РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

БУЛЬДОЗЕР

АВТОГРЕЙДЕР

АВТОМОБИЛИ КРАЗ

ТРАКТОРЫ

МТЗ-82/82.1

ЯМЗ-238

______________________________________________________________________________________________

Сцепление МТЗ-80, 82

На маховике 1 дизеля установлена сухая однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа (см. рис 1). Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 и нажимной диск 3.

К ведомой части сцепления МТЗ-82,80 относится ведомый диск 2 с гасителем крутильных колебаний 8, установленный на силовом валу 6.

Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью основными пружинами 21 и шестью дополнительными пружинами 20, если по заказу в муфте сцепления установлен ведомый диск 2 с металлокерамическими накладками, то в этом случае дополнительные пружины 20 не устанавливаются.

Рис.1. Сцепление трактора МТЗ-80, 82

1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной (корзина); 4 – вал привода ВОМ; 5 – ступица; 6 – вал силовой; 7 – втулка плавающая; 8 – гаситель крутильных колебаний; 9 – рычаг отжимной; 10 – диск опорный; 11 – вилка; 12 – гайка; 13 – стопорная пластина; 14 – подшипник; 15 – кронштейн отводки; 16 – отводка; 17 – вилка выключения; 18 – валик управления; 19 – стакан; 20 – пружина нажимная; 21 – пружина нажимная; 22 – шайба изолирующая.

Между плавающей втулкой 7 (рис 1), связанной с валом привода ВОМ 4, и опорным диском 10 установлены эластичные элементы. Включение и выключение сцепления производится отводкой 16 с выжимным подшипником 14, перемещающейся по кронштейну 15.

Вилка 17 отводки с валиком 18 связаны тягой с педалью сцепления. Смазка выжимного подшипника 14 осуществляется через пресс-масленку, ввинченную в цапфу отводки.

Регулировка свободного хода педали муфты сцепления МТЗ-82, 80 и длины блокировочной тяги тормозка

- Проверяйте свободный ход педали через каждые 500 ч работы трактора.

- При работе трактора свободный ход педали вследствие износа фрикционных накладок постепенно уменьшается.

- Допустимое уменьшение - до 30 мм, после этого требуется регулировка.

Регулировку управления муфтой сцепления МТЗ-80,82 и тормозка производите одновременно и выполняйте в следующей последовательности:

- Перед проверкой свободного хода педали освободите ее от воздействии пружины сервоустройства, для чего заверните болт 6 до упора в кронштейн 8 (рис.2).

- При правильно отрегулированном управлении тормозком пружина 14 тяги 13 при включении сцепления должна дополнительно сжиматься на 3-4 мм.



Рис. 2. Управление муфтой сцепления МТЗ-82, 80

1 - стержень подушки; 2,7, 17 - болт; 3 - педаль сцепления; 4 - ось; 5, 14 - пружина; б - болт упорный; 8 - кронштейн; 9, 13, 19 - тяга; 10, 12, 20 - вилка; 11, 16, 18 - рычаг; 15 - контргайка.

Регулировка положения отжимных рычагов корзины сцепления МТЗ-80, 82

После установки муфты сцепления на маховик и снятия технологических болтов произведите регулировку положения отжимных рычагов корзины сцепления при помощи специальной оправки, которая базируется по внутреннему диаметру шлицевой ступицы опорного диска с упором в торец ступицы.

На оправке имеется торцевая поверхность для упора отжимных рычагов. Размеры оправки указаны.

При помощи регулировочных винтов подведите отжимные рычаги корзины до упора в торец оправки и надежно законтрите регулировочные винты контргайками.

При этом обеспечивается расстояние 0,1 мм от поверхности контакта рычагов с выжимным подшипником до торца ступицы опорного диска. Разность этого размера для рычагов одной муфты не должна превышать 0,3 мм.

Технические регулировки деталей сцепления МТЗ-82, 80

Техническое обслуживание сцепления МТЗ-80, 82 заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений и проведении регулировок.

При ТО-1 (125 моточасов работы) нужно смазывать выжимной подшипник смазкой через масленку, которая находится или на кожухе сцепления и связана гибким шлангом с подшипником, или на корпусе отводки.

При ТО-2 (500 моточасов работы) производятся следующие работы по проверке и регулировке сцепления:

Проверяют свободный ход педали сцепления - это основной показатель правильности регулировки сцепления и тормозка.

Свободный ход педали должен быть 40-45 мм, что соответствует зазору 3 мм между выжимным подшипником и отжимными рычагами.

Зазор между подшипником и головкой каждого отжимного рычага не должен отличаться один от другого более чем на 0,3 мм.

Порядок снятия муфты сцепления МТЗ-80, 82 с двигателя

Для снятия муфты выполните следующее:

- установите три технологических болта (М12х40), завернув их в нажимной диск (корзину) сцепления МТЗ-80,82 через технологические отверстия опорного диска 6;

- отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3);

- снимите ведомый диск сцепления2.

Рис.1 – Монтаж и демонтаж муфты сцепления

1 – маховик; 2 – ведомый диск; 3 – нажимной диск; 4 – ступица; 5 – отжимной рычаг; 6 – опорный диск; 7 – стопорная пластина; 8 – регулировочные гайки; 9 – вилка; 10 – втулка.

Порядок установки муфты сцепления МТЗ-82, 80 на двигатель

Для установки муфты выполните следующее:

- установите ведомый диск сцепления 2 (рис.1) длинным концом ступицы к маховику 1.

- установите диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3) на пальцы маховика с втулками 10, закрепите гайками (момент затяжки от 70 до 90 Нм);

- установите технологическую оправку и выверните технологические болты;

- отрегулируйте положение отжимных рычагов 5.



Рис.2 Управление сцеплением МТЗ-80, 82 и тормозком сблокировано

Для их регулировки отсоединяют тягу 11 тормозка от рычага 9. Освобождают педаль от воздействия пружины сервоустройства, для чего ввертывают болт 4 до упора в кронштейн 6 и ослабляют болты 5 для возможности перемещения кронштейна 6.

Изменяя длину тяги 8, устанавливают свободный ход педали 40-45 мм.

Придают кронштейну 6 крайнее верхнее положение, поворачивая его вокруг оси 7 до упора в болт 5, и затягивают болты крепления кронштейна.

Вывертывая болт 4, возвращают педаль в исходное положение до упора в ролик. Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина должна возвратить ее в первоначальное положение.

Для регулировки тормозка отсоединяют тягу 11 от рычага 13 и поворачивают его против часовой стрелки до упора.

В этом положении соединяют временно тягу 11 с рычагом 13, а затем укорачивают длину тяги на 7 мм. Вновь соединяют тягу с рычагом, зашплинтовывают палец, надежно затягивают контргайки.

Если сцепление подвергалось разборке, то положение отжимных рычагов 3 нарушается.

Поэтому их необходимо отрегулировать при помощи регулировочных винтов 4 так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска составляло 12+0,5 мм.

Разность этого размера для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. После регулировки винты стопорят контргайками.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ