РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

БУЛЬДОЗЕР

АВТОГРЕЙДЕР

АВТОМОБИЛИ КРАЗ

ТРАКТОРЫ

МТЗ-82/82.1

ЯМЗ-238

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Дизель ММЗ Д-243 трактора МТЗ-82

Дизельный двигатель (дизель) Д-243 - это основной вид ДВС, применяемого на тракторе МТЗ-82. Дизелем называется поршневой двигатель, который вырабатывает механическую энергию при сгорании топливовоздушной смеси, образующейся внутри его цилиндров.

Самовоспламенение топлива, впрыскиваемого в камеры сгорания цилиндров дизеля в мелко распыленном виде, происходит вследствие окисления и нагрева его капель при их контакте с нагревшимся в результате сжатия воздухом.

Устройство и принцип действия дизеля Д-243



Рис.1. Принципиальная схема дизельного двигателя Д-243

Поршень 1 цилиндров (рис.1), представляющий собой перевернутый вверх дном стакан, с помощью поршневого пальца шарнирно соединен с верхней головкой шатуна 2, нижняя головка которого надета на шатунную шейку кривошипа 3.

Опорные (коренные) шейки кривошипа вращаются в подшипниках, размещенных в поперечных перегородках верхней половины картера 5 блока цилиндров МТЗ-82.

При вращении кривошипа вокруг своей продольной оси поршень совершает возвратно-поступательное движение в цилиндре 6, выполняющего для него роль направляющей поверхности. Нижней половиной картера является поддон 4, служащий резервуаром для смазочного материала (масла).

В многоцилиндровом дизеле его кривошипы объединены в единую деталь - коленчатый вал, а цилиндры - в блок цилиндров.

Для повышения жесткостей блока цилиндров Д-243 и картера их обычно выполняют в виде единой литой детали - блок-картера.

Сверху блок-картер накрыт общей для всех цилиндров или индивидуальными для каждого цилиндра головками 7, в которых расположены органы газораспределения дизеля.

Детали ГРМ дизельного двигателя трактора МТЗ-82 обеспечивают впуск в цилиндр прошедшего через очиститель 10, через впускную трубу 8 и открытый впускной клапан 9 воздуха, а также выпуск из цилиндра в атмосферу продуктов сгорания топлива через открытый выпускной клапан 12 и трубу 13.

Движениями клапанов управляют кулачки 11, выполненные за одно целое с распределительным валом или валами.

В головке цилиндра дизеля Д-243 через форсунку 14 производится впрыскивание мелко распыленного топлива в воздух, который заполнил камеру сгорания, расположенную в днище поршня.

Образующиеся при сгорании впрыснутого топлива газы резко повышают давление в цилиндре, вызывая опускание поршня и вращение кривошипа (коленчатого вала), которое передается трансмиссии и ходовой части трактора.

Совершаемая газами работа и, следовательно, мощность дизельного двигателя могут изменяться в зависимости от количества впрыскиваемого и сгорающего в его цилиндрах топлива.

Однако такое изменение должно быть пропорционально изменению количества находящегося в цилиндрах воздуха, иначе сгорание топлива будет неполным и в отработавших газах появятся токсичные вещества (оксид углерода, несгоревшие углеводороды и др.), а также твердые частицы - сажа.

Дизель Д-243 имеет два механизма: кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения (ГРМ).

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) создает вращательное движение вала, от которого крутящий момент передается потребителям.

Неподвижными деталями являются КШМ:

- блок-картер в сборе с крышками и вкладышами коренных подшипников коленчатого вала;

- прикрепленные к блок-картеру общая (или индивидуальные) головка цилиндров, масляный поддон, картер маховика, крышка привода механизма газораспределения.

Эти детали образуют остов (корпус) дизеля, к которому крепятся его вспомогательные агрегаты, а также кронштейны, через которые он опирается на раму трактора.

К подвижным деталям КШМ относятся:

- поршень в сборе с компрессионными и маслосъемными кольцами, поршневым пальцем и деталями его фиксации (поршневая группа);

- шатун в сборе с втулкой-подшипником поршневого пальца, крышкой его кривошипной головки, болтами ее крепления к телу шатуна, вкладышами шатунного подшипника (шатунная группа);

- коленчатый вал в сборе с противовесами, гасителем его крутильных колебаний, маховиком, ведущими деталями привода механизма газораспределения и вспомогательных агрегатов (кривошипная группа).

Механизм газораспределения дизельного двигателя МТЗ-82 обеспечивает своевременные впуск атмосферного воздуха в цилиндры дизеля и выпуск из них отработавших газов.

ГРМ Д-243 включает в себя ведомые детали его привода, распределительный вал с кулачками привода клапанов, толкатели, штанги и коромысла с их осями и стойками осей, клапаны с пружинами и деталями их фиксации.

Системы дизеля трактора МТЗ-82 выполняют следующие основные функции:

- Система питания воздухом обеспечивает впуск в цилиндры дизеля очищенного воздуха непосредственно из атмосферы, или после сжатия его в компрессоре, или после охладителя.

Эта система включает воздухоочиститель, индикатор запыленности очищенного в нем воздуха, компрессор агрегата наддува, охладитель наддувочного воздуха, воздушные трубопроводы.

- Система питания топливом (топливная система) обеспечивает хранение на тракторе запаса топлива, его фильтрацию, дозирование в зависимости от режима работы дизеля, впрыскивание в цилиндры по заданному закону в мелко распыленном виде и в наивыгоднейшие моменты времени.

Система включает топливный бак, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, подкачивающий насос, насос высокого давления, регулятор частоты вращения дизеля, корректоры цикловой подачи топлива, трубопроводы высокого и низкого давления, форсунки.

- Система выпуска отработавших газов дизеля обеспечивает выпуск из цилиндров продуктов сгорания топлива либо непосредственно в атмосферу, либо через турбину агрегата наддува.

- Система охлаждения двигателя обеспечивает наивыгоднейшее тепловое состояние дизеля в зависимости от режима его работы и температуры окружающей среды путем регулируемой отдачи охлаждающему агенту части количества теплоты, выделившейся при сгорании топлива и трении подвижных деталей.

Агентами охлаждения являются специальные жидкости или атмосферный воздух. Система охлаждения трактора МТЗ-82 включает следующие компоненты: жидкостные рубашки охлаждения цилиндров и их головок, насос, вентилятор, радиатор, соединительные трубы или шланги;

- Система смазки дизеля Д-243 обеспечивает снижение потерь мощности дизеля на преодоление трения между его движущимися деталями и отвод теплоты трения путем создания между ними слоя смазочного материала.

Система включает резервуар масла (поддон), насос с маслоприемником, фильтры грубой и тонкой очистки масла, его охладитель, предохранительные и перепускные клапаны, заливную горловину, сливную пробку, измеритель уровня масла в резервуаре, трубопроводы и соединительные шланги.

- Система вентиляции картера дизельного двигателя обеспечивает поддержание в заданных пределах давления газов, прорвавшихся в картер через компрессионные поршневые кольца, путем их отсоса в находящуюся под разрежением зону впускного тракта дизеля. Эта зона находится в трубопроводе после воздухоочистителя.

Технические характеристики и параметры двигателя Д-243 трактора МТЗ-82

Тип - Четырехтактный дизель, без турбонаддува

Способ смесеобразования - Непосредственный впрыск топлива

Число цилиндров - 4

Порядок работы цилиндров - 1 - 3 - 4 - 2

Диаметр цилиндра, мм - 110

Ход поршня, мм - 125

Рабочий объем цилиндров, л - 4,75

Допустимый продольный и поперечный наклон работающего дизеля, не более, град. - 20

Мощность по ГОСТ 18509-88:

- номинальная, кВт - 59,6
- эксплуатационная, кВт - 57,4

Допуск на номинальную и эксплуатационную мощность, кВт +3,7

Номинальная частота вращения, мин - 2200

Максимальная частота вращения холостого хода, ограничиваемая регулятором, не более, мин - 2380

Минимальная устойчивая частота вращения холостого хода, не более, мин - 600

Степень сжатия (расчетная) - 16

Направление вращения коленчатого вала дизеля - Правое (по часовой стрелке)

Максимальный крутящий момент, Нм - 298

Частота вращения при максимальном значении крутящего момента, не менее, мин - 1600

Удельный расход топлива на режиме номинальной мощности, г/кВтч - 226,0

Удельный расход топлива на режиме эксплуатационной мощности, г/кВтч - 235

Общий расход масла с учетом замены за весь гарантийный срок работы, не более, % к расходу топлива - 1,1

Давление масла в главной магистрали системы смазки дизеля при температуре 85-95°С, МПа

- при номинальной частоте вращения - 0,25 - 0,35
- при минимальной частоте вращения холостого хода, не менее - 0,08

Масса дизеля сухого с вентилятором, генератором, воздухоочистителем, без муфты сцепления, кг - 430/490

Пусковое устройство: стартер - 24.3708 / пусковой двигатель - П-10УД.

 

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ