РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

БУЛЬДОЗЕР

АВТОГРЕЙДЕР

АВТОМОБИЛИ КРАЗ

ТРАКТОРЫ

МТЗ-82/82.1

ЯМЗ-238

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Ведущий задний мост грейдера ДЗ-122, 143

Мостами называются ходовые устройства с ведущими колесами и элементами трансмиссии, на которые опирается рама автогрейдера. У автогрейдеров ДЗ-122, 143 ведущими являются задние две пары колес. Поэтому считается, что они оборудованы задним ведущим мостом.

У тяжелых автогрейдеров ДЗ-98 все колеса ведущие, следовательно, они имеют задние и передний ведущие мосты. Причем задний ведущий мост легких и средних автогрейдеров снабжен балансирной подвеской каждой боковой пары колес, а у тяжелых автогрейдеров сзади установлены два обособленных ведущих моста, объединенных одной подвеской.

Задний ведущий мост с балансирами изготовлен одним блоком и содержит узел главной передачи А (рис. 1) и балансиры Б с бортовыми редукторами и ступицами В колес.



Рис. 1. Задний мост автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 с балансирами

 

А — главная передача; Б — балансир; В — ступица колеса; 1, 3, 5, 12, 13, 18, 26, 27, 31 — конические подшипники качения; 2, 11, 14 — регулировочные прокладки; 4, 7, 33, 34 — цилиндрические губчатые колеса; в, 10, 17, 32 — валы; 19. 20— коническая пара; 8, 16—бронзовые втулки; 9, 15 — чулки; 21 —
регулировочный винт; 22 — фланец; 23 — корпус балансира; 24 — тормозное устройство; 25 — ступица; 28 — тормозной барабан; 29 — диск; 30 — стакан

Главная передача ДЗ-122, ДЗ-143

Предназначена для передачи вращения от продольного вала на поперечный и снижения при этом частоты вращения.

Главная передача состоит из конической и цилиндрической зубчатых пар, расположенных в общем корпусе. Причем коническая пара 19, 20 выполнена с круговыми зубьями, а цилиндрическая 4,7 — прямозубой.

К фланцу 22 конической шестерни подсоединяется карданный вал, идущий от коробки передач, а в шлицевом отверстии ведомого прямозубого зубчатого колеса, установленного на конических роликовых подшипниках качения 12, 13 в закрепленных поперечно к корпусу главной передачи чулках 9, 15, располагаются шлицевые концы поперечных валов 10, 17, передающих вращение боковым редукторам в балансирах.

Валы главной передачи грейдера установлены на конических роликовых подшипниках 1, 3, 5, 12, 13, 18 качения и поэтому конструкцией предусмотрена их регулировка с помощью прокладок.

Оба чулка снабжены внутри бронзовыми втулками 8, 16 для обеспечения скользящей посадки в них стаканов балансиров, с помощью которых последние устанавливаются в корпусе главной передачи с возможностью покачивания в продольной плоскости машины.

Балансиры ДЗ-122, ДЗ-143

Обеспечивают за счет своего покачивания проход колес по неровностям грунта без отрыва от поверхности. Они состоят из сварного плоского корпуса 23 с расположенным внутри бортовым редуктором и выступающих в бок ступиц 25 колес.

Каждый бортовой редуктор выполнен из одинаковых двухступенчатых цилиндрических передач, распределяющих крутящий момент, передаваемый поперечными валами 10, 17 от главной передачи к четырем ведущим колесам.

Для этого ведущая шестерня, установленная на конических роликовых подшипниках в полости балансира ДЗ-122, 143, получает вращение от шлицевого конца поперечного вала и передает вращение сразу двум зубчатым колесам 33, расположенным с двух сторон от нее, а те в свою очередь вращают крайние зубчатые колеса 34, которые также установлены на конических роликовых подшипниках в корпусе 23 балансира и с помощью поперечных валов 32 с шлицевыми концами вращают ступицы 25 ведущих колес.

Ступицы колес установлены на двух конических роликовых подшипниках 26, 27 на стаканах 30, расположенных по­перек балансира, путем крепления к боковинам его корпуса.

Конструкции ступицы тормозного барабана 28, диска 29 и тормозных устройств 24 ведущих колес автогрейдера подобны устройствам ведущих колес грузовых автомашин.

Обособленный задний ведущий мост ДЗ-122, ДЗ-143

Обособленный задний ведущий мост предназначен для привода одной пары колес (рис. 2).

Состоит из полой стальной литой балки, узла главной передачи, вставленного в ее полость, двух бортовых передач, расположенных на торцах балки, двух полуосей, передающих вращение от главной передачи бортовым передачам, валов-ступиц для крепления пневматических колес и тормозных устройств.



Рис. 2. Задний ведущий мост ДЗ-122, ДЗ-143 для привода одной пары колес

1, 14— коническая пара; 2, 16, 17, 19 — подшипники качения; 3, 18 — полуоси; 4— поршень; 5 — муфта; 6, 9— бортовая передача; 7 — вал-ступица; 8 — диск; 10 — многодисковый тормоз; 11 — пневмоцилиндр; 12 — шаровой палец для крепления к подвеске; 13 — корпус главной передачи; 15 — фланец

Главная передача грейдера ДЗ-122, 143

Представляет собой пару конических колес 1, 14 с круговыми зубьями, смонтированных в специальном корпусе 13, на подшипниках качения 2, 16, 17, 19. Причем к фланцу 15 вала конической шестерни 14 крепится фланец карданного вала, соединяющего главную передачу с мультипликатором коробки передач, а в полости ступицы конического ведомого колеса на шлицах устанавливаются концы полуосей 3, 18.

Каждая полуось соединяется с помощью фланцевой муфты 5 с ведущим зубчатым колесом 6 бортовой передачи. Одна из полумуфт служит для установки колесного многодискового тормоза 10 и пневмоцилиндра 11 с поршнем 4 для включения тормоза.

Бортовая передача грейдера ДЗ-122, 143

Является цилиндрической передачей с внутренним зацеплением. Причем ведомое зубчатое колесо 9 с внутренним зубчатым венцом имеет форму барабана и закреплено на валу-ступице 7 колеса, на наружном диске 8 которого крепится колесо с пневматической шиной в сборе.

Так как один обособленный задний мост автогрейдера приводит во вращение одну пару колес, то для привода еще одной пары задних колес служит точно такой же мост.

Эти два обособленных моста крепятся к раме автогрейдера через специальную балансирную подвеску, которая позволяет им работать совместно, но с возможностью преодолевать неровности грунта без отрыва колес.



Рис. 3. Балансирная подвеска ДЗ-122, ДЗ-143

1—рама автогрейдера; 2 — реактивная штанга; 3 — мост; 4 — балансир; 5 — ось; 6 — шаровая опора; 7 — посадочное место на раме

Балансирная подвеска ДЗ-122, ДЗ-143 (рис. 3) состоит из двух продольных балансиров 4, поперечной оси 5, связывающей их и относительно которой они могут в шарнирных опорах покачиваться, в продольной плоскости, реактивных штанг 2; позволяющих удерживать мосты в нужном положении относительно рамы автогрейдера.

Сверху на оси расположены два плоских разнесенных посадочных места 7 для крепления с помощью болтов подвески к плоскостям рамы 1.

Каждый балансир снизу снабжен шаровыми опорами 6, в которых удерживаются шаровые пальцы 12 мостов (см. рис. 2). Две верхние продольные реактивные штанги 2 (см. рис. 3) с помощью шаровых соединений крепятся каждая одним концом к мосту 3, а другим — к раме автогрейдера.

Таким образом, каждый задний мост крепится к балансирам и к раме автогрейдера с помощью шаровых соединений, что обеспечивает их легкий монтаж и демонтаж.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ