- Виды лемехов
- Трапециевидные
- Долотообразные
- Составные долотообразные со сменным долотом
- Составные долотообразные с выдвижным долотом
- Треугольный лемех
- Сварные зубчатые лемеха
- Ремонт полевых досок
- Дополнительные узлы и механизмы
- Общие рекомендации
- Секреты эффективной вспашки: 16 ключевых шагов и рекомендаций
- Сталь лемеха
- Методы увеличения рабочего ресурса
- Применение износостойких покрытий
- Отвалы
- Проектируем и разрабатываем самодельный плуг
- Рама и механизм навески
- Настройка плуга
- Оттяжка лемеха
- Установка трактора
- Распространенные ошибки
- Настройка плуга: частые ошибки и полезные советы.
- Причины их возникновения
- Предплужник и дисковый нож
- МТЗ 80 (82)
- Главная
- Настройка глубины вспашки
Виды лемехов
Разновидности режущих частей корпуса плуга были разработаны с целью улучшения агротехнических показателей вспашки и продления срока службы детали. Основная часть видов используются как универсальные режущие части для всех видов плугов и почв различных физических составов.
Трапециевидные
Данный вид лемехов является самым простым по конструкции и дешёвым в изготовлении. Деталь представляет собой трапецию из листового прокатного метала. Для лучшего заглубления и хода в борозде по нижней линии производят заточку детали, для обеспечения дополнительной износостойкости производят местную закалку.
По форме трапециевидные лемеха подразделяются на два типа: простой –П 702, с переменной ширеной ЛДО-С21. Переменная ширена лемеха ЛДО-С21 увеличивается от пятки к носку. В отличии от П 702 обратная, тыльная сторона ЛДО-С21имеет утолщение тела, обеспечивающего дополнительную жёсткость плоской детали.
Не смотря свой на довольно небольшой рабочий ресурс трапециевидные лемеха являются самыми распространёнными в виду более низкой стоимости и простоты изготовления.
Также для увеличения рабочего ресурса лемехов данного вида был разработан лемех со сменным лезвием из износостойкого сплава, который в практике не приобрёл популярности.
Оборотный лемех
Оборотный лемех является разновидностью трапециевидного, где его форма и дублирующие крепёжные отверстия позволяют при необходимости обновлять рабочую режущую часть переворачиванием детали.
Долотообразные
Такие лемеха имеют в своей форме удлинённый носок, который позволяет осуществлять хорошее заглубление и ровный ход в борозде. Тыльная часть детали имеет утолщение, которое выполняет роль ребра жесткости. При необходимости данную толщину можно использовать для реставрации лемеха с помощью кузнечной оттяжки. Такие лемеха дают хорошие результаты при вспашке. Недостатком детали является быстрый износ удлинённого носка на песчаных почвах или его загиб при столкновении с крупными камнями, при котором возникает необходимость полной замены.
Долотообразные лемеха изготавливаются из специального периодического лемешного проката в двух марках — П-702 и ПНЧС-702, где у последнего увеличено плечо изгибающей силы, концентрируемой на конце носка, с 210 мм до 230 мм. В результате детали марки ПНЧС -702 более подвержены загибу носка или поломки в зоне первого крепёжного отверстия при выполнении работ.
Составные долотообразные со сменным долотом
Учитывая, что основная нагрузка приходится непосредственно на удлинённую часть лемеха возможность смены долота в составе детали упрощает процесс восстановления работоспособности корпуса плуга и в целом является более экономичным в эксплуатации, так как при выходе из строя долота не требуется замены лемеха полностью.
На сегодня в составе лемехов используются долота с возможностью обновления их режущей части разворотом другой стороной.
Составные долотообразные с выдвижным долотом
Такой лемех предполагает в своей конструкции посадочное место для магазина рабочей части долота. По мере износа носка долота осуществляет его выдвижение с фиксацией длинны вылета.
Такие лемеха удобны в обслуживании, но виду особенности своей конструкции используется только на песчаных и ухоженных лёгких почвах, где вероятность столкновений долота с крупными камнями минимальна.
Треугольный лемех
Такие режущие части не используется в составе корпуса традиционного отвального плуга. Режущая часть треугольной формы применяется в составе специальных рыхлительных машин – картофелекопателях, некоторых видах корчевателей и канавокопателей, где требуется создание большого давления на срезаемый пласт почвы.
Сварные зубчатые лемеха
Режущие детали данной категории разрабатывались в 70-х годах прошлого века целью улучшения работы отвальных плугов в особых условиях. В большей части данный вид режущей части корпуса плуга разрабатывался для работы в жёстких условиях на уплотнённых и иссушенных почвах. В последствии, после проведения массы экспериментов и опытов, зубчатые лемеха не получили широкого применения, так как эффективны только в узких физических условиях почв.
Также были разработаны другие виды цельных зубчатых лемехов с функцией повышенного крошения почвы. Режущие части данной группы не получили широкого применения в виду своей относительно высокой стоимости.
Ремонт полевых досок
Полевые доски изготавливают из стали типа Ст. 6 и калят задний рабочий конец от начала второго отверстия или на длине 100-120 см до твердости 444- 601 НВ. Полевые доски при небольших износах можно восстанавливать наплавкой с последующей зачисткой поверхности и закалкой. Можно использовать и неизношенную сторону полевой доски, переворачивая ее. Для этого следует изготовить отверстия в полевой доске с другой стороны, закалить доску по всей длине и при креплении между корпусом и полевой доской поставить металлические подкладки, компенсирующие износ.
Дополнительные узлы и механизмы
Деформированные стойки правят с местным нагревом. После правки стойку калят при 800-850 °С (светло-вишнево-красный цвет) в воде и подвергают отпуску, нагревая до 500-550 °С и охлаждая на воздухе. При ремонте грядилей и других крепежных деталей восстанавливают прилегающие поверхности и наваривают обломанные части.
У колес плугов изнашиваются конические роликовые подшипники, появляются дефекты: изгиб обода, износ покрышки, проколы камеры, износ отверстий под болты, крепящие ступицу. У самоподвижных манжетных сальников изнашивается уплотняющая кромка, на которой могут появиться трещины, разрывы, выемки и наплывы резины.
При зазоре в конических роликовых подшипниках более 0,2 мм его регулируют корончатой гайкой. Правильность регулировки проверяют или по нагреву подшипников (при большом натяге), или по продольному люфту ступицы колеса.
Сломанную щетку кронштейна приваривают встык и ставят накладки, в которых просверлены отверстия для установки болтов большей длины. Скобу кронштейна при небольшой трещине по месту сварки заваривают вновь или при обрыве в местах перегиба и у отверстия под болты упора заменяют новой с последующей приваркой.
Отремонтированные плуги покрывают эмалевой краской, а их рабочие поверхности смазывают одним из антикоррозионных составов.
Общие рекомендации
Ремонт и приемка отремонтированных плугов, предварительная установка на заданные условия работы, а также замена отдельных деталей и узлов в процессе эксплуатации (например замена лемехов) требуют полной или частичной проверки технического состояния орудия.
Проверку проводят на бетонной, деревянной или земляной площадке, выровненной и хорошо укатанной. Размеры площадки должны быть такими, чтобы на ней мог разместиться наибольший пахотный агрегат.
Плуг устанавливают с помощью опорных колес и регулировочных механизмов таким образом, чтобы его рама была параллельна поверхности площадки.
На стенде-площадке проверяют комплектность плуга, правильность установки его рабочих органов, жесткость крепления деталей и другие параметры. При рабочем положении в правильно собранном плуге лезвия лемехов, концы полевых досок, пятка задней полевой доски, регулировочные колеса должны лежать в одной плоскости.
Отклонения от параллельности полевых обрезов отвалов и лемехов допускаются только в сторону борозды, но не более 10 мм. Носки и пятки корпусов должны лежать на одной прямой с отклонением не более ±5 мм. Просвет между пяткой лемеха или задним обрезом полевой доски и плоскостью контрольной плиты допускается до 10 мм. Расположение носка лемеха выше пятки или полевой доски не допускается. Отвал и лемех должны плотно прилегать один к другому, а лемех выступать над поверхностью отвала в месте стыка не более, чем на 1 мм.
Секреты эффективной вспашки: 16 ключевых шагов и рекомендаций
Не допускается выступание поверхности и полевой кромки отвала над поверхностью и кромкой лемеха. Винтовые механизмы плуга должны свободно проворачиваться, если к штурвалу приложено усилие не более 150-200 Н. Требования к состоянию оборотных плугов аналогичны.
Рабочий орган | Показатель |
Лемех (ширина) | 90 мм |
Лемех долотообразный | Ширина лемеха — 90 мм, толщина лемеха у отверстия — 7 мм |
Лемех предплужника | Толщина — 5-6 мм, ширина лемеха — 50 мм |
Нож дисковый плугов общего назначения | Диаметр — 290 мм |
Сталь лемеха
Для производства лемехов используются две марки стали Л 65 и Л 53 со следующим содержанием легирующих элементов в своём составе:
Марка стали | Углерод | Марганец | Кремний | Сера | Фосфор |
Содержание в % | Содержание в % не более | ||||
Л 65 | 0,6-0,7 | 0,3-0,6 | 0,15-0,4 | 0,05 | 0,045 |
Л 53 | 0,47-0,59 | 0,5-0,8 | 0,15-0,4 | 0,05 | 0,05 |
Твердость стали данных марок не должна превышать 255 НБ (по Бринеллю)
Научные опыты показали, что использование в составе сплавов С-углерода от 1,5 до 2%, Si-кремния от 2 до 6% с добавлением V-ванадия и Cr-хрома от 1,5 до 2% , обеспечивает увеличение рабочего ресурса лемеха от 30 до 50%. Однако в практике выше указанное легирование метала не используется в виду значительного удорожания материала.
Методы увеличения рабочего ресурса
В плане изучения методов повышения рабочего ресурса лемехов в научной среде было проведена масса экспериментов, основная часть которых связана с довольно сложными технологическими процессами, требующих дорогостоящей материальной базы в производственном оборудовании и материалов. В перечень технологических методов входят:
Основная часть выше указанных производственных методов не нашла широкого применении в оптимизации почвообрабатывающих технологических операций в аграрном секторе в виду неоправданно дорогой стоимости таких изделий.
Применение износостойких покрытий
Для увеличения рабочего ресурса лемеха наиболее доступными и применимыми в практике являются методы наплавки с использованием электродуговой сварки или газопламенной горелки. Рабочим материалом для наплавки является высокопрочный состав «Сормайт», который присутствует на рынке в виде специальных электродов для электродуговой наплавки.
Марки электрода для твердосплавной наплавки Сормайт: Т-590, Т-600, С-1, ПР-С27.
Наплавка осуществляется ровной полосой без разрыва наплавляемого слоя вдоль режущей кромки. Для покрытия 1 см² расходуется 1-1,5 граммов сплава.
Отвалы
Отвалы изготавливают из малоуглеродистой стали с последующей цементацией наружного слоя или из трехслойной стали. В последнем случае материалом верхнего и нижнего слоев должна быть средне-углеродистая сталь, позволяющая при закалке получать высокую твердость, а материалом среднего слоя — малоуглеродистая не хрупкая сталь. Твердость отвалов после термообработки должна составлять 50-62 HRC.
Форма рабочей поверхности изношенного отвала при проверке шаблоном не должна отклоняться от новой более, чем на 6 мм.
При обломе носка груди отвала восстановление проводят приваркой отломанной части. Вначале выравнивают край груди отвала. Из старого отвала вырубают по шаблону заготовку соответствующего профиля, предварительно нагревая ее до 800 °С. Подгоняют стыки, затачивают с тыльной стороны у заготовки и отвала фаски 3×45°. Заготовку вновь нагревают в горне до 800-950 °С (светло-красный цвет), калят в воде, еще раз нагревают до 220 °С и отпускают на воздухе. Заготовку приваривают встык к отвалу электродами толщиной 3-4 мм. После приварки шов зачищают с рабочей стороны. Для отвода тепла при сварке участки рядом со швом обмазывают раствором глины с асбестом. Под швом ставят прокладку из красной меди толщиной 5 мм, а под прокладку подкладывают ветошь, смоченную водой.
При износах полевого обреза отвала его наплавляют последовательным наложением валиков, обеспечивающими износостойкость материала. Во время наплавки отвал следует предохранять от отпуска. Наплавленный металл зачищают, проверяя правильность формы шаблоном, и затачивают полевой обрез под углом 45-50° к рабочей поверхности.
Проектируем и разрабатываем самодельный плуг
Изобретение плуга историки относят к концу четвертого тысячелетия до н.э. Именно тогда догадались использовать для рыхления почвы заостренный крепкий сук. Отсюда и слово «соха», которое в переводе с шумерского означает не что иное, как «дерево пахаря». А металлический наконечник к этому орудию придумали в Древнем Египте, получив, по сути, почвоуглубитель с подошвой, образованной горизонтально поставленным лемехом, но не имеющий отвала. Последний появился в конструкции плуга лишь во времена Римской империи и явно не спешит сдавать завоеванных позиций.
При всем разнообразии заложенных в него технических решений современный плуг состоит в основном из рабочих органов, вспомогательных узлов и механизмов.
Рабочие органы плуга: 1 — нож; 2 — предплужник; 3 — корпус; 4 — почвоуглубитель
Нож (дисковый, как изображено на рисунке, или черенковый) отрезает пласт почвы, равный ширине захвата корпуса. Предплужник снимает верхний слой, покрытый растительными остатками, сорняками и их семенами, укладывает его на дно борозды, образованной при предыдущем проходе. Корпус же подрезает снизу пласт, равный ширине своего захвата, отрывает его от не вспаханного поля, оборачивая и кроша, перемещает в сторону и сбрасывает в борозду.
Почвоуглубитель сзади корпуса рыхлит подпаханный слой почвы, не выбрасывая его на поверхность. Ну, а вспомогательные узлы и механизмы обеспечивают весь технологический процесс вспашки, выполняемый рабочими органами (в данном случае — тремя) орудия.
В малогабаритной сельхозтехнике (мини-тракторы, мотоблоки) из рассмотренного выше комплекта рабочих органов используют подчас лишь корпус. Да и число вспомогательных узлов и механизмов в целях упрощения и удешевления плуга сводят зачастую к минимуму.
Лемех и отвал корпуса образуют его общую лемешно-отвальную поверхность определенной геометрической формы. Как показывает практика, немаловажная задача — выбрать ее оптимальный вариант, исходя из технологических требований почвообработки, кинематических и энергетических условий, а также реальных возможностей, которыми разработчик и изготовитель плуга располагает. Вплоть до конструкционных материалов, наличия станочного оборудования, газоэлектросварки, мини-кузницы и пр.
Разновидности лемешно-отвальных поверхностей и плужных корпусов: 1 — цилиндрическая; 2 — культурная (переходная); 3 — полувинтовая; 4 — винтовая поверхность; 5 — корпус со сменной грудью; 6 — вырезной; 7 — дисковый; 8 — роликовый; 9 — с ротором.
Многие останавливают свой выбор на плуге общего назначения. Причем стараются использовать корпуса с цилиндрической (см. рисунок), а то и культурной лемешно-отвальной поверхностью. При вспашке такие плуги хорошо крошат, но недостаточно полно оборачивают пласт. Поэтому-то и применяются в основном для обработки старопаханых почв, которыми средняя полоса России, как известно, не обделена.
Типы лемехов: 1 — трапецеидальный; 2 — долотообразный; 3 — с приваренной щекой в передней части; 4 — зубчатый; 5 — с выдвижным долотом.
Корпуса с полувинтовой лемешно-отвальной поверхностью лучше оборачивают, но хуже рыхлят пласт. Их применяют для обработки задернелых старопаханых, осушенных торфяных и болотных почв. Корпуса с винтовыми лемешно-отвальными поверхностями вспахивают целинные, залежные, луговые и другие тяжелые почвы, так как они хорошо оборачивают пласт. Значительно реже обращаются к корпусам со сменной грудью, вырезному, дисковому, с ротором и др.
Трехгранный клин, лежащий в основе конструкции плуга
У каждой из вышеназванных конструкций свои преимущества. И соответственно — свои недостатки. Например, роликовый отвал снижает потери на трение, но он сложен по устройству. А широко разрекламированные в ряде мест скоростные отвалы других корпусов интенсивнее, оказывается, крошат почву, плотнее укладывают ее на поверхность поля, что приводит, в свою очередь, и к значительному росту энергозатрат. Или взять лемехи. Наибольшее распространение, как свидетельствует статистика, получили трапецеидальные и долотообразные конструкции (см. иллюстрации). Работая в сложных условиях, отрезая пласт почвы и направляя его на отвал, они быстро изнашиваются и ломаются.
Рама и механизм навески
Рама плуга в собранном виде не должна иметь прогибов и перекосов более 3 мм, а скрученность и трещины распорок, грядилей и балок жесткости должны быть полностью устранены. При этом полосы рамы должны быть параллельными, с отклонениями, не превышающими ±5 мм. Загнутые концы грядилей должны соответствовать шаблону, снятому с нового плуга.
Прогиб балки жесткости до установки на раму не должен превышать 5 мм для трехкорпусного плуга и 10 мм — для пятикорпусного с установкой выпуклой частью вверх. Раму плуга проверяют до и после ремонта на контрольной плите с помощью линеек, угольников, отвеса и шнура. Просвет между рамой и плоскостью плиты в местах крепления корпусов допускается до 5 мм, а в остальных — не более 10 мм. Прогиб деталей рамы — не свыше 3 мм.
Деформированные брусья рамы обычно правят вхолодную или с местным нагревом, применяя приспособления винтового типа, прессы или домкраты. У разборных элементов рам плугов следует проверить и подтянуть все болты.
В навесном устройстве плугов зачастую изгибаются и местно деформируются продольная тяга, раскос и поперечина, изнашиваются и сминаются отверстия в деталях и соединительные болты. Изгибы и деформации деталей более 3-х мм по всей длине устраняют правкой в холодном или горячем состоянии. Трещины заваривают с наложением накладок. Изношенные отверстия заваривают и рассверливают на нормальный размер или приваривают накладку с нормальным размером отверстия.
Корпусы плугов могут иметь следующие неисправности и износы:
- лезвие лемеха затупляется;
- с тыльной стороны проявляется фаска;
- носок закругляется;
- лемех сужается по ширине.
Часты случаи поломок лемеха и выкрашивание его рабочей части в результате ударов о камни при вспашке. У скоростных плугов отвал состоит из двух деталей — груди и крыла. У груди отвала при изнашивании изменяется форма полевого обреза, скругляется его кромка, истирается рабочая поверхность и обламывается носок, а у крыла истирается рабочая поверхность. Цельный отвал может иметь все эти дефекты. Полевая доска изнашивается со стороны стенки борозды и снизу.
В собранном виде необходимо проверять на контрольной плите правильность крепления корпусов. Предельный зазор между лемехом и отвалом должен быть не более 2 мм, а разница в длине лемеха над отвалом со стороны борозды — не более 10 мм. Зазоры между лемехом и стойкой, а также между отвалом и стойкой не должны превышать 3 мм.
Полевая доска должна плотно прилегать к стойке. Головки болтов, крепящих лемех, отвал, полевую доску со стойкой и полевую доску, должны быть заподлицо с поверхностью и не утопать более, чем на 1 мм.
Полевой обрез отвала и лемеха должен лежать в одной вертикальной плоскости с допустимым отклонением в сторону борозды не более 10 мм.
Просвет между задним концом полевой доски и плоскостью контрольной плиты не должен быть более 10 мм. Расположение носка выше полевой доски не допускается.
Отклонение носка лемеха от конца полевой доски, лежащих в одной вертикальной плоскости, в сторону поля может быть не более 5 мм. Предельный выступ носка долотообразного лемеха в поле — 5-10 мм.
Настройка плуга
Работа на земле является тяжелым и энергозатратным трудом. Раньше плуг тащили лошади. Это труд претерпел усовершенствование, теперь тягу осуществляют трактора, минитрактора с усилием до 100 л. с. Каждый владелец заинтересован в том, чтобы уменьшить энергозатраты, и увеличить производительность техники при установке плуга на мотоблок.
Решить такую задачу можно путем регулировки скорости обработки в сторону ее увеличения и уменьшения силы трения плуга.
Чтоб настроить и подготовить плуг для работы, надо проверить безошибочность его сборки и техническое состояние, которые включает:
- установку всех работающих элементов;
- подготовку миниблока;
- закрепление к миниблоку плуга;
- его регулировка на установленную глубину вспахивания почвы.
Проверку настройки следует проводить на ровном, прямом участке, при этом нужно соблюсти вертикальное положение полевых поверхностей стойки и доски. То есть поверхности, обращенные к необработанному участку, должны быть строго вертикальными.
Такие требования относятся и к обрезам полевым отвала, а также лемеха. Они должны иметь выступ относительно к поверхности стойки в пределах от 5 до 8 мм. Верхнее положение обреза полевого может отклоняться в сторону надела до 10 мм, но не более.
Лемех для плуга с трапецеидальной формой допускает совпадение положений задних концов доски полевой и концов носка.
Оттяжка лемеха
Восстановление геометрии изношенного лемеха возможно кузнечной оттяжкой, при наличии запаса тела детали в виде профильного утолщения на тыльной стороне. В профессиональной среде данное утолщение метала называют «магазином». В зависимости от размера утолщения оттяжку лемеха можно производить от 1 до 4 раз.
Кузнечная оттяжка
Для проведения операции, производят нагрев участка детали в два этапа. Сначала производят медленный нагрев до температуры 500-600°С. Вторым этапом производят быстрый нагрев до температур 850-1200 °С, увеличением подачи воздуха в зону нагрева дутьём кузнечного горна, до окраски нагреваемого участка в светло-красный или оранжевый цвет. Выдержка такого прядка нагрева убережёт деталь от появления трещин.
Процесс кузнечной непосредственной оттяжки производят в положении детали лицевой её частью на плоскости наковальни в коридоре температур не ниже 800 °С. Ударами молота оттягивают раскалённое утолщение в сторону острия лезвия, восстанавливая геометрию детали.
Для исключения потери части тела метала в результате многократного нагрева и последующего окисления раскалённой поверхности рекомендуется полную оттяжку детали осуществить не более как в три этапа.
Следующим этапом выполняют выравнивание оттянутой поверхности гладилкой по всей длине лицевой части плоскости, где толщина лезвия должна быть в пределах 1-2 мм.
Проверку выполненной оттяжки сверяют по шаблону детали, где отклонения по длине допускаются в пределах ±15 мм, по ширине +4 мм. В заключении ещё неостывшую деталь затачивают напильником, предварительным зажатием в тески. Ширина фаски заточки должна быть в пределах 5-6 мм, а острие лезвия толщиной 0,5-1 мм. Не рекомендуется затачивать лезвие тоньше 0,3 мм во избежание быстрого износа реставрированного лемеха.
Установка трактора
Подготовка плуга к работе начинается с правильной установки трактора. Для этого потребуется ровная бетонированная площадка или часть ровной дороги, на которой можно произвести регулировку. С левой стороны трактора, под его колеса, устанавливаются деревянные бруски. Если техника имеет полный привод, они должны иметь одинаковую высоту, если колесная формула трактора 4х2, передний брусок должен быть на 2-3 см выше заднего. Высота самих же брусков будет зависеть от глубины вспахивания грунта. Если глубина разработки почвы составляет 20 см, то высота брусков должна быть 18 см, то есть на 10% меньше.
Распространенные ошибки
Выполняя регулировку плуга, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с:
- установкой центрального винта на плуге – для его крепления многие плуги имеют два отверстия: круглое и продолговатое – это нужно учитывать;
- настройкой глубины вспахивания грунта – недостаточно регулировать только опорное колесо, следует также скорректировать величину длины центрального винта и трехточечной навески;
- настройкой ширины захвата – когда меняется ширина захвата корпуса важно не забывать регулировать угол отклонения плужной рамы; нужно, чтобы полевая доска располагалась строго в направлении движения трактора;
- настройкой предплужников – их настройка должна выполняться так, чтобы происходило срезание только угла оборачиваемого пласта и оставлялся чистый фон на земной поверхности после прохождения плуга.
Очень важно выполнять корректную настройку почвообрабатывающей техники, а также своевременно проводить техническое обслуживание, чтобы машины служили долго. Но если всё-таки произошла поломка одного из элементов, для ремонта вам понадобятся запасные детали. В компании «АГРОИМПОРТ” можно заказать запчасти для плуга европейских производителей Lemken и OFAS, которые потребуются при его техобслуживании и ремонте.
Настройка плуга: частые ошибки и полезные советы.
✅Установка центрального винта на плуге: для крепления центрального винта на многих плугах имеются два отверстия – стандартное круглое и продолговатое. Первый вариант подходит для работы на коротких плугах не более 3-4х корпусов, второй – для работы на плугах с 5-ю и более корпусами.
«Если рассматривать навесные плуги (ПЛН-3-35 т.д.), главная ошибка в настройках — регулировка навески трактора (центральный винт и боковые раскосы).»
✅Настройка глубины работы: для плугов с опорным колесом при смене глубины работы недостаточно регулировки только самого колеса – необходимо скорректировать длину центрального винта и положение трехточечной навески так, чтобы рама плуга в рабочем положении находилась параллельно полю, а опорное колесо не проваливалось в почву под повышенной нагрузкой.
«Глубина хода корпусов: она регулируется перемещением вверх-вниз опорного колеса и КОРРЕКТИРУЕТСЯ длиной верхней тяги. То есть общую глубину вспашки мы задаём опорным колесом, а равномерность глубины хода всех корпусов добиваемся корректировкой.»
✅Настройка ширины захвата: при смене ширины захвата корпуса необходимо отрегулировать угол отклонения рамы плуга так, чтобы полевая доска работала строго в попутном направлении движению трактора. Для это необходимо настроить тягу ближе между рамой и поворотным механизмом, либо изменить поворот опорного колеса.
✅Настройка предплужников: предплужники выполняют вспомогательную роль для качественной заделки пожнивных остатков, поэтому их необходимо настраивать так, чтобы они срезали только угол оборачиваемого пласта и оставляли чистый фон на поверхности поля после прохода плуга. Зачастую их глубина работы составляет не более 1/3 глубины работы основного корпуса.
«Они (предплужники) помогают заделывать стерню, удобрения, способствуют рыхлению почвы. Работу предплужников настраивают так, чтобы они шли на глубине 8. 10 см.»
✅Рабочая скорость: чаще всего нормальной скоростью работы плуга считается 7-9 км/ч. Если трактор работает с малой нагрузкой и есть возможность увеличить скорость движения, лучше увеличить ширину захвата и не превышать скорость 9-10 км/ч. Так вы сэкономите ГСМ, снизите износ рабочих органов и не потеряете в качестве оборота пласта.
✅Работа в борозде: ширина захвата одного корпуса, зачастую, составляет не более 50 см. При этом колеса на импортных тракторах могут иметь ширину более 60 см, что приводит к повышенному износу (особенно в сухую погоду). Увеличить срок службы шин трактора может установка расширителя борозды на последний корпус.
Так же, как и многие другие сельхозорудия, современный плуг является сложным механизмом, который требует внимательного подхода к настройке и запуску в поле. При правильном подходе к регулировкам плуга вы сможете получить максимальную отдачу в производительности, экономии ГСМ, снижении затрат на «расходники» и качестве оборота пласта.
Причины их возникновения
Перечисленные случаи утраты необходимой остроты режущих поверхностей, а также изменения их геометрии, обычно связаны с естественным механическим износом, либо являются следствием удара о твердые предметы. Проблема различной глубины хода корпусов чаще всего является следствием неправильной установки рамы в продольном направлении, а занос плуга в сторону – неверного положения её в горизонтальной плоскости.
Возникновение видимого стыка между проходами указывает на то, что рабочий захват не соответствует номинальному значению, а осыпающаяся стенка борозды ‒ на неверную установку дискового ножа.
Все проблемы, связанные с мешающими работе пожнивными остатками обычно являются следствием затупившихся, или лишком сильно заглубленных ножей. Излишнее заглубление навесного плуга чаще всего происходит из-за установки рычага распределителя в нейтральное положение, а его раскачка в транспортном положении ‒ с регулировкой длины ограничительных цепей устройства навески.
Предплужник и дисковый нож
Для корпусов захватом 350 мм предельная длина лезвия лемеха предплужника – 340 мм. Отверстия в стойке должны обеспечивать установку предплужника на 100, 120, 150 и 170 мм от опорной плоскости основного корпуса.
Выступление лемеха за отвал в сторону поля допустимо до 3 мм, а выступление отвала над лемехом в сторону поля – не более 7 мм.
Носок лемеха предплужника должен располагаться на линии полевого обреза основного лемеха с отклонением в сторону поля не более 15 мм. Лемех должен быть параллельным опорной плоскости с отклонением пятки над носком не более 10 мм.
Лемех предплужника имеет такой же характер износа, что и лемех основного корпуса, и восстанавливают его так же, как и основной. Лемех предплужника можно изготовить из выбракованного основного лемеха, при его ширине не менее 105 мм, обрезав его по шаблону, изготовленному по размерам нового лемеха предплужника.
У дисковых ножей по мере работы затупляются, коробятся лезвия и сам диск, изнашиваются подшипники, деформируются стойки.
Смятие лезвия допускается не более, чем в трех местах глубиной до 1,5-2,0 мм и длиной до 15 мм. Коробление диска допускается не более 3 мм. Осевое перемещение вилки при свободном поворачивании относительно стойки не должно превышать 3 мм.
Дисковый нож должен свободно вращаться на втулке, а его стойка прочно прикрепляться к раме. При этом ось дискового ножа должна располагаться на одной вертикальной прямой с носком предплужника, а нижняя кромка ножа – ниже носка предплужника на 25-30 мм.
Покоробленные диски правят на плите в холодном состоянии. Затачивают их до толщины лезвия 0,5 мм на установке для заточки дисковых ножей и на приспособлениях к токарному станку резцами с пластинами из твердых сплавов. Осевое и радиальное биение диска допускается не более 3 мм.
МТЗ 80 (82)
Самый популярный трактор Минского завода агрегатируют с плугом ПЛН-3-35. Это лемешное трехкорпусное приспособление для вспашки, ширина захвата которого составляет 35 см. У него есть культурный, винтовой и полувинтовой отвальный корпус с предплужниками и углоснимами. Глубина вспашки варьируется в диапазоне 20-32 см.
Чтобы обеспечить равномерную работу, вымеряют размеры деталей корпуса: кромку лезвия лемеха выдерживают не более 1 мм, при установке отвала следят за тем, чтобы он не выступал над поверхностью лемеха, при этом последний должен заходить на него не более чем на 2 мм; полевую доску крепят к стойке корпуса под углом 2-3 ° к стенке борозды.
Расстояние от носка лемеха до носка корпуса в модели ПЛН-3 – 30-35 см. Если вынос предплужника не выдержать, то земля будет забиваться. Заглубление устанавливают в диапазоне 8-12 см при ширине захвата 2/3 ширины корпуса. При чрезмерном заглублении будет создаваться дополнительное тяговое сопротивление, что не даст заделки дерна.
Перед подсоединением плуга к трактору необходимо отрегулировать раскосы навески. Длина левой части от центральной оси крепления верхнего шарнира до центра нижней оси должна быть 515 мм, а правой – менее половины глубины вспашки. После подсоединения стяжки раскосов навески затягивают, чтобы было небольшое провисание с люфтом на шарнирах планок крепления к пропашному агрегату до 2 см. В зависимости от глубины обработки грунта регулируют положение всего оборудования с предварительной установкой трактора на ровную площадку и подкладывание брусков под колеса.
Главная
Снизить затраты на ремонт используя аналог запчастей или приобретать дорогостоящие оригинальные запчасти такого же качества решать только вам..!
Технический потенциал – основа современного ведения производства в АПК. Однако за последние годы воспроизводство отечественной техники идет медленно, она используется недостаточно эффективно. «С каждым годом российские заводы-изготовители допускают все больше брака (© Виктор Лимарев генеральный директор «Росагроснаба»). Поставляемые на село, новые машины имеют высокий процент отклонения от технических условий. Так, 96% от их общего количества не соответствуют нормативам технических условий и эксплуатационным показателям, 27% — надежности» [1]. Поэтому многие российские сельхозпроизводители переходят к высокотехнологичной, надежной и долговечной зарубежной технике. По данным «Росинформагротеха» средняя наработка на отказ российской техники значительно ниже зарубежной. Это говорит о высоком уровне надежности иностранной техники. Результаты испытаний, расчеты и данные хозяйственной работы зарубежных сельскохозяйственных машин указывают на то, что они имеют преимущество перед российскими аналогами по техническим и эксплуатационным параметрам (в отдельных случаях выше производительность,меньше расход топлива, больше ресурс работы). Но себестоимость единицы работы выше, чем у российской техники, главным образом из-за более высокой цены, стоимости запасных частей и, следовательно, более высоких амортизационных отчислений (годовых и удельных – на единицу выработки).
Виды машин | Средняя наработка на отказ, ч | Отношение наработки на отказ зарубежных машин к российским машинам, разы | |
Российские | Зарубежные | ||
Техника почвообрабат. | 4,5 | 35 | 7,8 |
Тракторы | 185 | 460 | 2,5 |
Таблица 1
Средняя наработка на отказ российской и зарубежной техники,2011г («Росинформагротех»)
Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что на эффективность техники в значительной мере влияют изменение выработки, надежности и затрат на техническое обслуживание и ремонт в течение срока использования.
В ходе эксплуатации европейских плугов стало видно, что снизить затраты на приобретение запасных частей вполне реально (рис. 1). Это преимущественно связано с тем, что часть вышедших из строя деталей заменялась не дорогими оригинальными запасными частями, а европейскими аналогами, что значительно дешевле, при аналогичных показателях срока службы.
Рис. 1.Зависимость затрат на запасные части от срока эксплуатации европейских плугов.
Ремонт зарубежной техники оригинальными запчастями оказывается на порядок дороже, чем ремонт техники аналогами. Поэтому применение неоригинальных рабочих органов высокого качества для зарубежных сельскохозяйственных машин является одним из важных факторов сохранения их технического уровня и снижения затрат на ремонт. Основным направлением повышения долговечности рабочих органов является применение «наплава» при их изготовлении, который наносится на неоригинальную деталь, аналогичным образом, как и на оригинальную. Изготовление запчастей-аналогов производится на современном высокотехнологичном оборудовании, с четким соблюдением технологических процессов.
Опытным путем установлено, что использование неоригинальных запчастей позволяет снизить затраты на ремонт сельскохозяйственных машин в 1,5-2 раза демонстрируя одинаковый срок службы при сравнении с оригиналами.
Переплачивать за аналогичное качество или нет решать только вам…
Настройка глубины вспашки
Чтобы верно отрегулировать плуг на требуемую глубину вспахивания, нужно правильно подсоединить его к трактору. Для этого следует максимально укоротить раскос правой тяги на тракторной навеске и отрегулировать величину длины для центральной тяги. Следует ориентироваться на то, что клиренс под первым корпусом плуга был не менее 25 см. Ограничительные цепи должны подтянуться таким образом, чтобы на концах нижних тяг боковое отклонение не превышало 2 см в одну и другую сторону.
Чтобы установить необходимую глубину вспахивания следует воспользоваться регулировочным винтом опорного колеса. На его опорной стойке нанесены соответствующие метки, используемые для регулировки глубины вспахивания грунта. Вращая винт до требуемой метки, выставляется требуемая глубина вспахивания. После этого, используя стопорный болт, опорное колесо фиксируется в держателе.
Дальнейшая регулировка плуга заключается в выравнивании его рамы. Это проводится для того, чтобы глубина вспахивания почвы была одинаковой с двух сторон. Раму следует разместить параллельно земной поверхности, чтобы лемехи каждого из корпусов касались земли и находились на одной линии. Когда правая сторона рамы находится выше левой, следует удлинить правый раскос для нижней тяги навески и наоборот. Если задняя часть рамы плуга находится выше или ниже передней, то нужно увеличить или уменьшить величину длины центральной тяги.
- https://vseomtz.ru/spravochnik-traktorista/lemeh-pluga
- https://glavpahar.ru/articles/rekomendacii-po-remontu-plugov-mnenie-eksperta
- https://strata.su/stanki/tipy-lemehov.html
- https://SumkiVTrende.ru/tehnologii/lemeh-pluga-foto.html
- https://technika66.ru/kak-nastroit-plug-lemken-8-korpusnoy/
- https://agrogradt.com/vozmozhnye-neispravnosti-pluga-i-sposoby-ih-ustraneniya/
- https://traktorspec.ru/traktora/kak-otregulirovat-plug-na-traktor.html