РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

БУЛЬДОЗЕР

АВТОГРЕЙДЕР

АВТОМОБИЛИ КРАЗ

ТРАКТОРЫ

МТЗ-82/82.1

ЯМЗ-238

______________________________________________________________________________________________

Двигатель Д-180 бульдозера Т-170

На тракторе/бульдозере Т-170 установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-180 с наддувом от турбокомпрессора, со смесеобразованием и сгоранием топлива в камере, расположенной в днище поршня.

Блок цилиндров двигателя Д-180 со вставными гильзами, расположенными вертикально в ряд. Головка блока общая на два цилиндра. Клапаны подвесные, по одному впускному и выпускному на каждый цилиндр. Соединение поверхностей головок и блока уплотнено прокладками.

Коленчатый вал производства ЧТЗ пятиопорный с противовесами и каналами (полостями) в шатунных шейках для центробежной очистки масла.

Пять коренных и четыре шатунных подшипника скольжения представляют собой сталебронзовые вкладыши. Поршень с тремя компрессионными и двумя маслосъемными кольцами.

Топливный насос дизеля секционный четырехплунжерный, с топливоподкачивающим насосом поршневого типа, с пластинчатым корректором подачи топлива.

Топливоподкачивающий насос предназначен для подачи топлива от бака к топливному насосу и ручной прокачки топлива при удалении воздуха из топливной системы.

На дизеле Д-180 с электростартерной системой пуска топливоподкачивающий насос также предназначен и для создания давления в топливопроводе, подключенном к свече электрофакельного устройства, перед пуском дизеля.

Регулятор частоты вращения центробежный всережимный с пластинчатым корректором подачи топлива. Топливные фильтры: грубой очистки - сетчатый фильтрующий элемент, тонкой - два сменных бумажных фильтрующих элемента.

Форсунки закрытого типа с пятью распыливающими отверстиями, крепятся в головке цилиндров накидными рычагами.

Воздухоочиститель бульдозера Т-170 двухступенчатый: первая ступень - мультициклонный очиститель с эжекционным автоматическим удалением пыли, вторая - основные бумажные элементы фильтрующие (ЭФ) и предохранительные фильтр-патроны, представляющие собой металлический каркас с матерчатым чехлом из иглопробивного полотна. Мультициклонный очиститель состоит из 12 циклонов.

Двс Д-180 имеет комбинированную систему смазки : под давлением от шестеренного масляного насоса и разбрызгиванием.

Масляный насос трехсекционный, с двумя нагнетательными секциями и одной откачивающей. Масло очищается в фильтре со сменными бумажными фильтрующими элементами «Реготмас». Масляный радиатор трубчато-пластинчатый.

МЗН служит для создания давления масла в системе смазки дизеля перед пуском дизеля электростартером. МЗН установлен на лючке картера со стороны расположения масломерной линейки.

На дизеле Д-180 трактора Т-170 установлен уравновешивающий механизм, предназначенный для уменьшения вибраций, возникающих при работе дизеля (на дизеле Д-160.01Б-1 уравновешивающий механизм не устанавливается).

Уравновешивающий механизм крепится к нижней плоскости блока в пе­редней его части и закрыт передней половиной картера.

В процессе эксплуатации механизм разбирать не рекомендуется.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса.

Регулирование температуры охлаждающей жидкости в системе автоматическое - термостатами. Радиатор системы охлаждения трубчатый с охлаждающими пластинами.

Вентилятор шестилопастный, с ременным приводом от шкива коленчатого вала.

Блок цилиндров и коленвал дизеля Д-180 трактора Т-170

Основной сборочной единицей, воспринимающей нагрузки при работе дизеля, является литой чугунный блок цилиндров со вставными гильзами.

Вертикальные перегородки блока вместе с передней и задней стенками служат опорами распределительному, коленчатому валам и валику декомпрессора.

С правой стороны блока цилиндров двс Д-180 бульдозера Т-170 находятся люки для осмотра коренных и шатунных подшипников, люки под кронштейны толкателей.

Нижняя часть блока цилиндров закрыта картером, имеющим два сливных отверстия, закрытых пробками. К блоку крепится большинство сборочных единиц и агрегатов дизеля.

Головка блока цилиндров общая на два цилиндра. Газовый стык между головкой и блоком уплотняется асбостальной прокладкой.

Коленвал двигателя Д-180 бульдозера Т-170 стальной кованый пятиопорный с противовесами и каналами (полостями) в шатунных шейках для центробежной очистки масла.

Пять коренных и четыре шатунных подшипника скольжения сталебронзовые. На фланце коленвала закреплен болтами маховик.

Зубчатый венец маховика с прямыми зубьями – для дизеля с ЭССП, с косыми – для дизеля с пусковым двигателем.

Для уплотнения выхода переднего и заднего концов коленвала дизеля на носке и пятой коренной шейке вала нарезаны маслогонные резьбы, а в кожухах шестерен распределения и маховика установлены резинокаркасные манжеты.

На носке коленчатого вала с ЭССП имеется храповик для проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой.

Поршень дизеля овально-бочкообразный из алюминиевого сплава с камерой сгорания в днище, с тремя компрессионными и двумя маслосъемными кольцами. Шатуны – стальные кованые.

Уравновешивающий механизм двигателя Д-180 бульдозера Т-170

Для уменьшения возникающих при работе вибраций на дизеле с номинальной частотой вращения 1250 об/мин установлен уравновешивающий механизм.

Механизм закреплен четырьмя болтами на нижней плоскости блока и закрыт картером. Для правильной установки уравновешивающего механизма имеются риски на зубе шестерни 2 и на приливе поддона 13, а также метки «С» на зубьях противовесов.

Смазка подшипников уравновешивающего механизма – централизованная от общей системы смазки дизеля.

Зубья колес уравновешивающего механизма смазываются масляным туманом, образующимся во внутрикартерном пространстве при работе дизеля.

Механизм газораспределения ГРМ Д-180 трактора Т-170

Механизм ГРМ дизеля Д-180 состоит из кулачкового распределительного вала, толкателей с кронштейнами, штанг, коромысел с валиками и стойками, клапанов с пружинами. Клапаны подвесные, по одному впускному и выпускному на каждый цилиндр.

Распредвал обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов в соответствии с фазами газораспределения.

На переднем конце распредвала установлена двойная шестерня, большой венец которой входит в зацепление с шестерней коленчатого вала, а малый – с шестерней привода регулятора топливного насоса.

Для правильной установки оба венца и сопрягаемые шестерни имеют метки на зубьях. Упорный диск ограничивает осевое перемещение вала в пределах от 0,10 до 0,33 мм.

Декомпрессионный механизм предназначен для принудительного открытия впускных клапанов для облегчения прокручивания коленчатого вала дизеля перед запуском или при регулировках, а также экстренной остановки дизеля в аварийных ситуациях.

Открытие клапанов обеспечивается воздействием на них штанг декомпрессора при повороте его валика.

Система питания двигателя Д-180

Система питания Д-180 топливом состоит из бака, форсунок, топливного насоса высокого давления с регулятором частоты вращения и проточной системой смазки от общей системы смазки дизеля, топливоподкачивающего насоса, топливных фильтров грубой и тонкой очистки.

Топливный бак оборудован заливной горловиной с фильтром, закрываемой крышкой с дренажным отверстием, топливомерной линейкой, датчиком уровня топлива. На днище бака расположены сливной и топливный краны.

Сливной кран предназначен для слива отстоя и топлива из топливного бака. Кран находится на днище бака с левой стороны по ходу трактора. Для доступа к крану необходимо снять щиток.

Топливный проходной кран расположен с правой стороны на днище топливного бака, служит для отключения топливного бака от системы питания в необходимых случаях.

Для слива топлива из бака повернуть ручку сливного крана против часовой стрелки до упора.

Для подачи топлива из бака открыть топливный кран, установив флажок ручки крана горизонтально вправо (по ходу трактора).

Для прекращения подачи топлива, находящегося в баке, в топливную систему дизеля закрыть топливный кран, установив флажок ручки крана горизонтально влево (по ходу трактора).

Топливный насос высокого давления ТНВД дизеля Д-180 бульдозера Т-170, секционный четырехплунжерный, с перепуском топлива, с пластинчатым корректором подачи топлива.

Топливоподкачивающий насос поршневого типа, предназначен для подачи топлива от бака к топливному насосу и ручной прокачки топлива при удалении воздуха из топливной системы.

На дизелях с установленным электрофакельным устройством топливоподкачивающий насос предназначен для создания давления перед пуском дизеля в топливопроводе, подключенном к свече ЭФУ.

Для фильтрации топлива установлены три фильтра: фильтр в заливной горловине топливного бака, фильтр грубой очистки топлива перед подкачивающим насосом и фильтр тонкой очистки перед топливным насосом.

Фильтр грубой очистки – с сетчатым фильтрующим элементом и краном для слива отстоя, тонкой очистки – с двумя сменными бумажными фильтрующими элементами.

Форсунки дизеля закрытого типа с пятью распыливающими отверстиями, крепятся в головке цилиндров накидными рычагами. В штуцере форсунки установлен щелевой фильтрующий элемент.

Электрофакельное устройство состоит из факельной штифтовой свечи и электромагнитного клапана, закрепленных на патрубке между турбокомпрессором и впускным коллектором дизеля, а также резистора с электротермическим реле 1212.3741, реле блокировки 901.3747-010 и выключателя 11.3704.01.

Топливо для ЭФУ из фильтра тонкой очистки по топливопроводу поступает к электромагнитному клапану и, после его открытия, – к свече.

Принцип действия ЭФУ основан на испарении топлива в свече, смешивании паров топлива с воздухом в горючую смесь и ее воспламенении от спирали накаливания, расположенной в свече.

Факел пламени нагревает поступающий в цилиндры дизеля воздух и тем самым облегчает пуск дизеля.

Система питания воздухом дизеля Д-180

Система питания дизеля Д-180 трактора Т-170 воздухом состоит из воздухоочистителя, турбокомпрессора, впускных и выпускных коллекторов, глушителя с выхлопной трубой.

Воздухоочиститель дизеля двухступенчатый: первая ступень – мультициклонный очиститель, состоящий из 12-ти прямоточных циклонов и патрубка для эжекционного автоматического отсоса пыли.

Вторая ступень – основные бумажные элементы фильтрующие (ЭФ) и предохранительные фильтр-патроны (ФП), представляющие собой металлический каркас с матерчатым чехлом из иглопробивного полотна.

Турбокомпрессор Д-180 – агрегат наддува дизеля – представляет собой одноступенчатый центробежный компрессор с приводом от радиальной центростремительной турбины, работающей в потоке выхлопных газов дизеля.

Температура газов на входе в турбину без ограничения по времени не более 650 °С. Установлен турбокомпрессор на фланце выпускного коллектора. Для смазки вала ротора масло поступает под давлением из общей системы смазки дизеля.

Для дозирования подачи масла на входе в турбокомпрессор установлен переходник с калиброванным отверстием диаметром 2,5 мм. В переходнике установлен датчик аварийного давления масла ММ 111 В.

Система смазки дизеля Д-180

Система смазки дизеля комбинированная: под давлением от шестеренного масляного насоса и разбрызгиванием.

Давление масла в главной масляной магистрали:

– от 0,3 до 0,5 МПа (от 3 до 5 кгс/см) при номинальной частоте вращения;

– не менее 0,04 МПа (0,4 кгс/см) при минимально устойчивой частоте вращения холостого хода.

Масляный насос трехсекционный, с двумя нагнетательными секциями и одной откачивающей.

При работе дизеля нагнетательные секции подают масло из центрального и переднего маслоприемников картера к маслораспределительной плите, а откачивающая секция перекачивает масло из задней части картера и от пятого коренного подшипника в среднюю часть картера к центральному маслоприемнку. Предохранительный клапан ограничивает давление, развиваемое насосом.

От маслораспределительной плиты масло поступает в масляный фильтр и масляный радиатор. Охлажденное в масляном радиаторе масло сливается в картер.

Фильтр очистки масла полнопоточный со сменными бумажными фильтрующими элементами (БФЭ). Для определения необходимости замены БФЭ на корпусе фильтра установлен датчик сигнализатора засоренности.

Система охлаждения

Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса.

Регулирование температуры охлаждающей жидкости в системе автоматическое – двумя термостатами двойного действия.

При нагревании охлаждающей жидкости до 70 °С один из них перекрывает малый контур, направляя весь поток жидкости в радиатор, что повышает эффективность системы охлаждения.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ