РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

БУЛЬДОЗЕР

АВТОГРЕЙДЕР

АВТОМОБИЛИ КРАЗ

ТРАКТОРЫ

МТЗ-82/82.1

ЯМЗ-238

______________________________________________________________________________________________

Сцепление трактора Т-130

Основными неисправностями муфты сцепления являются износы фрикционных накладок, зубьев ведущих дисков и зубчатого барабана, боковых поверхностей шлицев зубчатого барабана, муфты и карданного вала.

Снятие и разборка сцепления Т-130

Снимают кожух вентилятора-пылеотделителя и колпак с крыши кабины. Пропускают трос подъемного устройства в кабину через люк в крыше.

Снятие фланца с нажимным диском и муфтой включения сцепления бульдозера Т-130

Снимают переднюю среднюю панель пола кабины и крышку люка верхнего кожуха муфты сцепления. Вывертывают болт крепления хомута трубы подвода масла из нижней половины кожуха муфты сцепления.

Вывертывают болты крепления нижней половины кожуха и снимают кожух. Вывернув штуцер крепления сливной трубы к сервомеханизму и сдвинув трубу, ввертывают штуцер на свое место до упора.

Это предохранит поршень сервомеханизма от опускания в нерабочее положение и заклинивания при снятии с него нагрузки.



Рис.1. Муфта сцепления Т-130

Отсоединяют рукав подвода смазочного материала от пальца 15 (рис. 1) и тягу сервомеханизма от рычага 27, перемещающего муфту включения.

Отсоединяют муфту 25 от фланца 19 верхнего вала коробки передач. Отвертывают болты 16 крепления крышки 22 тормозка (17).

Передвинув карданный вал 23 вместе с муфтой 25 вперед по ходу трактора и сдвинув, придерживая тормозок Т-130, муфту 25 к фланцу верхнего вала коробки передач, снимают и опускают муфту.

Ввертывают в нажимной диск через отверстия фланца стяжные технологические болты М12Х35, чем снимается нагрузка с регулировочных болтов.

Из кабины через люк в верхней половине кожуха муфты сцепления опускают трос и стропят муфту за цилиндрическую поверхность ползуна муфты включения.

Масса муфты - 90 кг. Трос должен быть закреплен в кабине трактора или надежно удерживаться подъемником.

Расстопорив болты 28 крепления фланца к маховику, вывертывают их, проворачивая маховик.

Сдвинув фланец с нажимным диском и муфтой сцепления в сторону коробки передач, снимают его вместе с карданным валом 23 с трактора, опустив вниз.

Вынимают из фланца карданный вал с крышкой 22 тормозка и резиновым кольцом 21.

Снятие ведомых деталей муфты сцепления трактора Т-130

Расстопорив, отвертывают болты крепления отражателя 2 и крышки 3 муфты карданного вала. Снимают отражатель, крышку, уплотнительное кольцо 4 и уплотнительную прокладку крышки 3.

Снимают муфту 5 карданного вала, два ведомых 9 и ведущий 8 диски. Расстопорив гайку 6 крепления зубчатого барабана 7 и, отвернув ее торцовым ключом, снимают пластину и стопорную шайбу гайки.

Спрессовывают зубчатый барабан съемником вместе с подшипниками, распорной втулкой и пружиной.

Разборка фланца с нажимным диском и муфты 

Разборку проводят при ввернутых технологических болтах М12Х35 для
сснятия нагрузки от пружин с регулировочных болтов 2 (рис. 2).


Рис.2. Фланец в сборе с нажимным диском и муфтой включения сцепления бульдозера Т-130

Расшплинтовывают гайки 8 крепления рычагов 10 и, свернув гайки с регулировочных болтов, снимают призмы 7. Расшплинтовывают и отвертывают гайки с пальцев 6.

Вынув пальцы из отверстий опор 4, снимают рычаги 10 и ролики 5. Снимают с фланца 3 муфту в сборе с рычагом. Извлекают из канавки фланца уплотнительное кольцо 16.

При последующей разборке сжимают прессом усилием 20 кН пружины фланца и вывертывают технологические болты из нажимного диска сцепления.

Сняв усилие пресса, разъединяют фланец с нажимным диском. Снимают подпятники 26, пружины 23 и 24 и стаканы 25 пружин.

Расстопорив, вывертывают верхний палец 12 крепления рычага 20 и нижний палец 21, снимают рычаг с муфты. Вывертывают болты крепления крышки 13 к корпусу 11 подшипника, снимают крышку со штифтов.

Снимают пружинное кольцо, высвободив его из отверстия гайки 17 и ползуна 29.

Отвертывают гайку 17 специальным ключом, вставив его в два отверстия на торце гайки. Снимают с гайки уплотнительные кольца.

Снимают корпус подшипника с ползуна с помощью съемника. Снимают с ползуна уплотнительные кольца 15. Выпрессовывают шарикоподшипник из корпуса подшипника.

Разборка зубчатого барабана - Вынимают из внутренних канавок зубчатого барабана 7 стопорные пружинные кольца (см. рис. 1) и выпрессовывают два шарикоподшипника вместе с распорной втулкой и пружиной.

Сборка и установка сцепления Т-130

При сборке муфты сцепления трактора Т-130 необходимо соблюдать следующие требования:

- накладка сцепления тормозка (17) (см, рис. 1) должна быть прочно приклеена клеем. Отслоение накладок не допускается;

- секторы трения ведомого диска (9) при замене подбирать с колебанием по толщине не более 0,1 мм;

- отклонение от плоскостности поверхностей трения ведомого диска 9 допускается не более 0,3 мм под равномерно распределенной нагрузкой 150 Н. Допускается рихтовка диска;

- отклонение от плоскостности поверхностей трения ведущего диска 8 допускается не более 0,15 мм;

- разность по массе рычагов 14 допускается не более 0,01 кг;

- колебание по нагрузке пружин муфты допускается не более 20 Н;

- отклонение от плоскостности поверхности трения нажимного диска 11 допускается не более 0,15 мм.

Сборка муфты сцепления бульдозера Т-130 с рычагом

Завернув три пальца 28 (см. рис. 2) в ползун 29, раскернивают каждый в трех местах, сопряженных с резьбой.

Запрессовав в корпус 11 подшипника две втулки 14, устанавливают уплотнительные кольца с заглушками. Заполняют полость шарикоподшипника 18 смазкой и запрессовывают его в корпус 11 подшипника.

Наружное кольцо подшипника упорным (широким) торцом должно быть обращено к днищу корпуса подшипника. На тракторах более поздних выпусков применяется радиальный шарикоподшипник 18.

Надевают на ползун 29 упорное кольцо 27. Устанавливают в канавку два уплотнительных чугунных кольца 15. Разрезы колец располагают на 180° относительно друг друга.

Собирают корпус 11 подшипника с крышкой 13, предварительно установив между ними прокладку 19. Ввертывают в крышку со стороны корпуса болты, не затягивая их.

Совместив отверстия под штифты в корпусе и крышке, запрессовывают со стороны корпуса подшипника Т-130 два штифта. Затягивают окончательно болты.

Момент затяжки болтов 20 ... 30 Нм. Надевают на ползун разъемное кольцо-оправку для сжатия уплотнительных колец. Напрессовывают корпус подшипника в сборе с крышкой на ползун 29 до упора подшипника в бурт ползуна. Удаляют кольцо-оправку.

Устанавливают в канавку круглой гайки 17 два уплотнительных кольца, разрезы которых повернуты на 180° относительно друг друга. Навертывают гайку 17 на резьбовой конец ползуна 29, поочередно сжимая и заправляя уплотнительные кольца в отверстие крышки.

Затягивают гайку специальным ключом, используя два отверстия на торце; момент затяжки 90 ... 320 Нм. Стопорят гайку пружинным кольцом, усик которого вводят в совмещенные отверстия на гайке и ползуне.

Корпус подшипника сцепления должен после сборки вращаться свободно, без заеданий. Устанавливают на корпус 11 подшипника рычаг 20 седлом шаровой гайки в сторону маховика.

Закрепляют рычаг пальцами 12 и 21 со стопорными пластинами; момент затяжки пальцев 320 ... 400 Нм. Отгибают концы пластин на грани пальцев, так чтобы одно радиальное отверстие в головке верхнего пальца 12 не было закрыто концом стопорной пластины.

Сборка фланца с нажимным диском и муфтой включения сцепления бульдозера Т-130

Установив в отверстия нажимного диска (см. рис. 2) регулировочные болты 2, укладывают диск гнездами под пружины вверх. Укладывают в гнезда подпятники 26 пружин, пружины 23 и 24, на пружины устанавливают стаканы 25.

Установив фланец 5 на пружины, совмещают отверстия фланца с регулировочными болтами и стаканами пружин.

Сжимают прессом усилием 20 кН пружины и ввертывают в нажимной диск 1 со стороны фланца три технологических стяжных болта М12Х35 для удержания пружин. Снимают фланец с пресса.

Устанавливают в канавку фланца 3 уплотнительные кольцо 16. Заполнив смазкой полость А ползуна муфты сцепления, надевают ее на фланец вместе с рычагом.

Палец 22 фланца должен войти в отверстие ползуна. Установив в паз опоры 4 ролик 5 и надев на регулировочный болт рычаг 10, закрепляют рычаг на опоре пальцем 6 с гайкой и зашплинтовывают гайку.

Аналогично устанавливают остальные рычаги. Установив на регулировочные болты 2 призмы 7, навертывают гайки 8 и зашплинтовывают шплинтами 9.

Установка ведомых деталей муфты сцепления Т-130

Напрессовывают зубчатый барабан 7 (см. рис. 1) в сборе с подшипниками на цапфу коленчатого вала до упора. Устанавливают шайбу, стопорную пластину, завертывают гайку 6 торцовым ключом и стопорят, отогнув края пластины на грани гайки.

Устанавливают на наружные шлицы зубчатого барабана ведомый диск 9, а на сухари 10 маховика — ведущий диск 5. Ставят второй ведомый диск 9 на шлицы барабана 7.

Ступицы ведомых дисков должны быть обращены в сторону нажимного диска. Устанавливают на внутренние шлицы зубчатого барабана муфту (5) карданного вала, предварительно смазав шлицы смазкой, заполняют смазочным материалом полость А муфты.

Установив уплотнительное кольцо 4, прокладку, крышку 3 и отражатель 2, закрепляют муфту 5 карданного вала болтами со стопорными пластинами. Болты стопорят, отогнув пластины на грани головок болтов.

Установка тормозка Т-130 и фланца с нажимным диском

Смазывают шлицы карданного вала смазкой. Надевают на карданный вал 23 крышку 22 тормозка Т-130 с резиновым уплотнительным кольцом 21 и вставляют вал в отверстие фланца.

Застропив фланец за ползун муфты, заводят его в выточку маховика 1. При этом сухари 10 маховика должны войти в пазы нажимного диска 11, а шлицевый конец карданного вала — в муфту 5 вала.

Прикрепляют фланец, поворачивая маховик, болтами 28 со стопорными пластинами под каждой парой болтов к маховику. Болты стопорят, отогнув концы пластин на грани головок болтов. Вывертывают технологические болты из нажимного диска.

Сдвигают карданный вал 23 вперед по ходу трактора. Смазав прокладку 26 солидолом, приклеивают ее к крышке 22 тормозка. Устанавливают тормозок 17 на карданный вал.

Устанавливают пружинное кольцо 20 во внутреннюю полость муфты. Укладывают в канавку на торцовой поверхности муфты 25 резиновое кольцо 24.

Заполняют полость Г муфты смазкой и устанавливают ее на шлицы карданного вала, а тормозок — на наружные шлицы муфты.

Сдвигают тормозок, карданный вал и муфту 25 к верхнему валу коробки передач. Закрепляют крышку 22 тормозка к муфте, поочередно вворачивая болты 16 с пластинами 18 и пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 70 ... 90 Нм.

Присоединяют муфту 25 к фланцу 19 верхнего вала коробки передач призонными болтами со стопорными пластинами. Присоединяют штуцером рукав подвода смазочного материала к пальцу 15 рычага включения муфты.

Стопорят штуцер проволокой, соединяя ее с рукавом. Присоединяют рычаг включения 27 к тяге сервомеханизма с помощью шаровой гайки.

Для установки рычагов 14 в нужное положение отодвигают ползун муфты включения от фланца на размер В = (10 ± 1) мм и навертывают регулировочные гайки до касания рычагов 14 поверхности упорного кольца муфты.

Зазор между рычагами и упорным кольцом в этом положении должен быть Б = 0 ... 0,2 мм. Гайки 12 зашплинтовывают проволокой 13.

Устанавливают нижнюю половину кожуха муфты сцепления на кожух маховика и прикрепляют ее болтами к кожуху маховика и верхней половине кожуха муфты сцепления.

Прикрепляют хомут трубы подвода масла к сервомеханизму на нижней половине кожуха. Вывертывают из сливного отверстия сервомеханизма штуцер, временно удерживающий поршень сервомеханизма, и прикрепляют им сливную трубу к сервомеханизму.

Устанавливают переднюю панель пола в кабине трактора.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ