РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

БУЛЬДОЗЕР

АВТОГРЕЙДЕР

АВТОМОБИЛИ КРАЗ

ТРАКТОРЫ

МТЗ-82/82.1

ЯМЗ-238

______________________________________________________________________________________________

Рулевой механизм и ГУР МТЗ-80, 82

Для передачи усилия от рулевого колеса к рулевому механизму и ГУР трактора МТЗ-80, 82 предназначен привод рулевого механизма.

Привод рулевого механизма и гидроусилитель (ГУР) включает рулевой 16 (рис, 1), промежуточный 18, средний 5 и передний 2 валы, соединенные карданными шарнирами 7 и 3.



Рис. 1. Привод рулевого механизма МТЗ-80, 82

1 - шлицевая втулка; 2 -передний вал; 3, 7 - карданные шарниры; 4 - промежуточная опора; 5 - средний вал; 6 - стойка; 8 - штифт; 9, 12 - гайки; 10 - втулка; 11 - амортизатор; 13 - контр­гайка; 14 - рулевое колесо; 15 -маховичок; 16 - рулевой вал; 17, 21 - винты; 18 - промежуточный вал; 19 - труба рулевой колонки; 20 - серьга; 22 - правая стенка стойка; 23 - фиксатор; 24 - пружина; 25 - рукоятка

От рулевого колеса усилие передается валом 16 и гайкой 9 через штифт 8 промежуточному валу 18 и далее через валы 5, 2 и шарниры 3, 7 - шлицевой втулке 1, которую устанавливают на шлицы червяка гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80 и закрепляют стяжным болтом.

Это усилие частично передается непосредственно валу 18 прижатым к нему валом 16.

Вращение промежуточного вала 18 в трубе 19 рулевой колонки обеспечивается капроновыми втулками 10. Последние для уменьшения вибрации рулевого колеса установлены в резиновые амортизаторы 11.

Втулки 10 смазывают солидолом при сборке. В процессе эксплуатации смазка не требуется. Осевое перемещение промежуточного вала 5 ограничено гайкой 12 и контргайкой 13. Затяжка гайки 12 должна исключать осевое перемещение вала, однако не должна затруднять вращение рулевого колеса.

Положение рулевого колеса (для удобства управления) можно менять по вертикали до 120 мм. Регулировку выполняют с помощью клинового зажима, расположенного в трубе 19 рулевой колонки трактора МТЗ-80,82.

Чтобы изменить положение рулевого колеса, маховичок 15 поворачивают против хода часовой стрелки на 3-5 оборотов, устанавливают рулевое колесо в удобное положение и заворачивают маховичок по ходу часовой стрелки до стопорения рулевого вала 16 клиновыми зажимами гайки 9.

Кроме того, предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед по ходу трактора с целью обеспечения удобного входа и выхода из кабины.

Для этого рукоятку 25, расположенную справа под рулевым колесом, перемещают вверх (на себя) до отказа и подают рулевую колонку вперед по ходу трактора до отказа. Затем, сидя на сиденье, подают рулевое колесо на себя до срабатывания автоматического фиксатора.

Гидроусилитель рулевого управления МТЗ-80, 82 объединен с рулевым механизмом. Их назначение - передавать и увеличивать усилие от рулевого колеса и привода к сошке и поворотным рычагам рулевой трапеции и тем самым снижать усилие на рулевом колесе.

Рулевой механизм представляет собой двухзаходный червяк и косозубый сектор. Его передаточное число 17,5. Гидросистема усилителя автономна.

Она включает в себя насос, распределитель с золотником, цилиндр с поршнем и датчик гидроуправляемой блокировки дифференциала заднего моста, поскольку включение-выключение блокировки дифференциала связано с углом поворота рулевого колеса.



Рис. 2. ГУР МТЗ-80, МТЗ-82

1 - пробка; 2 клапанная крышка; 3 регулировочный винт клапана; 4 червяк; 5 - болт крепления регулировочной втулки; 6 - регулировочная втулка; 7 - сектор; 8 - гайка; 9 - рейка; 10 - регулировочный болт; 11 - верхняя крышка; 12 - гайка; 13 - сливной фильтр; 14 - редукционный клапан; 15 - кран управления АБД; 16 - золотник датчика блокировки дифференциала; 17 - маховичок крана управления; 18 - сошка; 19 - гайка сошки; 20 - сливная пробка; 21 - поворотный вал; 22 - корпус; 23 - упор рейки; 24 - регулировочные прокладки; 25 - шток; 26 - поршень; 27 - передняя крышка цилиндра; 28 - упорный подшипник; 29 - шайба; 30 - сферическая гайка; 31 – золотник

Рулевой механизм МТЗ-80, 82 состоит из червяка 4 (рис. 2) и сектора 7, ступица которого установлена на конических шлицах поворотного вала 21.

На конические шлицы нижнего конца поворотного вала посажена сошка 18. Сектор и сошку затягивают и стопорят от осевых перемещений гайками 8 и 19.

Сектор имеет два зубчатых венца, один из которых зацепляется с червяком, а другой - с рейкой 9, связанной пальцем со штоком 25 поршня 26 гидроусилителя. Запрессованный в шток палец установлен в отверстия проушин рейки с небольшим зазором, что позволяет рейке перемещаться.

Поворотный вал 21 установлен на трех опорах: двух втулках в корпусе и одной в крышке 11. Червяк 4 размещен на двух шариковых подшипниках в эксцентриковой регулировочной втулке 6.

Он может перемещаться в осевом направлении относительно втулки благодаря подвижной посадке в ней наружных колец подшипников. На конце червяка закреплен золотник 31 распределителя.

Корпус распределителя закреплен в корпусе гидроусилителя МТЗ-82, 80 болтами. С двух сторон золотника установлены специальные упорные шариковые подшипники 28, которые затягивают сферической гайкой 30.

Червяк 4 и золотник 31 перемещаются в осевом направлении как одно целое. При этом благодаря наличию радиальных и упорных подшипников червяк может свободно вращаться вокруг своей оси.



Рис. 3. Схема работы гидроусилителя руля и блокировки дифференциала МТЗ-80,82

а - среднее положение золотника; б - положение золотника при повороте направо; в - при повороте налево; А - бесштоковая полость; Б - штоковая полость; 1 - редукционный клапан; 2 - крышка распределителя; 3 - гайка, 4 - золотник; 5 - ползун; 6 - центрирующая пружина; 7-предохранительный клапан; 8 - фильтр; 9 - насос; 10 - эксцентриковая втулка; 11 - червяк; 12 - сектор; 13 - сошка; 14 - рейка; 15 - упор рейки; 16 - цилиндр блокировки; 17 -маслопровод датчика; 18 - маховичок крана; 19 - кран датчика; 20 - щуп; 21 - золотник датчика; 22 - корпус гидроусилителя; 23 - задняя крышка цилиндра; 24 - шток; 25 - поршень; 26 - передняя крышка цилиндра; 27 - маслопровод крана блокировки; 28 - поворотный вал

При затяжке гайки 3 червяка ГУР МТЗ-82, 80 внутренние кольца упорных подшипников сжимают пружины 6 (рис. 3) трех пар ползунов 5, равномерно расположенных по окружности вокруг золотника 4. Кроме того, каждая пара ползунов с одной стороны упирается в корпус гидроусилителя, с другой - в крышку 2 распределителя.

Для перемещения золотника осевое усилие на червяке должно обеспечивать сжатие всех трех пружин 6 ползунов, что имеет место, когда сопротивление повороту колес увеличивается и в работу включается гидроусилитель.

Если сопротивление повороту колес небольшое, то усилие на червяке невелико и пружины ползунов удерживают золотник в среднем (нейтральном) положении и поворот колес обеспечивается только рулевым механизмом без включения в работу гидроусилителя рулевого управления.

В этом случае вращение от рулевого колеса передается на сошку 18 (см. рис. 2) червяком 4 через сектор 7 и поворотный вал 21, а поток масла от насоса проходит через распределитель на слив в корпус 22 гидроусилителя, внутренняя полость которого служит баком гидросистемы рулевого управления.

При увеличении сопротивления повороту колес осевое усилие на червяке превышает усилие предварительного сжатия пружин ползунов, центрирующих золотник распределителя.

Внутренние кольца упорных подшипников перемещают золотник в осевом направлении, и поток масла направляется в одну из полостей цилиндра, передвигая поршень со штоком и рейкой, которая и поворачивает зубчатый сектор 7 и поворотный вал 21.

Когда воздействие на рулевое колесо прекращается, золотник возвращается пружинами в нейтральное положение и поворот колес прекращается.

В корпусе ГУР МТЗ-82, 80 установлен фильтр 13. Сливают масло через отверстие, закрываемое пробкой 20. Часть масла, поступающего на слив в корпус гидроусилителя рулевого управления, отводится через подводящий маслопровод - верхнюю крышку 2 для смазывания верхней опоры поворотного вала 21.

В клапанной крышке 2 распределителя находится предохранительный шариковый клапан, ограничивающий давление в гидросистеме.

В обычных условиях работы давление масла в гидросистеме рулевого управления находится в пределах 2-4 МПа.

При больших вертикальных нагрузках на передние колеса, например при агрегатировании трактора с машинами фронтальной навески, давление в системе может повышаться до величины срабатывания предохранительного клапана. Тогда масло, минуя цилиндр, поступает в сливную магистраль.

Датчик автоматической блокировки дифференциала (АБД) трактора МТЗ-80, 82 предназначен для включения/выключения блокировки дифференциала заднего моста в зависимости от угла поворота рулевого колеса, а также принудительного включения/выключения независимо от поворота направляющих колес.

Датчик автоматической блокировки дифференциала установлен в упоре 23 рейки. В гидросистему АБД входят золотник 16, кран 15, маховичок 17, щуп 20 (см. рис. 3), с помощью которого определяют среднее положение рейки и соответственно устанавливают среднее положение передних колес и редукционный нерегулируемый клапан 1, который должен обеспечивать давление масла в пределах 0,7-1,0 МПа при температуре 40-70°С.

АБД управляют с помощью рукоятки, расположенной в кабине и соединенной тросом с краном 15 (см. рис. 2) датчика. Рукоятка и кран могут находиться в трех положениях.

Первое положение - "Блокировка дифференциала выключена". Рукоятка расположена в крайнем переднем положении по ходу трактора, а прорезь маховичка крана совпадает с риской "Выкл." на крышке датчика. Второе положение - "Блокировка дифференциала автоматическая".

Рукоятка перемещена назад по ходу трактора в среднее положение и зафиксирована поворотом на угол 90° по ходу часовой стрелки, а прорезь маховичка крана совпадает с риской "Вкл." на крышке датчика,

Масло под давлением поступает в диафрагменную полость цилиндра 16 (см. рис. 3) ГПМ блокировки, блокируя дифференциал.

При повороте передних колес на угол более 13° от среднего положения рейка 14 перемещается так, что золотник 21 датчика выходит из паза рейки, соединяя диафрагменную полость цилиндра 16 ГПМ
блокировки со сливом и разблокируя дифференциал.

Третье положение - "Блокировка дифференциала принудительная". Рукоятка выдвинута в крайнее заднее по ходу трактора не фиксируемое положение, маховичок крана повернут против хода часовой стрелки до упора.

В этом положении кран соединяет напорную магистраль редукционного клапана с диафрагменной полостью цилиндра 16 ГПМ блокировки независимо от положений рулевого колеса и рейки 14.

Если рукоятку отпускают, то она и кран под действием пружины возвращаются в первое положение, разблокируя дифференциал.

С помощью щупа 20, при техническом обслуживании, определяют среднее положение рейки 14. Рейка находится в среднем положении, когда щуп максимально приближен к плоскости упора 15 рейки.

При этом направляющие колеса должны располагаться в положении, строго соответствующем прямолинейному движению трактора. Тогда повороты колес в левую и правую стороны будут одинаковыми.

Насос гидроусилителя НШ10Л-У2 шестеренный. Он установлен на дизеле с правой стороны по ходу трактора и приводится в действие от шестерни распределения. Насос постоянно включен и соединен маслопроводами с цилиндром поршня и масляным баком гидроусилителя.

 

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ