РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

БУЛЬДОЗЕР

АВТОГРЕЙДЕР

АВТОМОБИЛИ КРАЗ

ТРАКТОРЫ

МТЗ-82/82.1

ЯМЗ-238

______________________________________________________________________________________________

КПП МТЗ-82

Коробка передач МТЗ-82 предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии и получения различных скоростей и тяговых усилий, а также для изменения направления движения.

Кроме того, через коробку переключения передач обеспечивается привод заднего и бокового ВОМ, ходоуменьшителя и переднего ведущего моста.



Рис. 4. Коробка передач МТЗ-82



1- гайка промежуточного вала; 2 - промежуточный вал; 3 - первичный вал; 4 - ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 - корпус коробки передач; 6 - стакан первичного вала; 7 - скользящая шестерня IV и V передач; 8 - скользящая шестерня III передачи; 9 - ползун; 10 - вторичный вал; 11 - шарик; 12 -
крышка коробки передач; 13 - заливная пробка; 14 - Шаровая опора; 15 - рычаг переключения передач; 16 - чехол; 17 - штифт; 18 - рамка; 19 - валик рамки; 20 - шарик выключателя; 21 - выключатель ВК-403; 22 - регулировочные прокладки выключателя; 23- регулировочные прокладки; 24 - гайка; 25 - ведущая шестерня; 26 - ведомая шестерня II ступени редуктора; 27 и 29 - конические подшипники; 28 - упорная шайба; 30 - крыльчатка; 31 - гнездо внутреннего вала; 32 - втулка; 33 - внутренний вал; 34 - подшипники; 35 - втулка; 36 - ведущая шестерня II ступени редуктора; 37 - ведущая шестерня I ступени редуктора; 38 - промежуточная шестерня; 39 - подшипник; 40 - ведомая шестерня III передачи; 41 - ведомая шестерня IV передачи; 42 -
промежуточная шестерня заднего хода; 43 - ось промежуточной шестерни; 44 - ведомая шестерня V передачи; 45 - подшипник; 46 - переднее гнездо внутреннего вала; 47 - промежуточная шестерня понижающего редуктора; 48 - валик переключения редуктора; 49 - поводок; 50 - промежуточная
шестерня; 51 - вилка; 52 - пружинное кольцо; 53 - упорное кольцо; 54 - ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 55 - крышка левого люка; 56 - ведомая шестерня I передачи и заднего хода; 57 - скользящая шестерня 1 передачи и заднего хода; 58 - вал I передачи и заднего хода.

КПП МТЗ-82 (см. рис. 4) - механическая с девятью передачами переднего хода и двумя заднего хода, с понижающим редуктором, включение которого удваивает число передач.

В корпусе 5 коробки передач размещены соосные первичный 3 и вторичный 10 валы, параллельно им расположены промежуточный вал 2 и вал 58 пониженных передач и заднего хода, шестерни передач и двух ступеней редуктора, а также шестерни привода ходоуменьшителя и раздаточной коробки.

Первичный вал КПП МТЗ-82 установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник размещен в стакане 6, вставленном в расточку стенки коробки передач; задний подшипник установлен в расточке переднего конца вторичного вала.

От осевых перемещений первичный вал удерживает передний подшипник, фиксирующийся в стакане и на валу стопорными кольцами.

На шлицах первичного вала установлены подвижные каретки двухвенцовой шестерни 7 четвертой и пятой передач и ведущей шестерни 8 третьей передачи, а также неподвижная шестерня 4 понижающего редуктора.

Промежуточный вал 2 пустотелый, внутри него проходит внутренний вал 33 привода ВОМ. Спереди промежуточный вал опирается на подшипник 45, установленный вместе со стаканом в расточку стенки коробки передач; задней опорой является бронзовая втулка 35, запрессованная в отверстие ступицы ведущей шестерни 36 второй ступени редуктора.

На шлицы передней части промежуточного вала коробки переключения передач между подшипником 45 и упорным кольцом неподвижно установлены ведомые шестерни 40 и 41 соответственно третьей и четвертой передач и двухвенцовая шестерня 44, больший венец которой является ведомой шестерней пятой передачи, а меньший - шестерней заднего хода. Ступицы этих шестерен упираются друг в друга и стягиваются кернящейся гайкой 1.

На ступицу шестерни 40 на роликовом подшипнике 39 установлена промежуточная шестерня 38, при помощи которой получают пониженные передачи и задний ход через шестерню 56, а также привод ходоуменьшителя и бокового ВОМ. Промежуточная шестерня 38 постоянно зацеплена с шестерней 8 первичного вала.

На шлицах задней части промежуточного вала КПП МТЗ-82 может перемещаться ведущая шестерня 37 первой ступени редуктора, зацепляясь или с ведомой шестерней первой ступени редуктора, выполненной как одно целое с первичным валом, или с ведущей шестерней 36 второй ступени редуктора.

Наружные зубья шестерни 36 постоянно зацепляются с установленной на шлицах вторичного вала ведомой шестерней 26 второй ступени редуктора.

На заднем торце ступицы шестерни 36 сделаны кулачки для включения синхронного привода ВОМ. В ступице шестерни 36 штифтами закреплено гнездо 31 с бронзовой втулкой 32, которая служит опорой внутреннего вала 33 привода независимого ВОМ.

Снаружи к ступице шестерни 36 крепится крыльчатка 30 для разбрызгивания масла и улучшения смазки шестерен главной передачи и дифференциала.

Вторичный вал 10, выполненный как одно целое с ведомой шестерней первой ступени редуктора, установлен на двух конических роликовых подшипниках 27 и 29.

Наружная обойма переднего подшипника запрессована в расточку перегородки корпуса коробки передач МТЗ-82, второй подшипник запрессован в стакан, установленный в расточку задней стенки коробки передач.

На вторичном валу КПП установлена ведомая шестерня 26 второй ступени редуктора и ведущая шестерня 25 главной передачи.

Кроме того, передняя часть вторичного вала снабжена внутренним зубчатым венцом для соединения с ведущей шестерней 8 первичного вала. Подшипники и шестерни на валу стягиваются прорезной гайкой 24.

Вал 58 первой передачи и заднего хода расположен в левой части корпуса коробки передач. Опорами вала служат два шариковых подшипника, установленных в расточках корпуса.

На шлицы вала установлены ведомая 56 и скользящая 57 шестерни первой передачи и заднего хода и шестерня 54 включения ходоуменьшителя.

Ведомая шестерня 56 посажена на валу КПП МТЗ-82 свободно и может вращаться относительно вала, постоянно зацепляясь с промежуточной шестерней 38 вторичного вала, которая, в свою очередь, находится в постоянном зацеплении с шестерней 8 первичного вала.

Если шестерня 54 включения ходоуменьшителя сдвинута до упора в шестерню 56 и зафиксирована в этом положении пружинным кольцом 52 (как показано на рисунке), соединяясь своими внутренними шлицами.

С наружными шлицами ступицы шестерни 56, то обе шестерни и вал объединяются в одно целое и вращаются вместе. Это положение шестерен соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.

Перед установкой ходоуменьшителя для обеспечения перемещений шестерни 54 из канавки извлекают кольцо 52 и отодвигают его до упора в бурт вала.

Промежуточная шестерня 42 вращается на втулке относительно неподвижной оси 43 и находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом шестерни 44.

Редуктор коробки передач МТЗ-82 имеет две ступени. При помощи первой ступени включают первую, третью, четвертую и пятую передачи переднего хода и первую передачу заднего хода, а остальные передачи - при помощи второй ступени редуктора.

При зацеплении шестерни 37 с наружным венцом вторичного вала включена первая ступень, при перемещении шестерни 37 назад до полного сцепления с внутренним венцом шестерни 36 включается вторая ступень редуктора.

В зависимости от ступени редуктора МТЗ-82 двухвенцовая шестерня 7, перемещаясь на первичном валу, включает пятую или восьмую передачу, а при перемещении назад - четвертую или седьмую.

Шестерня 8, перемещаясь вперед, включает пятую или шестую передачу, а при перемещении назад соединяет первичный вал с внутренним зубчатым венцом вторичного вала и обеспечивает прямую девятую передачу. При перемещении шестерни 57 назад включаются первая и вторая передачи, а вперед-передачи заднего хода.

На верхней плоскости коробки передач установлен корпус механизма переключения передач, в котором размешены прямоугольные валики - ползуны 9 с приваренными к ним вилками переключения. Положение вилок и переключаемых шестерен фиксируется шариками 11 пружинных фиксаторов.

Переключение ступеней редуктора осуществляется ползуном, к которому приварен поводок 49, соединенный с валиком 48, на котором закреплена вилка 51, перемещающая шестерню 37 редуктора.

Переключение передач осуществляется рычагом 15, установленным на шаровой опоре 14 в верхней крышке 12 коробки передач и уплотненным резиновым чехлом 16. Нижний конец рычага 15 заходит в пазы ползунов вилок и при переключении передач перемещает необходимый ползун.

Техническое обслуживание коробки передач заключается в периодической проверке и подтягивании крепления коробки передач к корпусам сцепления и заднего моста, проверке уровня масла и замене его в соответствии с таблицей смазки.

Масляная ванна общая с корпусом заднего моста и отсеком корпуса сцепления. Уровень масла в корпусах трансмиссии должен совпадать с нижней кромкой отверстия под контрольную пробку, расположенную на правой стенке коробки передач.

Трактор останавливают на горизонтальной площадке, дают возможность маслу остыть и стечь со стенок, а пене осесть и после этого проверяют уровень масла и при необходимости доливают.

Заливная пробка 13 расположена на верхней крышке коробки передач. При замене масла следует открыть сливные пробки коробки передач, а также корпусов сцепления и заднего моста.

Сливать масло надо сразу же после остановки трактора, пока оно горячее. Если отработанное масло оказывается очень грязным и в нем содержатся металлические частицы, то трансмиссию рекомендуется промыть дизельным топливом.

Для этого заливают примерно 30 л топлива в корпус трансмиссии и запускают трактор (3...5 мин на первой передаче), затем сливают топливо и заправляют трансмиссию маслом.

В эксплуатации следует обращать внимание на наличие повышенного шума и стуков в трансмиссии. Одной из причин повышенного шума может быть нарушение регулировки подшипников вторичного вала или промежуточной шестерни привода переднего ведущего моста (ПВМ).

Для проверки осевого зазора в подшипниках вторичного вала нужно снять крышку КПП МТЗ-82, подвести индикатор к торцу зубчатого венца вторичного вала 10 и, перемещая зубчатый венец, определить осевые перемещения вала, которые соответствуют осевому зазору в подшипниках. В процессе эксплуатации допускается осевой зазор до 0,3 мм.

Чтобы отрегулировать подшипники, нужно разъединить коробку передач с задним мостом, для чего требуется снять кабину, разъединить тяги управления сцеплением, маслопроводы и электропроводы.

Поэтому при заменах деталей и в других случаях вынужденных разборок, когда имеется доступ, нужно обязательно проверить осевой зазор в подшипниках вторичного вала и при необходимости устранить его.

Осевой зазор в подшипниках регулируют изменением толщины пакета разрезных прокладок 23, установленных между фланцем стакана и стенкой коробки передач.

Для регулировки подшипников коробки переключения передач нужно расшплинтовать и отвернуть на 2...3 оборота гайку 24, затем отвернуть болты крепления стакана подшипника и при помощи демонтажных болтов выпрессовать его настолько, чтобы ввести под фланец стакана регулировочные прокладки.

Толщина вводимых дополнительно прокладок 23 должна быть равна замеренному осевому зазору в подшипниках.

После установки прокладок 23 заворачивают до отказа болты крепления стакана и гайку 24. Если подшипники отрегулированы правильно, то момент проворачивания вторичного вала и установленных на нем шестерен, освобожденных от зацепления с сопряженными шестернями, должен быть 7...8 Нм (0,7...0,8 кг/см).

После регулировки подшипников нужно проверить положение шестерен 25, оно определяется расстоянием 58 ± 0,15 мм от стенки коробки передач до наружного торца шестерни.

Если это расстояние будет больше 58,2 мм, то нужно, отвернув гайку 24, снять шестерню и упорную шайбу 28 шестерни и прошлифовать до 58 ±0,15 мм. Затем нужно поставить упорную шайбу и шестерню, до отказа затянуть гайку 24 и надежно ее зашплинтовать.

 

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ