической дрели 2213 (см. рис. 9). Смажьте рабочую поверхность фаски клапана притирочной пастой (микропорошок М20 с маслом индустриальным 20 или веретенным 3). Наденьте на стержень клапана технологическую пружину, установите клапан в направляющую втулку и вращайте его, периодически приподнимая дрель. Ширина притертой матовой полоски на конической поверхности клапана и гнезда клапана должна быть 1,5…2 мм (см. рис. 10). Верхняя кромка матовой полоски на клапане должна быть расположена на расстоянии не менее 0,5 мм от цилиндрического пояска тарелки клапана.
Рис. 9. Притирка клапанов с помощью пневматической дрели.
Рис. 10. Матовая полоска на фаске клапана.
Контрольная, повторная обтяжка ГБЦ
Контрольная протяжка производится после обкатки силового агрегата, регламентная проверка выполняется через 1000 часов работы дизеля. Для проведения работ потребуется снять верхний защитный кожух газораспределительного механизма и демонтировать валик с коромыслами. Проверка затяжки проводится по схеме, имеющейся в инструкции по эксплуатации. Для тестирования используется динамометрический ключ, прилагаемый момент составляет 190-210 Н/м.
После проведения протяжки требуется установить на штатные места снятые детали головки цилиндров, а затем проверить корректность установки зазора между бойком коромысла и торцом стержня клапана. Для атмосферных силовых агрегатов зазор для впускных и выпускных клапанов составляет 0,20-0,35 мм (на прогретом агрегате). При настройке холодного дизеля рекомендуется установить расстояние в пределах 0,20-0,25 мм. Моторы МТЗ, оборудованные компрессором, отличаются величиной зазоров (0,25 мм для впускного тракта и 0,45 мм для выпускного).
Регулировка клапанного механизма выполняется вращением винта (после отворачивания контрящей гайки) начиная с первого цилиндра (от шкива). Для корректной установки зазора поршень выставляется в положение верхней крайней точки (определяется по моменту перекрытия клапанов). После установки параметров в первом цилиндре требуется поочередно отрегулировать зазоры в оставшихся клапанах.
- https://CarsFarm.ru/traktor/poryadok-zatyazhki-golovki-mtz.html
- https://DvizhStore.ru/remont-i-servis/protyazhka-golovki-mtz-82.html