РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

БУЛЬДОЗЕР

АВТОГРЕЙДЕР

АВТОМОБИЛИ КРАЗ

ТРАКТОРЫ

МТЗ-82/82.1

ЯМЗ-238

______________________________________________________________________________________________

КПП трактора МТЗ-82

Коробка передач является элементом трансмиссии трактора МТЗ-82 и служит для изменения передаточных чисел трансмиссии и обеспечения реверсирования движения трактора.

Кроме того, конструкция КПП обеспечивает привод переднего ведущего моста, синхронного заднего и бокового полунезависимого валов отбора мощности (ВОМ), а также обеспечивает возможность получения дополнительных скоростей на первой и второй передачах переднего и заднего хода при оборудовании трактора ходоуменьшителем (гидроходоуменьшителем).

На тракторах возможна установка либо ходоуменьшителя (гидроходоуменьшителя), либо бокового полунезависимого ВОМ. И ходоуменьшитель (гидроходоуменьшитель), и боковой полунезависимый вал отбора мощности крепятся к левой боковой плоскости коробки передач вместо крышки.

На тракторах с базовой комплектацией установлена механическая ступенчатая двухдиапазонная КПП, с одним, расположенным под правую руку оператора, рычагом переключения диапазонов и передач с механическим понижающим редуктором (18F+4R).

КПП МТЗ-82 с центральным расположением рычага и диапазонов

Механическая коробка передач Беларус МТЗ-82.1 с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины, оборудована крышкой управления с центральным расположением рычага управления.

Крышка управления с центральным расположением рычага состоит из крышки 16 и рычага. Крышка 16 установлена на верхней плоскости корпуса и крепится к нему болтами. Рычаг управления установлен в сферическом шарнире 6, пластина 7 которого вместе с чехлом 10 зафиксирована на верхней плоскости крышки 16 через прижимное кольцо 11 болтами.

При качании рычага управления коробкой передач в шарнире 6, сферический наконечник рычага 8 всегда располагаться либо в пазах полозков вилок передач или в «кармане» поводка редуктора корпуса вилок 2.

Для исключения чрезмерных амплитуд качания рычага управления 8, а также для четкого направления его движения служит ограничительная пластина 17, которая крепится к крышке 16 болтами.

Для обеспечения возможности запуска дизеля трактора только при полностью выключенных передачах крышка управления содержит устройство блокировки запуска.

Устройство блокировки запуска состоит из корпуса 12, качающейся рамки 4, охватывающей рычаг, и выключателя блокировки запуска 14, включенного в электрическую цепь электростартерного запуска дизеля. Качающаяся рамка 4 установлена в корпусе 12 и имеет возможность осевого перемещения в нем.

Корпус 12 закреплен на крышке 16 болтами. Размеры и форма качающейся рамки 4 таковы, что в положениях рычага управления, соответствующих передачам КПП МТЗ-82.1, пружина 5 постоянно поджимает качающуюся рамку 4 к торцу корпуса 12.

При этом шарик выключателя блокировки запуска 14 располагается в кольцевой проточке оси 13 качающейся рамки 4 в отжатом состоянии, при котором контакты выключателя блокировки запуска 14, а, следовательно, и вся электрическая цепь электростартерного запуска дизеля, разомкнуты. Запуск дизеля трактора блокирован (не возможен).

Перемещение рычага в положение диапазонов редуктора сопровождается сжатием пружины 5 и соответствующим осевым перемещением качающейся рамки 4. При этом кольцевая проточка оси 13 качающейся рамки 4 смещается из-под шарика выключателя блокировки 14, сжимая его.

Контакты выключателя блокировки запуска 14, а, следовательно, и вся электрическая цепь электростартерного запуска дизеля, замыкаются, и запуск дизеля трактора разблокирован (возможен).

Запуск дизеля при не полностью выключенной передаче надежно исключается тем, что рычаг может находиться в положении диапазонов редуктора только при полностью выключенных передачах.

Регулировка выключателя блокировки запуска дизеля 14 обеспечивается установкой необходимого количества регулировочных прокладок 15. Если регулировка прокладками 15 не достигается, то необходимо заменить выключатель блокировки запуска 14 и заново выполнить регулировку.

В крышке 16 имеется отверстие для заливки масла в трансмиссию, которое закрыто пробкой 18. Работа механической коробки передач с центральным расположением рычага управления передач и диапазонов, а также порядок управления ими, аналогична работе и порядку управления КПП с правым расположением рычага управления передач и диапазонов.



Рис.53. Управление механической КПП МТЗ-82

1 – корпус; 2 – корпус вилок; 3 – прокладка; 4 – качающаяся рамка; 5 – пружина; 6 – сферический шарнир; 7 – пластина шарнира; 8 – рычаг управления; 9 – рукоятка; 10 – чехол; 11 – прижимное кольцо; 12 – корпус; 13 – ось рамки; 14 – выключатель блокировки запуска; 15 – регулировочные прокладки; 16 – крышка; 17 –ограничительная пластина; 18 – пробка.

Управление состоит из корпуса вилок 3 и крышки управления 15, которые устанавливаются на верхнюю плоскость корпуса 29 и крепятся к ней болтами.

Корпус вилок 3 состоит из вилки 1-ой передачи и заднего хода 20, вилки 3-ей и 6-ой передач 21, вилки 4-ой и 5-ой передач 12 и поводка диапазонного редуктора 13, полозки которых установлены в пазу корпуса 1 и имеют возможность перемещения вдоль паза.

На верхних плоскостях полозков имеются поперечные лунки, в которые входят подпружиненные шарики фиксаторов 10, обеспечивающие фиксацию полозков вилок и полозка редуктора в заданных положениях, а также препятствуют самовыключению передач под нагрузкой.

Переключение передач осуществляется вилками 12, 20 и 21, зевы которых входят в кольцевые канавки соответствующих шестерен. Переключение ступеней диапазонного редуктора осуществляется поводком 13, который связан с валиком 11, на котором закреплена вилка 9. Вилка 9 управляет ведущей шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора 24.

Полозки вилок снабжены пазами, а поводок диапазонного редуктора – “карманом”, в которые входит рычаг передач 4, установленный на валу 2 крышки 22 управления коробки передач.

Так как переключению передач предшествует выбор соответствующего диапазона редуктора, то форма “кармана” выполнена такой, что обеспечивает беспрепятственный выход из него рычага передач 4 в пазы полозков вилок для последующего выбора передачи.

Полозки вилок и диапазонного редуктора разделены друг с другом тремя замковыми планками 11. Планки 11 установлены в корпусе 1 неподвижно и исключают одновременное перемещение рычагом передач 4 нескольких полозков. При включении передачи замковые планки 11 “запирают” рычага передач 4 в пазу полозка вилки включенной передачи.

Крышка управления 15 состоит из крышки 22, в расточке трубы 5 которой установлена консольно опора 7. Опора 7 имеет возможность качаться в продольной плоскости, а ее осевое перемещение блокировано стопором 6, который входит в прорезь трубы опоры.

Внутри опоры 7 расположен вал 2, на котором при помощи шпонки и клемового зажима крепится рычаг передач 4. Опора 7 и вал 2 соединены между собой при помощи шлиц, которые позволяют валу 2 с рычагом передач 4 качаться в продольной плоскости за одно с опорой 7.

При своем качании рычага передач 4 непосредственно воздействует на полозки в корпусе вилок 1, вызывая их перемещение и, соответственно, включение или выключение выбранной передачи или диапазона в КПП.

Вал 2 имеет возможность осевого перемещения по шлицам трубы опоры 7, что необходимо для выбора требуемого полозка в корпусе вилок 1.

Для исключения чрезмерных амплитуд качания рычага передач 8, а также для четкого направления его движения, служит ограничительная пластина 14, крепящаяся к крышке 15 при помощи болтов.

Управление коробкой передач МТЗ-82.1 осуществляется оператором с рабочего места путем воздействия на рычаг управления 9. При этом качание рычага управления в поперечной плоскости через поводок 8 вызывает осевое перемещение вала 2 и выбор требуемого полозка в корпусе вилок 1 (выбор передачи или диапазона).

Качательное движение рычага в продольной плоскости выполняется за одно с опорой 7, и вызывает включение передачи или диапазона КПП.

Конструкция крышки управления обеспечивает четкий выбор требуемой передачи за счет четкого попадание рычага передач 8 в каждый из полозков корпуса вилок 3. Для этого на валу передач 2 имеется лыска, в которой находится подпружиненный шарик 3.

В нейтральном положении рычага управления крайние положения его свободного качания в поперечной плоскости определяются упором кромок лыски вала 2 в подпружиненный шарик 3.

Эти два положения рычага соответствуют: вправо от себя – положению рычага передач 4 в пазу полозка вилки 3-ей и 6-ой передач 21, влево к себе – положению рычага передач 4 в пазу полозка вилки 4-ой и 5-ой передач 12 (это, соответственно, два средних положения рычага).

Для перемещения рычага передач 4 в положение “кармана” поводка диапазонного редуктора 13, оператору необходимо перевести рычаг изнейтрального положения в крайнее правое от себя положение, а для перевода рычага передач 4 в положение полозка вилки 1-ой передачи и заднего хода 20 – из нейтрального положения в крайнее левое к себе положение.

В обоих случаях оператору потребуется приложить боковое усилие для сжатия пружины шарика 3.

Преодолев усилие сжатой пружины, шарик 3 подымится вверх, и вал 2 с рычагом передач 4 переместится до упора в соответствующую кромку ограничительной пластины 14, оказавшись при этом в положении соответствующего полозка.

Крышка оборудована датчиком 13, обеспечивающим блокировку запуска дизеля при включенной передаче в коробке.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ